Файл: Шаповалов, Б. Т. Электрооборудование насосных станций учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
|
|
|
Синхронная ск о р о сть |
вращ ения, об/м ин |
|
|
|
||
Тип |
3000 |
1500 |
1000 |
750 |
Ебоо |
500 |
375 |
' 250 |
Н апряж ение, В |
|
|
||||||||
АТК |
_ |
. |
850—1250 |
850—1350 |
660—1050 |
950—1100 |
_ |
450 |
3000 |
— |
— |
800—1200 |
800—1300 |
600—1000 |
900—1050 |
— |
390 |
6000 |
|
|
|
|
|
||||||
ДАЗ |
— |
1100 |
_ |
_ |
_ |
900—1050 |
, |
— |
3000 |
1500—2000 |
— |
900—1050 |
— |
900—1050 |
— |
6000 |
|||
|
— |
1300 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
10000 |
|
|
|
|
|
|
||||
д д п |
— |
1250 |
1000—1350 |
800 |
750 |
850—1100 |
— |
— |
3000; 6000 |
АТД |
500—2750 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
■— |
3000;- 6000 |
АН |
— ' |
— |
1000—2000 |
800—2000 |
630—1600 |
500—1850 |
200—1250 |
— |
6000 |
в д д |
|
|
820—1350 |
|
860—1500 |
820—1000 |
520—1700 |
|
6000 |
|
— |
— |
820 |
— |
— |
820—1000 |
520—1300 |
— |
3000 |
д к п |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
180 |
— |
380; 500 |
в д н ' |
— |
— |
— |
— |
1600 |
800—1000 |
500—1250 |
— |
6000 |
м т к , м т к в — |
— |
2,2—11 7,5—28 |
— |
— |
— |
— |
220; 380; 500 |
Пределы мощности синхронных
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость вра |
Тип |
3000 |
1500 |
1000 |
750 |
|
600 |
500 |
375 |
|
|
|||||||
С Д , с д з |
|
|
2 5 0 — 470 |
185— 360 |
160— 320 125— 230 |
120 — 190 |
||
|
|
5 0 0 — 1000 360 — 700 |
320 — 575 |
3 5 0 — 450 |
320 |
|
||
|
— |
__ |
199— 296 |
182— 348 |
|
136— 249 |
113— 232 |
111— 320 |
|
—■ |
— |
|
|||||
Д С , Д С З |
218— 200 3167 — 102 3 235— 284 |
750 |
|
|||||
|
—* |
— |
263— 344 3 216— 230 3 |
1520— |
865— 745 3 295— 6000 |
|||
|
— |
— |
— |
|
|
4540 |
|
|
|
— |
|
— |
8740 |
_--- |
|||
стм |
4000— |
|
|
|
|
|
|
|
|
12000 |
|
|
|
|
|
|
|
д с п |
— |
1300— |
— |
— |
|
— |
— |
— |
|
|
5000 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
1300 |
„ — |
— |
|
— |
__ |
__ |
д е к , д е к п |
|
|
|
|
|
|
|
300 |
д е к з , |
|
|
|
|
|
|
|
|
д е к з о |
|
|
|
|
|
|
|
|
д е м . д е м п |
— |
— |
— |
— |
|
— |
— |
— |
|
|
|
||||||
с т м п |
1500— |
|
|
|
|
|
" |
*— |
|
2000 |
|
|
|
|
|
||
|
— |
— |
— |
585— 1000 |
500— 1900 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ДС -140 |
|
|
ПОП - |
500— 1000 Ш0—600 |
— |
170 |
||
|
|
|
1350 |
500— 1100 100— 1000 |
— |
— |
||
|
|
|
|
|||||
е д н |
— |
— |
1000— |
800— |
|
630— |
400— 320— 4000 |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
6300 |
10000 |
|
|||
|
|
|
|
10000 |
10000 |
|
||
е д у |
— |
__ |
1000— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1250 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
электродвигателей трехфазного тока, кВт |
|
|
|
|
||||
щения, об/мин |
|
|
|
|
|
|
Напряже- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
300 |
250 |
214 |
187 |
167 |
150 |
125 |
100 |
ние, В |
|
||||||||
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
380 |
|
|
|
|
|
6000 |
|||
85—345 |
390 |
|
|
|
|
|
|
380 |
230 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
3000 |
|
740— |
— |
1250 |
520 |
625— |
237— |
3000— |
— |
6000 |
2120 |
— |
— |
— |
1410 |
1220 |
3960 |
— |
10000 |
— |
— |
— |
— |
|||||
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
10000 |
— |
— |
|
— |
— |
— |
— |
— |
6000 |
— |
— |
|
— |
— |
— |
— |
— |
3000 |
|
|
|
300—625 |
250—780 |
_ |
_ |
._ |
3000; |
|
|
|
|
|
|
|
|
6000 |
|
600 |
|
300—1250 |
900— |
|
|
|
3000; |
|
|
|
|
1100 |
|
|
|
6000 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
6000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6000 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
3000 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
6000 |
320— |
320— |
320— |
320— |
320— |
320— |
320— |
320— |
6000 |
4000 |
4000 |
4000 |
4000 |
4000 |
4000 |
4000 |
2500 |
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
6000 |
14 |
15 |
обмотку от вредных воздействий, в частности от влаги и пыли. На насосных станциях двигатели могут быть установлены в сухих помещениях (например, в машинных залах, механических мастер ских и пр.) или в сырых. В сухих помещениях можно устанавливать двигатели наиболее простого и дешевого защитного исполнения (в защитном исполнении могут быть изготовлены двигатели всех типов).
На больших насосных станциях в сырых помещениях обычно устанавливают только вспомогательные двигатели, например для вакуум-насосов, дренажных насосов и др. На станциях небольшой мощности насос и двигатель располагают в одном помещении. В этом случае двигатели основных насосов можно установить в сы ром помещении, однако они должны быть защищены от брызг и капель (с влагостойкой изоляцией или в обдуваемом исполнении, причем при больших мощностях — с подводом охлаждающего воз духа по трубам извне).
§ 3. ПУСК ДВИГАТЕЛЕЙ
Так как пуск современных синхронных двигателей, применяемых для привода насоса, осуществляется всегда как асинхронных, вся методика расчетов потерь напряжения в питающем трансформато ре при пуске двигателя, а также значений пусковых моментов, то коограничивающих сопротивлений и т. п. одинакова как для асин хронных, так и для синхронных двигателей. Особо учитываются условия, выполнение которых необходимо для «втягивания» рото ра синхронного двигателя в синхронизм.
При включении статорной обмотки двигателя на питающее на пряжение в цепи статора возникает пусковой ток, в четыре-пять раз превышающий номинальный. Значение пускового тока зависит от типа и синхронной скорости двигателя. Он вызывает значитель но большие потери напряжения в трансформаторе и проводах, идущих к двигателю, по сравнению с соответствующими потерями при нормальном режиме. Поскольку двигатели насосных станций получают питание от близко расположенных трансформаторов, потерями напряжения в проводах между трансформаторами и дви гателями можно пренебречь и считать, что они происходят только в трансформаторе.
Повышенные-потери напряжения в трансформаторе отрица тельно влияют как на процесс пуска данного двигателя, так и на работу других двигателей, получающих питание от этого же транс форматора. Потери напряжения в трансформаторе (AUT) в долях от номинального можно определить по формуле
а г / |
-^С ф 5 д + 5 На г р |
, |
(8) |
Д£7Т = |
--------------------- |
где Кф— фактическая кратность пускового тока пускаемого двига теля; S%— мощность, забираемая двигателем из питающей сети, кВА; 5Нагр — нагрузка трансформатора до включения двигателя,
16
кВА; SK— мощность |
короткого замыкания |
трансформатора (по |
|
данным каталога), кВА. |
|
|
|
Коэффициент Кф, |
в свою очередь, можно |
определить по выра |
|
жению |
|
ЮОКг |
|
|
КФ= |
(9) |
|
|
1 + KimUK% |
||
|
|
|
Здесь Кг — кратность пускового тока двигателя (по каталогу).
Коэффициент т = |
■$д |
( 10) |
|
ном.т |
|||
|
|
||
Рд кВт |
иВА. |
(И) |
|
Т) cos ср |
|||
|
|
Рд— мощность пускаемого двигателя, кВт; т] — к.п.д. пускаемо го двигателя (по каталогу); cos ф — коэффициент мощности пус каемого двигателя (по каталогу).
Допускаемые величины АНт даются в соответствии с нормами при редких пусках At/Tsgl5% , при частых — At/T-sc:‘10%.
Подсчитаем, какое минимальное напряжение на статорной об мотке двигателя, соединенного с насосом, необходимо для его пус ка. Положим, что двигатель к насосу подобран правильно, тогда его номинальный момент (момент при номинальной скорости вра щения) весьма близок к моменту сопротивления насоса при той же скорости.
Обозначим: Мпом— номинальный момент двигателя; Кш— крат ность пускового момента двигателя; р0 — кратность пускового мо мента насоса; Дном'— номинальное напряжение двигателя; Отш — допустимое минимальное напряжение при пуске двигателя.
Для того чтобы при пуске двигатель начал вращать вал насоса, его пусковой момент должен быть больше пускового момента на валу насоса или равен ему. С учетом снижения значения пускового
момента асинхронного двигателя, |
пропорционального |
квадрату |
||
напряжения, можно написать: |
|
|
|
|
К м М во м ( |
~ |
\ |
53 ровном, |
(12) |
' |
Ином L: |
|
|
|
тогда |
|
|
|
|
ДмМ ном |
|
|
ц 0М ном. |
|
Отсюда допустимое минимальное напряжение при пуске в долях от номинального будет равно
и„
17.
Необходимо отметить, что продолжительность пуска в первом приближении может быть принята обратно пропорциональной квадрату напряжения. Следовательно, при значительных сниже ниях напряжения продолжительность пуска значительно увеличи вается. Это весьма нежелательно, поскольку в данном случае для пускового тока будет характерно длительное протекание, что мо жет вызвать недопустимый перегрев двигателя. Обычно, как уже указывалось, А/7Т не должно превышать 0,1—0,15. Практически
вбольшинстве случаев прямой пуск оказывается возможным. Если же расчет показывает, что прямой пуск невозможен, то необходимо снизить пусковой ток , включив в цепь статора дополнительные сопротивления, или добиться этого другим способом.
Ограничение пускового тока и уменьшение падения напряжения
всети могут быть достигнуты путем автотрансформаторного пуска.
Вэтом случае в начальный момент напряжение, подводимое к ста тору двигателя, снижается с помощью автотрансформатора.
На рис. 2 показана принципиальная схема пуска синхронного двигателя высокого напряжения через реактор, а на рис. 3 — через автотрансформатор.
Рис. 2. Принципиальная схема ре |
Рис. 3. Принципиальная схема ав |
||
акторного пуска синхронного дви |
тотрансформаторного |
пуска |
син |
гателя высокого напряжения: |
хронного двигателя |
высокого |
на |
1—2 — выключатели |
пряжения: |
|
|
|
1—3 — выключатели |
|
В первой схеме (рис. 2) сначала включается выключатель 1, а затем при 5 ^ 5 кр — выключатель 2, шунтирующий реактор. Во вто рой схеме (рис. 3) происходит трехступенчатый пуск: сначала включаются выключатели 3 и 1; затем, когда двигатель достигнет заданной скорости вращения, выключатель 3 размыкается, и авто трансформатор превращается в реактивную катушку; наконец, при скольжении ( S ^ S Kp) включают выключатель 2, шунтирующий эту
18