Файл: Лившиц, П. С. Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
|
|
|
|
Т а б л и ц а 6-3 |
|
Изменение индекса коммутации N в зависимости |
|||||
|
от частоты вращения якоря машины |
|
|||
|
|
|
|
Частота |
Индекс |
|
|
|
Мощность, |
вращения |
|
Тип машины |
|
коммутации |
|||
|
кВт |
якоря, |
|||
|
|
|
|
об/мин |
N |
ПН-100 |
|
|
3,3 |
2 100 |
1.0 |
|
|
|
|
1 400 |
4,8 |
|
|
|
|
700 |
20,6 |
ПВ-62 |
|
|
13 |
2 200 |
1,0 |
|
|
|
|
1 650 |
1,4 |
МП-1200-65 |
(зав. № |
15270) |
8 840 |
90 |
1,0 |
|
|
|
|
65 |
1.6 |
МП-6800-340 |
(зав. № |
15166) |
5 000 |
500 |
1,0 |
|
|
|
|
270 |
2,1 |
МП-6800-340 |
(зав. № |
15167) |
5 000 |
500 |
1,0 |
|
|
|
|
270 |
1.7 |
МП-6800-340 |
(зав. № |
15185) |
5 000 |
500 |
1.0 |
|
|
|
|
270 |
3,5 |
GTKUL-135/346 |
|
1 370 |
400 |
1.0 |
|
|
|
|
|
325 |
1.1 |
ПВ-32 |
|
|
2,4 |
2 000 |
1,0 |
|
|
|
|
1 500 |
9,5 |
|
|
|
|
700 |
17,4 |
Рассмотрим далее сведения, касающиеся связи меж ду коммутирующими способностями электрощеток и их полярностью. Факт существования подобной связи на блюдался многими исследователями, большая часть ко торых отмечала, что при постепенном возрастании на грузки на машины первыми начинают искрить аноднополяризованные электрощетки {Л. 3-2, 5-7]. Поскольку подобное обстоятельство хорошо согласуется с приве денным в главе 3 неравенством ALL>A£/+, то естествен но заключить, что и в данном случае проявляет себя та общая закономерность влияния 2AU на N, которая изо бражена на рис. 6-5. Правда, в последнем случае связь между изучаемыми характеристиками на правом участке
|
|
|
Т а б л и ц а 6-4 |
||
Изменение |
индекса |
коммутации |
в зависимости |
||
от удельного |
давления на |
электрощетки |
|
||
|
Мощность, |
Марка |
Удельное |
Индекс |
|
Тип машины |
давление на |
||||
кВт |
электрощеток |
щетки, |
коммутации |
||
|
|
|
гПа (гс/см2 ) |
N |
|
|
|
ЭГ15Б |
150 |
1,00 |
|
В6-130* |
130 |
ЭГ15Б |
200 |
1,24 |
|
6 1 Ш |
200 |
1,00 |
|||
|
|
||||
|
|
611М |
300 |
3,22 |
|
ЭДТ-200Б |
200 |
611М |
250—300 |
1,00 |
|
611М |
375—450 |
4,00 |
|||
|
|
* Экспериментальные данные взяты из технического отчета ЛенФВНИИЭМ.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
6-5 |
|
Изменение |
индекса |
коммутации |
N в |
зависимости |
|
||||
|
от |
|
полярности главных |
полюсов |
|
|
|||
|
|
|
(по данным [Л. 6-7J) |
|
|
|
|||
|
Сведения о машине |
|
|
Полярность главных |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
полюсов |
|
|
Ти:1 |
Мощность, Напряжение, |
Обмотка |
Прямая |
Обратная |
|||||
кВт |
|
В |
якоря |
||||||
|
|
|
|
|
|||||
ПН-400 |
50 |
|
115 |
Лягушечья |
1,0 |
1,0 |
|
||
ПН-1000 |
80 |
|
230 |
Волновая |
1,0 |
0,8 |
|
||
ПН-750 |
105 |
|
230 |
Петлевая |
1,0 |
0,6 |
|
||
П р и м е ч а н и е . |
|
Испытания |
проводились в генераторном режиме работы ма |
||||||
шины. |
, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
6-6 |
|
Изменение |
индекса |
коммутации |
N в |
зависимости |
|
||||
|
от частоты тока, |
питающего машину |
|
|
|||||
|
|
|
(по |
данным [Л. 6-8]) |
|
|
|
||
Частота вращения |
|
|
|
Частота питающего тока |
|
|
|||
якоря |
машины, |
|
Постоянный |
16 2/3 Гц |
|
50 Гц |
|
||
об/мин |
|
|
|
||||||
1 000 |
|
1,00 |
0,40 |
|
0,03 |
|
|||
2 000 |
|
1,00 |
0,44 |
|
0,01 |
|
ш
соответствующих кривых нарушается, однако в самом общем виде она все же существует и приводимые объяс нения причин, придающих катодно-поляризованным электрощеткам более высокие коммутирующие свойства, в первом приближении, могут быть признаны удовлетво рительными. Без подобной оговорки к аналогичному вы воду приходят и другие исследователи данного вопроса [Л. 3-8, 6-8].
Проявленная здесь осторожность в оценке влияния показателя 2AU на JV обусловлена тем, что существуют обстоятельства, при которых отмеченная на рис. 6-5 общая закономерность, связывающая названные харак теристики, нарушается. Именно так обстоит дело при использовании пропитанных электрощеток. В гл. 3 от мечалось, что введение пропитывающих веществ в элек трощеточные материалы увеличивает переходное падение напряжения на 10—20%, однако возрастания коммути рующих свойств при этом обычно не происходит. Анализ
соответствующих |
безыскровых зон |
показывает, что |
в большинстве |
случаев наблюдается |
даже некоторое |
снижение значений индекса коммутации. Исключение составляют случаи, когда непропитанные электрощетки работают с вибрациями и введение пропитки эти вибра ции устраняет. При отмеченных условиях индекс комму тации возрастает. Объяснение этого явления требует постановки дальнейших экспериментов.
Влияние степени нагрева коллектора на коммута ционный процесс в практике отмечено давно, но надеж ных количественных оценок этого влияния ранее не су ществовало. В одной из новых работ М. Ф. Карасева с сотрудниками рассматриваемый вопрос изучался путем
введения |
в коммутируемый |
контур |
коммутирующей |
|
э. д. с. ек |
и путем изменения |
тока подпитки добавочных |
||
полюсов |
/ п . Оба параметра |
выбирались |
из условия под |
|
держания |
оптимального |
состояния |
коммутационного |
процесса на данной установке при различной температу
ре коллектора. |
Оказалось, что значения величин ек |
и |
/ п |
при изменении |
температуры коллектора от 50 до |
70 |
°С |
снижаются, а при дальнейшем повышении температуры начинают возрастать [Л. 3-9]. Сопоставляя этот факт с ранее упоминавшимся характером изменения кривой 2AU=f(T) и имея в виду существование зависимости между 2AU и N, можно предсказать повышение комму тирующей способности электрического скользящего кон-
112
такта при нагреве его свыше 100°С. Именно такая оцен ка возможности работы контакта при повышенных температурах его нагрева содержится в (Л. 6-9], где утверждается, что наиболее благоприятная температура для работы коллекторов и контактных колец находится в пределах 150—160°С.
Нормальное протекание коммутационного процесса зависит еще от состава атмосферы, окружающей эксплуатируемые электрические машины. Так, если в со ставе окружающего воздуха окажется сероводород, то коллекторная политура начнет интенсивно адсорбиро вать его на своей поверхности, потускнеет и потеряет способность защищать от дальнейшего обогащения сульфидами находящуюся под ней медь коллектора. По данным [Л. 3-12], если на 1 млн. частей атмосферы будет приходиться 210 тыс. частей кислорода и только 0,03 части сероводорода, то тусклая политура будет содер жать в себе 10—15% сульфида меди и 85—90% окиси меди. Концентрация сероводорода, способная вызвать нарушение работы контакта, ниже той, которая ощу щается обонянием. О его присутствии в атмосфере мож но судить по такому косвенному признаку, как потускне ние цвета меди коллектора, не соприкасающейся с элек трощетками. Нейтрализовать действие сероводорода удается введением в состав атмосферы хлора. Послед ний, соединяясь с коллекторной медью, вызывает обра зование хлористой меди, которая, взаимодействуя с кис лородом воздуха, образует окись меди, т. е. образует политуру требуемого состава.
В (Л. 3-12] описан случай ухудшения коммутации при загрязнении атмосферы газообразными углеводородами. Они не вызывают изменения вида политуры, но под дей ствием тепла и благодаря каталитическому действию меди могут превращаться в смолистые фракции. Послед ние осаждаются на медных поверхностях деталей узла токосъема (щеткодержатели, щеточная арматура) и за трудняют их работу.
Особый интерес приобрело в последние годы изуче ние влияния на коммутацию кремнийсодержащих соеди нений в окружающей атмосфере. В [Л. 3-12] описаны испытания двухъякорного электромашинного агрегата закрытого типа с кремнийорганической изоляцией, в про цессе проведения которых было установлено, что при значительных нагрузках агрегата коммутация резко
8 - 2 |
113 |
ухудшалась. В [Л. 6-10] описаны явления нарушения коммутации закрытых гребных двигателей с кремнийорганической изоляцией, используемых на подводных лодках военно-морского флота США. Некоторые сведе ния о причинах нарушения коммутации в описываемых условиях изложены в [Л. 3-13]. Наряду с перечислен ными имеются публикации, в которых при описании де фектов работы электрических машин с кремнийорганической изоляцией о расстройствах коммутации ничего не сказано. В практике работы автора имели место много численные случаи, когда присутствие кремнийорганических соединений в зоне скользящего контакта электриче ских машин, вызывавшее катастрофическое возрастание скорости изнашивания электрощеток, к расстройству коммутации не приводило.
При рассмотрении влияния атмосферы на коммути рующие свойства необходимо остановиться на тех изме нениях указанных свойств, которые обусловлены подъе мом электрических машин на высоту. Параметры высот ной атмосферы таковы, что все характеристики работающего в нем электрического контакта претерпе вают изменения. Естественно, что и коммутационная ха-' рактеристика не составляет исключения и ее изменение направлено в сторону резкого ухудшения. Нормализация работы скользящего контакта в высотных условиях до стигается за счет применения металлсодержащих мате риалов, облагороженных добавками олова, свинца или обоих названных компонентов одновременно (материалы групп IA и IB) . Для указанной цели с успехом исполь зуются также электрощеточные материалы «черных» марок, изготовленные с применением особых технологи ческих приемов и снабженные соответствующими пропи тывающими веществами.
В заключение несколько слов о влиянии на коммута ционные свойства среды жидкого диэлектрика. Особен ность работы скользящего контакта в подобной среде состоит в появлении гидродинамических усилий, раскли нивающих контактирующие элементы. В' результате в зоне контакта возникает интенсивное искрение, вызы вающее разложение масла. Для устранения описываемо го явления необходимо повысить давление на электро щетки, сделать в них аксиальные (декомпрессионные) каналы и тогда для изготовления электрощеток окажет ся возможным использовать серийные электрощеточные
И 4
материалы по ГОСТ 2332-63. Общая закономерность из менения коммутирующих свойств электрощеточных ма териалов, используемых в среде жидкого диэлектрика, остается такой же, как и при их работе в воздушной среде. Однако большую роль при эксплуатации контак та в среде трансформаторного масла играют абразивные свойства электрощеточных материалов, способствующие очищению поверхности скольжения коллекторов. По ука занной причине в маслонаполненных машинах постоян ного тока признано целесообразным применять металл содержащие электрощетки. Об этом, в частности, сооб щается в [Л. 6-11]. Согласно этой работе для рассматри ваемых условий эксплуатации и наличии коллекторов, изготовленных из стальных пластин при окружной ско рости на их рабочей поверхности свыше 10 м/с, лучшие результаты дает применение электрощеток марки МГСО. При пониженных значениях окружной скорости на кол лекторе в составе рецептуры электрощеточного материа ла медь может замещаться железом {Л. 6-11].
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ДИНАМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СКОЛЬЗЯЩЕГО КОНТАКТА
При рассмотрении различных характеристик совместной работы элементов электрического скользящего контакта отмечалось, что все они тем или иным образом оказываются связанными с одной груп пой воздействующих на них факторов, объединенных общим назва нием «механические». Подобное обстоятельство делает необходимым рассмотрение динамики взаимодействия контактирующих элементов,
причем главнейшим в этом рассмотрении должно являться |
не толь |
|
ко выявление условий обеспечения |
безотрывной работы |
деталей |
узла токосъема, но и поддержания между ними требуемого контакт ного давления. Последняя задача возникает в связи с тем, что при изменении этого давления происходят изменения всех прочих ха рактеристик совместной работы элементов контакта. Общие законо мерности подобных изменений достаточно подробно рассматривались ранее.
В наиболее полном виде воздействие механических факторов на работу скользящего контакта проявляется при эксплуатации кол лекторных электрических машин. Здесь причинами нарушения взаимного контакта электрощетки с коллектором могут являться: а) динамическая неуравновешенность вращающихся частей; б) экс
центриситет поверхности скольжения относительно оси ее |
вращения; |
в) волнистость поверхности скольжения; г) выступание |
группы |
коллекторных пластин; д) неупорядоченное выступание отдельной
коллекторной пластины; е) выступание слюды; ж) |
шероховатость |
8* |
115 |