ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
Наиболее распространенным типом ультразвуковых дефекто скопов является отражательный импульсный дефектоскоп. Для выявления дефектов в испытываемое изделие вводят при помощи кварцевого щупа короткие ультразвуковые импульсы. При от сутствии в изделии дефектов введенный импульс доходит до про тивоположной стенки изделия и, отражаясь от нее, возвращается на принимающий щуп. Возвратившийся импульс усиливается и поступает на регистрирующее устройство. При наличии на пути колебательного пучка какого-либо дефекта последний частично отражает импульс. На приемную кварцевую пластину направ ленный в изделие импульс возвращается отраженным от границы дефекта и от противоположной стенки исследуемого изделия. Зная скорость распространения звука в металле, можно определить глубину расположения дефекта.
Ультразвуковой искатель выбирают в зависимости от конфи гурации исследуемого изделия, ожидаемого расположения де фекта, его формы и ориентации.
В ЦНИИТМАШе для проверки качества отливок деталей тур бин мощностью 300, 500 и 800 тыс. кВт разработана аппаратура, позволяющая осуществлять ультразвуковой контроль без чисто вой обработки поверхности отливок. Последнюю достаточно обра ботать на исследуемых участках наждачным кругом до металли ческого блеска, удалив заусенцы, окалину и местные неровности. Ультразвуковые искатели выполнены в виде замкнутых, напол ненных жидкостью эластичных оболочек, которые плотно сопри касаются с поверхностью исследуемого изделия. Это позволяет обеспечить надежный акустический контакт пьезовибратора с изде лием. Для сферических и цилиндрических поверхностей с радиу сом кривизны 200 мм и более искатели выполняют в виде катков, внутри которых расположены пьезодатчики. Для радиусных пере ходов предложен искатель также в форме катка, но с внешним расположением пьезодатчика.
Ультразвуковой метод применяют для обнаружения дефектов в лопатках турбин. На электростанциях в период капитального ремонта турбин перед их пуском в дальнейшую эксплуатацию этим методом проверяют, нет ли трещин в рабочих лопатках. Широкое распространение на электростанциях получил ультра звуковой метод контроля сварных соединений, литых деталей и пр.
Люминесцентный метод. В турбостроении используется люми несцентный метод выявления поверхностных дефектов на заготов ках и деталях из магнитных и немагнитных металлов. Исследуе мый объект покрывают интенсивно флуоресцирующим раствором или погружают в этот раствор. Через непродолжительное время флуоресцирующий раствор с поверхности детали тщательно уда ляют и деталь подвергают действию ультрафиолетовых лучей" Наблюдение проводят в темном помещении. Дефекты на поверх ности детали, в которых осталось люминесцирующее вещество, выявляются в виде светящихся линий или пятен.
79
Перед испытанием деталь очищают и подогревают до 40—60° С для некоторого увеличения размеров дефектов. В качестве флуо ресцирующего раствора применяют трансформаторное масло; смесь авиационного масла с керосином; смесь легкого минерального масла с керосином с добавлением небольшого количества (5%) ан траценового масла.
Люминесцентный метод применяют и в несколько измененном виде. Изделие погружают на несколько минут в смесь, состоящую из 15% авиационного масла и 85% керосина или из 25% автола и 75% керосина. Затем изделие просушивают и смесь минераль ного масла с керосином остается только в полостях дефектов, если таковые имеются в изделии (эта смесь способна проникать
вочень тонкие трещины). Высушенные изделия посыпают тонко размолотой окисью магния, которая в местах расположения де фектов пропитывается минеральным маслом и частично проникает
вполости дефектов. Далее на изделие направляют ультрафиолето вые лучи, под действием которых окись магния, пропитанная минеральным маслом, флуоресцирует ярким желто-зеленым цветом.
Метод цветной дефектоскопии. На явлении капиллярного про никновения хорошо смачивающей жидкости в трещины, поры и другие поверхностные дефекты основан успешно применяемый в турбостроении метод цветной дефектоскопии. Испытываемую деталь погружают на 10— 15 мин в смесь керосина и трансфор маторного масла (отношение объемов примерно 2 : 1) или керосина и скипидара (в равных объемах). Смесь окрашивают в ярко-крас ный или красно-оранжевый цвет. Если погрузить деталь в ванну с указанным раствором невозможно, то раствор наносят на поверх ность детали кистью. Затем деталь промывают сильной струей холодной воды для удаления с поверхности окрашивающего рас твора. Если деталь имеет трещины, поры и другие дефекты подоб ного рода, то раствор остается в полостях дефектов. Далее по верхность детали покрывают тонким слоем каолина, разведенного в воде, и просушивают теплым воздухом. Дефекты четко высту пают на покрытой каолином поверхности. Детали следует осматри вать дважды: через 3—5 мин и через 20—30 мин после про сушки.
Пескоструйный метод. Выявить дефекты можно также при помощи пескоструйной очистки поверхности деталей, предвари тельно обильно смоченных керосином. В результате керосин пол ностью удаляется с поверхности и остается только в полостях де фектов. При испарении из этих полостей керосин делает дефекты видимыми. Как и при методе цветной дефектоскопии, керосин можно окрашивать, а поверхность детали после пескоструйной очистки покрывать мелом или раствором каолина.
В научно-исследовательских институтах и лабораториях турбо строительных заводов ведется систематическая работа по дальней шему совершенствованию существующих и изысканию новых
80
эффективных и надежных методов выявления поверхностных и внутренних дефектов в металлических заготовках турбинных деталей.
Дефектоскопию осуществляют не только на заводах, поставля ющих литье, поковки, штамповки и прокат для турбин, но и на турбинных заводах, а также на электростанциях в процессе эксплуатации турбин. Например, на электростанциях осуществ ляют ультразвуковым и магнитным методами контроль турбинных лопаток, сварных швов на трубопроводах; выполняют макротрав ление отливок корпусов клапанов и пр. Хорошо поставленный де фектоскопический контроль имеет важнейшее значение для на дежной работы турбин.
6 М. Ф . Сичиков
Глава II
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ МЕТАЛЛОВ
ПРИ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Большинство ответственных деталей турбин работает в усло виях длительного воздействия высоких температур. В условиях воздействия температуры свежего пара или близкой к ней рабо тают детали парораспределения и регулирования, сопловой ап парат, рабочие и направляющие лопатки и диски первых ступеней турбины и ступеней после промежуточного перегрева пара и др. Тепловая энергия пара, поступающего в турбину, превращается в механическую энергию вращения ротора турбины. Давление и температура пара, движущегося через неподвижные сопла и вра щающиеся каналы, образуемые рабочими лопатками турбины, по степенно снижаются по мере этого движения. Таким образом, детали турбин испытывают воздействие повышенных температур в диапазоне от температуры свежего пара до температуры влаж ного пара, уходящего с последней ступени турбины в конденсатор.
Прочность сталей и сплавов при высоких температурах опре деляется прочностью межатомных связей в кристаллических ре шетках. С повышением температуры амплитуда тепловых колеба ний атомов и подвижность их в кристаллической решетке возра стают, а связи между атомами ослабевают. Вследствие этого со здаются условия, способствующие разупрочнению металла. В ре зультате деформация металла будет развиваться быстрее и при меньших значениях действующих внешних сил.
По границам зерен, на поверхностях раздела внутри зерен (между блоками и их группами) при повышении температуры воз растает диффузионная подвижность атомов, с которой связаны структурные превращения, ведущие к разупрочнению.
Чтобы металл или сплав могли более или менее длительно ра ботать под нагрузкой при высоких температурах, надо принимать такие меры, которые бы усиливали межатомные связи в кристал лической решетке, способствовали снижению подвижности атомов, задерживали их перемещения при данной температуре. Если от влечься от влияния структурных факторов, то можно прибли женно считать, что межатомные связи тем прочнее, чем выше тем пература плавления металли и больше работа, необходимая для расчленения кристаллов на атомы. Прочность этих связей зависит и от других факторов —■от модуля упругости, коэффициента ли нейного расширения, амплитуды отклонения атомов от положения
82
равновесия при тепловых колебаниях и пр. Результаты многолет них исследований показали, что один и тот же уровень подвиж ности атомов' у разных металлов наблюдается при существенно различных температурах, например, у железа, кобальта и ни келя — при 700—800° С, у хрома — при 1000° С, у молибдена — при 1200° С и у вольфрама — при 1600° С.
Важнейшее значение для повышения жаропрочности метал лов и сплавов имеет их структурное состояние. Внутризеренная и межзеренная деформация в металле развивается с разной интен сивностью в зависимости от препятствий, которые встречают на своем пути перемещающиеся атомы. Деформационные сдвиги бло кируются частицами упрочняющих фаз в твердом растворе. При этом существенное значение имеют количество, размеры, форма и расположение выделившихся частиц. Дисперсионное твердение (старение), связанное с выделением мелкодисперсных частиц упрочняющих фаз, является одним из эффективных методов повы шения жаропрочности металлов и сплавов. Тонкая субмикроско пическая структура в основном твердом растворе, дробление бло ков в пределах зерна также способствуют повышению жаропроч ности. Большое значение имеют несовершенства кристаллической структуры — вакансии, дислокации и др. — их взаимодействие и движение. Следует отметить и роль дисперсных частиц, которые препятствуют передвижению дислокаций, замедляя или приоста навливая его.
Значительное влияние на жаропрочность оказывает состояние границ зерен, так как искажения кристаллической решетки в гра ничных зонах зерен разрыхляют металл. Диффузионные процессы в этих зонах протекают быстрее, чем в самом зерне, и для развития диффузии по границам зерен требуется значительно меньшая теп ловая энергия.
В процессе кристаллизации металла на границах зерен скап ливаются примеси, в том числе и легкоплавкие. Присутствие та ких примесей даже в небольших количествах может резко сни зить пластичность металла при высоких температурах. Примене ние чистых шихтовых материалов, специальных методов выплавки в производстве жаропрочных металлов и сплавов, ужесточение требований в отношении допустимого содержания в них вредных примесей способствуют, в частности, повышению межзеренной прочности. На процессы, протекающие в граничных зонах, и на структуру границ зерен можно активно влиять специальным ле гированием. Жаропрочность сплава обычно повышается с ростом величины зерна.
На основе современных представлений о физической природе прочности и пластичности кристаллических тел при высоких, температурах, о свойствах различных металлов и их взаимодей ствии в сплавах, о влиянии на жаропрочность микроскопической и субмикроскопической структуры и несовершенств кристалли ческого строения металлов, о течении процессов деформации, ее
6* |
83 |