Файл: Кутузов, Б. Н. Взрывные работы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 151

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

от других зарядных машин, в том числе от выпускаемых серийно МЗС-1м и СУЗН-5А, более высокой производительностью, удоб­ ством в обслуживании, точным учетом расходуемого ВВ, полным использованием грузоподъемности автомобиля, отсутствием пылеобразования и шума при работе (табл. 46).

Т а б л II ц а 46

Технические показатели зарядных машин

Показатели

АЗМ

МЗС-Ім

СУЗН-5АМ

СУЗН-5 А

Емкость бункера, м3 . . .

7

4

10,5

8,2

Техническая производитель­

550

80

350

270

ность, кг/мин ...............

Сменная

производитель­

35

12

40

24

ность, т

сжатого..........................воздуха

Давление

 

 

 

 

в системе

транспортиро­

1,2

1,2

1,2

 

вания ВВ,

кгс/см2 . . .

8

Дальность

транспортирова­

До 5

__

До 5

До 25

ния ВВ,

м

.......................

Диаметр зарядного шланга,

125

_

125

50

Базовый автомобиль . . .

МАЗ-50911

МАЗ-50911

КрАЗ-256

КрАЗ-256

Коэффициент

использова­

 

 

 

 

ния

грузоподъемности

 

 

 

 

при объемной плотности

0,9

0,46

 

0,6

ВВ 0,9 т/м3 ...................

0,8

Машина АЗМ выполнена на шасси автомобиля 1 (рис. 147) бун­ кером 2 емкостью 7 м3 с двумя люками для загрузки ВВ. В нижней части к бункеру крепится дозатор 3 емкостью 100 кг. В дозаторе имеется смотровое окно для наблюдения за его наполнением. Прием­ ная воронка дозатора в месте его соединения с бункером перекры­ вается клапаном 4. Приводом клапана дозатора служит пневмо­ цилиндр 5 двустороннего действия, поршень которого соединен с кла­ паном штоком.

В верхней части дозатора размещен датчик 6 уровня ВВ, кото­ рый оборудован вибрационным устройством и контактами для подачи команды в цепь автоматического управления. Из дозатора в сква­ жину ВВ подается сжатым воздухом под давлением 1,2 кгс/см2, для чего на раме машины установлены компрессор 7 типа РК-4 и ресивер 8. Компрессор приводится в действие от коробки отбора мощности автомобиля. На раме со стороны водителя установлен пульт управления 9, на котором смонтирована аппаратура управле­ ния зарядным устройством. Течка дозатора соединена с зарядным шлангом 10, который с помощью троса поворотного кронштейна 11 подвешивается в транспортное и рабочее положения.

Пневмоэлектрическая схема цепи аппаратов автоматического управления работой дозатора включает циклопрограммное устрой-

254


ство 12, промежуточные реле 13, 14 и 15, пневмораспределитель 16, концевой золотник 17, пневмодиафрагменный переключатель 18, заслонку 19 продувки дозатора, электроконтактный манометр 20. Циклопрограммное устройство состоит из цифрового программного диска электроконтактной системы и механизма отсчета и фиксации

циклов. ІІневмоэлектрическая схема питается электроэнергией от аккумулятора, а сжатым воздухом — от пневмосистемы торможения

автомобиля.

Принцип работы зарядной машины АЗМ заключается в следу­ ющем. У подготовленной к заряжанию машины включают в работу компрессор и подают электрический ток и сжатый воздух в схему автоматического управления работой дозатора. Схема приводится в рабочее состояние, при этом автоматически включается в работу

255

датчик 6 уровня ВВ и срабатывает соленоид открывания пневморас­ пределителя 16. Сжатый воздух через распределитель поступает в верхнюю часть пневмоцилиндра 5 и толкает поршень вниз, отклю­ чая клапан 4 дозатора. На цифровом диске циклопрограммного устройства 12 набирают цифру — требуемое число доз ВВ для заря­ жания скважины.

ВВ через открытую приемную воронку поступает в дозатор и за­ полняет его. При наполнении дозатора вибрационное устройство датчика 6 затормаживается, в результате чего замыкаются контакты и закрывается пневмораспределитель 16. Теперь сжатый воздух поступает через пневмораспределитель в нижнюю часть пневмоцилиндра 5, толкает поршень вверх и закрывает клапан. За время наполнения дозатора и его герметизации компрессор 7 накачивает в ресивер 8 сжатый воздух до давления 1,2 кгс/см2, которое фикси­ руется электроконтактным манометром 20. При этом замыкаются верхние электрические контакты ЗКД (закрытия клапана дозатора), включается реле 14 и открывается заслонка 19 продувки дозатора. Сжатый воздух из ресивера 8 через открытую заслонку 19 поступает в дозатор 3 и выбрасывает ВВ в скважину.

После полного освобождения дозатора от ВВ давление в реси­ вере падает до нуля, при этом манометр размыкает подвижные контакты и замыкает неподвижные. Подвижные контакты обесто­ чивают реле 14, которое, в свою очередь, обесточивает соленоид заслонки 19, и пружина закрывает ее. Неподвижные контакты вклю­ чают реле 15, через контакты которого циклопрограммное устройство отсчитывает выполнение одного цикла работы. Одновременно при выгрузке ВВ из дозатора растормаживается вибрационный меха­ низм и датчик 6 запускается в работу. Электрические контакты дат­ чика размыкаются, реле 13 обесточивается и срабатывает соленоид открывания пневмораспределителя 16. Сжатый воздух поступает в верхнюю часть пневмоцилиндра 5, открывается клапан 4 дозатора и цикл повторяется. После отработки заданной программы (числа доз) схема автоматически приходит в рабочее состояние.

Для загрузки в скважину неполной дозы ВВ необходимо на цик­ лопрограммном устройстве набрать цифру 1 и через окно наблюдать за наполнением дозатора по шкале, градуированной в килограммах. Затем нажатием кнопки включателя (ВК-2) запускают схему в ра­ боту.

На АЗМ предусмотрено ручное дублирование автоматической схемы работы дозатора. За 1971 г. машинами АЗМ заряжено более 3000 т ВВ. Машины показали высокие технико-эксплуатационные качества. Экономический эффект от внедрения одной зарядной ма­ шины АЗМ составляет 15000 руб. в год по сравнению с МЗС-1м.

Серийно выпускаемые зарядные машины СУЗН-5А имеют ряд недостатков: большие погрешности учета расхода ВВ; сравнительно невысокую производительность заряжания; большой шум в процессе заряжания, создаваемый поршневым компрессором; необходимость высокого давления (до 8 кгс/см2) для подачи ВВ из зарядного шланга;

256


большое пылеобразование при выходе ВВ из шланга; невозможность полной очистки узлов от остатков ВВ после работы.

В тресте Кривбассвзрывпром на основе положительного опыта работы машины АЗМ реконструировали зарядную машину СУЗН-5А, названную после модернизации СУЗН-5АМ. Емкость бункера уве­ личена на 2,3 м3, громоздкие поршневые компрессоры заменены

а

2

Рис. 148. Автоматизированная зарядная машина СУЗН-5АМ (а) и цепь аппа­ ратов автоматического управления работой дозатора (б)

малошумными ротационными компрессорами РК-6, вместо шлюзо­ вого питателя установлен дозатор с автоматическим управлением, усовершенствована пневмогидросхема автомашины (рис. 148). На шасси автомобиля 1 типа КрАЗ-256 смонтирован бункер 2 емко­ стью 10,5 м3, в нижней части которого размерены шнеки 3 и их при­ водные гидродвигатели 4. К окнам корыт шнеков крепятся шибер­ ные заслонки 5 и дозатор 6 емкостью 200 кг. В верхней части доза­ тора установлен датчик 7 уровня ВВ, а в нижней на патрубок надет

17 заказ 610

257;

зарядный шланг 8. Между кабиной автомобиля и бункером смон­ тированы гидронасос 9, ротационный компрессор 10 и ресивер 11. Гидропневмоэлектрическая схема цепи аппаратов автоматического управления работой дозатора состоит из циклопрограммного устрой­ ства 12, промежуточных реле 13, 14 и 15, пневмораспределителя 16, пневмоцилиндра шиберных заслонок 17, концевых контактов 18, гидропереключателя 19, электроконтактного манометра 20, клапана продувки дозатора 21.

Принцип работы схемы такой же, как в машине АЗМ, с той лишь разницей, что в общую схему автоматического управления включены гидродвигатели шнеков, которые автоматически включаются в ра­ боту при открытии шиберных заслонок и отключаются при их за­ крытии. Скважины неполной дозой ВВ заряжают так же, как при работе АЗМ.

Наилучшие результаты использования зарядных машин АЗМ и СУЗН-5АМ могут быть достигнуты только при наличии установки для быстрой их заправки ВВ. При этом экономическая эффективность от внедрения каждой из указанных машин может достичь 40 тыс. руб. в год.

§ 91. Машины для механизированной забойки скважин

Забойка заряженных скважин может осуществляться специаль­ ными забоечными машинами СУЗН-1 и ЗС-1Б (рис. 149), предназна­ ченными для транспортирования и механизированной подачи песка или другого забоечного материала в скважины. Подача забойки в скважины производится с помощью шнека.

Рис. 149. Машина ЗС-1Б для забойки скважин

В качестве забоечного материала при механизированной забойке скважин машинами СУЗН-1 и ЗС-1Б может использоваться несвяз­ ный, хорошо сыпучий материал. Не следует применять для забойки сильно увлажненный с большим содержанием глинистых частиц материал, так как он образует своды в бункерах, зависает над вы­ пускными течками, а в зимнее время смерзается.

На промежуточные ^склады забойка доставляется в думпкарах или автосамосвалах. В бункера забоечных машин материал загру­ жают экскаваторами небольшой производительности или трактор­ ными погрузчиками. Забойку скважин на карьерах Кривбасса, комбината Ураласбест и др. производят отходами обогатительных

2 58


фабрик крупностью 0—25 мм. Загрузка установок производится экскаваторами на отвале отходов. Расстояние транспортирования забоечного материала от пункта загрузки до взрываемых блоков 6—12 км. В гололедицу установки используются для посыпки карь­ ерных дорог. Время заполнения забойкой одной скважины соста­ вляет 30—40 с. Среднее время забойки одной скважины 6—7 мин.

Применение установок СУЗН-1 обеспечивает повышение произ­ водительности труда на забойке скважин в 3 раза и снижает стои­ мость в 2 раза по сравнению с ручной забойкой.

Институтом Гипроуглеавтоматизация разработана и на Мала­ ховском заводе изготовлена машина ЗС-1Б, предназначенная для забойки взрывных скважин в карьере песком, мелким щебнем или хвостами обогатительных фабрик. В машине имеется собственный кран с грейфером для загрузки забоечного материала в бункер.

Техническая производительность забоечной машины ЗС-1Б

сучетом вспомогательных операций >— 13,6 т/ч.

§92. Машины для осушения скважин

Ввесенний период, а также на карьерах со значительной водо­ обильностью большая часть скважины бывает заполнена грунтовыми водами, что требует применения для заряжа­ ния скважин хорошо тонущих водоустойчи­ вых, но дорогих ВВ типа гранулированного тротила и алюмотола. При их применении вы­ деляется значительное количество ядовитых

газов. В этих случаях рекомендуется приме­ нять зерногранулит 79/21, стоимость которого ниже при достаточной мощности. Он прост в обращении, надежно детонирует от двух нитей детонирующего шнура, случаев неполноты детонации не наблюдается.

Однако заряжание этим ВВ обводненных скважин невозможно из-за его плохой потопляемости. В этой связи на карьерах приме­ няют различные установки для удаления воды из скважины непосредственно перед заряжа­ нием. Одна из наиболее простых осушитель­ ных установок показана на рис. 150, она имеет следующую характеристику:

Liu

"С :г

Рис. 150. Погружное устройство для осуше­ ния взрывных скважин

Объем внутренней полости, л ..................................................................

35—50

Масса установки, к г .....................................................................................

15—20

Производительность, м3/ ч .......................................................................

6—10

Расход сжатого воздуха, м8/м и н ................................................................

1,5

Длина установки, м м ..................................................................................

1500—1800

Диаметр скважины, м м ...................................................................................

250

Для удаления воды из скважины устройство опускается на забой скважины. Трехходовой кран сообщает корпус 1 с атмосферой,

17*

259