Файл: Лившиц, П. С. Скользящий контакт электрических машин (свойства, характеристики, эксплуатация).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поверхности скольжения; з) особые фрикционные свойства по­ верхности скольжения; и) воздействие внешних возмущающих факторов.

Нарушения контакта от перечисленных причин происходят из-за перемещения электрощеток относительно своего равновесного поло­

жения на коллекторе, т. е. из-за вибраций. Отмечаемые

перемеще­

ния могут быть

разложены на

две составляющие: радиальную и

тангенциальную.

Соотношение

между

ними определяется

характе­

ром причины, вызвавшей вибрацию,

и фасоном электрощетки (ра­

диальный, реактивный). Радиальная составляющая перемещения

электрощетки

(установленной

в радиальном

щеткодержателе),

ко­

торое

вызвано

наличием у

коллектора,

вращающегося с

угловой

скоростью <о, эксцентриситета

величиной

Ль

определяется

с

по­

мощью

выражения

x=Aibmat.

 

 

 

(7-1)

 

 

 

 

 

 

Скорость

и ускорение,

присущие

перемещению вибрирующей

электрощетки,

оказываются

соответственно

равными:

 

 

 

 

 

dx

 

 

 

 

 

 

 

 

v =

—щ- = Д;(й cos tor;

 

(7-2)

 

 

а =

= — A,<o2sincor,

 

(7-3)

причем максимальное значение ускорения при этом будет:

 

 

«макс =Aift>2 =Ai (ля/30)2 .

(7-4)

Кроме

того, на

электрощетку

площадью поперечного

сечения F

и высотой h действует сила Р,

прижимающая ее к коллектору.

Ускорение,

сообщаемое

последней,

достигает следующего

значения."

 

 

 

aP~PglFhy

= pglhy,

(7-5)

где g — ускорение

силы

тяжести,

см/с2 ; у — плотность

материала

электрощетки,

г/см3 ;

р — удельное

нажатие

на

электрощетку, гПа

(гс/см2 );

Л — высота

(радиальный

размер)

электрощетки,

см.

 

Для

того

чтобы

контакт не был нарушен,

необходимо

обеспе­

чить

соблюдение соотношения

 

 

 

 

или,

что

то же,

а М а кс

 

 

 

(7-6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д 1 ( « л / 3 0 ) « < ^ - 1

 

 

(7-7)

В случае отрыва электрощетки от коллектора давление в кон­ такте снижается до нуля. При других соотношениях, возникающих в элементах системы ускорений, контактное давление будет изме­ няться по периодическому закону. Очевидно, что для создания наи­ более благоприятных условий функционирования скользящего кон­ такта необходимо позаботиться о том, чтобы возникающая между образующими его элементами сила взаимодействия была не менее

116


О

10

20

50

40

50

60

70

80

30

100

Рис. 7-1. Связь

между значениями А\ и п при разных у и р,

 

удовлетворяющая

условию

(7-7)

при

/ > М И Н = 0,9Я.

 

/ —• значение эксцентриситета, рекомендуемое [Л. 7-1].

некоторой величины РМшн- Значение последней желательно прибли­ зить к величине нажатия на электрощетку Р, определяемой на осно­

вании

опыта

эксплуатации

или

по каталожным данным.

Поскольку

расхождения

между

Р и Р М И н

обусловлены

ускорениями

элементов

контакта, а они для случая

безотрывной работы связаны

между

собой

соотношением

(7-7),

то

аналитическое

исследование

послед­

него позволяет выявить влияние входящих в него величин на ди­ намику работы контакта. Рассчитанные в [Л. 5-7] графики, иллюст­

рирующие

связь между величиной эксцентриситета

коллектора A t

и частотой

вращения якоря п при различных значениях плотности

электрощеточного материала у и удельного давления

на

электро­

щетку р при ее единичной

высоте ( / i = l ) , показаны

на

рис. 7-1. Гра­

фики рассчитаны для условия, когда

/> М ин = 0,9Р, что

обеспечивает

достаточную стабильность режима работы контакта.

 

 

Частота вращения якоря машины определяется техническим за­

данием

на

ее разработку;

плотность

электрощеточного

материала

зависит

от

выбранной марки этого материала, т. е. от

его состава

(рис. 1-2);

удельное нажатие на электрощетку определяется усло­

виями эксплуатации машины. При указанных обстоятельствах до­ пустимый эксцентриситет оказывается для различных условий ра­ боты различным. Однако в практике отечественного электромашино­ строения допустимый эксцентриситет принято определять не по дан­ ным расчета отдельных частных случаев эксплуатации щеточноколлекторного узла, а с помощью норм, установленных опытным путем. Последние определяют не эксцентриситет Ль а биение, ко­ торое численно равно удвоенному значению Ли При изготовлении коллекторов машин постоянного тока и контактных колец асинхрон­

ных и синхронных машин, предназначенных для

общепромышлен­

ного применения, допустимые биения нормируются

ведомственной

нормалью 6АА.670.01Н-57. Согласно названному документу допу­

стимые биения

не

должны превышать величин,

указанных

в

табл.

7-1. В специальном электромашиностроении

принято

считать,

что

нормальная работа

щеточно-коллекторного узла

не

будет

наруше­

на, если биение

коллектора не превысит

значений,

приведенных

в табл. 7-2 {Л.

7-1].

 

 

 

 

 

По данным {Л. 7-2] при изготовлении авиационных электриче­ ских машин предельно допустимое биение их коллекторов должно укладываться в пределы, указанные в табл. 7-3.

Как установленные в [Л. 7-1] предельно допустимые биения кол­ лекторов согласуются с рассчитанными по (7-7) значениями экс­ центриситетов, показывает линия 1 на рис. 7-1. Расположение по­ следней свидетельствует о том, что для всех существующих элек­ трощеточных материалов (рис. 1-2) выполнение эмпирических норм обеспечивает нормальную работу элементов контакта при частотах вращения якорей машин до 20 ООО—25 ООО об/мин. При превышении; указанных значений определяемая в {Л. 7-1] тенденция изменения допустимых биений должна изменяться и их численные значения должны быть существенно уменьшены в отдельных случаях до 2—5 мкм [Л. 5-7].

Зарубежные авторы, исследующие рассматриваемый вопрос, счи­ тают, что при окружных скоростях на поверхности скольжения кол­

лектора

более 45 м/с допустимое биение

не

должно

превышать

13 мкм; при скоростях, лежащих в пределах 25—45 м/с,

эта

цифра

может

быть повышена до 25 мкм и, наконец,

при

скорости

менее

25 м/с

общее биение может доходить до 76

мкм

{Л.

7-3]. В [Л. 7-4]

118


.Диаметр

коллектора,

мм

До 350 350—600 600—900 900—1 500

Свыше 1 500

Диаметр контакт­ ного кольца,

мм

До 200 200—360 360—600 600—1 000

П р и м е ч а н р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7-1

Предельные

допустимые биения коллекторов

и контактных колец, мкм

 

 

 

 

 

 

 

 

I . Для

 

коллекторов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая частота вращения машины, об/мин

 

 

 

 

ДО 100

 

 

100-

 

400--600

600-850

 

850--1 250

1 250- 6 500

 

 

 

 

 

-400

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состояние коллектора

 

 

 

 

 

 

холод­

гоэячее

холод-

горячее

холод­

горячее

холод­

горячее

холод-

горячее

холод­

горячее

ное

 

 

ное

 

ное

 

ное

 

ное

ное

 

 

 

40

 

60

30

 

50

30

50

 

20

40

20

30

50

 

 

40

 

60

30

 

50

30

50

 

20

40

20

30

 

80

40

 

70

30

 

60

30

50

 

20

40

 

 

50

 

90

40

 

70

30

 

60

 

 

 

 

 

 

 

60

 

100

40

 

80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I I . Для контактных

колец асинхронных и синхронных машин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Синхронная частота вращения машины, об/мин

 

 

 

 

 

Д° 2

0 0

|

 

200-500

|

 

500-1 000

|

1 000-1 500

[

1 500-3 000

 

 

 

 

 

 

 

Состояние контактных колец

 

 

 

 

 

холодное

горячее холодное

горячее

 

холоднее

горячее

холодное

горячее холодное

горячее

 

 

 

 

 

40

70

 

40

60

30

 

50

 

30

40

 

 

 

 

 

 

40

70

30

 

60

 

 

 

60

 

100

 

50

80

 

50

80

 

 

 

 

 

 

 

 

60

90

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е. Допусти мые биения в 2 раза превышают вызывающие их эксцентрисв теты.



 

 

 

 

Т а б л и ц а

7-2

Частота вращения

Предельно

Частота вращения

Предельно

коллектора,

допустимое

коллектора, об/мин

допустимое

об/мин

биение, мкм

 

 

биение, мкм

До 3 ООО

80

12 000—15 000

36

 

3 000—5-000

70

15 000—18 000

32

 

5 000—7 000

60

18 000—21 000

28

 

7 000—9 000

50

21 000—25 000

24

 

9 000—12 000

40

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

7-3

 

Максимально допустимое биение коллектора, мкм

Диаметр коллектора,

 

 

 

 

 

мм

на валу якоря

в собранной машине

 

< 3 0

 

10

 

20

 

30—60

 

15

 

20

 

60—100

 

20

 

25

 

100—125

 

25

 

30

 

приводится эмпирическая формула для определения

допустимого

биения

коллектора:

 

 

 

 

 

 

 

Д 1 = 0,047 £ )0' 1 6 /^ 1 К 4

С ,

(7-8)

где DK

— диаметр

коллектора, мм;

«макс максимальная частота

его

вращения,

об/мин.

 

 

 

 

Рассмотрение влияния эксцентриситета на режим работы кон­

такта будет неполным, если не коснуться

вопроса о

возникающих

при

наличии

этого

эксцентриситета

дополнительных

механических

нагрузках на электрощетку. Последние определяются массой элек­ трощетки и ускорением, с которым она перемещается. Некоторое представление о возникающих при описываемых условиях дополни­ тельных механических нагрузках на электрощетку дают следующие заимствованные из (Л. 7-1] цифры, указанные в табл. 7-4.

Частота вращения,

Частота

об/мин

колебаний,

 

Гц

6 000

100

8 000

133

12 000

200

20 000

333

Т а б л и ц а 7-4

Нагрузка в ускорениях силы тяжести g при эксцентриситете

20 мкм

30 мкм

0,82

1,25

1,46

2,15

3,29

4,90

9,20

13,50

120