Файл: Иванов, Г. С. Эксплуатационная надежность и совершенствование технологии изготовления железобетонных шпал.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл. 10 |
|||
1 |
2 |
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
б |
|
6 |
Проскаль- |
Пониженная |
То |
же, |
что |
и в Разрушение бе- |
1Т, |
18, |
||||||||
|
зывание |
прочность |
п. |
1, |
|
кроме |
то- |
тона |
от |
мо- |
31 |
|||||
|
арматуры |
бетона |
го, |
|
неправиль- |
роза |
и уста- |
|
|
|||||||
|
при спус- |
|
|
ный |
режим |
теп- |
лости |
в |
под- |
|
|
|||||
|
ке натя- |
|
|
ловой обработки |
рельсовых |
|
|
|||||||||
|
женин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
опорных |
ча |
|
|
||
7 |
Сколы |
|
бе- |
|
|
Удары |
|
при |
распа- |
стях |
|
ар- |
22, |
23, |
||
|
— |
|
|
Ржавление |
||||||||||||
|
тона |
|
|
|
|
лубке |
и |
трап- |
матуры |
на |
24, |
25 |
||||
|
|
|
|
|
|
спортировке |
|
оголенных |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
участках |
|
|
|
|
|
У к л а д о ч н о - э к с п л у а т а ц и о н н ы е |
д е ф е к т ы |
|
|
|
|||||||||||
8 |
Поперечные |
Поперечные ■Опирание середи- |
Ржавление |
ар- |
13, |
19, |
||||||||||
|
видимые |
трещины, |
ной. при |
отря- |
матуры в ме- |
25 |
||||||||||
|
трещины и |
раскрыва- |
сенных концах, |
стах |
раскры- |
|
|
|||||||||
|
сколы |
бе- |
ющиеся |
чрезмерная под- |
вающихся по- |
|
|
|||||||||
|
тона |
|
в |
при |
про- |
бивка |
|
концов |
перечных тре- |
|
|
|||||
|
средней |
ходе |
под- |
при |
свободной |
се- |
Щ 'И 'Н |
и ско- |
|
|
||||||
|
части |
|
|
вижного |
редине |
|
|
лов бетона |
|
|
||||||
|
|
|
|
состава |
Расклинивающее |
То |
же |
|
14, 24 |
|||||||
9 |
Продольные |
— |
|
|
||||||||||||
|
трещины и |
|
|
действие шуру- |
|
|
|
|
|
|||||||
|
сколы |
бе- |
|
|
пов |
при |
иепра- |
|
|
|
|
|
||||
|
тона |
|
по |
|
|
вильном |
завив |
|
|
|
|
|
||||
|
втулкам |
|
|
чивании, |
пере |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
дача сил угона |
|
|
|
|
|
|||||
10 |
Сколы |
бе- |
|
|
рельса на шуруп |
|
|
|
211, |
22, |
||||||
— |
|
Удары при сборке, |
|
|
|
|||||||||||
|
тона у по- |
|
|
подбивке |
и |
вы- |
|
|
|
23, |
24, |
|||||
|
дошвы |
и |
|
|
правке пути |
|
|
|
|
25 |
||||||
|
другие ме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
ханичес |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
кие повре |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
ждения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
при |
|
ук |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ладке зве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
ньев |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К о н с т р у к т и в н ы е д е ф е к т ы |
|
|
|
|
||||||||
11 |
Поперечные |
— |
|
Ослабление |
сече- |
Полное или ча- |
14, |
16 |
||||||||
|
трещины |
|
|
ния втулками или |
стичиое |
рас- |
|
|
||||||||
|
по |
втул- |
|
|
отверстиями для |
стройство уз- |
|
|
||||||||
|
кам |
|
или |
|
|
закладных |
бол- |
ла крепления |
|
|
||||||
|
отверстия |
|
|
тов, |
недостаточ- |
рельса к шпа- |
|
|
||||||||
|
закладных |
|
|
ная |
глубина |
за- |
ле |
|
|
|
|
|||||
|
болтов |
|
|
|
делки |
заклад |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
ных шайб |
|
|
|
|
|
|
52
явным технологическим дефектам соответствуют в боль шинстве случаев скрытые технологические дефекты-аналоги,
которые при существующих методах приемки шпал, как |
пра |
|
вило, не обнаруживаются; |
|
ве |
число шпал со скрытыми технологическими дефектами, |
||
роятно, находится в некоторой зависимости |
от числа шпал с |
|
регистрируемыми явными технологическими |
дефектами, |
так |
как появление дефектов-аналогов связано с |
воздействием |
од |
них и тех же технологических факторов; |
|
|
характер проявления скрытых и явных дефектов в шпалах, работающих в пути, один и тот же, разница состоит лишь в том, что скрытые дефекты проявляются и обнаруживаются, как пра вило, после нескольких лет эксплуатации;
технологические явные и скрытые дефекты представляют наибольшую опасность для долговечной работы шпал в пути, так как эти дефекты приводят к постоянному прогрессирующе му во времени разрушению арматуры и бетона.
Установленные взаимосвязи между технологическими де фектами и причинами их возникновения свидетельствуют о значительных недостатках в существующей технологии изго товления железобетонных шпал. Долговечность шпал при рабо те в пути может быть поставлена в непосредственную зависи мость от качества изготовления. Факты преждевременного раз рушения шпал в пути спустя 6 —7 лет после их укладки убеж дают в том, что выход из строя конструкций в основном обус
ловлен низким |
качеством |
их |
изготовления. |
По |
данным |
||
ЦНИИ МПС, в 1968—1969 гг. выход шпал в |
72% |
случаев |
|||||
обусловлен проявлением в них технологических |
дефектов |
и в |
|||||
28%— условиями |
неправильной |
укладки |
и эксплуатации. |
|
|||
Проведенный |
анализ случаев |
преждевременных |
разруше |
||||
ний, связанных с проявлением |
в шпалах |
технологических |
де |
фектов, позволяет сделать вывод о том, что долговечность же лезобетонных шпал при правильной эксплуатации может быть достаточно высокой, если бетон обладает высокой прочностью и морозостойкостью, достаточная толщина защитного слоя бе тона надежно предохраняет арматуру от ржавления, а напря жение в ней сохраняется на весь срок службы, обеспечивая расчетную величину трещиностойкости. Таким образом, основ ными качественными характеристиками железобетонных шпал могут быть признаны прочность, плотность и морозостойкость бетона, трещиностойкость конструкции в целом и толщина за щитного слоя бетона..
Исправление большинства дефектов в шпалах (до или пос ле укладки) практически нереально, так как большинство технологических дефектов относится к числу скрытых. Поэто му дальнейшие научные поиски должны быть направлены на выпуск продукции со стабильно высокими качественными ха рактеристиками.
53
В рассматриваемом аспекте предстоит установить, какими качественными характеристиками должна обладать конструк ция шпалы, чтобы она могла безупречно служить в пути в те чение длительного времени (50—70 лет), а также выявить связь указанных качественных характеристик изделий с техно логическими факторами. Знание качественных характеристик и механизма их формирования в процессе изготовления конст рукции позволило бы направленно воздействовать на техноло гический процесс и исключить факторы, приводящие к зарож дению в шпалах дефектов изготовления. Это положение в рав ной степени относится к задачам по совершенствованию сущест вующего производства на действующих заводах и к перспек тивным разработкам.
С другой стороны, проведенный анализ видов и причин преждевременного разрушения шпал в пути показывает, что в процессе эксплуатации должен происходить постепенный при рост числа дефектных шпал в результате проявления в основ ном скрытых технологических пороков. Очевидно, что нельзя поставить знак равенства между дефектной шпалой и полным ее разрушением с потерей несущей способности. Однако с те чением времени дефект будет увеличиваться и может вывести шпалу из строя. Длительность процесса разрушения дефектной шпалы будет зависеть как от глубины порока, так и от усло вий ее эксплуатации. Во всяком случае не вызывает сомнения, что срок службы дефектных шпал будет значительно меньше, чем здоровых шпал.
2. Влияние технологии изготовления на качество шпал
Анализ |
видов преждевременных разрушений шпал |
пока |
зал, что в |
большинстве случаев причиной их выхода из |
строя |
явилось развитие технологических дефектов. Основные качест венные характеристики изготовляемых шпал формируются под влиянием множества одновременно действующих технологи ческих факторов. Однако не все операции технологического про цесса могут оказывать в равной степени одинаковое влияние на формирование качественных характеристик шпал.
Характерными особенностями структуры технологического процесса изготовления шпал являются его многостадийность и значительная продолжительность. В начале цикла выполняют ся операции по дозированию материалов и приготовлению бе
тонной смеси. Одновременно идут |
процессы по |
подготовке |
|
форм, заготовке арматурных пакетов и |
их натяжению. Ввиду |
||
того что процесс изготовления шпал по |
существу является не |
||
прерывным, одновременно на разных |
позициях |
выполняются |
|
все операции технологического цикла. |
|
|
|
54
Общая продолжительность цикла по изготовлению шпал на Действующих предприятиях с организацией производства по поточно-агрегатной схеме составляет 11—15 ч, из которых на долю твердения бетона приходится более 95% времени. В ре зультате получают почти готовое изделие, которое, однако, не может быть отгружено потребителю, так как прочность бетона в нем равна приблизительно 70% заданной проектной марки. 30% прочности бетон должен добрать к 28-суточному возрасту при хранении шпал на внутрицеховом и открытых складах.
Таким образом, фактическая продолжительность цикла из готовления шпал, включая время тепловлажностной обработки и выдерживания на складе, составляет около 28 суток. Из них в первые 11—15 ч производятся активные технологические опе рации, а в остальное время процессы твердения протекают без
Рис. 24. Схема зависимости качественных характеристик шпал от техно логических факторов
55
специального воздействия на бетон и фактически бесконтроль но. Поэтому в разных районах расположения заводов и при ме няющихся погодных условиях могут получаться шпалы, в ко торых бетон будет обладать различными физико-механически ми свойствами. Вот почему важно изыскать такие технологи ческие приемы, которые позволяли бы уже в течение периода выполнения активных технологических операций получать бе тон заданной прочности и стабилизированный по показателям качества. По технико-экономическим соображениям выгодно сократить и продолжительность указанного периода.
Рассмотрим вопрос о влиянии различных технологических
факторов на формирование /качественных характеристик изго товляемых шпал. Эти связи в общем виде легко проследить по
принятой в первой |
главе классификации путем |
сопоставления |
видов дефектов и |
причин их возникновения |
(см. табл. 1 0 ). |
Так, например, трещиностойкость конструкции находится в зависимости от высоты шпалы, числа проволок в пакете и ве личины их предварительного натяжения, а также от плавности спуска натяжения арматуры. Плотность бетона зависит от ка чества сырья, состава смеси, режима ее уплотнения и тепло влажностной обработки. Аналогично можно установить зависи мость других качественных характеристик изделия от техноло гических факторов производственного процесса (рис. 24).
Из этой схемы видно, что одни и те же технологические фак
торы воздействуют в различных сочетаниях на |
формирование |
||
различных качественных характеристик изделий. |
Кроме того, |
||
сами качественные характеристики |
шпал находятся в сложной |
||
корреляционной зависимости. Так, |
трещиностойкость |
зависит |
|
от прочности бетона, а прочность — от плотности |
и т. |
п. |
Рассматриваемая схема устанавливает зависимости качест венных характеристик железобетонных шпал от различных тех нологических факторов, но не дает еще ответа на вопрос о сте пени влияния этих факторов на зарождение дефектов в шпалах.
Выборочные данные по пяти шпальным заводам о распре делении различных технологических дефектов в шпалах, регис трируемых при их приемке (табл. 1 1 ), показывают, что основ ные явные дефекты, проявляющиеся в 75—80% всех отбрако ванных шпал на заводах (раковины, пористость, заплывы, рас слоение и т. д.), вызваны колебаниями качества сырья и бето на и в значительной мере недостаточным его уплотнением. Соответствующие им скрытые дефекты (пониженная прочность, плотность и морозостойкость) вызваны действием тех же тех нологических факторов, а также принятым режимом тепловой обработки бетона. Около 10% регистрируемых дефектов связа но по происхождению с технологией производства арматурных работ (пониженная трещиностойкость, микротрещины и т. п.)
На действующих заводах 90% всей бракуемой продукции приходится на шпалы с явными технологическими дефектами,
56
|
|
|
Т а б л и ц а |
U |
|
|
|
|
|
|
|
|
Распределение явных дефектов |
в железобетонных шпалах, % |
|||||
|
|
|
|
|
|
Заводы |
|
|
|
Дефекты |
|
Чудов- |
Вишнев |
Челябин |
Корос- |
Сергелин- |
Среднее |
||
|
|
|
|
ский |
ский |
ский |
тенский |
екчй |
по заво |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дам |
Раковины |
на |
ли |
62,1 |
50,5 |
54,5 |
51,9 |
72,3 |
56,1 |
|
цевой |
поверхно |
|
|
|
|
|
|
||
сти и в торцах, |
|
|
|
|
|
|
|||
рыхлый |
неуп |
|
|
|
|
|
|
||
лотненный бетон |
7,1 |
2,4 |
3,0 |
2,0 |
_ |
3,2 |
|||
Трещины в торцах |
|||||||||
Расслоение |
бето |
16,1 |
3,9 |
6,1 |
10,0 |
12,6 |
9,4 |
||
на, трещины бо |
|
|
|
|
|
|
|||
ковые и на по |
|
|
|
|
|
|
|||
дошве |
|
|
7,3 |
1,5 |
|
2,7 |
|
|
|
Пучковатость |
ар |
2,0 |
|
3,1 |
|||||
матуры, |
несоб |
|
|
|
|
|
|
||
людение |
толщи |
|
|
|
|
|
|
||
ны |
защитного |
|
|
|
|
|
|
||
слоя |
арматуры1 |
5,2 |
8,1 |
12,0 |
6,5 |
8,5 |
7,4 |
||
Заплывы |
отвер |
||||||||
стий, |
пепровора- |
|
|
|
|
|
|
||
чиваемость |
бол |
|
|
|
|
|
|
||
та |
|
|
|
|
|
1,3 |
|
|
0,14 |
Недостаточная |
|
|
|
|
" |
||||
трещипостой- |
|
|
|
|
|
||||
кость |
|
|
|
|
0,6 |
|
2,0 |
|
|
Несоблюдение гео |
од |
1,9 |
6,1 |
1,1 |
|||||
метрических |
раз |
|
|
|
|
|
|
||
меров |
попереч |
|
|
|
|
|
|
||
ного сечения1 |
1,5 |
21,5 |
11,3 |
16,6 |
6,1 |
1'3,4 |
|||
Отколы |
бетона |
||||||||
Прочие |
явные |
де |
0,6 |
11,2 |
7,7 |
10,55 |
4,4 |
7,2 |
|
фекты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
учтенных |
8410 |
Ы 484 |
4380 |
13 555 |
1 500 |
— |
||
при анализе |
де |
|
|
|
|
|
|
||
фектных |
шпал, |
|
|
|
|
|
|
||
шт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Фактически процентный |
состав этих |
дефектов |
бывает и |
значительно |
выше по |
||||
причинам, рассмотренным далее. |
|
|
|
|
|
связанными с производством работ по армированию и формо ванию шпал, а также с режимами тепловой обработки бетона. Это свидетельствует о том, что именно в выполнении ^указан ных видов работ содержатся наибольшие потенциальные опас ности зарождения явных и скрытых технологических дефектов в изделиях. Следовательно, при совершенствовании технологии Производства в первую очередь должно быть обращено внима-
57