Файл: Явления нестационарности и звездная эволюция..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

230 Х А РА К ТЕРИ СТИ КИ И ЭВОЛЮ ЦИЯ ТЕСН Ы Х СИСТЕМ [Гл. 5

П о п о в М.

В., 1968 — Астрой. Ж. 45, 804.

Р е с с е л и

М у р , 1940 — Russel Н. N., Moore С. В., «The Mas­

ses of the Strars», Chicago Univ. Press, Chicago. Р о у з , 1968 — Rose W. K ., Astrophys. J. 152, 245.

Св е ч н и к о в M. A., 1967a — Перемен, звезды 16, 276.

Св е ч н и к о в M. A., 1967b — Уч. зап. УрГУ, сер. астрон., вып.

3, 24.

Св е ч н и к о в М. А., 1969 — «Каталог орбитальных элементов, масс и светимостей тесных двойных звезд», Уч. зап. УрГУ, сер.

астрон., вып. 5.

1970 — Уч. зап. УрГУ, сер. астрон., вып.

С в е ч н и к о в М. А.,

7

72.

 

С м а к, 1964 — Smak J., Acta Astr. 14, 97.

С н е ж к о Л. И., 1967

— Перемен, звезды 16, 253.

Сн е ж к о Л. И., 1972 — Сообщ. САО, № 6, 3.

Ст р у в е , 1949 — Struve О., Month Not. R. A. S. 109, 48.

С т р у в е ,

1954 — «Эволюция звезд», ИЛ, Москва.

С т р у в е

и Х у а н , 1956 — Struve О., Huang S.-S., Astron. J.

61, 300.

Сю н я е в Р . А. и Ш а к у р а Н. И., 1972 — Препринт ИПМ АН

СССР N° 28.

Уи т н и , 1945 — Whitney В. S., Astrophys. J. 102, 202.

У и т н и ,

1948 — Whitney В. S., Astrophys. J. 108, 519.

Х е в е л ь

в а н

д е н ,

и Х а й з ,

1972 — van den Hevel Е. Р. S.

and Heise J., Nature Phys. Sci. 239, 67.

W. В., Me Na-

Х и л т о н

и М а к Н а м а р а ,

1961 — Hilton

mara D. H., ApJ 134, 839.

Journ. Obs. 43,

161.

Х и н д е р е р , 1960 — Hinderer F.,

Х о й л ,

1959 — Hoyle F., Month. Not. R. A. S. 119, 124.

Х у а н ,

1963 — Huang S.-S., Astrophys. J. 138, 471.

Ч у д о в и ч е в

H. И.,

1952 — Бюлл. АО Энгельгардта, N° 28.

Ш а й н Г. A., 1928 — Month. Not. R. A. S. 88, 123.

Ю н г е л ь с о н Л . P., 1971 — Научные информации АС АН СССР

20, 94.

Я м а с а к и , 1971 — Yamasaki A., Publ. Astron. Soc. Japan 23, 33.


Г Л А В А 6

РЕНТГЕНОВСКИЕ ИСТОЧНИКИ В ДВОЙНЫХ СИСТЕМАХ

JP. А . С ю няев, Н . И . Ш а к у р а

Рентгеновская астрономия бурно развивалась послед­ ние десять лет; открыты десятки рентгеновских источни­ ков, часть из которых уже идентифицированы с извест­ ными внегалактическими и галактическими объектами и, в частности, с двойными звездными системами. Особенно много дал запуск специализированного рентгеновского спутника «Ухуру». Аппаратура, установленная на этом

стабилизированном и пространственно

ориентированном

спутнике,

обладала

высоким угловым

(~ 0?5), времен­

ным

(т — 0,096 сек)

и спектральным (в диапазоне hv =

= 2 ч- 6

кэв) разрешением. Исследовано далеко не все

небо,

но

во второй

каталог рентгеновских источников,

составленный по результатам наблюдений с «Ухуру», внесено' уже 125 источников (Джиаккони и др., 1972). Лишь 35 из них были известны до запуска этого спутника. Необходимо отметить, что рентгеновские потоки от само­ го яркого источника ScoX-1 и одного из самых слабых из исследованных, галактики М 31 — туманности Андромеды, отличаются на четыре порядка величины.

Большинство из исследованных источников явно кон­ центрируются к плоскости Галактики — это галактиче­ ские рентгеновские источники. Галактическими являются и все ярчайшие (близкие к нам) источники. Около десятка протяженных источников связано с остатками вспышек сверхновых звезд (излучает межзвездный газ, сжатый и разогретый до высоких температур ударной волной, воз­ никшей при вспышке сверхновой). Два пульсирующих рентгеновских источника совпадают с известными радио­ пульсарами в Крабовидной туманности и созвездии Па­ русов. Остальные не отождествляются однозначно ни с ка­ кими из известных пекулярных объектов, хорошо изучен­ ных в других диапазонах спектра, хотя следует отме­ тить концентрацию источников к спиральным рукавам.


ВОЛОСЫ КРОШИ

• •= 5 имп/сех ° 8-32 имп/сех

• 3 2 -1 2 8 и м п /с ех

о 1 2 8 -5 1 2 и м п /с е х

<о > 5 1 2 и м п /сех

В р ем ен н ы е и с т о ч н и к и О П р о т яж ен н ы е и ст о ч н и к е $ Н еи сслед о ва н н ы е о б н а е п ч

t Рис. 78. Распределение рентгеновских источников по небу (по данным второго каталога «Ухуру») в галактических координатах.

.Гл[ СИСТЕМАХ Х ДВОЙНЫ В ИСТОЧНИКИ РЕНТГЕНОВСКИЕ 232

Гл. 6] РЕН ТГЕН О В С К И Е И СТО ЧН И К И В ДВ О Й Н Ы Х СИСТЕМАХ 233

Важнейшим открытием, сделанным с помощью «Ухуру», явилось обнаружение рентгеновских источников, входящих в двойные звездные системы, у которых одна компонента — нормальная звезда, а другая — компакт­ ный объект, являющийся рентгеновским источником (Тананбаум, 1972; Гурски, 1972).

На сегодняшний день известно шесть таких систем, из них пять затменно-переменных в рентгеновском диапа­ зоне и одна (Cyg Х-1), двойственность которой установле­ на по другим признакам. Для ряда источников отождеств­ лены их оптические компоненты. Как известно, наличие затмений требует близости плоскости орбиты к лучу зрения (75° i 90°). Естественно, число незатменных двойных систем, включающих рентгеновские источ­ ники, как минимум, в 5— 6 раз больше. Кроме того, среди слабых источников выявлены еще не все затменные. По­ этому весьма вероятно, что в двойные системы входит значительная часть галактических рентгеновских источ­ ников, и возможно, даже все компактные источники, тем более, что их рентгеновские спектры и характер быстрой переменности во многом схожи.

Источники в двойных системах являются ярчайшими объектами на рентгеновском небе, их светимость оценива ется в Lx ~ 10зв—1039 эрг!сек. В оптическом диапазоне главный вклад в светимость отождествленных систем дают нормальные компоненты, оптическое излучение самих рентгеновских источников очень мало и трудно обнаружимо.

Рентгеновские затмения характеризуются быстрым спадом интенсивности, свидетельствующим о малых раз­

мерах источника

по сравнению с размерами

нормальной

компоненты R J R 0^ -jg- • Наличие быстрых

0,1 сек)

флуктуаций излучения некоторых источников (например, Cyg Х-1) также свидетельствует о компактности излу­ чающей области R x ст ~ 3*109 см.

Два ярких источника оказались рентгеновскими пуль­ сарами, излучение которых представляет строго периоди­ ческую последовательность импульсов: Her Х-1 с периодом 1,24 сек и Сеп Х-3 с периодом 4,8 сек. Помимо затмений, двойственность в этих случаях подтверждается допле­ ровскими смещениями периода между импульсами, что


234 РЕН Т Г Е Н О В С К И Е И СТО Ч Н И К И В Д В О Й Н Ы Х СИСТЕМАХ [Гл. 6

связано с движением источника по орбите. Если перио­ дичность импульсов, так же как и в случае радиопульса­ ров, обусловлена вращением излучающего объекта, то его размеры должны быть очень малы: скорее всего, это вращающиеся нейтронные звезды.

Анализ динамики двойных систем, включающих рент­ геновские источники, показал, что массы источников типично звездные (0,5 3)?® 3)? 203)?®). Компактность этих объектов дает основания считать, что они являются конечным результатом звездной эволюции: нейтронными звездами, «черными дырами» и белыми карликами.

Следует отметить, что рентгеновское излучение обыч­ ных звезд с эффективной температурой поверхности Т—103^- 10® °К ничтожно по сравнению с оптическим и обусловлено в основном термодинамически неравновес­ ными процессами в верхней атмосфере. Для современной рентгеновской аппаратуры доступно исследование лишь ближайшей к нам звезды — Солнца. Таким образом, боль­ шинство наблюдаемых галактических рентгеновских ис­ точников представляет собой новый класс астрономиче­ ских объектов. Их открытие стало возможным благодаря развитию внеатмосферных исследований.

Все обнаруженные двойные системы с рентгеновскими источниками являются тесными: периоды их обращения составляют несколько дней, а в одном случае даже нес­ колько часов. Для большинства отождествленных опти­ ческих компонент установлено, что они заполняют свою критическую полость Роша — это полуконтактные тес­ ные двойные системы (см. стр. 187). Такие системы, как известно, характеризуются сильным перетеканием ве­ щества через внутреннюю точку Лагранжа (Мартынов, 1972). Итак, с одной стороны, имеется компактный объект с мощным полем тяготения, а с другой,— звезда, интен­ сивно теряющая вещество со своей поверхности. Очевид­ ным источником энергии для рентгеновского объекта в таких условиях является аккреция — падение вещества на компактный объект, сопровождающееся выделением гравитационной энергии *) (Хаякава и Матсуока, 1964; Новиков и Зельдович, 1966; Шкловский, 1967).

*) Единственной альтернативой аккреции является поддержание

энергетики источников за

счет вращения компактного объекта

(Бречер и Моррисон, 1973).

Отметим, что именно такова ситуация


§ 1] К а р т и н а а к к р е ц и и н а р е л я т и в и с т с к и е о б ъ е к т ы 235

§ 1. Картина аккреции на релятивистские объекты. Наблюдательные проявления

Аккреция на различные виды компактных объектов имеет свои особенности: отличаются эффективность энерго­

выделения, спектр

излучения, характер переменности.

а)

Д и с к о в а я

а к к р е ц и я на

« ч ерн ую

д ы-

р у».

Застывшая звезда («черная дыра»,

коллапсар)

не из­

лучает ни электромагнитных, ни гравитационных волн, но обладает стационарным гравитационным полем (Зель­ дович и Новиков, 1971). Поэтому обнаружить ее можно лишь по гравитационному влиянию: либо на соседнюю звезду, либо на окружающую газовую среду (газ должен аккрецировать с большим выделением энергии) (Зельдо­ вич, 1964; Салпетер, 1964).

Известно много работ (см., например, Гусейнов и Зель­ дович, 1966; Тримбл и Торн, 1969; Стозерс, 1971), в кото­ рых предлагается искать «черную дыру» в двойных систе­ мах по ее гравитационному влиянию на нормальную компоненту. При этом предполагается, что она должна проявлять себя как массивный «темный» объект, прак­ тически не влияющий на суммарное излучение системы. Ниже будет рассматриваться ситуация, когда истечение вещества с поверхности видимой компоненты и его аккре­ ция на «черную дыру» должны приводить к заметным наб­ людательным проявлениям. В режиме свободного падения (первоначально вещество покоилось и магнитного поля не было) холодное вещество аккрецирует на «черную дыру» без выделения энергии и заметных внешних про­ явлений (Зельдович и Новиков, 1971). Однако в двойной системе вещество, истекающее из нормальной звезды и падающее на «черную дыру», обладает относительно последнего значительным моментом вращения, препят­ ствующим свободному падению вещества. Оно может приблизиться к гравитационному радиусу — упасть на «черную дыру» — лишь при наличии эффективных меха­

в молодых одиночных пульсарах в Крабовидной туманности и в соз­ вездии Парус, также являющихся источниками рентгеновского из­ лучения, и в остальных радиопульсарах. В то же время при объяс­ нении свойств рентгеновских источников в двойных системах этот механизм встречается с большими трудностями (см. Лэмб и др.,

1 9 7 3 ).