ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
собносгь датчика относительно невелика. Вследствие этого по тенциометрические датчики не удается применять для измерения перемещений менее 0,03 мм.
Разработаны потенциометры, в которых материалом с высо ким сопротивлением является металлическая пленка, нанесенная на стекло. Эти датчики не имеют ошибки 'ступенчатости, но раз решающая способность их также имеет предел, определяемый шероховатостью контактируемых поверхностей пленки и щетки.
Природа возникновения шумов датчика неодинакова. Ступен чатость кривой напряжения потенциометрического датчика при вибрациях шетки служит одной из причин возникновения шумов датчика. Другой причиной является наличие скользящего контак та. Изменение контактного сопротивления и искрение под щетка ми, возникающие при действии вибраций и ускорений, дают вто рую составляющую шумов датчика. Имеют место также шумы, обусловленные тепловым движением электронов в проводнике. Однако эта составляющая шумов по сравнению с первыми двумя факторами имеет значительно меньший «удельный вес». Частот ный спектр шумов датчика очень широк — от единиц и долей
герц до радиочастот. |
Р н потенциометрического дат |
|
Мощность выходного сигнала |
||
чика зависит от величины нагрузки /?„ |
и положения движка, |
|
т. е. величины х. В самом деле, |
|
|
о |
*У Я , |
|
н" я н |
(Як + я н)2 |
|
Величина Р к зависит от схемы датчика |
и меняется с изменени |
ем X. При использовании такого датчика в системе автоматиче ского регулирования х непрерывно изменяется. Следовательно,
непрерывно изменяется и величина |
R K датчика, напряжение и |
||||
мощность выходного сигнала Р н. |
Поэтому согласование датчи |
||||
ка с нагрузкой |
R„ может быть выполнено лишь для некоторого |
||||
среднего или наиболее вероятного значения х. |
в об |
||||
Мощность, выделяемая в активной |
нагрузке датчика, |
||||
щем случае равна: |
|
|
|
|
|
Ри — ■ |
и п2 К 2 X- |
Ро |
|
R k 2 X- |
(2.9) |
|
|
||||
Ян 1 + J L ф(л) |
|
Я« |
' R Ф(*) |
|
|
|
*41 |
|
|
Я» |
|
где Р0 — — ---- мощность, выделяемая в потенциометре |
(для |
||||
Я |
мостовых схем — в одной ветви потенциомет |
||||
|
|||||
|
ра) при холостом ходе. |
|
|||
Если Ян > Я, то Ян < Р 0 |
— мощность в нагрузке меньше |
||||
мощности холостого хода. |
|
|
|
|
86
Обычно -V'<^ 1, тогда мощность в нагрузке |
Р н « Р0— |
/гп2х : |
значительно меньше мощности, подводимой |
RH |
|
к датчику |
от сети |
|
при холостом ходе. |
|
|
Для выявления динамических свойств потенциометрического датчика можно воспользоваться формулой (2.8)
«вых = К --------- - •
Здесь зависимость мвых = f ( x ) для нагруженного датчика яв ляется нелинейной функцией, поэтому она не может быть в об щем случае описана передаточной функцией. Однако при некото рых упрощениях передаточная функция может быть получена.
При малых перемещениях щетки х I, чисто активной на-
ц
грузке и ---- < 1 эту формулу можно заменить приближенной Рн
|
|
|
R |
|
( 2. 10) |
|
|
|
Ч»(0) |
|
|
|
|
|
Р„ |
|
|
Откуда |
|
|
|
|
|
W[p) |
^ВЫХір) |
_ |
___ UnРң |
const. |
( 2.11) |
X (р) |
|
Рн + РФ (0) |
|
||
|
|
|
|
Передаточная функция равна постоянной величине, и потенцио метрический датчик представляет собой усилительное или безы нерционное звено.
Если нагрузка датчика является реактивной, то его динам,ические свойства могут быть описаны более сложной передаточной функцией. Но обычно запаздывание, обусловленное такой наг рузкой, относят не к нагружённому датчику, а к входной цепи элемента, подключаемого на выход датчика. При таком подходе потенциометрический датчик во всех случаях рассматривается как безынерционный элемент.
Основным недостатком потенциометрических датчиков являет ся наличие скользящего контакта, снижающего надежность ра боты датчиков. Другим недостатком является невысокий коэф.- фициент усиления, не превышающий 3—5 В/мм.
Несмотря на отмеченные недостатки, потенциометрические датчики получили широкое распространение в автоматических устройствах благодаря универсальности и простоте.
87
И н д у к т и в н ы е д а т ч и к и
Индуктивные датчики представляют собой устройства, в ко торых измеряемое перемещение преобразуется в изменение ин дуктивности или взаимной индуктивности обмоток, а потом в на пряжение переменного тока. Для получения сигнала в виде элек трического напряжения индуктивные датчики, как и датчики со противления, включаются в электрическую схему.
Принципиальная схема простейшего индуктивного датчика приведена на рис. 2.7.
Рис. 2.7. Принципиальная схема про стейшего индуктивного датчика
Датчик представляет собой катушку индуктивности J, располо женную на магнптопроводе 2 с якорем 3 и изменяющимся воз душным зазором л". К обмотке 1 через сопротивление /?„ подклю чается источник питания переменного тока с напряжением Un.
Индуктивные датчики, используемые в авиационной технике, работают на переменном токе частоты 400 Гц, но в ряде случаев может использоваться более высокая частота.
Входной величиной в датчике является перемещение якоря х, а выходной — ток в нагрузке или -.падение напряжения на сопро тивлении RH. При перемещении якоря .происходит изменение ин дуктивного сопротивления обмотки датчика, а следовательно, и тока в нагрузке /.
Найдем зависимость }=f(x) или статическую характеристику датчика.
Индуктивность обмотки датчика определяется формулой
где w — число витков обмотки;
Ф — рабочий магнитный поток обмотки;
/— ток катушки.
Вформуле (2.12) учитывается лишь рабочий поток обмотки, так как при малых воздушных зазорах мы можем пренебречь по током рассеяния.
88
По заколу Ома для магнитной цепи будем иметь
- т а
где |
R c r, |
R x |
— магнитное |
сопротивление стали и |
магнитное |
|||||
|
|
|
|
сопротивление воздушного зазора. |
|
|||||
|
Величины R CT и R x |
равны: |
|
2х |
|
|||||
|
|
|
|
R c r = |
|
I |
|
Rr = |
(2.14) |
|
|
|
|
|
РсТ ^ |
|
ІЧі5 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
где |
I |
— средняя длина силовой |
линии |
магнитного |
потока в |
|||||
|
5 |
|
стали; |
|
|
|
|
|
|
|
|
— площадь сечения магніитопровода и якоря, принимае |
|||||||||
|
|
|
мая равной площади магнитного потока в воздушном |
|||||||
р.ст,JJ-, |
— |
зазоре; |
|
|
|
|
|
|
||
магнитная проницаемость стали и воздуха. |
|
|||||||||
|
Магнитная проницаемость воздуха |
|
|
|||||||
|
|
|
|
іа0 = |
0,4тс 10 |
8 Гн/м. |
(2.15) |
|||
|
Обычно датчик конструируется так, что его магнитная систе |
|||||||||
ма не насыщена, тогда |
R c r ^ R x |
и величиной R CT |
по сравне |
|||||||
нию с R x |
в формуле |
(2.13) |
можно пренебречь. После подста |
|||||||
новки (2.14) |
и (2.15) в (2.13) получим |
|
(216) |
|||||||
|
|
|
|
Ф ^ |
/™0,4и Іи~8^ |
|
||||
|
|
|
|
|
2х |
|
|
|||
Учтя (2.12), будем иметь |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
, |
0,27г 10 -8т(у25 |
I н |
(2.17) |
||
|
|
|
|
|
L s s ---------------- |
X
Здесь S — м2; .ѵ —м.
При синусоидальном напряжении питания датчика и нена сыщенном магнптопроводе ток в обмотке практически также си нусоидален. Тогда эффективное значение тока в нагрузке будет
/ = - = £ = = , |
(2.18) |
Ѵ ф А - а М * |
|
где R — активное сопротивление нагрузки и обмотки.
Обычно при среднем положении якоря индуктивное сопротив
ление датчика больше его активного сопротивления |
wL R. |
|||||
Тогда, пренебрегая R по сравнению |
с wL, |
с учетом |
(2.17) полу |
|||
чим |
|
|
|
|
|
|
|
I - |
Un |
X = кх, |
(2.19) |
||
|
и„ |
0,2к 10 8да*Sw |
|
|
|
|
где к |
— коэффициент |
чувствительности дат- |
||||
|
0,2icl0-8«>2Sa>
чика по току (к имеет порядок нескольких сотен мА/мм).
89
Статическая характеристика датчика — линейная. Однако в области малых воздушных зазоров начинает сказываться магнитное сопротивление стали,
/ |
которым мы |
пренебрегали, и |
|||||||
|
характеристика |
I = f(x) |
иска |
||||||
|
жается. В |
области |
больших |
||||||
|
воздушных |
зазоров |
индуктив |
||||||
|
ное сопротивление обмотки ма |
||||||||
|
ло |
и становится |
соизмеримым |
||||||
|
с |
активным |
сопротивлением |
||||||
|
электрической цепи |
обмотки. |
|||||||
|
При выводе |
формулы (2.19) |
|||||||
|
величинами R и |
RCT |
мы пре |
||||||
|
небрегали, |
считая |
их |
близки |
|||||
Р и с . 2.8. Статическая характери |
ми к нулю. |
|
На рис. |
2.8 |
пунк |
||||
тиром показана |
линейная |
за |
|||||||
стика простейшего индуктивного |
|||||||||
датчика |
висимость |
|
I — kx |
и |
реальная |
||||
|
характеристика |
/ = / ( х) |
про |
||||||
|
стейшего датчика. |
|
|
|
Недостатком рассмотренного датчика является то, что он яв ляется однотактньш. Фаза тока в нагрузке не меняется во всем диапазоне изменения входной величины х. Кроме того, у датчика такой конструкции силы электромагнитного притяжения оказы ваются значительными, а его входное усилие большим.
L, |
Л |
|
Ш Ш £ \ |
R |
|
|
|
|
—y 'h |
|
|
|
|
-о-~ипо- |
|
|
и8ых |
к п |
г Ь |
о |
w m F ,
Р и с. 2.9. Схема двухтактного индуктивно го датчика
Указанных недостатков не имеют двухтактные индуктивные датчики. Схема двухтактного датчика, собранного по так назы ваемой дифференциальной схеме, приведена на рис. 2.9.
Датчик состоит из двух одинаковых однотактных датчиков с общим якорем. Обмотки датчика совместно с сопротивлениями R образуют две независимые электрические цепи. Входным сигна
90