Файл: Основы авиационной автоматики учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

собносгь датчика относительно невелика. Вследствие этого по­ тенциометрические датчики не удается применять для измерения перемещений менее 0,03 мм.

Разработаны потенциометры, в которых материалом с высо­ ким сопротивлением является металлическая пленка, нанесенная на стекло. Эти датчики не имеют ошибки 'ступенчатости, но раз­ решающая способность их также имеет предел, определяемый шероховатостью контактируемых поверхностей пленки и щетки.

Природа возникновения шумов датчика неодинакова. Ступен­ чатость кривой напряжения потенциометрического датчика при вибрациях шетки служит одной из причин возникновения шумов датчика. Другой причиной является наличие скользящего контак­ та. Изменение контактного сопротивления и искрение под щетка­ ми, возникающие при действии вибраций и ускорений, дают вто­ рую составляющую шумов датчика. Имеют место также шумы, обусловленные тепловым движением электронов в проводнике. Однако эта составляющая шумов по сравнению с первыми двумя факторами имеет значительно меньший «удельный вес». Частот­ ный спектр шумов датчика очень широк — от единиц и долей

герц до радиочастот.

Р н потенциометрического дат­

Мощность выходного сигнала

чика зависит от величины нагрузки /?„

и положения движка,

т. е. величины х. В самом деле,

 

 

о

*У Я ,

 

н" я н

(Як + я н)2

Величина Р к зависит от схемы датчика

и меняется с изменени­

ем X. При использовании такого датчика в системе автоматиче­ ского регулирования х непрерывно изменяется. Следовательно,

непрерывно изменяется и величина

R K датчика, напряжение и

мощность выходного сигнала Р н.

Поэтому согласование датчи­

ка с нагрузкой

R„ может быть выполнено лишь для некоторого

среднего или наиболее вероятного значения х.

в об­

Мощность, выделяемая в активной

нагрузке датчика,

щем случае равна:

 

 

 

 

Ри — ■

и п2 К 2 X-

Ро

 

R k 2 X-

(2.9)

 

 

Ян 1 + J L ф(л)

 

Я«

' R Ф(*)

 

 

*41

 

 

Я»

 

где Р0 — — ---- мощность, выделяемая в потенциометре

(для

Я

мостовых схем — в одной ветви потенциомет­

 

 

ра) при холостом ходе.

 

Если Ян > Я, то Ян < Р 0

— мощность в нагрузке меньше

мощности холостого хода.

 

 

 

 

86



Обычно -V'<^ 1, тогда мощность в нагрузке

Р н « Р0—

/гп2х :

значительно меньше мощности, подводимой

RH

к датчику

от сети

при холостом ходе.

 

 

Для выявления динамических свойств потенциометрического датчика можно воспользоваться формулой (2.8)

«вых = К --------- - •

Здесь зависимость мвых = f ( x ) для нагруженного датчика яв­ ляется нелинейной функцией, поэтому она не может быть в об­ щем случае описана передаточной функцией. Однако при некото­ рых упрощениях передаточная функция может быть получена.

При малых перемещениях щетки х I, чисто активной на-

ц

грузке и ---- < 1 эту формулу можно заменить приближенной Рн

 

 

 

R

 

( 2. 10)

 

 

 

Ч»(0)

 

 

 

 

 

Р„

 

 

Откуда

 

 

 

 

 

W[p)

^ВЫХір)

_

___ UnРң

const.

( 2.11)

X (р)

 

Рн + РФ (0)

 

 

 

 

 

Передаточная функция равна постоянной величине, и потенцио­ метрический датчик представляет собой усилительное или безы­ нерционное звено.

Если нагрузка датчика является реактивной, то его динам,ические свойства могут быть описаны более сложной передаточной функцией. Но обычно запаздывание, обусловленное такой наг­ рузкой, относят не к нагружённому датчику, а к входной цепи элемента, подключаемого на выход датчика. При таком подходе потенциометрический датчик во всех случаях рассматривается как безынерционный элемент.

Основным недостатком потенциометрических датчиков являет­ ся наличие скользящего контакта, снижающего надежность ра­ боты датчиков. Другим недостатком является невысокий коэф.- фициент усиления, не превышающий 3—5 В/мм.

Несмотря на отмеченные недостатки, потенциометрические датчики получили широкое распространение в автоматических устройствах благодаря универсальности и простоте.

87


И н д у к т и в н ы е д а т ч и к и

Индуктивные датчики представляют собой устройства, в ко­ торых измеряемое перемещение преобразуется в изменение ин­ дуктивности или взаимной индуктивности обмоток, а потом в на­ пряжение переменного тока. Для получения сигнала в виде элек­ трического напряжения индуктивные датчики, как и датчики со­ противления, включаются в электрическую схему.

Принципиальная схема простейшего индуктивного датчика приведена на рис. 2.7.

Рис. 2.7. Принципиальная схема про­ стейшего индуктивного датчика

Датчик представляет собой катушку индуктивности J, располо­ женную на магнптопроводе 2 с якорем 3 и изменяющимся воз­ душным зазором л". К обмотке 1 через сопротивление /?„ подклю­ чается источник питания переменного тока с напряжением Un.

Индуктивные датчики, используемые в авиационной технике, работают на переменном токе частоты 400 Гц, но в ряде случаев может использоваться более высокая частота.

Входной величиной в датчике является перемещение якоря х, а выходной — ток в нагрузке или -.падение напряжения на сопро­ тивлении RH. При перемещении якоря .происходит изменение ин­ дуктивного сопротивления обмотки датчика, а следовательно, и тока в нагрузке /.

Найдем зависимость }=f(x) или статическую характеристику датчика.

Индуктивность обмотки датчика определяется формулой

где w — число витков обмотки;

Ф — рабочий магнитный поток обмотки;

/— ток катушки.

Вформуле (2.12) учитывается лишь рабочий поток обмотки, так как при малых воздушных зазорах мы можем пренебречь по­ током рассеяния.

88

По заколу Ома для магнитной цепи будем иметь

- т а

где

R c r,

R x

— магнитное

сопротивление стали и

магнитное

 

 

 

 

сопротивление воздушного зазора.

 

 

Величины R CT и R x

равны:

 

 

 

 

 

 

R c r =

 

I

 

Rr =

(2.14)

 

 

 

 

РсТ ^

 

ІЧі5

 

 

 

 

 

 

 

 

где

I

— средняя длина силовой

линии

магнитного

потока в

 

5

 

стали;

 

 

 

 

 

 

 

— площадь сечения магніитопровода и якоря, принимае­

 

 

 

мая равной площади магнитного потока в воздушном

р.ст,JJ-,

зазоре;

 

 

 

 

 

 

магнитная проницаемость стали и воздуха.

 

 

Магнитная проницаемость воздуха

 

 

 

 

 

 

іа0 =

0,4тс 10

8 Гн/м.

(2.15)

 

Обычно датчик конструируется так, что его магнитная систе­

ма не насыщена, тогда

R c r ^ R x

и величиной R CT

по сравне­

нию с R x

в формуле

(2.13)

можно пренебречь. После подста­

новки (2.14)

и (2.15) в (2.13) получим

 

(216)

 

 

 

 

Ф ^

/™0,4и Іи~8^

 

 

 

 

 

 

 

 

Учтя (2.12), будем иметь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

0,27г 10 -8т(у25

I н

(2.17)

 

 

 

 

 

L s s ----------------

X

Здесь S — м2; .ѵ —м.

При синусоидальном напряжении питания датчика и нена­ сыщенном магнптопроводе ток в обмотке практически также си­ нусоидален. Тогда эффективное значение тока в нагрузке будет

/ = - = £ = = ,

(2.18)

Ѵ ф А - а М *

 

где R — активное сопротивление нагрузки и обмотки.

Обычно при среднем положении якоря индуктивное сопротив­

ление датчика больше его активного сопротивления

wL R.

Тогда, пренебрегая R по сравнению

с wL,

с учетом

(2.17) полу­

чим

 

 

 

 

 

 

I -

Un

X = кх,

(2.19)

 

и„

0,2к 10 8да*Sw

 

 

 

где к

— коэффициент

чувствительности дат-

 

0,2icl0-8«>2Sa>

чика по току имеет порядок нескольких сотен мА/мм).

89


Статическая характеристика датчика — линейная. Однако в области малых воздушных зазоров начинает сказываться магнитное сопротивление стали,

/

которым мы

пренебрегали, и

 

характеристика

I = f(x)

иска­

 

жается. В

области

больших

 

воздушных

зазоров

индуктив­

 

ное сопротивление обмотки ма­

 

ло

и становится

соизмеримым

 

с

активным

сопротивлением

 

электрической цепи

обмотки.

 

При выводе

формулы (2.19)

 

величинами R и

RCT

мы пре­

 

небрегали,

считая

их

близки­

Р и с . 2.8. Статическая характери­

ми к нулю.

 

На рис.

2.8

пунк­

тиром показана

линейная

за­

стика простейшего индуктивного

датчика

висимость

 

I — kx

и

реальная

 

характеристика

/ = / ( х)

про­

 

стейшего датчика.

 

 

 

Недостатком рассмотренного датчика является то, что он яв­ ляется однотактньш. Фаза тока в нагрузке не меняется во всем диапазоне изменения входной величины х. Кроме того, у датчика такой конструкции силы электромагнитного притяжения оказы­ ваются значительными, а его входное усилие большим.

L,

Л

 

Ш Ш £ \

R

 

 

—y 'h

 

 

 

 

-о-~ипо-

 

 

и8ых

к п

г Ь

о

w m F ,

Р и с. 2.9. Схема двухтактного индуктивно­ го датчика

Указанных недостатков не имеют двухтактные индуктивные датчики. Схема двухтактного датчика, собранного по так назы­ ваемой дифференциальной схеме, приведена на рис. 2.9.

Датчик состоит из двух одинаковых однотактных датчиков с общим якорем. Обмотки датчика совместно с сопротивлениями R образуют две независимые электрические цепи. Входным сигна­

90