Файл: Иванов, Г. С. Эксплуатационная надежность и совершенствование технологии изготовления железобетонных шпал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

табл. 10

1

2

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

5

 

 

б

6

Проскаль-

Пониженная

То

же,

что

и в Разрушение бе-

1Т,

18,

 

зывание

прочность

п.

1,

 

кроме

то-

тона

от

мо-

31

 

арматуры

бетона

го,

 

неправиль-

роза

и уста-

 

 

 

при спус-

 

 

ный

режим

теп-

лости

в

под-

 

 

 

ке натя-

 

 

ловой обработки

рельсовых

 

 

 

женин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опорных

ча­

 

 

7

Сколы

 

бе-

 

 

Удары

 

при

распа-

стях

 

ар-

22,

23,

 

 

 

Ржавление

 

тона

 

 

 

 

лубке

и

трап-

матуры

на

24,

25

 

 

 

 

 

 

спортировке

 

оголенных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

участках

 

 

 

 

У к л а д о ч н о - э к с п л у а т а ц и о н н ы е

д е ф е к т ы

 

 

 

8

Поперечные

Поперечные ■Опирание середи-

Ржавление

ар-

13,

19,

 

видимые

трещины,

ной. при

отря-

матуры в ме-

25

 

трещины и

раскрыва-

сенных концах,

стах

раскры-

 

 

 

сколы

бе-

ющиеся

чрезмерная под-

вающихся по-

 

 

 

тона

 

в

при

про-

бивка

 

концов

перечных тре-

 

 

 

средней

ходе

под-

при

свободной

се-

Щ 'И 'Н

и ско-

 

 

 

части

 

 

вижного

редине

 

 

лов бетона

 

 

 

 

 

 

состава

Расклинивающее

То

же

 

14, 24

9

Продольные

 

 

 

трещины и

 

 

действие шуру-

 

 

 

 

 

 

сколы

бе-

 

 

пов

при

иепра-

 

 

 

 

 

 

тона

 

по

 

 

вильном

завив

 

 

 

 

 

 

втулкам

 

 

чивании,

пере­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дача сил угона

 

 

 

 

 

10

Сколы

бе-

 

 

рельса на шуруп

 

 

 

211,

22,

 

Удары при сборке,

 

 

 

 

тона у по-

 

 

подбивке

и

вы-

 

 

 

23,

24,

 

дошвы

и

 

 

правке пути

 

 

 

 

25

 

другие ме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ханичес­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кие повре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

 

ук­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ладке зве­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ньев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К о н с т р у к т и в н ы е д е ф е к т ы

 

 

 

 

11

Поперечные

 

Ослабление

сече-

Полное или ча-

14,

16

 

трещины

 

 

ния втулками или

стичиое

рас-

 

 

 

по

втул-

 

 

отверстиями для

стройство уз-

 

 

 

кам

 

или

 

 

закладных

бол-

ла крепления

 

 

 

отверстия

 

 

тов,

недостаточ-

рельса к шпа-

 

 

 

закладных

 

 

ная

глубина

за-

ле

 

 

 

 

 

болтов

 

 

 

делки

заклад­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ных шайб

 

 

 

 

 

 

52


явным технологическим дефектам соответствуют в боль­ шинстве случаев скрытые технологические дефекты-аналоги,

которые при существующих методах приемки шпал, как

пра­

вило, не обнаруживаются;

 

ве­

число шпал со скрытыми технологическими дефектами,

роятно, находится в некоторой зависимости

от числа шпал с

регистрируемыми явными технологическими

дефектами,

так

как появление дефектов-аналогов связано с

воздействием

од­

них и тех же технологических факторов;

 

 

характер проявления скрытых и явных дефектов в шпалах, работающих в пути, один и тот же, разница состоит лишь в том, что скрытые дефекты проявляются и обнаруживаются, как пра­ вило, после нескольких лет эксплуатации;

технологические явные и скрытые дефекты представляют наибольшую опасность для долговечной работы шпал в пути, так как эти дефекты приводят к постоянному прогрессирующе­ му во времени разрушению арматуры и бетона.

Установленные взаимосвязи между технологическими де­ фектами и причинами их возникновения свидетельствуют о значительных недостатках в существующей технологии изго­ товления железобетонных шпал. Долговечность шпал при рабо­ те в пути может быть поставлена в непосредственную зависи­ мость от качества изготовления. Факты преждевременного раз­ рушения шпал в пути спустя 6 —7 лет после их укладки убеж­ дают в том, что выход из строя конструкций в основном обус­

ловлен низким

качеством

их

изготовления.

По

данным

ЦНИИ МПС, в 1968—1969 гг. выход шпал в

72%

случаев

обусловлен проявлением в них технологических

дефектов

и в

28%— условиями

неправильной

укладки

и эксплуатации.

 

Проведенный

анализ случаев

преждевременных

разруше­

ний, связанных с проявлением

в шпалах

технологических

де­

фектов, позволяет сделать вывод о том, что долговечность же­ лезобетонных шпал при правильной эксплуатации может быть достаточно высокой, если бетон обладает высокой прочностью и морозостойкостью, достаточная толщина защитного слоя бе­ тона надежно предохраняет арматуру от ржавления, а напря­ жение в ней сохраняется на весь срок службы, обеспечивая расчетную величину трещиностойкости. Таким образом, основ­ ными качественными характеристиками железобетонных шпал могут быть признаны прочность, плотность и морозостойкость бетона, трещиностойкость конструкции в целом и толщина за­ щитного слоя бетона..

Исправление большинства дефектов в шпалах (до или пос­ ле укладки) практически нереально, так как большинство технологических дефектов относится к числу скрытых. Поэто­ му дальнейшие научные поиски должны быть направлены на выпуск продукции со стабильно высокими качественными ха­ рактеристиками.

53


В рассматриваемом аспекте предстоит установить, какими качественными характеристиками должна обладать конструк­ ция шпалы, чтобы она могла безупречно служить в пути в те­ чение длительного времени (50—70 лет), а также выявить связь указанных качественных характеристик изделий с техно­ логическими факторами. Знание качественных характеристик и механизма их формирования в процессе изготовления конст­ рукции позволило бы направленно воздействовать на техноло­ гический процесс и исключить факторы, приводящие к зарож­ дению в шпалах дефектов изготовления. Это положение в рав­ ной степени относится к задачам по совершенствованию сущест­ вующего производства на действующих заводах и к перспек­ тивным разработкам.

С другой стороны, проведенный анализ видов и причин преждевременного разрушения шпал в пути показывает, что в процессе эксплуатации должен происходить постепенный при­ рост числа дефектных шпал в результате проявления в основ­ ном скрытых технологических пороков. Очевидно, что нельзя поставить знак равенства между дефектной шпалой и полным ее разрушением с потерей несущей способности. Однако с те­ чением времени дефект будет увеличиваться и может вывести шпалу из строя. Длительность процесса разрушения дефектной шпалы будет зависеть как от глубины порока, так и от усло­ вий ее эксплуатации. Во всяком случае не вызывает сомнения, что срок службы дефектных шпал будет значительно меньше, чем здоровых шпал.

2. Влияние технологии изготовления на качество шпал

Анализ

видов преждевременных разрушений шпал

пока­

зал, что в

большинстве случаев причиной их выхода из

строя

явилось развитие технологических дефектов. Основные качест­ венные характеристики изготовляемых шпал формируются под влиянием множества одновременно действующих технологи­ ческих факторов. Однако не все операции технологического про­ цесса могут оказывать в равной степени одинаковое влияние на формирование качественных характеристик шпал.

Характерными особенностями структуры технологического процесса изготовления шпал являются его многостадийность и значительная продолжительность. В начале цикла выполняют­ ся операции по дозированию материалов и приготовлению бе­

тонной смеси. Одновременно идут

процессы по

подготовке

форм, заготовке арматурных пакетов и

их натяжению. Ввиду

того что процесс изготовления шпал по

существу является не­

прерывным, одновременно на разных

позициях

выполняются

все операции технологического цикла.

 

 

 

54


Общая продолжительность цикла по изготовлению шпал на Действующих предприятиях с организацией производства по поточно-агрегатной схеме составляет 11—15 ч, из которых на долю твердения бетона приходится более 95% времени. В ре­ зультате получают почти готовое изделие, которое, однако, не может быть отгружено потребителю, так как прочность бетона в нем равна приблизительно 70% заданной проектной марки. 30% прочности бетон должен добрать к 28-суточному возрасту при хранении шпал на внутрицеховом и открытых складах.

Таким образом, фактическая продолжительность цикла из­ готовления шпал, включая время тепловлажностной обработки и выдерживания на складе, составляет около 28 суток. Из них в первые 11—15 ч производятся активные технологические опе­ рации, а в остальное время процессы твердения протекают без

Рис. 24. Схема зависимости качественных характеристик шпал от техно­ логических факторов

55

специального воздействия на бетон и фактически бесконтроль­ но. Поэтому в разных районах расположения заводов и при ме­ няющихся погодных условиях могут получаться шпалы, в ко­ торых бетон будет обладать различными физико-механически­ ми свойствами. Вот почему важно изыскать такие технологи­ ческие приемы, которые позволяли бы уже в течение периода выполнения активных технологических операций получать бе­ тон заданной прочности и стабилизированный по показателям качества. По технико-экономическим соображениям выгодно сократить и продолжительность указанного периода.

Рассмотрим вопрос о влиянии различных технологических

факторов на формирование /качественных характеристик изго­ товляемых шпал. Эти связи в общем виде легко проследить по

принятой в первой

главе классификации путем

сопоставления

видов дефектов и

причин их возникновения

(см. табл. 1 0 ).

Так, например, трещиностойкость конструкции находится в зависимости от высоты шпалы, числа проволок в пакете и ве­ личины их предварительного натяжения, а также от плавности спуска натяжения арматуры. Плотность бетона зависит от ка­ чества сырья, состава смеси, режима ее уплотнения и тепло­ влажностной обработки. Аналогично можно установить зависи­ мость других качественных характеристик изделия от техноло­ гических факторов производственного процесса (рис. 24).

Из этой схемы видно, что одни и те же технологические фак­

торы воздействуют в различных сочетаниях на

формирование

различных качественных характеристик изделий.

Кроме того,

сами качественные характеристики

шпал находятся в сложной

корреляционной зависимости. Так,

трещиностойкость

зависит

от прочности бетона, а прочность — от плотности

и т.

п.

Рассматриваемая схема устанавливает зависимости качест­ венных характеристик железобетонных шпал от различных тех­ нологических факторов, но не дает еще ответа на вопрос о сте­ пени влияния этих факторов на зарождение дефектов в шпалах.

Выборочные данные по пяти шпальным заводам о распре­ делении различных технологических дефектов в шпалах, регис­ трируемых при их приемке (табл. 1 1 ), показывают, что основ­ ные явные дефекты, проявляющиеся в 75—80% всех отбрако­ ванных шпал на заводах (раковины, пористость, заплывы, рас­ слоение и т. д.), вызваны колебаниями качества сырья и бето­ на и в значительной мере недостаточным его уплотнением. Соответствующие им скрытые дефекты (пониженная прочность, плотность и морозостойкость) вызваны действием тех же тех­ нологических факторов, а также принятым режимом тепловой обработки бетона. Около 10% регистрируемых дефектов связа­ но по происхождению с технологией производства арматурных работ (пониженная трещиностойкость, микротрещины и т. п.)

На действующих заводах 90% всей бракуемой продукции приходится на шпалы с явными технологическими дефектами,

56


 

 

 

Т а б л и ц а

U

 

 

 

 

 

 

 

Распределение явных дефектов

в железобетонных шпалах, %

 

 

 

 

 

 

Заводы

 

 

Дефекты

 

Чудов-

Вишнев­

Челябин­

Корос-

Сергелин-

Среднее

 

 

 

 

ский

ский

ский

тенский

екчй

по заво­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дам

Раковины

на

ли­

62,1

50,5

54,5

51,9

72,3

56,1

цевой

поверхно­

 

 

 

 

 

 

сти и в торцах,

 

 

 

 

 

 

рыхлый

неуп­

 

 

 

 

 

 

лотненный бетон

7,1

2,4

3,0

2,0

_

3,2

Трещины в торцах

Расслоение

бето­

16,1

3,9

6,1

10,0

12,6

9,4

на, трещины бо­

 

 

 

 

 

 

ковые и на по­

 

 

 

 

 

 

дошве

 

 

7,3

1,5

 

2,7

 

 

Пучковатость

ар­

2,0

 

3,1

матуры,

несоб­

 

 

 

 

 

 

людение

толщи­

 

 

 

 

 

 

ны

защитного

 

 

 

 

 

 

слоя

арматуры1

5,2

8,1

12,0

6,5

8,5

7,4

Заплывы

отвер­

стий,

пепровора-

 

 

 

 

 

 

чиваемость

бол­

 

 

 

 

 

 

та

 

 

 

 

 

1,3

 

 

0,14

Недостаточная

 

 

 

 

"

трещипостой-

 

 

 

 

 

кость

 

 

 

 

0,6

 

2,0

 

 

Несоблюдение гео­

од

1,9

6,1

1,1

метрических

раз­

 

 

 

 

 

 

меров

попереч­

 

 

 

 

 

 

ного сечения1

1,5

21,5

11,3

16,6

6,1

1'3,4

Отколы

бетона

Прочие

явные

де­

0,6

11,2

7,7

10,55

4,4

7,2

фекты

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

учтенных

8410

Ы 484

4380

13 555

1 500

при анализе

де­

 

 

 

 

 

 

фектных

шпал,

 

 

 

 

 

 

шт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Фактически процентный

состав этих

дефектов

бывает и

значительно

выше по

причинам, рассмотренным далее.

 

 

 

 

 

связанными с производством работ по армированию и формо­ ванию шпал, а также с режимами тепловой обработки бетона. Это свидетельствует о том, что именно в выполнении ^указан­ ных видов работ содержатся наибольшие потенциальные опас­ ности зарождения явных и скрытых технологических дефектов в изделиях. Следовательно, при совершенствовании технологии Производства в первую очередь должно быть обращено внима-

57