ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
Для повышения скорости и производительности бурения путем повышения скорости вращения долот необходимо применять при нудительную смазку подшипников опор. При этом стойкость долот
Рис. 28. Принципиальная схема бурового става для прину дительной смазки подшипников опор долот при бурении:
1 — бачок для |
смазки; |
2 — насосная установка; 3 — компрессор |
ВК-11; 4 |
— смазка; |
5 —центральный канал для воздуха. |
не зависит от скорости вращения, а стоимость бурения при ее уве личении снижается. Схема бурового става для принудительной смазки опор приведена на рис. 28.
Для снижения уровня вибраций на станках применяются забой ные амортизаторы (рис. 29), устанавливаемые между долотом и бу-
50
ровыми штангами. |
Упругие элементы |
амортизатора гасят осевые |
|||
и крутильные вибрации, возит |
при работе долота на забое. |
||||
Уровень |
вибрации |
на станках |
|
||
снижается в 2—5 раз, а стой |
|
||||
кость долот |
увеличивается на |
|
|||
30—60%. Скорость бурения при |
|
||||
одинаковых |
осевых |
давлениях |
|
||
с амортизатором и без него |
|
||||
примерно одинакова |
или даже |
|
|||
несколько (на 15—20%) увели |
|
||||
чивается. |
Внедрение забойных |
|
|||
амортизаторов позволяет в со |
|
||||
четании |
с |
устройствами |
для |
|
|
смазки подшипников опор до |
|
||||
лот повысить в 1,5—2 раза |
тех |
|
|||
нико-экономические показатели |
|
||||
шарошечного бурения. |
|
|
|||
Одним |
из перспективных |
|
направлений в повышении эф фективности шарошечного буре ния является применение магнитострикционных буровых ставов, которые передают на долота высокочастотные (до 400 Гц) вибрации, вследствие действия которых увеличивает ся динамика воздействия зуб ков долота на забой. Для за щиты станка от вибраций над магнитостриктором установлен специальный амортизатор.
По данным испытаний магнитострикционных буровых ста вов на станках СБШ-250МН на карьере Оленегорского ГОКа по породам с / = 12 -f- 16 ско рость бурения увеличивается в 1,5—2,5 раза при одновре менном снижении осевого дав ления на долота с 30 до 20 тс. Применение магнитострикторов,
кроме повышения |
производи |
|
||
тельности, |
позволит |
бурить |
|
|
скважины |
большого |
диаметра |
|
|
более легкими станками. |
|
|||
Заслуживают |
|
внимание |
|
|
опытные |
работы |
Казахского |
Рис. 29. Схема забойного амортизатора |
|
политехнического |
института |
для шарошечного бурения |
||
4* |
|
|
|
51 |
|
|
|
|
по созданию шарошечных расширителей для увеличения диаметра заряжаемой скважины с 243 до 350 мм. В сочетании с магнитострикционными бурами это может дать большой технико-экономиче ский эффект.
§ 8. Вращательное (шнековое) бурение скважин
Вращательным способом бурят скважины диаметром 110—160 мм в породах с коэффициентом крепости / ^ 6, продукты разрушения с забоя удаляются шнеками. Для вращательного бурения (табл. 9) выпускают легкие буровые станки на шагающем ходу СБР-125 (БСН-1) и тяжелые на гусеничном ходу СВР-160 (СВБ-2м). Станок БСН-1 (рис. 30) позволяет бурить вертикальные и наклонные сква жины.
Т а б л и ц а 9
Техническая характеристика станков вращательного бурения для карьеров
Показатели |
БСН-1 |
СВБ-2м |
СБР-125 СБР-160 |
|
Диаметр скважины, м м .......................... |
120 |
160 |
125 |
160 |
Глубина бурения, м .............................. |
25 |
25 |
25 |
25 |
Скорость вращения бурового инстру- |
220 |
120-200 |
220 |
120-200 |
мента, об/мин ...................................... |
||||
Осевое давление на инструмент, кгс |
400 |
5000 |
До 1000 |
До 8000 |
Мощность двигателя вращения, кВт . . |
14 |
40 |
22 |
40 |
Масса станка, т ...................................... |
1,345 |
9,8 |
2,3 |
12 |
На карьерах и угольных разрезах в настоящее время применяют станки БС-110/25м, БСН-1, СВБ-2 (рис. 31) и проходят испытания станки СБР-125, СБР-160, которые будут выпускаться в дальнейшем. Во всех станках при бурении вращатель движется по направляющим
и |
своей массой вместе со ставом штанг создает осевое давление |
на |
забой. |
|
Сменная производительность легких станков при бурении сква |
жин по углю достигает 100 м, но при увеличении крепости пород их производительность из-за недостаточного осевого давления на резец резко снижается и их применение в породах с / > 3 становится экономически невыгодным. Производительность станков СВБ-2 изме няется от 80 до 20 м по породам с / — 3 -гб соответственно. В более крепких породах из-за низкой производительности и малой стой кости резцов их применение нецелесообразно. Стоимость бурения 1 м скважины изменяется в зависимости от типа станка и свойств буримых пород от 0,2 до 3 руб. Причем особенно низкие технико экономические показатели получаются в абразивных породах (пес чаники, песчанистые сланцы и т. п.).
Инструмент для вращательного бурения состоит из набора штангшнеков и резцов. Штанга-шнек (рис. 32, а) представляет собой
52
Рис. 30. Станок вращательного бурения БСН-1:
1 — рама; 2 — вращатель о электродвигателем; 3 — лебедка; 4 — механизм шагания; 5 — рычаги управления; в — буровые штанги-шнеки
Вид А
3070
- 2350 ■
Рнс. 31. Станок вращательного бурения СВБ-2:
I — рама; 2 — гусеничный ход; 3 — мачта; 4 — вращатель с электроприводом; 5 — буро- [ой став; в <— привод станка; 7 — кабина; 8 — стеллажи со штангами, 9 подвод энергии
53
трубу 1 с приваренной с ней спиралью 2 из полосовой стали, внешняя сторона которой наплавлена твердым сплавом. Получили широкое распространение резцы с закругленными лезвиями, армированные цилиндрическими вставками твердого сплава (рис. 32, б).
а
Новочеркасским, Кузбасским и Иркутским политехническими институтами разработаны долота со съемными резцами, выполнен ными в виде специальных элементов (рис. 32, в) или из зубцов ком байнов (рис. 32, г, д). Эти резцы обеспечили по породам с / = 4 -т- 6
увеличение скорости бурения в 1,5—3 раза и снижение стоимости скважины в 2 раза.
Механизм и закономерности разрушения при вращательном бурении на карьерах аналогичны долученным при бурении шпуров, однако отличаются по величине.
54
Выбор рационального режима бурения производится с учетом типа применяемых резцов на основе проведения экспериментов с опре делением производительности станка и стоимости бурения.
Одним из важных недостатков шнекового бурения является значительная потеря глубины скважины (до 15%) из-за неполного удаления шнеками разрушенной породы. Б. А. Натановым предло жена шнеко-пневматическая технология очистки забоя, при которой по трубам шнека в скважину подается сжатый воздух (в количестве 2—5 м3/мин), резко повышающий эффективность очистки скважины.
Основное время при бурении затрачивается на ручное наращи вание и разборку става из штанг-шнеков, что сдерживает рост про изводительности бурения. В последних моделях станков операции наращивания и разборки бурового става механизированы.
§ 9. Бурение скважин погружными пневмоударниками
Погружные пневмоударники применяются на карьерах небольшой и средней производительности для бурения вертикальных и наклон ных скважин диаметром 100—160 мм. Разработан станок СБУ-200 (рис. 33) для бурения скважин диаметром 200 мм. Простота кон струкции и обслуживания, небольшая масса и высокая маневрен ность создают предпосылки для широкого распространения буровых станков с погружными пневмоударниками на открытых горных работах.
Станки для бурения скважин погружными пневмоударниками делятся на легкие на пневмоколесном или гусеничном ходу для бурения скважин 100—125мм, средней массы и тяжелые на гусеничном ходу для бурения скважин диаметром 150 (160) и 200 мм соответ ственно (табл. 10).
Станок СБМК-5 (рис. 34) разработан на базе станка БМК-4, а ходовая часть взята от углепогрузочной машины УП-3. Операции спуска и подъема бурового става, создание осевого усилия на долото осуществляются пневматическими податчиками.
Погружной пневмоударник наносит удары по хвостовику долота, его вращение производится непрерывно электрическим вращателем, находящимся на поверхности. Вращение бурового става, свинчива ние и развинчивание буровых штанг механизированы и выполняются вращателем.
Снабжение сжатым воздухом производится от передвижного компрессора. Создана более совершенная типажная модель легкого станка 1СБУ-125 (рис. 35); на базе станка «Урал-61» создан станок «Урал-64» (СБУ-160), рассчитанный на бурение скважин диаметром до 160 мм (рис. 36). Компрессоры размещены на раме станка: масса станка до 29 т, на этих станках в дальнейшем будут устанавли ваться винтовые компрессоры. Станок прошел промышленные испы тания, при которых его сменная производительность достигла
35—40 м по породам с / = 14 -f-16.
55
О
«е
Техническая характеристика станков для бурения скважин погружными пневмоударниками на карьерах
К*
£1
U
к*9
о
о
со
г
>9
Й
о
г г
ng!»
К Pt
ЯЯ о
и в и
«а
s
о
я
в t*
я «
о о
Рн
га
д
Ä
s
И
U
0о ©
©Ю©
200 32 СО 1см
©©
©о
©.
©0—60 К 125
см со 32
ю^ -
см X ПМ-
|
|
0 |
|
■48«V* © |
|
|
|
о |
|
||
|
|
со |
1Ol |
|
|
|
|
© |
© со |
с |
|
|
|
СМ |
|||
|
|
|
|
к |
|
|
|
о |
|
©>5 ЮЙ |
|
ю с |
|
|
© О О2J |
||
|
о |
|
I О |
Г I |
|
о |
|
|
о 2 н С |
||
|
|
см |
|
|
|
© |
|
о |
|
..© |
|
|
|
о ь£ 22 |
|||
СМ |
|
vt* |
00 |
|
|
чт-t СМ |
чгН |
© 'S ^ |
|||
©'"см |
|
і |
|
|
|
© |
|
|
|
||
|
Nt* |
t-гТ о |
|||
чН |
|
чтН |
|||
|
|
|
|
|
к |
|
|
о |
|
|
|
|
|
© |
|
|
|
|
|
см |
и |
|
|
|
|
+ |
|
-3* О |
1 |
|
|
о |
|
||
|
|
|
2 |
с |
|
|
|
о |
|
||
|
|
со |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
© |
|
|
|
|
|
© |
|
|
|
|
|
чт-t |
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
© |
|
|
|
s ' |
в |
|
• ѵоД • |
||
s |
ив |
|
|||
„ ы |
Ф |
|
BVo“ |
|
|
a s g |
|
. в о . |
|
||
g (£ю |
|
|
g « |
|
|
£ g |
|
в & 5 ä |
|
||
S g,® |
S ä | s |
|
|||
g |
g |
|
|
|
|
°'0 |
|
|
|
|
|
B< « |
5 |
|
|
|
|
н и ® |
|
|
|
|
|
®MÄ |
|
|
|
||
Яю ft |
, |
ft о |
|
||
S >> 5 |
|
|
|||
К и ® |
>§ ft |
|
|||
srtSH |
|
о |
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
о о |
|
|
|
|
ю ю |
|
|
|
Ю со см |
|
|
|
|
СМ |
х х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о X |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
см |
|
|
|
|
ю |
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
© © |
© |
|
|
|
чтнСО |
159 9000 |
25 |
Ю LQ |
||
СО |
х З |
|||
© |
|
|
|
|
© |
|
|
|
g x |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
vj* |
|
|
© |
© |
|
|
© © |
|
|
1 |
Ю© |
||
© |
|
СОсм |
||
тгнсо |
05 |
1 |
X |
|
СМ |
|
|
© X |
|
|
СО |
|
© |
|
|
|
|
|
см |
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
о о |
|
|
|
|
г- см |
|
:8 |
|
о © |
|
|
|
SPсо |
||
|
- 8 |
|
X см |
|
|
|
О X |
||
|
|
|
|
СО |
|
|
|
|
© |
1500 00 |
|
|
; 8 |
X |
9 |
00 |
Ü |
||
V ^ сою см |
|
|||
1 см |
|
ем^~ |
|
©
©
©
Nt*
X
©
©© ©
© |
© |
© |
© |
|
00 © |
с— © |
t*» |
чтн со |
|||
1 |
© |
со |
© |
V СМ |
|
© |
|
©£ х
©
со
X
©
©© ©
S © ©§|>- |
S S |
| о ° ° § |
|
Хх
©ЮА
t"4
^"1
см
4
в
Ü я •» “
■* s s a |
|
« s |
_ а, |
£ „ л m |
|
|
Й Я |
Я H '■ |
|
„ ct „ |
g?!Л |
! H MП. , |
|
1в s |
Рн |
О Ф |
|
[ftö |
ffl Я |
I H |
tc в |
! Ф Cd |
О В |
Я и И О g: ÄHо В
Я П яЗ
ХВДсцб
256
©
00 ©
05 L coL
в |
|
ÉH |
|
о |
|
о „ |
|
Е=н |
|
& ® |
|
о ч |
|
SJ Ф |
|
Äн |
|
В «5 |
|
cd Ь |
W |
В В |
. вв |
в в |
|
о й- |
СО |
И О |
|
» Рн |
|
56
СО
W
В
Ч
О
се
н
Техническая характеристика пневмоударников (при рабочем давлении 5 кгс/см2)
оо г -и
нг е - м
* 091-И
09Т-П
н г е - и
І-ЮТ
*SZI-II
s s i- n
І-ІШ
g-ІШ
» QOT-n
НЛ006Т-К
200 |
42 |
1150 |
|
10,7 |
6,6 |
19 |
16 |
1,5 |
176 |
900 |
HO |
K -205 |
23 |
t |
CO "«H t1- |
00 |
CM CO |
t- |
I |
і |
Ю |
і |
-0 |
||||
|
О- |
|
lO |
о |
оо |
00_ |
uo^ |
чр |
~ |
||||
|
С4! o ' т-Г |
ч-н” Т-Г o ' |
o ' |
|
|
тгГ |
* |
|
|||||
160 |
32 |
1275 |
|
9,1 |
7,9 |
10 |
12 |
1,32 |
140 |
760 |
58 |
К -165 |
13 |
155 |
15 |
1800 |
|
6 |
7,3 |
5,5 |
14 |
2,33 |
140 |
492 |
40 |
БК -155 |
8 |
|
1,3 |
0,84 |
|
1,08 |
0,98 |
1,33 |
0,93 |
0,87 |
|
|
0,86 |
|
|
125 |
15,5 |
1250 |
|
4.3 |
7.4 |
5.6 |
7 |
1,62 |
110 |
652 |
31 |
К -125, К -125-1 |
5.6 |
125 |
12 |
1500 |
|
4 |
7.5 |
4,2 |
7.5 |
1,87 |
112 |
|
36 |
ІК-125 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И |
|
|
ю |
|
Г'» |
со |
СМІЛ |
^■ч |
I |
|
ОЗ |
1 |
СО |
||
|
^■ч о |
|
тН |
00 |
|>- |
05 |
оо |
1 ю. |
о |
||||
|
•ч-t ч—1•чН |
сГ чгГ О |
о |
' |
1 -гн |
1 |
•ч-ч |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
см |
|
|
о |
ю |
ю |
ю °° ® |
|
ІО |
05_ ^■ч |
|
см ю |
о |
|||||||
|
|
со |
|
1 |
|||||||||
|
05 |
СО |
СО |
t>T со н*Г |
|
|
со см |
со |
|||||
|
|
•чН |
|
|
|
|
|
|
и |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
но |
|
ю ю |
о |
|
|
СО 00 |
|
|
|
4P |
|
о |
4P |
||
|
|
|
2 |
92 |
co^ ^■ч |
||||||||
о |
00 |
§ съ |
сГ |
^ О |
t- |
CM 1 |
со |
||||||
|
тгн |
|
|
|
|
|
4P |
|
к |
и
« |
ю ® |
со |
Г- |
ті |
сГ |
|
н |
|
|
|
|
|
|
>» |
|
О |
|
|
|
|
№ |
|
|
|
|
|
|
а |
|
И |
|
|
|
к |
в |
|
а |
|
И |
S |
|
о |
В » |
||||
в |
|
$ |
а |
|
|
|
й |
|
и |
й |
- |
|
|
се |
|
ff |
|
|
||
и |
|
В Cd |
|
|
||
|
|
о |
И Рч |
со |
о |
|
S |
|
а |
в |
et |
||
о, |
и |
в |
|
£ |
а |
|
н |
н |
et |
||||
® |
а |
cd |
о |
со |
||
В |
о |
|
о |
|||
а |
й, |
Рч Рчр |
о |
и |
||
g |
® |
се |
о |
ф |
о |
|
В |
о |
|||||
И щ |
et |
к |
со |
со |
||
і=Сл |
І>5 |
и |
|
S |
Рч |
со |
С-1 |
о |
^ |
к |
4р^ |
05 |
00 |
|
со |
||
|
|
|
|
W |
|
и |
|
|
|
|
|
>> |
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
В |
|
|
|
ес |
|
со |
|
|
|
|
И |
В |
|
|
|
о |
|
й |
|
|
|
И |
|
Р ч |
Ä |
|
|
о |
|
со |
Р ч |
|
|
се |
|
et |
со |
|
|
Рч |
|
О |
et |
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
В |
В |
|
о |
|
|
Фca |
са |
|
|
’В ^ |
Рч |
И |
ф |
о |
ч |
|
о |
||||
g g |
Р |
|
ң |
et |
|
н |
|
о |
|||
5 a |
ф |
ее |
|
и; |
|
со" |
В |
|
|
р |
|
ф ѵ4 |
со |
|
|
|
|
et « |
В |
« |
S |
в |
|
|
« |
Н |
|
Изменение показателей новых погружных пневмоударников по отношению к выпускаемым.
57