Файл: Иванов, Г. С. Эксплуатационная надежность и совершенствование технологии изготовления железобетонных шпал.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
вой арматурой. Однако опыт эксплуатации двухблочных шпал показывает, что они не отвечают жестким требованиям по под держанию ширины колеи, несмотря на большой расход арма туры по сравнению с брусковыми шпалами.
Четырех-, шести-и восьмистержневые шпалы ГДР и ФРГ имеют иные характеристики, чем двухстержневые.
Заслуживает внимания применение в восьмистержневых шпалах специальной высокопрочной арматуры периодического профиля с овальным поперечным сечением. Такая арматура хо рошо заанкеривается в бетоне, поэтому не требует применения дополнительных металлических анкеров. Однако указывается, что овальное сечение неблагоприятно с точки зрения образова ния трещин в бетоне. Опасность образования трещин в направ лении большой оси овала в шесть раз больше, чем в направле нии малой оси. Поэтому круглая напрягаемая арматура пред почтительнее.
Шпалы с семипроволочными прядями, как об этом свиде тельствует опыт США, а также результаты экспериментальных
исследований, проведенных |
автором |
совместно с В. |
В. Сереб |
||||
ренниковым, оказались |
недостаточно |
трещиностойкими |
из-за |
||||
плохой анкеровки прядей в бетоне. С этой точки |
зрения |
сом |
|||||
нения вызывает конструкция шпалы с |
восемью |
прядями |
|||||
INBK-7, разработанная в Польше. |
|
|
|
|
|
||
Положительный результат получен в СССР при замене |
се |
||||||
мипроволочных прядей |
специальными |
канатами |
классов |
||||
КЗХЗ(З) и К7ХЗ (1,5), |
изготовленными Белорецким металли |
||||||
ческим комбинатом. Эти канаты, как |
показали |
исследования |
|||||
[15], позволяют сократить длину зоны анкеровки |
в |
бетоне в |
|||||
3 — 4 раза по сравнению |
со |
стандартными |
семипроволочными |
||||
прядями. |
|
|
|
|
|
|
|
Мнения большинства специалистов сходятся при оценке пре имуществ железобетонных целыюбрусковых шпал с проволоч ной арматурой, хотя технология их изготовления более трудо
емка, чем шпал со стержневой арматурой [16]. |
|
|
|
||
В некоторых странах, как видно из табл. |
6 , для изготовле |
||||
ния шпал применяют высокопрочный бетон |
марки |
более |
500, |
||
что требует дополнительного изучения и |
технико-экономичес |
||||
кого обоснования. |
|
ускорения |
тверде |
||
Почти во всех странах применяется для |
|||||
ния бетона тепловлажностная обработка шпал, |
причем, |
как |
|||
видно из табл. 6 , длительность выдерживания шпал в |
формах |
||||
(оборачиваемость форм) и прочность бетона к моменту |
его об |
||||
жатия различны. |
бетона не регламентированы |
||||
Режимы тепловой обработки |
|||||
почти ни одними существующими |
зарубежными |
техническими |
условиями на изготовление шпал. Это в какой-то степени может характеризовать различный подход к решению данного вопроса,
39
а в некоторых случаях и недооценку влияния режима тепловой обработки на качество и в первую очередь на морозостойкость
бетона. |
|
|
организации |
производ |
|
Различны и технологические схемы |
|||||
ства шпал. В Англии, Японии, Индии изготовление |
железобе |
||||
тонных шпал организовано |
на стендах, в Венгрии — по |
поточ |
|||
но-конвейерной схеме в силовых формах и т. д. |
|
схема |
|||
Следует |
признать, что |
стендовая |
технологическая |
||
требует при |
организации производства |
меньших капитальных |
затрат и меньших амортизационных и прочих расходов при эк
сплуатации. Однако при стендовой схеме низки |
съемы про |
|
дукции с 1 м2 производственной площади; эта схема |
выгодна |
|
при отсутствии надобности в закрытых помещениях. |
и |
поточно |
Наиболее производительны поточно-агрегатная |
конвейерная технологические схемы. Однако и при этом сохра няется большое количество операций, выполняемых вручную, что свидетельствует об отсутствии комплексной механизации работ. С этой точки зрения заслуживают внимание разработ ки, проведенные в США, по автоматизации производства шпал, армированных семипроволочными прядями, хотя сама конст рукция этих шпал не может быть одобрена.
Характерной чертой зарубежных разработок является по пытка комплексного решения конструкции самих шпал и кон струкции рельсовых скреплений с ними, причем последним уде ляется очень большое внимание, например, в проекте Техни ческих условий США на шпалы. В то же время следует отме тить, что технологические вопросы изготовления шпал освеща ются в зарубежной литературе недостаточно.
Показатели жесткости бетонной смеси в зарубежной прак тике не приводятся. Отсутствуют какие-либо ссылки на связь долговечности бетона с жесткостью смеси.
Г л а в а 2
ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ НАДЕЖНОСТЬ ШПАЛ
1. Классификация дефектов и причины преждевременного разрушения шпал
Фактический срок службы железобетонных шпал еще не установлен, так как длительность их массовой эксплуатации на сети железных дорог СССР пока не превышает 10—15 лет. Речь идет о железобетонных шпалах с проволочной арматурой
(см. рис. 1 ), которые признаны наиболее |
совершенными по |
конструкции и приняты для повсеместной |
укладки. Опыт эк |
сплуатации других видов железобетонных |
шпал, в частности, |
за рубежом более продолжителен, но не является показатель
ным для наших дорог в силу иных условий |
службы и приня |
|||||||
тых конструктивных решений шпал. |
|
|
|
|
|
|||
К началу 1972 г. на магистральных железных дорогах СССР |
||||||||
уложено |
около 42 |
млн. железобетонных шпал |
(в основном |
с |
||||
проволочной арматурой) на |
протяжении |
более 21 |
тыс. |
км |
||||
пути. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Экономическая |
эффективность применения |
железобетонных |
||||||
шпал в первую очередь зависит от срока их |
|
службы. |
Интен |
|||||
сивные |
испытания |
шпал |
типа С-56 |
на |
опытном |
кольце |
ЦНИИ МПС [9] показали, что после пропуска по ним тонна жа в 1 млрд, т брутто статическая прочность шпал не умень шилась, а трещиностойкость в среднем снизилась на 10%. По
выносливости такие шпалы могли еще |
выдержать |
не |
менее |
|
50 млн. нагружений, что |
равнозначно |
дополнительному |
про |
|
пуску 1 млрд, т брутто. |
|
|
|
|
Из этого опыта сделан вывод о том, что срок службы 50 лег |
||||
для шпал с проволочной |
арматурой реален на всех |
линиях с |
грузонапряженностью до 40 млн. т брутто в год.
За рубежом иногда высказывают мнения, что срок службы железобетонных шпал практически не ограничен и их мораль ный износ может наступить раньше физического.
В СССР за состоянием железобетонных шпал в пути уста новлены наблюдения, все виды обнаруживаемых дефектов шпал (табл. 9) учитывают и классифицируют по специальной системе, которую в путейской практике принято называть ри сунками дефектов (рис. 14).
По материалам ЦНИИ МПС, относящимся к концу 1967 г., среднее число дефектных шпал на сети железных дорог СССР
41
|
|
I группа |
|
|
|
|
11 П м Т |
12 |
L ” J " : = 3 |
13 |
I_______ X |
,-- ’ |
|
|
|
J L |
|
|
|
|
1k |
15 |
|
16 |
!------- |
TP |
|
---af |
|
Д 8 Г Т 1 |
|
'I? |
C |
|
17 |
18 |
|—r^TT |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
■ тГ '4 |
~ Г — |
г ! |
|
|
|
|
--ц__ |
|
|
21
□
tk r ^ T
Z M
31 |
3 |
П |
групп а |
|
22 |
|
i |
п |
*■4 |
Uо |
_ |
||
25 |
|
a |
|
|
|
Г i ы |
d ' |
Ш группа
3?
23 ^
l° °l
S
33 Z |
я |
|
1 |
^ [T J |
35 |
|
|
|
C |
|
|
Л группа |
7 |
группа |
Ш группа |
k i |
51 |
------- |
61 Г" '" 1г~ т^ 1 |
■OfiH^4§r JEZ--
Рис. '14. Дефекты железобетонных шпал по классификации МПС:
Хв дефекта |
Описание дефекта |
|
I группа |
11 |
Поперечные трещины под рельсом снизу |
12 |
Косые трещины под рельсом |
13 |
Поперечные трещины в середине сверху |
И |
Продольные трещины по втулкам |
15Трещины от желоба
16Поперечные трещины сверху скрепления
17Торцевые трещины
18Поперечные трещины в концевой части шпалы
19Поперечные трещины в середине снизу
42