ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
для детали может быть допущена более или менее значительная деформация, например 8— 10%, то такая деформация оказывается все же недопустимой и опасной, так как металл, длительно нагру женный в условиях высокой температуры, проявляет при разру шении значительно меньшую пластичность, чем в условиях ком натной температуры. При высоких температурах часто происходят хрупкие, почти бездеформационные разрушения металла, причем тот же металл, вновь испытанный при комнатной температуре, обнаруживает нормальную пластичность.
Исследования металла, доведенного растяжением до разруше ния при нормальной температуре, свидетельствуют о том, что зерна металла значительно деформиро ваны в направлении действующего усилия и разрушение происходит по зернам. Такому растяжению предшествует значительная пла стическая деформация металла.
Образец разрывается при высоких значениях относительного удлине ния и сжатия.
Иная картина наблюдается при разрушении после длительного воздействия высоких температур. Деформация зерен значительно уменьшается, зерна сдвигаются относительно друг друга, между зернами образуются микротре щины, целостность металла нару
шается. В этом случае предшествующая разрушению пластическая деформация оказывается весьма незначительной.
При нормальной температуре прочность зерна металла меньше, чем прочность сцепления зерен. Поэтому разрушение металла происходит по зерну и является внутрикристаллическим. С по вышением температуры прочность зерен уменьшается, но одновре менно и притом с большей скоростью уменьшается прочность по
границам зерен, а также |
прочность сцепления |
соседних |
зерен |
между собой. |
зерен и прочности по |
границам |
зерен |
Снижение прочности |
в зависимости от повышения температуры схематически показано на рис. 37. Выше температуры, которая соответствует точке пере сечения линий, характеризующих указанные зависимости, раз рушение происходит по границам зерен и является межкристал лическим. Температуру, при которой прочность зерен и прочность по их границам равны, называют температурой равной прочности. Разрушение металла после длительной работы в условиях ползу чести происходит обычно по границам зерен.
Сопротивляемость металлов ползучести зависит от многих фак торов: химического состава; технологического процесса выплавки,
90
ковки и термической обработки; величины зерна; характера и величины структурных составляющих; степени загрязненности стали и т. д. Чем выше температура, при которой работает металл, и чем значительнее действующие на него напряжения, тем при прочих равных условиях больше скорость ползучести.
Влияние изменения температуры очень велико. Скорость пол зучести увеличивается весьма существенно даже при небольшом повышении температуры. Поэтому нужна тщательная оценка тем пературных условий, в которых работает металл. Даже относи тельно небольшая ошибка в их определении может привести к тому, что деформация ползучести превзойдет допустимую, и нормальная работа машины нарушится.
Кроме температуры и напряжения, играющих решающую роль в развитии процесса ползучести данного металла, существенное влияние на скорость ползучести оказывают изменения структуры металла, старение и другие факторы. Многообразие этих факторов и отсутствие возможности количественно оценить их влияние ме тодами теоретического анализа или расчета приводит к необхо димости проводить соответствующие исследования и испытания на образцах и моделях деталей.
Критерием для оценки сопротивления металла ползучести служит так называемый условный предел ползучести — напря жение, вызывающее определенную скорость ползучести или опре деленную суммарную деформацию детали за намечаемый период ее работы. Скорость ползучести, как отмечалось выше, изменяется в зависимости от температуры. Поэтому условный предел ползу чести определяют обычно для рабочей температуры металла и для температур, близких к ней. Условный предел ползучести можно устанавливать на базе допустимой скорости ползучести или до пустимой суммарной деформации. В первом случае на основании первичных кривых ползучести, полученных при различных на пряжениях и температурах испытаний, строят в логарифмической системе координат зависимость между напряжением сг и ско ростью и ползучести для различных температур t. Отсюда полу чают диаграмму значений предела ползучести при различных тем пературах для допустимых скоростей ползучести, которыми за даются.
Во втором случае на основании тех же первичных кривых пол зучести строят зависимость между напряжением и суммарной де формацией е металла при различной длительности Ѳ испытаний. На основании обработки этих кривых получают значения предела ползучести при различных температурах для заданной суммарной деформации (например, 1%) и принятой длительности эксплуа тации.
Исследования ползучести проводят на специальных машинах. Наиболее распространенными являются испытания на ползучесть в условиях одноосного растяжения цилиндрических образцов по стоянным усилием при заданной температуре. Принципиально
91
такое испытание на ползучесть несложно и заключается в том, что образец исследуемого металла длительно выдерживают в печи при заданной температуре под действием постоянной нагрузки. Перио дически осуществляемые в ходе испытания измерения удлинения рабочей части образца позволяют судить о деформации нагру женного образца с течением времени.
Это простое испытание значительно усложняется в связи с не обходимостью обеспечения высокой степени постоянства темпера туры и равномерности ее распределения по
|
|
всей длине образца в течение длительного вре |
||||||
|
|
мени, |
а также точности измерений деформации |
|||||
|
|
образца. |
Поэтому исследования |
ползучести |
||||
|
|
представляют |
известные методические и экспе |
|||||
|
|
риментальные трудности, требуют затраты зна |
||||||
|
|
чительных средств на оборудование, содержа |
||||||
|
|
ние персонала, электроэнергию для питания |
||||||
|
|
печей, в которых находятся испытываемые об |
||||||
|
|
разцы, и пр. |
|
|
|
|
||
|
|
Методы испытаний на ползучесть в СССР |
||||||
|
|
стандартизованы (ГОСТ 3248—60). Таким испы |
||||||
|
|
таниям подвергают, как правило, цилиндриче |
||||||
|
|
ские образцы (рис. 38) диаметром |
10 мм с рас |
|||||
|
|
четной длиной |
100 мм (нормальный |
образец) |
||||
|
|
или |
200 |
мм |
(удлиненный |
образец). |
Можно |
|
|
|
испытывать также плоские образцы шириной |
||||||
|
|
15 мм с расчетной длиной 100 мм и толщиной, |
||||||
|
|
равной толщине листа. Допускается примене |
||||||
|
|
ние образцов других форм и размеров. Откло |
||||||
|
|
нения по величине не должны превышать |
||||||
|
|
±0,5% заданной площади поперечного сечения |
||||||
|
|
образцов, |
± 1 % расчетной длины, |
± 1 % прило |
||||
Рис. |
38. Образец |
женной нагрузки. Приборы для измерения де |
||||||
(0 |
10 мм) для испы |
формации образца должны |
обеспечивать абсо |
|||||
таний металлов на |
лютную погрешность отсчета, не превышаю |
|||||||
|
ползучесть |
|||||||
|
Допускаемые |
щую 0,002 мм. |
установившейся заданной тем |
|||||
|
отклонения от |
пературы испытания в любой его момент и в любой точке расчетной длины образца составляют ±3 и ±4° С соответственно при температурах нагрева до 600° С и от 600 до 900° С. Общая про должительность испытания каждого образца должна составлять не менее 2000—3000 ч, причем на прямолинейном участке кривой ползучести не менее 500 ч.
Испытаниям на ползучесть подвергают не менее четырех образ цов при одинаковой температуре и разных напряжениях. Такие испытания повторяют при трех различных температурах. На осно вании результатов приведенных испытаний можно определить условный предел ползучести по ее скорости или величине дефор мации. Предел ползучести обозначают а с верхним и нижним ин-
92
дексами. В верхнем индексе указана температура испытаний в °С. При определении предела ползучести по ее скорости нижний индекс обозначает заданную скорость ползучести в %/ч. Если предел ползучести определяют по величине деформации, то в двух нижних индексах показывают заданное удлинение в процентах и продолжительность испытания в часах. Так, для примера, в пер
вом случае обозначение предела ползучести crf??0_5, а во втором
0 0 ,2.3000−
Найденные указанными методами значения предела ползу чести справедливы при заданных температуре и напряжении для срока службы, близкого к длительности испытания. Однако для практических целей необходимо оценить значение предела ползучести применительно к периоду эксплуатации турбин до 100 000 ч и более. Эксперименты с такой длительностью пребы вания образца под нагрузкой можно осуществить лишь в единич ных случаях. Поэтому чтобы определить скорость ползучести для реальных сроков службы, необходима экстраполяция от резуль татов сравнительно кратковременных испытаний к величинам, принятым для металлов деталей мощных паровых турбин, работаю щих при высоких температурах. Для этого пользуются прибли женной зависимостью
ѵр = Аап,
где Ѵр — установившаяся скорость ползучести, условно прини маемая за постоянную; а — напряжение; A n n — коэффициенты, постоянные для данной температуры и металла.
Влогарифмической системе координат (lg ѵр — lg а) эта за висимость представляет собой прямую линию.
Влабораториях турбинных заводов и научно-исследователь ских институтов для испытаний металлов на ползучесть при растя жении используют установки конструкции ЦНИИТМАШа, ЦКТИ им. И. И. Ползунова и др.
Машины для испытаний на ползучесть должны работать в та ких условиях, которые исключают возможность вредного влияния толчков и вибраций, создаваемых работающими поблизости порш невыми машинами, ковочными молотами, крупными металлоре жущими станками, транспортными устройствами— кранами, авто машинами и пр. Машины для таких испытаний целесообразно уста навливать в подвальных помещениях на достаточно массивных фундаментах или на фундаментах с виброизоляцией.
Исследования ползучести металлов с применением способа экстраполяции даже при относительно небольшой продолжитель ности испытаний каждого образца являются процессом весьма длительным. При этом надежность оценки значения предела пол зучести не всегда оказывается достаточно высокой, так как ско рость ползучести зависит от многих факторов. Для данного сплава к таким факторам можно отнести изменение содержания легирую щих элементов в пределах марочного состава сплава, степень
93