Файл: Филатов, А. С. Электропривод и автоматизация реверсивных станов холодной прокатки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 281
Скачиваний: 1
А. С. ФИЛАТОВ
ЭЛЕКТРОПРИВОД И АВТОМАТИЗАЦИЯ
РЕВЕРСИВНЫХ СТАНОВ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ
Москва, «Металлургия» 1973
УДК 669-418.65.011.56 |
|
|
УДК 669-418 : 65.011.56. |
|
|
Электропривод и |
автоматизация реверсивных станов |
холодной |
прокатки. Ф и л а т о в |
А. С. М., «Металлургия», 1973, 376 |
с. |
Рассмотрены электропривод и автоматизация реверсивных ста нов холодной прокатки тонких и тончайших лент и полос. Приве дены методы расчета и данные для выбора электропривода, схем управления, систем автоматического регулирования технологически ми параметрами.
Дан анализ переходных режимов в сложных электромеханиче ских системах при различных возмущениях, намечены пути создания оптимального электропривода н систем управления. Изложены воп росы дискретного привода с шаговыми двигателями и системы ав томатического регулирования толщины полосы.
Книга предназначена для работников металлургических заво дов, научно-исследовательских и проектных организаций, работаю щих в области создания металлургического машиностроения. Она может быть полезна студентам, специализирующимся в автомати зации прокатного производства. Ил. 165. Табл. 26. Список лит. 42 назв.
Гос. пубтичная н а у - - ' - - , <нич.джая биб. о . a C«-Of>
З..ЗЕМГьйЯР ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
(g) Издательство «Металлургия», 1973.
Ф |
3123—191 |
8 8 - 7 4 |
040(01)—73 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
За последние годы усилиями научно-исследователь ских н конструкторских отделов Всесоюзного научно-ис следовательского и проектно-конструкторского института металлургического машиностроения (ВНИИметмаш) и Старо-Краматорского машиностроительного завода (СКМЗ) создана большая серия реверсивных станов холодной прокатки тонких и тончайших лент и полос из сталей различных марок, из труднодеформируемых спла вов с особыми физическими свойствами и из различных легких и редкоземельных металлов. В результате этого металлургическая промышленность СССР в состоянии удовлетворить потребность самых различных отраслей современной техники в тонкой и тончайшей ленте, в том числе в ленте толщиной 1—2 мкм, с высокой степенью точности прокатки. Успешному решению этой большой народнохозяйственной задачи в значительной степени способствовали оригинальные отечественные разработ ки в области новых систем привода и систем управления.
Дело в том, что станы указанного типа, принадлежат к числу тех агрегатов, производительность и качество продукции которых в большой степени'определяются со вершенством электрооборудования, систем управления и регулирования технологическими параметрами. Именно этим можно объяснить, что стоимость электрооборудо вания примерно равна стоимости прокатного стана.
Проблему получения тонких и тончайших полос раз решили созданием двух видов конструкции станов.
Для производства тонких и узких полос в настоящее время созданы четырехвалковые станы с приводом через опорные валки. Прокатку особо тонких и широких по лос осуществляют на многовалковых станах.
Созданные в СССР реверсивные станы разнообразны по своим конструктивным параметрам и назначению. В связи с этим возможны различные схемы компоновки системы электропривода. Как правило, привод осущест* вляется через опорные валки. В качестве приводных дви гателей используют двигатели постоянного тока. Допу скают как последовательное соединение якорей двига телей, так и параллельное. В последнем случае в схемах управления двигателями валков применяют регуляторы равномерного распределения нагрузки.
Разнообразие возможных решений объясняется при-
1* |
3 |
меыеиием ма станах приводных двигателей с весьма широким диапазоном номинальных мощностей. Так, для серии, выпускаемой в СССР, он составляет от 1 кВт (стан 60) до 4500 кВт (стан 1200). Отсюда весьма ши рок круг инженерных вопросов, подлежащих решению при проектировании электрооборудования станов ука занного типа.
Выбор главного привода осложняется еще тем об стоятельством, что теория прокатки в валках малого диаметра менее разработана. Нет данных об удельном расходе энергии, о потерях на перекатывание, при помо щи которых можно было бы скорректировать некоторые аналитические зависимости. При осуществлении привода через опорные валки имеются не только преимущества, но и один существенный недостаток — возможность про буксовок рабочего валка по опорному.
Исключительно важное практическое значение при обретают вопросы стабилизации натяжения полосы в
процессе холодной |
прокатки. При производстве |
тонкой |
и тончайшей ленты |
на станах рассматриваемых конструк |
|
ций натяжение оказывает решающее влияние |
на весь |
|
ход процесса. Оно |
является определяющим параметром |
всего технологического цикла. От величины натяжения зависит толщина и качество поверхности прокатываемой полосы, давления металла на валки, качество намотки и количество обрывов ленты. Характерно, что прокатка на многовалковых станах проходит при весьма высоких на тяжениях, достигающих нередко 70% от предела текуче сти прокатываемого металла. Натяжение колеблется от 1 до 20 на станах большой и от 1 до 30 и более на станах средней и малой мощности. Для обеспечения такого ши рокого диапазона натяжений принимают специальные меры. Так, привод намоточных устройств большинства станов осуществляют от двух или трех двигателей одина ковой или различной мощности в зависимости от диапа зона изменения натяжения полосы. При прокатке тонкой ленты двигатель большой мощности отключают. Для ре ализации этих решений применяют специальные редук торы и отключающие силовые муфты. Кинематика при вода при этом значительно усложняется, а расстояние между барабаном моталки и осью валков увеличивается. Следовательно, увеличивается и количество отходов ме талла. Нельзя не заметить, что в ряде случаев приходит ся мириться с низкой точностью стабилизации натяже-
А
ния, а в станах малой мощности появляется необходи
мость в применении редукторов со сменными |
шестернями |
и барабанов моталок различного диаметра, |
что сущест |
венно осложняет эксплуатацию многовалковых станов, снижает их экономические показатели. Причиной этого служит применение в существующих станах систем ста билизации натяжения, работающих в функции косвен ного параметра.
Многочисленные экспериментальные исследования, проведенные на промышленных станах, показали, что по добные системы автоматического регулирования натя жения полосы имеют ограничение в применении вследст вие потерь в системе привода и динамических составляю щих тока двигателя. Если не принимать специальных мер по компенсации потерь и влияния динамики, то диа пазон допустимого изменения натяжения при однодвига- телы-юм приводе моталки большой мощности не превы шает 1—7 и при переходе на работу от вспомогательного двигателя диапазон допустимых изменений натяжений снижается до 1—5 и меньше.
Процесс холодной прокатки тонкой и тончайшей лен
ты |
и полос на реверсивном стане с допусками в ± 1 — |
5 |
мкм (в зависимости от толщины готовой продукции) |
потребовал решения ряда серьезных технических проб лем, к числу которых следует отнести создание: быстро действующих гидравлических нажимных устройств; но вой дискретной системы привода нажимных устройств с шаговыми двигателями, способной осуществить фик сированное изменение раствора валков с дискретностью 0,3—1 мкм; системы автоматического регулирования тол щины полосы и др.
Проектирование и внедрение реверсивных станов с новыми рабочими параметрами продолжают и в настоя щее время. В девятой пятилетке предусмотрено создание новых цехов по производству тонких и тончайших лент и полос для удовлетворения потребностей новых разви вающихся отраслей электронной, приборостроительной, радиотехнической, электротехнической промышленностей и вычислительной техники.
Систематизированного курса по электрооборудова нию станов указанного назначения в настоящее время нет. Целью данной книги является освещение некоторых вопросов по электрооборудованию таких станов.
Излагаемый материал представляет собой обобщение
5
теоретических и экспериментальных исследований, про ектных и конструкторских разработок п опыта внедрения их в промышленность, выполненных при участии и под научным руководством автора во ВНИИметмаше в об ласти электроприводов п систем управления станами хо лодной прокатки указанного назначения. Теория и вы воды, приведенные в дайной книге, с некоторыми изменениями могут быть распространены и на ряд при водов и систем управления другими механизмами, к чис лу которых относятся: нажимные устройства непрерыв ных станов холодной и горячей прокатки, индивидуаль ный привод валков клети и моталок. Автор также ре комендует применять на листовых станах дискретные системы автоматического регулирования толщины поло сы, отличительной особенностью которых является вы сокая надежность, быстродействие и эффективность. Дискретные системы имеют простую структурную схему, обеспечивают синхронное перемещение механизмов и точ ную фиксацию их при торможении. Управление привод ным шаговым двигателем осуществляется прямоуголь ными импульсами напряжения, что позволяет использо вать вычислительные и программные устройства для пол ной автоматизации процесса.
Автор приносит свою глубокую благодарность коллективу сотрудников .отдела автоматизации ВНИИМетмаша за участие и поддержку при написании книги.
Он также благодарит лауреата Государственной пре мии СССР инж. В. П. Прпведенцева за участие в со ставлении гл. I I и инж. А. П. Зайцева за помощь в на писании гл. X I I I и X I V ,
Часть первая
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МНОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА СТАНА
Г л а в а I
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СТАНАХ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ т о н к и х
ИТОНЧАЙШИХ ЛЕНТ И ПОЛОС
1.ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕВЕРСИВНОГО СТАНА
ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ
Принципиальная схема реверсивного стана холодной прокатки обычного исполнения показана на рис. 1.
Прокатка осуществляется между рабочими валками, а опорные валки служат для придания большей жестко сти системе валков в вертикальной плоскости в направ лении действия наибольших сил.
Процесс прокатки чаще всего реверсивный и осущест вляется при наличии натяжения полосы как со стороны входа в клеть, так и на выходе из стана. Натяжение по лосы создается при помощи электропривода намоточных устройств, что является его основным назначением. Эле ктродвигатель наматывающей моталки работает в дви гательном режиме, обеспечивая переднее натяжение по лосы. Двигатель разматывающей моталки работает в ге нераторном режиме. Приводом для разматывающей мо талки в этом случае является прокатный двигатель, осуществляющий передачу необходимого количества энергии через упругую связь — прокатываемую полосу. При реверсе стана режимы работы двигателей моталок соответственно меняются. В процессе прокатки полоса разматывается с одной моталки и наматывается на дру гую, при этом диаметры бунтов непрерывно изменяются. При неизменной линейной скорости прокатки с каждым новым витком скорость двигателя моталки будет прину дительно уменьшаться или увеличиваться в зависимости
7
Рис. 1. Чстырехвалковый реверсивный ста» холодной прокатки:
/ — рабочие валки; 2 — опорные валки; 3 — намоточное устройст
во; •/— сматывающее устройство
от режима работы данного двигателя (разматывающая или наматывающая моталка).
Изменение диаметра бунта в течение всего цикла про катки обусловливает необходимость автоматического поддержания постоянства натяжения полосы. Иначе на рушается стабильность технологического процесса. От меченная проблема приобретает исключительно важное практическое значение в реверсивных станах холодной прокатки тонких и тончайших лент и полос.
2. ПАРАМЕТРЫ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВЫХ СТАНОВ ХОЛОДНОЙ ПРОКАТКИ
Большой спрос на тонкие и тончайшие ленты и поло сы определил необходимость создания специальных ста нов для производства указанного вида проката.
Эта необходимость становится еще более очевидной, если принять во внимание наличие среди новых мате риалов труднрдеформируемых сплавов, нержавеющей и трансформаторной стали, прокатка которых с высокой степенью точности на обычных станах кварто (рис. 1) становится невозможной. Действительно, при прокатке вышеуказанных материалов на станах дуо или кварто возникают большие давления металла на валки, что при водит к сплющиванию й прогибу валков, часто исклю чающих возможность получения полос требуемой толщи ны и точности. Кроме того, прокатка труднодеформируемых и тугоплавких материалов па обычных станах
8
осуществляется за большое число проходов и с промежу точными отжигами. Такой способ производства полос и лент значительно повышает их стоимость и приводит к большим потерям металла главным образом во время отжига. Для обеспечения экономичной прокатки тонких и тончайших полос необходима конструкция станов с бо лее высокой жесткостью рабочих клетей, более высокой точностью их изготовления, с меньшими диаметрами ра бочих валков для снижения общего усилия прокатки и возможности получения полос минимальной толщины.
Для производства тонких и узких полос в настоящее время созданы четырехвалковые станы с приводом че-
Т а б л и ц а 1
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ |
РЕВЕРСИВНЫХ |
ЧЕТЫРЕХВАЛКОВЫХ СТАНОВ |
|||||||
холодной |
ПРОКАТКИ С ПРИВОДНЫМИ ОПОРНЫМИ |
ВАЛКАМИ |
|||||||
|
|
Техническая |
|
|
Тип стана |
|
|||
|
|
|
|
|
|
||||
|
характеристика |
|
400 |
200-1 |
200-и |
||||
|
|
|
|
|
|
||||
Диаметр |
рабочих |
вал |
|
|
40—55—80 |
||||
ков, |
мм |
|
|
|
100—150 |
55 |
|||
Диаметр |
опорных |
вал- |
500 |
260 |
300 |
||||
|
|
|
|
|
|
||||
Длина |
бочки валков, мм |
400 |
200 |
200 |
|||||
Начальная толщина лен |
3,00 |
|
1,00 |
||||||
ты, |
мм |
|
|
|
|
1,00 |
|||
Конечная |
толщина |
лен- |
0,20 |
0,05 |
0,05 |
||||
Максимальная |
скорость |
||||||||
10,0 |
6,0 |
10,0 |
|||||||
прокатки, |
м/с |
. |
. . . |
||||||
Мощность |
|
двигателя |
2X280 |
75 |
2X100 |
||||
валков, |
кВт |
|
|
||||||
Скорость |
вращения |
дви |
750/1500 |
750/1500 |
750/1500 |
||||
гателя, |
об/мин |
. |
. . . |
||||||
Передаточное |
отношение |
3,93 |
3,28 |
2,36 |
|||||
редуктора |
клети |
. . |
|||||||
Максимальное |
натяже |
3000 |
900 |
1600 |
|||||
ние, |
кгс |
|
|
|
|||||
Максимальный |
диаметр |
1500 |
800 |
1000 |
|||||
рулона, |
мм |
|
|
||||||
Мощность двигателя мо |
2X150 |
55 |
160/36 |
||||||
талки, |
кВт |
|
|
||||||
Скорость |
вращения |
дви |
350/1400 |
750/1700 |
500/1200 |
||||
гателя, |
об/мин |
. |
. . . |
||||||
Передаточное |
отношение |
3,67 |
5,60 |
2,72 |
|||||
Диаметр |
барабана |
мо |
|||||||
500 |
400 |
500 |
|||||||
талки, |
мм |
|
|
|
9