Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 281

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А. С. ФИЛАТОВ

ЭЛЕКТРОПРИВОД И АВТОМАТИЗАЦИЯ

РЕВЕРСИВНЫХ СТАНОВ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ

Москва, «Металлургия» 1973

УДК 669-418.65.011.56

 

 

УДК 669-418 : 65.011.56.

 

Электропривод и

автоматизация реверсивных станов

холодной

прокатки. Ф и л а т о в

А. С. М., «Металлургия», 1973, 376

с.

Рассмотрены электропривод и автоматизация реверсивных ста­ нов холодной прокатки тонких и тончайших лент и полос. Приве­ дены методы расчета и данные для выбора электропривода, схем управления, систем автоматического регулирования технологически­ ми параметрами.

Дан анализ переходных режимов в сложных электромеханиче­ ских системах при различных возмущениях, намечены пути создания оптимального электропривода н систем управления. Изложены воп­ росы дискретного привода с шаговыми двигателями и системы ав­ томатического регулирования толщины полосы.

Книга предназначена для работников металлургических заво­ дов, научно-исследовательских и проектных организаций, работаю­ щих в области создания металлургического машиностроения. Она может быть полезна студентам, специализирующимся в автомати­ зации прокатного производства. Ил. 165. Табл. 26. Список лит. 42 назв.

Гос. пубтичная н а у - - ' - - , <нич.джая биб. о . a C«-Of>

З..ЗЕМГьйЯР ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

(g) Издательство «Металлургия», 1973.

Ф

3123—191

8 8 - 7 4

040(01)—73

ПРЕДИСЛОВИЕ

За последние годы усилиями научно-исследователь­ ских н конструкторских отделов Всесоюзного научно-ис­ следовательского и проектно-конструкторского института металлургического машиностроения (ВНИИметмаш) и Старо-Краматорского машиностроительного завода (СКМЗ) создана большая серия реверсивных станов холодной прокатки тонких и тончайших лент и полос из сталей различных марок, из труднодеформируемых спла­ вов с особыми физическими свойствами и из различных легких и редкоземельных металлов. В результате этого металлургическая промышленность СССР в состоянии удовлетворить потребность самых различных отраслей современной техники в тонкой и тончайшей ленте, в том числе в ленте толщиной 1—2 мкм, с высокой степенью точности прокатки. Успешному решению этой большой народнохозяйственной задачи в значительной степени способствовали оригинальные отечественные разработ­ ки в области новых систем привода и систем управления.

Дело в том, что станы указанного типа, принадлежат к числу тех агрегатов, производительность и качество продукции которых в большой степени'определяются со­ вершенством электрооборудования, систем управления и регулирования технологическими параметрами. Именно этим можно объяснить, что стоимость электрооборудо­ вания примерно равна стоимости прокатного стана.

Проблему получения тонких и тончайших полос раз­ решили созданием двух видов конструкции станов.

Для производства тонких и узких полос в настоящее время созданы четырехвалковые станы с приводом через опорные валки. Прокатку особо тонких и широких по­ лос осуществляют на многовалковых станах.

Созданные в СССР реверсивные станы разнообразны по своим конструктивным параметрам и назначению. В связи с этим возможны различные схемы компоновки системы электропривода. Как правило, привод осущест* вляется через опорные валки. В качестве приводных дви­ гателей используют двигатели постоянного тока. Допу­ скают как последовательное соединение якорей двига­ телей, так и параллельное. В последнем случае в схемах управления двигателями валков применяют регуляторы равномерного распределения нагрузки.

Разнообразие возможных решений объясняется при-

1*

3


меыеиием ма станах приводных двигателей с весьма широким диапазоном номинальных мощностей. Так, для серии, выпускаемой в СССР, он составляет от 1 кВт (стан 60) до 4500 кВт (стан 1200). Отсюда весьма ши­ рок круг инженерных вопросов, подлежащих решению при проектировании электрооборудования станов ука­ занного типа.

Выбор главного привода осложняется еще тем об­ стоятельством, что теория прокатки в валках малого диаметра менее разработана. Нет данных об удельном расходе энергии, о потерях на перекатывание, при помо­ щи которых можно было бы скорректировать некоторые аналитические зависимости. При осуществлении привода через опорные валки имеются не только преимущества, но и один существенный недостаток — возможность про­ буксовок рабочего валка по опорному.

Исключительно важное практическое значение при­ обретают вопросы стабилизации натяжения полосы в

процессе холодной

прокатки. При производстве

тонкой

и тончайшей ленты

на станах рассматриваемых конструк­

ций натяжение оказывает решающее влияние

на весь

ход процесса. Оно

является определяющим параметром

всего технологического цикла. От величины натяжения зависит толщина и качество поверхности прокатываемой полосы, давления металла на валки, качество намотки и количество обрывов ленты. Характерно, что прокатка на многовалковых станах проходит при весьма высоких на­ тяжениях, достигающих нередко 70% от предела текуче­ сти прокатываемого металла. Натяжение колеблется от 1 до 20 на станах большой и от 1 до 30 и более на станах средней и малой мощности. Для обеспечения такого ши­ рокого диапазона натяжений принимают специальные меры. Так, привод намоточных устройств большинства станов осуществляют от двух или трех двигателей одина­ ковой или различной мощности в зависимости от диапа­ зона изменения натяжения полосы. При прокатке тонкой ленты двигатель большой мощности отключают. Для ре­ ализации этих решений применяют специальные редук­ торы и отключающие силовые муфты. Кинематика при­ вода при этом значительно усложняется, а расстояние между барабаном моталки и осью валков увеличивается. Следовательно, увеличивается и количество отходов ме­ талла. Нельзя не заметить, что в ряде случаев приходит­ ся мириться с низкой точностью стабилизации натяже-

А


ния, а в станах малой мощности появляется необходи­

мость в применении редукторов со сменными

шестернями

и барабанов моталок различного диаметра,

что сущест­

венно осложняет эксплуатацию многовалковых станов, снижает их экономические показатели. Причиной этого служит применение в существующих станах систем ста­ билизации натяжения, работающих в функции косвен­ ного параметра.

Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные на промышленных станах, показали, что по­ добные системы автоматического регулирования натя­ жения полосы имеют ограничение в применении вследст­ вие потерь в системе привода и динамических составляю­ щих тока двигателя. Если не принимать специальных мер по компенсации потерь и влияния динамики, то диа­ пазон допустимого изменения натяжения при однодвига- телы-юм приводе моталки большой мощности не превы­ шает 17 и при переходе на работу от вспомогательного двигателя диапазон допустимых изменений натяжений снижается до 15 и меньше.

Процесс холодной прокатки тонкой и тончайшей лен­

ты

и полос на реверсивном стане с допусками в ± 1 —

5

мкм (в зависимости от толщины готовой продукции)

потребовал решения ряда серьезных технических проб­ лем, к числу которых следует отнести создание: быстро­ действующих гидравлических нажимных устройств; но­ вой дискретной системы привода нажимных устройств с шаговыми двигателями, способной осуществить фик­ сированное изменение раствора валков с дискретностью 0,3—1 мкм; системы автоматического регулирования тол­ щины полосы и др.

Проектирование и внедрение реверсивных станов с новыми рабочими параметрами продолжают и в настоя­ щее время. В девятой пятилетке предусмотрено создание новых цехов по производству тонких и тончайших лент и полос для удовлетворения потребностей новых разви­ вающихся отраслей электронной, приборостроительной, радиотехнической, электротехнической промышленностей и вычислительной техники.

Систематизированного курса по электрооборудова­ нию станов указанного назначения в настоящее время нет. Целью данной книги является освещение некоторых вопросов по электрооборудованию таких станов.

Излагаемый материал представляет собой обобщение

5


теоретических и экспериментальных исследований, про­ ектных и конструкторских разработок п опыта внедрения их в промышленность, выполненных при участии и под научным руководством автора во ВНИИметмаше в об­ ласти электроприводов п систем управления станами хо­ лодной прокатки указанного назначения. Теория и вы­ воды, приведенные в дайной книге, с некоторыми изменениями могут быть распространены и на ряд при­ водов и систем управления другими механизмами, к чис­ лу которых относятся: нажимные устройства непрерыв­ ных станов холодной и горячей прокатки, индивидуаль­ ный привод валков клети и моталок. Автор также ре­ комендует применять на листовых станах дискретные системы автоматического регулирования толщины поло­ сы, отличительной особенностью которых является вы­ сокая надежность, быстродействие и эффективность. Дискретные системы имеют простую структурную схему, обеспечивают синхронное перемещение механизмов и точ­ ную фиксацию их при торможении. Управление привод­ ным шаговым двигателем осуществляется прямоуголь­ ными импульсами напряжения, что позволяет использо­ вать вычислительные и программные устройства для пол­ ной автоматизации процесса.

Автор приносит свою глубокую благодарность коллективу сотрудников .отдела автоматизации ВНИИМетмаша за участие и поддержку при написании книги.

Он также благодарит лауреата Государственной пре­ мии СССР инж. В. П. Прпведенцева за участие в со­ ставлении гл. I I и инж. А. П. Зайцева за помощь в на­ писании гл. X I I I и X I V ,

Часть первая

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА СТАНА

Г л а в а I

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТАНАХ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ т о н к и х

ИТОНЧАЙШИХ ЛЕНТ И ПОЛОС

1.ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕВЕРСИВНОГО СТАНА

ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ

Принципиальная схема реверсивного стана холодной прокатки обычного исполнения показана на рис. 1.

Прокатка осуществляется между рабочими валками, а опорные валки служат для придания большей жестко­ сти системе валков в вертикальной плоскости в направ­ лении действия наибольших сил.

Процесс прокатки чаще всего реверсивный и осущест­ вляется при наличии натяжения полосы как со стороны входа в клеть, так и на выходе из стана. Натяжение по­ лосы создается при помощи электропривода намоточных устройств, что является его основным назначением. Эле­ ктродвигатель наматывающей моталки работает в дви­ гательном режиме, обеспечивая переднее натяжение по­ лосы. Двигатель разматывающей моталки работает в ге­ нераторном режиме. Приводом для разматывающей мо­ талки в этом случае является прокатный двигатель, осуществляющий передачу необходимого количества энергии через упругую связь — прокатываемую полосу. При реверсе стана режимы работы двигателей моталок соответственно меняются. В процессе прокатки полоса разматывается с одной моталки и наматывается на дру­ гую, при этом диаметры бунтов непрерывно изменяются. При неизменной линейной скорости прокатки с каждым новым витком скорость двигателя моталки будет прину­ дительно уменьшаться или увеличиваться в зависимости

7


Рис. 1. Чстырехвалковый реверсивный ста» холодной прокатки:

/ — рабочие валки; 2 — опорные валки; 3 — намоточное устройст­

во; •/— сматывающее устройство

от режима работы данного двигателя (разматывающая или наматывающая моталка).

Изменение диаметра бунта в течение всего цикла про­ катки обусловливает необходимость автоматического поддержания постоянства натяжения полосы. Иначе на­ рушается стабильность технологического процесса. От­ меченная проблема приобретает исключительно важное практическое значение в реверсивных станах холодной прокатки тонких и тончайших лент и полос.

2. ПАРАМЕТРЫ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВЫХ СТАНОВ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ

Большой спрос на тонкие и тончайшие ленты и поло­ сы определил необходимость создания специальных ста­ нов для производства указанного вида проката.

Эта необходимость становится еще более очевидной, если принять во внимание наличие среди новых мате­ риалов труднрдеформируемых сплавов, нержавеющей и трансформаторной стали, прокатка которых с высокой степенью точности на обычных станах кварто (рис. 1) становится невозможной. Действительно, при прокатке вышеуказанных материалов на станах дуо или кварто возникают большие давления металла на валки, что при­ водит к сплющиванию й прогибу валков, часто исклю­ чающих возможность получения полос требуемой толщи­ ны и точности. Кроме того, прокатка труднодеформируемых и тугоплавких материалов па обычных станах

8

осуществляется за большое число проходов и с промежу­ точными отжигами. Такой способ производства полос и лент значительно повышает их стоимость и приводит к большим потерям металла главным образом во время отжига. Для обеспечения экономичной прокатки тонких и тончайших полос необходима конструкция станов с бо­ лее высокой жесткостью рабочих клетей, более высокой точностью их изготовления, с меньшими диаметрами ра­ бочих валков для снижения общего усилия прокатки и возможности получения полос минимальной толщины.

Для производства тонких и узких полос в настоящее время созданы четырехвалковые станы с приводом че-

Т а б л и ц а 1

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

РЕВЕРСИВНЫХ

ЧЕТЫРЕХВАЛКОВЫХ СТАНОВ

холодной

ПРОКАТКИ С ПРИВОДНЫМИ ОПОРНЫМИ

ВАЛКАМИ

 

 

Техническая

 

 

Тип стана

 

 

 

 

 

 

 

 

характеристика

 

400

200-1

200

 

 

 

 

 

 

Диаметр

рабочих

вал­

 

 

40—55—80

ков,

мм

 

 

 

100—150

55

Диаметр

опорных

вал-

500

260

300

 

 

 

 

 

 

Длина

бочки валков, мм

400

200

200

Начальная толщина лен­

3,00

 

1,00

ты,

мм

 

 

 

 

1,00

Конечная

толщина

лен-

0,20

0,05

0,05

Максимальная

скорость

10,0

6,0

10,0

прокатки,

м/с

.

. . .

Мощность

 

двигателя

2X280

75

2X100

валков,

кВт

 

 

Скорость

вращения

дви­

750/1500

750/1500

750/1500

гателя,

об/мин

.

. . .

Передаточное

отношение

3,93

3,28

2,36

редуктора

клети

. .

Максимальное

натяже­

3000

900

1600

ние,

кгс

 

 

 

Максимальный

диаметр

1500

800

1000

рулона,

мм

 

 

Мощность двигателя мо­

2X150

55

160/36

талки,

кВт

 

 

Скорость

вращения

дви­

350/1400

750/1700

500/1200

гателя,

об/мин

.

. . .

Передаточное

отношение

3,67

5,60

2,72

Диаметр

барабана

мо­

500

400

500

талки,

мм

 

 

 

9