Файл: Лившиц, П. С. Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6-3

Изменение индекса коммутации N в зависимости

 

от частоты вращения якоря машины

 

 

 

 

 

Частота

Индекс

 

 

 

Мощность,

вращения

Тип машины

 

коммутации

 

кВт

якоря,

 

 

 

 

об/мин

N

ПН-100

 

 

3,3

2 100

1.0

 

 

 

 

1 400

4,8

 

 

 

 

700

20,6

ПВ-62

 

 

13

2 200

1,0

 

 

 

 

1 650

1,4

МП-1200-65

(зав. №

15270)

8 840

90

1,0

 

 

 

 

65

1.6

МП-6800-340

(зав. №

15166)

5 000

500

1,0

 

 

 

 

270

2,1

МП-6800-340

(зав. №

15167)

5 000

500

1,0

 

 

 

 

270

1.7

МП-6800-340

(зав. №

15185)

5 000

500

1.0

 

 

 

 

270

3,5

GTKUL-135/346

 

1 370

400

1.0

 

 

 

 

325

1.1

ПВ-32

 

 

2,4

2 000

1,0

 

 

 

 

1 500

9,5

 

 

 

 

700

17,4

Рассмотрим далее сведения, касающиеся связи меж­ ду коммутирующими способностями электрощеток и их полярностью. Факт существования подобной связи на­ блюдался многими исследователями, большая часть ко­ торых отмечала, что при постепенном возрастании на­ грузки на машины первыми начинают искрить аноднополяризованные электрощетки {Л. 3-2, 5-7]. Поскольку подобное обстоятельство хорошо согласуется с приве­ денным в главе 3 неравенством ALL>A£/+, то естествен­ но заключить, что и в данном случае проявляет себя та общая закономерность влияния 2AU на N, которая изо­ бражена на рис. 6-5. Правда, в последнем случае связь между изучаемыми характеристиками на правом участке


 

 

 

Т а б л и ц а 6-4

Изменение

индекса

коммутации

в зависимости

от удельного

давления на

электрощетки

 

 

Мощность,

Марка

Удельное

Индекс

Тип машины

давление на

кВт

электрощеток

щетки,

коммутации

 

 

 

гПа (гс/см2 )

N

 

 

ЭГ15Б

150

1,00

В6-130*

130

ЭГ15Б

200

1,24

6 1 Ш

200

1,00

 

 

 

 

611М

300

3,22

ЭДТ-200Б

200

611М

250—300

1,00

611М

375—450

4,00

 

 

* Экспериментальные данные взяты из технического отчета ЛенФВНИИЭМ.

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

6-5

Изменение

индекса

коммутации

N в

зависимости

 

 

от

 

полярности главных

полюсов

 

 

 

 

 

(по данным [Л. 6-7J)

 

 

 

 

Сведения о машине

 

 

Полярность главных

 

 

 

 

 

 

 

полюсов

 

Ти:1

Мощность, Напряжение,

Обмотка

Прямая

Обратная

кВт

 

В

якоря

 

 

 

 

 

ПН-400

50

 

115

Лягушечья

1,0

1,0

 

ПН-1000

80

 

230

Волновая

1,0

0,8

 

ПН-750

105

 

230

Петлевая

1,0

0,6

 

П р и м е ч а н и е .

 

Испытания

проводились в генераторном режиме работы ма­

шины.

,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

6-6

Изменение

индекса

коммутации

N в

зависимости

 

 

от частоты тока,

питающего машину

 

 

 

 

 

(по

данным [Л. 6-8])

 

 

 

Частота вращения

 

 

 

Частота питающего тока

 

 

якоря

машины,

 

Постоянный

16 2/3 Гц

 

50 Гц

 

об/мин

 

 

 

1 000

 

1,00

0,40

 

0,03

 

2 000

 

1,00

0,44

 

0,01

 

ш


соответствующих кривых нарушается, однако в самом общем виде она все же существует и приводимые объяс­ нения причин, придающих катодно-поляризованным электрощеткам более высокие коммутирующие свойства, в первом приближении, могут быть признаны удовлетво­ рительными. Без подобной оговорки к аналогичному вы­ воду приходят и другие исследователи данного вопроса [Л. 3-8, 6-8].

Проявленная здесь осторожность в оценке влияния показателя 2AU на JV обусловлена тем, что существуют обстоятельства, при которых отмеченная на рис. 6-5 общая закономерность, связывающая названные харак­ теристики, нарушается. Именно так обстоит дело при использовании пропитанных электрощеток. В гл. 3 от­ мечалось, что введение пропитывающих веществ в элек­ трощеточные материалы увеличивает переходное падение напряжения на 10—20%, однако возрастания коммути­ рующих свойств при этом обычно не происходит. Анализ

соответствующих

безыскровых зон

показывает, что

в большинстве

случаев наблюдается

даже некоторое

снижение значений индекса коммутации. Исключение составляют случаи, когда непропитанные электрощетки работают с вибрациями и введение пропитки эти вибра­ ции устраняет. При отмеченных условиях индекс комму­ тации возрастает. Объяснение этого явления требует постановки дальнейших экспериментов.

Влияние степени нагрева коллектора на коммута­ ционный процесс в практике отмечено давно, но надеж­ ных количественных оценок этого влияния ранее не су­ ществовало. В одной из новых работ М. Ф. Карасева с сотрудниками рассматриваемый вопрос изучался путем

введения

в коммутируемый

контур

коммутирующей

э. д. с. ек

и путем изменения

тока подпитки добавочных

полюсов

/ п . Оба параметра

выбирались

из условия под­

держания

оптимального

состояния

коммутационного

процесса на данной установке при различной температу­

ре коллектора.

Оказалось, что значения величин ек

и

/ п

при изменении

температуры коллектора от 50 до

70

°С

снижаются, а при дальнейшем повышении температуры начинают возрастать [Л. 3-9]. Сопоставляя этот факт с ранее упоминавшимся характером изменения кривой 2AU=f(T) и имея в виду существование зависимости между 2AU и N, можно предсказать повышение комму­ тирующей способности электрического скользящего кон-

112


такта при нагреве его свыше 100°С. Именно такая оцен­ ка возможности работы контакта при повышенных температурах его нагрева содержится в (Л. 6-9], где утверждается, что наиболее благоприятная температура для работы коллекторов и контактных колец находится в пределах 150—160°С.

Нормальное протекание коммутационного процесса зависит еще от состава атмосферы, окружающей эксплуатируемые электрические машины. Так, если в со­ ставе окружающего воздуха окажется сероводород, то коллекторная политура начнет интенсивно адсорбиро­ вать его на своей поверхности, потускнеет и потеряет способность защищать от дальнейшего обогащения сульфидами находящуюся под ней медь коллектора. По данным [Л. 3-12], если на 1 млн. частей атмосферы будет приходиться 210 тыс. частей кислорода и только 0,03 части сероводорода, то тусклая политура будет содер­ жать в себе 10—15% сульфида меди и 85—90% окиси меди. Концентрация сероводорода, способная вызвать нарушение работы контакта, ниже той, которая ощу­ щается обонянием. О его присутствии в атмосфере мож­ но судить по такому косвенному признаку, как потускне­ ние цвета меди коллектора, не соприкасающейся с элек­ трощетками. Нейтрализовать действие сероводорода удается введением в состав атмосферы хлора. Послед­ ний, соединяясь с коллекторной медью, вызывает обра­ зование хлористой меди, которая, взаимодействуя с кис­ лородом воздуха, образует окись меди, т. е. образует политуру требуемого состава.

В (Л. 3-12] описан случай ухудшения коммутации при загрязнении атмосферы газообразными углеводородами. Они не вызывают изменения вида политуры, но под дей­ ствием тепла и благодаря каталитическому действию меди могут превращаться в смолистые фракции. Послед­ ние осаждаются на медных поверхностях деталей узла токосъема (щеткодержатели, щеточная арматура) и за­ трудняют их работу.

Особый интерес приобрело в последние годы изуче­ ние влияния на коммутацию кремнийсодержащих соеди­ нений в окружающей атмосфере. В [Л. 3-12] описаны испытания двухъякорного электромашинного агрегата закрытого типа с кремнийорганической изоляцией, в про­ цессе проведения которых было установлено, что при значительных нагрузках агрегата коммутация резко

8 - 2

113

ухудшалась. В [Л. 6-10] описаны явления нарушения коммутации закрытых гребных двигателей с кремнийорганической изоляцией, используемых на подводных лодках военно-морского флота США. Некоторые сведе­ ния о причинах нарушения коммутации в описываемых условиях изложены в [Л. 3-13]. Наряду с перечислен­ ными имеются публикации, в которых при описании де­ фектов работы электрических машин с кремнийорганической изоляцией о расстройствах коммутации ничего не сказано. В практике работы автора имели место много­ численные случаи, когда присутствие кремнийорганических соединений в зоне скользящего контакта электриче­ ских машин, вызывавшее катастрофическое возрастание скорости изнашивания электрощеток, к расстройству коммутации не приводило.

При рассмотрении влияния атмосферы на коммути­ рующие свойства необходимо остановиться на тех изме­ нениях указанных свойств, которые обусловлены подъе­ мом электрических машин на высоту. Параметры высот­ ной атмосферы таковы, что все характеристики работающего в нем электрического контакта претерпе­ вают изменения. Естественно, что и коммутационная ха-' рактеристика не составляет исключения и ее изменение направлено в сторону резкого ухудшения. Нормализация работы скользящего контакта в высотных условиях до­ стигается за счет применения металлсодержащих мате­ риалов, облагороженных добавками олова, свинца или обоих названных компонентов одновременно (материалы групп IA и IB) . Для указанной цели с успехом исполь­ зуются также электрощеточные материалы «черных» марок, изготовленные с применением особых технологи­ ческих приемов и снабженные соответствующими пропи­ тывающими веществами.

В заключение несколько слов о влиянии на коммута­ ционные свойства среды жидкого диэлектрика. Особен­ ность работы скользящего контакта в подобной среде состоит в появлении гидродинамических усилий, раскли­ нивающих контактирующие элементы. В' результате в зоне контакта возникает интенсивное искрение, вызы­ вающее разложение масла. Для устранения описываемо­ го явления необходимо повысить давление на электро­ щетки, сделать в них аксиальные (декомпрессионные) каналы и тогда для изготовления электрощеток окажет­ ся возможным использовать серийные электрощеточные

И 4


материалы по ГОСТ 2332-63. Общая закономерность из­ менения коммутирующих свойств электрощеточных ма­ териалов, используемых в среде жидкого диэлектрика, остается такой же, как и при их работе в воздушной среде. Однако большую роль при эксплуатации контак­ та в среде трансформаторного масла играют абразивные свойства электрощеточных материалов, способствующие очищению поверхности скольжения коллекторов. По ука­ занной причине в маслонаполненных машинах постоян­ ного тока признано целесообразным применять металл­ содержащие электрощетки. Об этом, в частности, сооб­ щается в [Л. 6-11]. Согласно этой работе для рассматри­ ваемых условий эксплуатации и наличии коллекторов, изготовленных из стальных пластин при окружной ско­ рости на их рабочей поверхности свыше 10 м/с, лучшие результаты дает применение электрощеток марки МГСО. При пониженных значениях окружной скорости на кол­ лекторе в составе рецептуры электрощеточного материа­ ла медь может замещаться железом {Л. 6-11].

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ДИНАМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СКОЛЬЗЯЩЕГО КОНТАКТА

При рассмотрении различных характеристик совместной работы элементов электрического скользящего контакта отмечалось, что все они тем или иным образом оказываются связанными с одной груп­ пой воздействующих на них факторов, объединенных общим назва­ нием «механические». Подобное обстоятельство делает необходимым рассмотрение динамики взаимодействия контактирующих элементов,

причем главнейшим в этом рассмотрении должно являться

не толь­

ко выявление условий обеспечения

безотрывной работы

деталей

узла токосъема, но и поддержания между ними требуемого контакт­ ного давления. Последняя задача возникает в связи с тем, что при изменении этого давления происходят изменения всех прочих ха­ рактеристик совместной работы элементов контакта. Общие законо­ мерности подобных изменений достаточно подробно рассматривались ранее.

В наиболее полном виде воздействие механических факторов на работу скользящего контакта проявляется при эксплуатации кол­ лекторных электрических машин. Здесь причинами нарушения взаимного контакта электрощетки с коллектором могут являться: а) динамическая неуравновешенность вращающихся частей; б) экс­

центриситет поверхности скольжения относительно оси ее

вращения;

в) волнистость поверхности скольжения; г) выступание

группы

коллекторных пластин; д) неупорядоченное выступание отдельной

коллекторной пластины; е) выступание слюды; ж)

шероховатость

8*

115