Файл: Лившиц, П. С. Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
Стандарт 183-66 устанавливает, что при номинальном режиме работы электрических машин степень искрения (класс коммутации) не должен превышать 1 7гТаким образом, устанавливаемая названным документом си стема определения допустимого класса коммутации оце нивает работу скользящего контакта не по светотехни ческому эффекту, а по результатам реального воздейст вия на коллекторе. Недопустимым является такое искре ние, при котором на его поверхности появляются следы почернения, не устраняемые протиранием. Выполнение последнего требования составляет предмет особых забот конструкторов и расчетчиков электрических машин, стре мящихся свести искрение в скользящем контакте к мини мально возможному пределу. Методы решения подобной задачи начали создаваться одновременно с началом при менения коллекторных электрических машин. До конца прошлого столетия эти методы являлись эмпирическими.
Начиная с |
последних десятилетий истекшего |
века до |
20-х годов |
нашего столетия трудами Е. А. |
Арнольда, |
П. Жиро, Б. Ламме и других были разработаны теоре тические основы коммутационного процесса, которые впоследствии были названы классической теорией ком
мутации. |
Явления, происходящие под электрощеткой и |
в секциях |
обмотки якоря при переходе их из одной па |
раллельной ветви в другую, классическая теория комму тации описывает с помощью дифференциального уравне ния следующего вида:
В (6-1), справедливом |
для |
случая, |
когда ширина |
||||
электрощетки |
Ьщ не превышает |
ширину |
коллекторного |
||||
деления Ьк, применены следующие обозначения: |
L c — |
||||||
индуктивность |
секции; i — ток в секции; in |
— ток в набе |
|||||
гающем |
крае |
электрощетки; ic |
— то же |
в |
сбегающем |
||
крае; гн |
— переходное (контактное) сопротивление |
в на |
|||||
бегающем крае электрощетки; |
г 0 — т о же в |
сбегающем |
|||||
крае; Rc |
— сопротивление |
секции; е„ — коммутирующая |
|||||
э. д. с. |
|
|
|
|
|
|
|
Классическая теория коммутации полагает, что кон тактное сопротивление электрощетки является постоян ным ('Гщ = const) и что это сопротивление на набегаю щем и сбегающем краях щетки зависит от продолжи тельности времени t, прошедшего с начала коммутацией-
ного процесса, и определяется следующим образом:
га=ыТЦ- |
(6-2) |
|
Гс = гщТ/(Т-4). |
(6-3) |
|
Применив обозначения |
|
|
гщТ/Ьс |
= а; |
(6-4) |
Rc/Lc |
= p |
(6-5) |
и произведя простейшие преобразования, удается полу
чить |
запись |
исходного |
дифференциального |
уравнения |
(6-1) |
в следующем виде: |
|
|
|
|
di/dt+ieaf(T—t) |
—ь&Ц + ф + eJLc=0. |
(6-6) |
|
Решение |
(6-6) позволяет определить полный ток ком |
мутируемой секции и исследовать влияние на него раз личных параметров машины. Это исследование показы вает также, что полный ток может рассматриваться со стоящим из тока, определяемого нагрузкой машины, и токов, создаваемых э. д. с, наводимыми в контуре обмо
ток. |
В самом общем |
случае здесь |
могут |
наводиться |
э. д. |
с. самоиндукции ес |
и взаимной |
индукции |
е в и зада |
ча расчетчика машины состоит, как известно, в том, что
бы наводимую в секциях |
обмоток |
коммутационную |
э. д. с. ек направить против |
ес и ев и |
добиться равен |
ства |
|
|
е„ = — (ес + ев ) = — ev, |
(6-7) |
где ер — реактивная э. д. с.
Способы вычисления реактивной э. д. с. разрабатыва лись многими авторами. В практике заводов отечествен ной электропромышленности для указанной цели приме няют формулы, выбираемые исходя из размеров маши ны. При расчете малых и средних машин пользуются приближенной формулой Пихельмайера:
е р = - = - Я ш с , / Л Л я - т ^ 1 0 - в В . |
(6-8) |
Рассчитывая крупные машины, применяют уточнен ную формулу Рихтера в интерпретации Цорна, записы ваемую следующим образом:
ч = |
- т т - тш m™ №1 (я" + я « ) + 2рЛов ял о б ] ю - в . |
|
(6-9) |
92
В двух последних формулах применены |
следующие |
|
обозначения: п— частота вращения, об/мин; I — эквива |
||
лентная |
удельная магнитная проводимость, |
приведенная |
к длине |
якоря (число потокоспеплений на единицу дли |
ны секции, состоящей из одного витка, по которому про ходит ток / а ) ; Яп — средний единичный коэффициент са моиндукции и взаимной индукции; А,к — единичный коэф фициент проводимости по коронкам зубцов; ЯЛоб — сум ма коэффициентов магнитной проводимости по лобовым
частям; |
ш 0 . я — число |
витков в секции якоря; |
/ — длина |
||||||||
пакетов |
якоря, |
см; / Л О б —- длина |
одной |
лобовой |
части |
||||||
витка обмотки |
якоря, см; А — линейная |
нагрузка |
обмот |
||||||||
ки |
якоря, |
А/см; £>я |
— наружный |
диаметр |
якоря, |
см; |
|||||
DK |
— наружный |
диаметр коллектора, см; / я |
— ток якоря, |
||||||||
А; |
а — число пар параллельных ветвей |
обмотки |
якоря; |
||||||||
b—• ширина |
щеток, мм; 46" — величина, |
зависящая |
от |
||||||||
идеального |
щеточного |
перекрытия, числа |
проводников, |
находящихся в пазу, укорочения обмотки и представляю щая собою число высот сумм едничных средних коэффи
циентов |
магнитной проводимости, |
укладывающихся |
в средней высоте результирующего коэффициента индук |
||
тивности |
паза; J3, — идеальное щеточное |
перекрытие. |
Использование положений классической теории ком мутации дает результаты, далеко не всегда совпадающие с данными практики. Еще одним недостатком рассма триваемой теории является ее неспособность осуществить расчет коммутации в случае, когда электрощетка пере крывает несколько коллекторных пластин. Перечислен ные обстоятельства привели к тому, что с 1923—1926 гг. в печати начали публиковаться различные предложения по совершенствованию теории коммутационного 'процес
са. |
Первые |
подобные публикации были сделаны |
Л. |
Дрейфусом. |
Далее центр проведения исследований |
рассматриваемого вопроса переместился в нашу страну, где они получили широкое развитие. Одним из первых
отечественных авторов, |
выступивших с предложениями |
по совершенствованию |
теории коммутации, явился |
О. Г. Вегнер; считавший постоянным в скользящем кон такте не сопротивление, а переходное падение напряже ния A.U=const. Дифференциальное уравнение коммути руемого контура в этом случае приобрело вид:
(6-10)
его решение относительно тока коммутируемой секции будет зависеть от соотношения токов i и ia. В случае, когда — ia<.i^ia, a AUn и ДС/С направлены в разные сто роны и взаимно уничтожаются, искомое решение будет:
|
« = - ^ ( 1 - * - * ' ) ( 6 - 1 1 ) |
|||||
В случае, когда i>ia, |
|
происходит смена |
знака АО'с, |
|||
последняя |
суммируется |
с |
AUU и |
решение |
приобретает |
|
вид: |
|
|
|
|
|
|
. = |
ея-(Ш |
+Ше) |
( 1 _ - 9 t ) + |
( б . 1 2 ) |
||
В двух последних формулах: ia |
— ток в параллельной |
|||||
ветви обмотки |
якоря; |
(3 определяется по |
выражению |
|||
<6-5). |
|
|
|
|
|
|
Важным элементом в теории коммутации О. Г. Вегнера явилось сформулированное им условие завершения процесса коммутации «ступенью малого тока», при кото ром, начиная с некоторого момента i<T до момента t =
— Т, сбегающий край электрощетки токовой нагрузки яе несет.
Другие попытки улучшить теорию коммутации при надлежат И. С. Елохину, Б. К. Туру и А. И. Скороспешкину. И. С. Елохин полагает, что сопротивления набегаю щего и сбегающего краев электрощетки изменяются не плавно в функции времени, как это предположено фор мулами (6-2) и (6-3), а остаются в течение всего периода коммутации практически постоянными, не зависящими от поверхности соприкосновения с коллекторной пластиной ('н=, ''с'=const). Б. К. Тур осуществил попытку рассмо трения уравнения коммутируемого контура путем аппроксимации переходного контактного сопротивления по вольт-амперной характеристике скользящего контак та, причем распределение тока в различных частях элек трощетки принималось таким же, как и в классической теории коммутации. А. И. Скороспешкин воспользовался предположением о том, что сопротивление щеточного контакта при возрастании плотности тока уменьшается по закону прямой линии. А. С. Курбасов предпринял по
пытку описать механизм |
коммутации |
с энергетических |
|
позиций, определив ее как сложный |
электромеханиче |
||
ский процесс, в |
котором |
взаимно увязаны не только |
|
э. д. с, но и силы |
механические, |
|
94
Особенно много •исследований, посвященных уточнё-- нию и развитию теории коммутационного процесса, вы полнено М. Ф. Карасевым с сотрудниками. В указанных работах сформулирован ряд положений, касающихся различных аспектов проблемы коммутации машины по стоянного тока и скользящего электрического контакта. На основе вновь разработанных положений по-новому освещены причины искрения электрощеток, роль доба вочных полюсов, методы их расчета и многие другие во просы. В самое последнее время группа М. Ф. Карасева интенсивно развивает новую систему взглядов на комму тационный процесс, которую авторы называют теорией, оптимальной коммутации машин постоянного тока.. В основе этой теории лежит признание двойственного' характера скользящего контакта, проявляющегося в том,, что под набегающим краем электрощетки действует условие А[/ щ =const, а для ее сбегающего края справед ливо условие r 4 = const (Л. 6-1, 6-2]. Исходное уравнение оптимальной коммутации для случаев, подобных ранее
рассмотренным, (ЬЩ = ЬК и RC^Q) |
может быть записано |
||||
следующим |
образом: |
|
|
|
|
L o - g - 4 - / c r c - A t 7 H |
+ |
i/?c + |
eK "=0. |
(6-13) |
|
Использовав обозначения (6-4) и (6-5) для опреде |
|||||
ления тока |
коммутации, |
получим |
следующее |
выра |
жение:
• ^ A t / . + iaRa ~еж |
т _ а |
р С |
еУ rf _ |
-ia |
+ Ce+'iT-t)'. |
|
(6-14) |
Величина коммутирующей э. д. с , необходимая для обеспечения оптимальной коммутации, находится из
условие Дс/щ—const, а для ее сбегающего края |
справед |
||
|
л и в о |
при / = 0,99 Т. |
|
|
Соответствующие выкладки позволяют получить сле |
||
дующую формулу: |
|
|
|
|
|
т |
|
х - |
|
а + 0,01рГ |
|
Ra |
|
|
|
|
а —— |
|
|
|
S ( - 1 ) " ( , - ! , ) ( Я - 2 ) . . . ( — я ) f 0 ' 0 1 ^ п ~ <" + ° ' 0 1 ^ 1 |
||
|
+ |
iaRc + AUa, |
(6-15) |
95