Файл: Иванов, Г. С. Эксплуатационная надежность и совершенствование технологии изготовления железобетонных шпал.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Технологический процесс организован по кольцевому замк нутому потоку и выполняется на десяти производственных по зициях. Ритм потока равен 15 мин. Шпалы изготовляют в четы рехместных силовых металлических формах, каждая из кото рых вместе со шпалами имеет массу 1900 кг. Продолжитель ность выполнения всех операций на десяти технологических по зициях составляет 2,5 ч. Тепловлажностную обработку бетона производят по следующему режиму:
Предварительная выдержка |
при температуре 80°С . |
. |
3 ч |
Подъем температуры до 8 |
5 ° С ...........................................2 |
» |
|
Изотермический прогрев в водяном бассейне при 85°С |
. |
4 » |
|
Снижение температуры до |
3 0 ° С ...........................................5 |
» |
Таким образом один оборот формы, соответствующий про изводственному циклу, совершается за 16,5 ч.
Отличительными особенностями рассматриваемой техноло гии является применение метода непрерывного армирования шпал, термическая обработка бетона в водных ваннах непос
редственно в формах, закрываемых на этот период |
специаль |
ными крышками-прессами. Авторы этой технологии |
утвержда |
ют, что за счет закрытия форм крышками удалось |
сократить |
продолжительность процесса тепловой обработки |
бетона. Уп |
лотнение бетонной смеси производят на виброплощадках с пригрузами, которыми являются указанные выше крышки, прижи маемые в процессе вибрации специальными ключами.
Тоннельная камера тепловой обработки шпал расположена ниже уровня пола цеха по оси технологической линии и обору дована вертикальными лифтами для подъема и опускания форм. Камера является непрерывно действующей и разделена на три следующие зоны: подъема температуры, изотермического про грева в воде, остывания шпал.
Перемещение форм в камере производят по рельсам на спе циальных тележках, несущих на себе по две формы, перемеща
емые толкателем с шагом 1,77 м. Бетон приготовляют |
на |
це |
|||
менте «Сатурн 350» и «Гродец 350», гранитном |
мытом |
щебне |
|||
двух фракций (4—10 и 10—20 мм) и |
крупнозернистом |
песке. |
|||
Данные о расходе цемента и других материалов, |
так же как и |
||||
о прочности получаемого бетона, в литературе |
не приведены. |
||||
В 1969 г. для железных дорог Польши |
была |
разработана |
|||
и испытана новая конструкция шпалы из предварительно |
на |
||||
пряженного железобетона, армированная |
восемью семипрово |
||||
лочными прядями из 2,5-мм проволок |
(рис. 8), |
предназначен |
ная для пути с высокой грузонапряженностью. Опорная поверх ность подошвы шпалы составляет 6300 см2, т. е. на 15% боль ше, чем у ранее созданных шпал. Основные параметры железо бетонных шпал для польских железных дорог приведены в табл. 7.
Сообщается, что 23—85% железобетонных шпал старых ти пов A, Mg, PS, PS3, выпущенных в Польше в 1946—1959 гг.,
29
1517
Т а б л и ц а 7
Характеристики железобетонных шпал железных дорог Польши
Условное обозна |
|
Масса, |
Длина, |
Ширина, |
Напря |
|
Тип шпал |
гаемая |
|||||
чение шпал |
кг |
см |
см |
арматура, |
||
|
|
|
|
|
ш-т. мм |
|
JNBK-3 |
Предварительно |
226 |
250 |
26,5 |
52 0 |
2,5- |
JNBK-4 |
напряженные |
215 |
280 |
28,6 |
48 0 |
2,5 |
То же |
||||||
JNB'K-7 |
» |
2145 |
250 |
30,0 |
56 0 |
2,5. |
В1-2 |
Из обычного же |
210 |
224 |
30,0 |
|
|
В т |
лезобетона |
242 |
240 |
32,0 |
|
|
То же |
|
|
имеют поперечные трещины и требуют замены. Железобетонные шпалы типа St3, которые выпускались в 1951—1961 гг., дали трещины только на участках с большой грузонапряженностью на высоких насыпях. На магистральных линиях с грузонапря
женностью 30 |
млн. т брутто 6,5% шпал также имеют трещины.. |
|
В А н г л и и |
на главных путях железных дорог уложено бо |
|
лее 14 млн. предварительно напряженных |
железобетонных |
|
шпал. Первые |
предварительно напряженные |
железобетонные' |
шпалы в Англии были изготовлены и испытаны в эксплуатаци онных условиях в 1943 г. Первоначальный вариант шпалы типа Е был рассчитан на осевую нагрузку 20 тс и скорость движе-
зо
2590
Рис. 9 Шпала типа F английских железных дорог
ния поездов не более 96 км/ч. Армированы эти шпалы двад цатью проволоками диаметром 5 мм. В 1952 г., когда стала очевидной недостаточная прочность шпал типа Е, были созданы
болбе мощные шпалы типов F и G. Шпалы типа G, как |
из |
|||
лишне мощные, дальнейшего применения не получили. |
до |
|||
В настоящее |
время стандартом |
английских |
железных |
|
рог установлена |
для применения |
модификация |
шпалы |
типа |
F23 (рис. 9). Шпала имеет длину 250 см и армирована 26 вы сокопрочными (156—172 кгс/см2) проволоками периодического профиля диаметром 5 мм. Для электрифицированных участков железных дорог выпускаются шпалы модификации F24, длина которых увеличена до 260 см из условий установки третьего контактного рельса.
Изготовляют железобетонные шпалы на стендах длиной ЮО—180 м (фирма Дау-Мак). Натяжение проволок производят попарно и закрепляют их в анкерных плитах при помощи цан говых захватов. Бетонируют шпалы в металлических одиноч ных штампованных формах матричного типа, торцы которых после установки арматурных пакетов закрывают диафрагмами. Уплотнение бетонной смеси производят при помощи навесных вибраторов. Для ускорения твердения бетона формы накрыва ют специальными колпаками, под которые подается пар. Шпа лы изготовляют из бетона марки 500 и применяют смеси полупластичной консистенции.
К числу недостатков рассматриваемой технологии относит ся низкий уровень механизации производства работ, что при водит к применению ручного труда при выполнении множества различных операций, начиная с заправки концов проволок в отверстия диафрагм и кончая очисткой форм.
Длительность выдерживания шпал на стендовых линиях составляет 24 ч, а иногда достигает трех и более суток в зави-
31
симости от вида и расхода цемента, температуры прогрева бе тона и требований срочности исполнения заказа.
Английские специалисты считают, что естественное вызре вание бетона является предпочтительным перед его припар кой, так как при этом гарантируется получение бетона со свой ствами, заложенными при проектировании и подборе его соста ва. Завод с 40—50 технологическими линиями может произво дить от 750 до 1000 шпал в сутки. Англия располагает шестью заводами для изготовления шпал. На заводах производится тщательный подбор требуемого состава бетона, применяется исключительно кондиционный фракционированный на 5—7 сос тавов щебень и на 2—3 состава песок. Применяется бетонная смесь состава 1 :1,5:3; состав бетона уточняется заводской ла бораторией в зависимости от характеристики имеющихся за полнителей и цемента.
Ожидаемый срок службы предварительно напряженных же лезобетонных шпал не менее 50 лет против 14—18 лет для де ревянных шпал.
Обращают внимание результаты проведенных в Англии сравнительных исследований конструкций шпал с дополни тельными металлическими литыми анкерами внутри бетона и без анкеров, когда проволоки диаметром 5 мм удерживаются только силами сцепления металла с бетоном. Отмечается, что в железобетонных шпалах применение проволок сравнительно малого диаметра позволяет более равномерно распределить на пряжения обжатия в поперечных сечениях шпалы и обеспечи вает высокое сопротивление ударным нагрузкам в случае схода с рельсов подвижного состава. Сравнение показало, что при
армировании 5-мм |
арматурой |
периодического |
профиля |
нет |
||
надобности в применении |
дополнительных литых |
анкеров, |
ко |
|||
торые удорожают шпалу. |
|
типом является |
шпала |
RS |
||
Во |
Ф р а н ц и и |
основным |
||||
(рис. |
10), состоящая из |
двух |
железобетонных |
подрельсовых |
Рис. 10. Шпала типа RS французских железных дорог
32
блоков, соединенных металлической поперечиной таврового се чения. Масса каждой шпалы около 180 кг при расходе метал
ла на нее 28 кг.
Изготовляют такие шпалы методом виброштампования с немедленной распалубкой. Этот технологический прием следует
признать оригинальным, однако |
подробности конструктивного |
||
решения виброштампующей установки в литературе |
не |
рас |
|
крыты. |
в виде портала перемещает |
||
Виброштампующая установка |
|||
ся по рельсовым путям цеха и поштучно укладывает |
на |
пол |
|
свежеотформованные шпалы. Ритм работы составляет |
3 |
мин |
|
на шпалу. Для формования применяют жесткую |
бетонную |
смесь (В/Ц <0,38), состоящую из 50% щебня фракции 20—40
мм и менее |
30% |
песка. Бетон набирает |
прочность около |
|||
24 ч, затем шпалы транспортируют на склад готовой |
продук |
|||||
ции, где они твердеют в естественных условиях. |
В |
процессе |
||||
твердения шпалы поливают водой. |
|
шпалы |
ти |
|||
Железобетонные |
предварительно напряженные |
|||||
пов VW и |
SCOP широкого распространения |
во |
Франции |
не |
||
получили. |
|
|
|
|
|
|
Помимо Франции, шпалы типа RS применяются в 24 стра нах, которыми либо приобретены лицензии на их производство, либо покупаются готовые шпалы. К этим странам относятся Бразилия, Италия, Испания, Марокко, Тунис, Ливан, Дания, Япония, Индия, Люксембург, Мексика и др.
В Шв е ц и и наибольшее распространение получила железо бетонная шпала типа 101 (рис. 1 1 ), которая по внешнему кон структивному оформлению весьма близка к французской шпа ле типа RS. Два бетонных блока соединены круглой поперечи-
Рис. 1]. Шпала типа 101 шведских железных дорог
2—3096 |
3 3 ; |