Длина забойки обычно принимается равной (0,5-^-0,6) W или 25—35 диаметров заряда.
Вместимость 1 м скважины зависит от плотности заряжания и коэффициента разбуривания породы К р (увеличение диаметра сква
жины по сравнению с диаметром долота). |
При ударно-канатном бу |
рении Кр = 1,15, для шарошечного и |
пневмоударного бурения |
Кр = 1,05-И ,08. |
|
а I |
А~Л |
Рис. 154. Взрывание на карьерах в зимнее время со слоем мерзлоты в верхней части уступов
Вместимость скважин при плотности порошкообразных ВВ, равной 0,9 кг/дм3:
Диаметр скважины, м м ................... |
300 |
290 |
250 |
200 |
180 |
160 |
150 |
Вместимость 1 м скважины, кг . , |
64 |
58 |
42 |
28 |
23 |
18 |
16 |
При механизированном заряжании получается более высокая плотность ВВ в зарядах, вследствие чего вместимость скважин соответственно увеличивается.
Если <?тах меньше величины заряда, который необходимо раз местить в скважине, то необходимо уменьшить расстояние между
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
скважинами |
или увеличить |
|
|
их |
диаметр. |
Значение |
пре |
|
|
дельного |
диаметра |
заряда |
|
|
рассчитывается по формулам |
|
|
§ 72 главы IX. |
значения |
|
|
|
Практически |
|
|
с. и. и. находятся в пределах |
|
|
25—45 |
диаметров |
заряда, |
|
Рис. 155. Схемы однорядного к. з. в. |
меньшие |
значения |
относятся |
|
к |
трудновзрываемым |
поро |
|
|
|
|
дам. |
|
и многорядное |
|
При взрывании в траншеях применяется одно- |
расположение зарядов. Расчет зарядов такой же, как и при взрыва нии уступов, но величина расчетного удельного расхода ВВ прини мается на 20% больше, так как заряды работают в более трудных
условиях.
При отработке зимой уступов, которые в летнее время не требуют рыхления взрывным способом, для дробления промерзшего слоя 3 применяют взрывы глубоких наклонных 1 и мелких вертикаль-
ных 2 скважин или шпуров (рис. 154). Глубокие скважины при этом, как правило, заряжают рассредоточенными зарядами, которые
О- — |
—-О- —-О- —“O' —*0*“ -О J |
|
|
|
|
О |
------- 0 - |
- - 0 - - |
- 0 - - - |
0 - |
- - 0 - - - |
0 |
2 |
|
|
|
|
О |
о |
- о - - - |
О ------ |
О - — -О — - о / |
|
|
|
|
о--.-о-- -0 - - - |
0- - - |
0- |
- - 0- —о /7 |
|
|
|
|
|
Рис. |
156. |
Порядная схема к. з. в.: |
Рис. |
157. |
Схема |
порядного |
а |
— монтажная |
схема; б — последовательность |
к. |
з. в. с |
врубовым |
рядом |
|
|
|
|
|
|
|
взрыва |
|
|
|
|
позволяют более равномерно распределить ВВ по длине |
|
Заряды рассредоточивают забойкой или воздушным |
|
ком (метод акад. Н. В. Мель |
|
|
|
|
|
|
|
|
никова). Такая конструкция |
L-Е Е ЕЕЕ Е Е Е Е Е Е |
зарядов, |
как |
показано |
в |
§62 гл. VIII, обеспечивает бо |
Zr~M |
“ |
го |
го |
го |
|
|
|
лее равномерное дробление |
20 |
у |
- |
У " У |
■ у |
- |
у - |
у - |
породы |
по всей |
высоте |
ус |
|
50 |
|
50 |
|
|
|
|
тупа. |
|
|
|
У У ~ у |
|
У ~ У |
/ |
/ |
. |
Взрывание должно обес- |
|
so |
|
50 |
|
|
|
скважины. промежут
Е11І
кздш
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дробления |
взорванной |
гор |
У У “ У |
У “ У |
У |
|
ЕШЕЕЕЕЕЕШІЕИ |
|
ной массы. |
В настоящее вре |
|
мя разработаны методы ре |
|
|
|
|
гулирования |
дробления |
по |
|
|
|
|
род, приведенные в гл. VIII, |
|
|
|
|
которыми |
|
надо руководство |
|
|
|
|
ваться при |
ведении |
взрывов |
|
|
|
|
в конкретных |
горнотехниче |
|
|
|
|
ских |
условиях. |
|
|
Е Е М 'Е Е Е Е |
|
Короткозамедленное взры |
|
вание |
скважин. В последние |
Рис. 158. Схемы к. з. в.} применяемые на |
|
годы |
на |
карьерах |
широко |
|
угольных |
разрезах: |
|
распространилось многоряд |
а — для защиты |
ж.-д. путей от повреждения; |
|
ное к. |
з. |
в. |
скважинных |
за |
б — с м ин им альной |
шириной развала |
|
рядов, |
что обеспечивает более |
|
|
|
высокие технико-экономические показатели взрывных работ, чем при мгновенном однорядном взрывании.
При к. з. в. детонирующим шнуром с помощью пиротехнических замедлителей КЗДШ применяют разнообразные схемы соединения зарядов. Наиболее простыми являются схемы соединения сети при однорядном взрывании.
При схеме соединения зарядов через один (рис. 155, а) четные скважины в ряду взрываются мгновенно, а нечетные — с замедле нием, для чего в разрыв шнура, идущего к скважинам, вставляют пиротехнический замедлитель. Более эффективным, с точки зрения дробления горной породы и уменьшения ширины развала, является
L'l'l'i'l'IililLliliJiJillJiJJUlJUiLlLlHüliüJUlJUÜ
7 е |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
4 |
|
|
|
|
3 |
4 |
• г / |
|
|
/ |
\ |
|
ч |
\ |
|
/ |
|
s |
|
у |
\ |
Ч |
|
О / |
|
s |
|
\ |
\ |
|
\ |
/ |
|
/ |
|
/ |
|
Ч |
\ |
|
/ |
У |
/ |
/ А |
\ |
\ |
ч |
ч |
/ |
|
/ |
/ |
/ |
/ |
ч ч |
|
|
|
ѵ |
|
\ |
|
|
|
Ч \ |
|
c f ö ' o ' b ^ V t f ' c f |
|
|
о ' о ' о |
|
|
|
|
0 |
|
1 |
|
2 |
3 |
|
2 |
|
1 |
|
0 |
1 |
2 |
ШЗГИПГШБШПШтППШи! |
|
|
|
Рис. |
159. |
Волновая |
схема |
к. з. в.: |
а — нормальная волновая схема; |
б — схема с замедлением |
через интервал; |
в — последовательность |
взрывов зарядов |
для обеих схем; 1 — 7 — очередность взрывов скважин
взрывание с последовательным замедлением взрыва каждой сква жины (рис. 155, б). Интервал замедления между взрывами зависит от физико-механических свойств горных пород и устанавливается обычно экспериментальным путем в пределах 20—50 мс. С увеличе нием крепости пород интервал замедлений уменьшают.
При больших объемах добычи полезного ископаемого целесооб разнее применять многорядное к. з. в., обеспечивающее резкое повышение производительности погрузочно-транспортного оборудо вания и некоторое сокращение расходов на путевые работы. При этом исключается завалка путей взорванной массой, чего при одно рядном взрывании часто избежать труднее.
При многорядном расположении скважин применяются разнооб разные схемы, сущность которых заключается в создании взрывом
первых зарядов дополнительной поверхности обнажения, облегча ющей работу зарядов последующих взрывов, или создании взрывом первой серии зарядов по контуру взрываемого участка массива раздробленного экрана (щели), который снижает разрушение горной породы за пределами оконтуренного участка и уменьшает сейсми ческое действие взрыва.
Взрывание по рядам представляет наиболее простой вариант многорядных схем. В одном случае (рис. 156) первый ряд взрывают мгновенно, а последующие ряды с замедлением, в другом случае мгновенно взрывают второй ряд. В первом случае взорванная масса
кд |
|
ІЕИІНШІИЕШІІШПІБШТШТІ |
Ö |
|
4 |
3 |
4 |
|
3 |
|
|
|
4 |
3 |
|
|
|
|
|
|
А. |
° |
А |
|
А |
х |
|
|
, '2 |
\ |
У 2\ |
/ 2 |
|
|
° |
А |
|
V |
а |
o' |
|
Q |
Y |
|
А |
, |
- Ч |
|
|
|
Зу і \ J ' / \ £ / / ѵ Ѵ / |
° |
А |
|
|
A |
Y |
A |
Y |
|
А |
2 / |
о |
|
|
/ о |
J |
/ \ |
2 / |
\ 2 |
ö' |
|
1 |
V |
|
о |
Ч/ |
0 |
о Ъ |
1 |
0 |
|
0 |
1 0 |
|
1 |
1 |
Рис. |
160. |
Порядная |
схема с взрыванием зарядов через |
|
|
|
|
|
интервал в каждом ряду: |
а — монтажная схема; б — последовательность взрывов зарядов
сдвигается в направлении откоса уступа, а во втором — в глубь уступа, чем достигается уменьшение ширины развала.
Иногда при трех и более рядах скважин применяют порядную
врубовую |
схему (рис. 157, а), когда мгновенно взрывается средний |
врубовый |
ряд более |
глубоких и заряженных большими зарядами |
скважин, |
а затем с |
замедлением последовательно с обеих сторон |
от «вруба» взрываются остальные ряды. Эта схема обеспечивает хорошее дробление и неширокий развал взорванной массы. Однако высота развала бывает большой в месте расположения «врубового» ряда (рис. 157, б), что в зимнее время при смерзании пород повышает опасность ведения погрузочных работ.
Чтобы предотвратить нарушение трассы железнодорожных пу тей, находящихся вблизи взрываемых скважин, часто применяют схему к. з. в., показанную на рис. 158, а. Короткозамедленные взрывы скважин первого ряда (считая от путей) при этой схеме не оказывают существенного разрушительного действия на трассу. После взрыва зарядов первого ряда между трассой и последующими