Файл: Лившиц, П. С. Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стандарт 183-66 устанавливает, что при номинальном режиме работы электрических машин степень искрения (класс коммутации) не должен превышать 1 7гТаким образом, устанавливаемая названным документом си­ стема определения допустимого класса коммутации оце­ нивает работу скользящего контакта не по светотехни­ ческому эффекту, а по результатам реального воздейст­ вия на коллекторе. Недопустимым является такое искре­ ние, при котором на его поверхности появляются следы почернения, не устраняемые протиранием. Выполнение последнего требования составляет предмет особых забот конструкторов и расчетчиков электрических машин, стре­ мящихся свести искрение в скользящем контакте к мини­ мально возможному пределу. Методы решения подобной задачи начали создаваться одновременно с началом при­ менения коллекторных электрических машин. До конца прошлого столетия эти методы являлись эмпирическими.

Начиная с

последних десятилетий истекшего

века до

20-х годов

нашего столетия трудами Е. А.

Арнольда,

П. Жиро, Б. Ламме и других были разработаны теоре­ тические основы коммутационного процесса, которые впоследствии были названы классической теорией ком­

мутации.

Явления, происходящие под электрощеткой и

в секциях

обмотки якоря при переходе их из одной па­

раллельной ветви в другую, классическая теория комму­ тации описывает с помощью дифференциального уравне­ ния следующего вида:

В (6-1), справедливом

для

случая,

когда ширина

электрощетки

Ьщ не превышает

ширину

коллекторного

деления Ьк, применены следующие обозначения:

L c

индуктивность

секции; i — ток в секции; in

— ток в набе­

гающем

крае

электрощетки; ic

— то же

в

сбегающем

крае; гн

— переходное (контактное) сопротивление

в на­

бегающем крае электрощетки;

г 0 т о же в

сбегающем

крае; Rc

— сопротивление

секции; е„ — коммутирующая

э. д. с.

 

 

 

 

 

 

 

Классическая теория коммутации полагает, что кон­ тактное сопротивление электрощетки является постоян­ ным ('Гщ = const) и что это сопротивление на набегаю­ щем и сбегающем краях щетки зависит от продолжи­ тельности времени t, прошедшего с начала коммутацией-


ного процесса, и определяется следующим образом:

га=ыТЦ-

(6-2)

Гс = гщТ/(Т-4).

(6-3)

Применив обозначения

 

 

гщТ/Ьс

= а;

(6-4)

Rc/Lc

= p

(6-5)

и произведя простейшие преобразования, удается полу­

чить

запись

исходного

дифференциального

уравнения

(6-1)

в следующем виде:

 

 

 

di/dt+ieaf(T—t)

—ь&Ц + ф + eJLc=0.

(6-6)

Решение

(6-6) позволяет определить полный ток ком­

мутируемой секции и исследовать влияние на него раз­ личных параметров машины. Это исследование показы­ вает также, что полный ток может рассматриваться со­ стоящим из тока, определяемого нагрузкой машины, и токов, создаваемых э. д. с, наводимыми в контуре обмо­

ток.

В самом общем

случае здесь

могут

наводиться

э. д.

с. самоиндукции ес

и взаимной

индукции

е в и зада­

ча расчетчика машины состоит, как известно, в том, что­

бы наводимую в секциях

обмоток

коммутационную

э. д. с. ек направить против

ес и ев и

добиться равен­

ства

 

 

е„ = — (ес + ев ) = — ev,

(6-7)

где ер реактивная э. д. с.

Способы вычисления реактивной э. д. с. разрабатыва­ лись многими авторами. В практике заводов отечествен­ ной электропромышленности для указанной цели приме­ няют формулы, выбираемые исходя из размеров маши­ ны. При расчете малых и средних машин пользуются приближенной формулой Пихельмайера:

е р = - = - Я ш с , / Л Л я - т ^ 1 0 - в В .

(6-8)

Рассчитывая крупные машины, применяют уточнен­ ную формулу Рихтера в интерпретации Цорна, записы­ ваемую следующим образом:

ч =

- т т - тш m™ №1 (я" + я « ) + 2рЛов ял о б ] ю - в .

 

(6-9)

92


В двух последних формулах применены

следующие

обозначения: п— частота вращения, об/мин; I — эквива­

лентная

удельная магнитная проводимость,

приведенная

к длине

якоря (число потокоспеплений на единицу дли­

ны секции, состоящей из одного витка, по которому про­ ходит ток / а ) ; Яп средний единичный коэффициент са­ моиндукции и взаимной индукции; А,к — единичный коэф­ фициент проводимости по коронкам зубцов; ЯЛоб сум­ ма коэффициентов магнитной проводимости по лобовым

частям;

ш 0 . я — число

витков в секции якоря;

/ — длина

пакетов

якоря,

см; / Л О б - длина

одной

лобовой

части

витка обмотки

якоря, см; А — линейная

нагрузка

обмот­

ки

якоря,

А/см; £>я

— наружный

диаметр

якоря,

см;

DK

— наружный

диаметр коллектора, см; / я

— ток якоря,

А;

а — число пар параллельных ветвей

обмотки

якоря;

b—• ширина

щеток, мм; 46" — величина,

зависящая

от

идеального

щеточного

перекрытия, числа

проводников,

находящихся в пазу, укорочения обмотки и представляю­ щая собою число высот сумм едничных средних коэффи­

циентов

магнитной проводимости,

укладывающихся

в средней высоте результирующего коэффициента индук­

тивности

паза; J3, — идеальное щеточное

перекрытие.

Использование положений классической теории ком­ мутации дает результаты, далеко не всегда совпадающие с данными практики. Еще одним недостатком рассма­ триваемой теории является ее неспособность осуществить расчет коммутации в случае, когда электрощетка пере­ крывает несколько коллекторных пластин. Перечислен­ ные обстоятельства привели к тому, что с 1923—1926 гг. в печати начали публиковаться различные предложения по совершенствованию теории коммутационного 'процес­

са.

Первые

подобные публикации были сделаны

Л.

Дрейфусом.

Далее центр проведения исследований

рассматриваемого вопроса переместился в нашу страну, где они получили широкое развитие. Одним из первых

отечественных авторов,

выступивших с предложениями

по совершенствованию

теории коммутации, явился

О. Г. Вегнер; считавший постоянным в скользящем кон­ такте не сопротивление, а переходное падение напряже­ ния A.U=const. Дифференциальное уравнение коммути­ руемого контура в этом случае приобрело вид:

(6-10)


его решение относительно тока коммутируемой секции будет зависеть от соотношения токов i и ia. В случае, когда — ia<.i^ia, a AUn и ДС/С направлены в разные сто­ роны и взаимно уничтожаются, искомое решение будет:

 

« = - ^ ( 1 - * - * ' ) ( 6 - 1 1 )

В случае, когда i>ia,

 

происходит смена

знака АО'с,

последняя

суммируется

с

AUU и

решение

приобретает

вид:

 

 

 

 

 

 

. =

ея-(Ш

е)

( 1 _ - 9 t ) +

( б . 1 2 )

В двух последних формулах: ia

— ток в параллельной

ветви обмотки

якоря;

(3 определяется по

выражению

<6-5).

 

 

 

 

 

 

Важным элементом в теории коммутации О. Г. Вегнера явилось сформулированное им условие завершения процесса коммутации «ступенью малого тока», при кото­ ром, начиная с некоторого момента i<T до момента t =

— Т, сбегающий край электрощетки токовой нагрузки яе несет.

Другие попытки улучшить теорию коммутации при­ надлежат И. С. Елохину, Б. К. Туру и А. И. Скороспешкину. И. С. Елохин полагает, что сопротивления набегаю­ щего и сбегающего краев электрощетки изменяются не плавно в функции времени, как это предположено фор­ мулами (6-2) и (6-3), а остаются в течение всего периода коммутации практически постоянными, не зависящими от поверхности соприкосновения с коллекторной пластиной ('н=, ''с'=const). Б. К. Тур осуществил попытку рассмо­ трения уравнения коммутируемого контура путем аппроксимации переходного контактного сопротивления по вольт-амперной характеристике скользящего контак­ та, причем распределение тока в различных частях элек­ трощетки принималось таким же, как и в классической теории коммутации. А. И. Скороспешкин воспользовался предположением о том, что сопротивление щеточного контакта при возрастании плотности тока уменьшается по закону прямой линии. А. С. Курбасов предпринял по­

пытку описать механизм

коммутации

с энергетических

позиций, определив ее как сложный

электромеханиче­

ский процесс, в

котором

взаимно увязаны не только

э. д. с, но и силы

механические,

 

94


Особенно много •исследований, посвященных уточнё-- нию и развитию теории коммутационного процесса, вы­ полнено М. Ф. Карасевым с сотрудниками. В указанных работах сформулирован ряд положений, касающихся различных аспектов проблемы коммутации машины по­ стоянного тока и скользящего электрического контакта. На основе вновь разработанных положений по-новому освещены причины искрения электрощеток, роль доба­ вочных полюсов, методы их расчета и многие другие во­ просы. В самое последнее время группа М. Ф. Карасева интенсивно развивает новую систему взглядов на комму­ тационный процесс, которую авторы называют теорией, оптимальной коммутации машин постоянного тока.. В основе этой теории лежит признание двойственного' характера скользящего контакта, проявляющегося в том,, что под набегающим краем электрощетки действует условие А[/ щ =const, а для ее сбегающего края справед­ ливо условие r 4 = const (Л. 6-1, 6-2]. Исходное уравнение оптимальной коммутации для случаев, подобных ранее

рассмотренным, Щ = ЬК и RC^Q)

может быть записано

следующим

образом:

 

 

 

 

L o - g - 4 - / c r c - A t 7 H

+

i/?c +

eK "=0.

(6-13)

Использовав обозначения (6-4) и (6-5) для опреде­

ления тока

коммутации,

получим

следующее

выра­

жение:

• ^ A t / . + iaRa ж

т _ а

р С

еУ rf _

-ia

+ Ce+'iT-t)'.

 

(6-14)

Величина коммутирующей э. д. с , необходимая для обеспечения оптимальной коммутации, находится из

условие Дс/щ—const, а для ее сбегающего края

справед­

 

л и в о

при / = 0,99 Т.

 

 

Соответствующие выкладки позволяют получить сле­

дующую формулу:

 

 

 

 

т

 

х -

 

а + 0,01рГ

 

Ra

 

 

 

а ——

 

 

 

S ( - 1 ) " ( , - ! , ) ( Я - 2 ) . . . ( — я ) f 0 ' 0 1 ^ п ~ <" + ° ' 0 1 ^ 1

 

+

iaRc + AUa,

(6-15)

95