Файл: Место таможенного права в системе отраслей российского права.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таможенному праву также характерны такие методы, как убеждение и принуждение. Убеждение – это добровольное соблюдение правил поведения, где волю лица стимулируют. Принуждение применяется только в определенных случаях, когда действия лица могут нанести ущерб иным субъектам или определенным общественным отношениям.
Анализируя методы правового регулирования, стоит отметить, что в таможенном праве преобладает императивного метода не должно ущемлять права и интересы частных лиц.
Систематизация, уточнение и обновление норм таможенного права как автономной отрасли в системе отечественного законодательства обоснована тем, что в условиях общемировой интеграции и развития процессов глобализации, обеспечения экономической безопасности и регламентации внешнеэкономической деятельности требуется установление и поддержание действия норм права, обеспечивающих безопасное перемещение товаров, транспортных средств и иных предметов через границы различных государств.
Таможенное право включает в себя совокупность правовых норм, детерминирующих характерные черты товаров в рамках экспортных и импортных операций, осуществлении мероприятий таможенного контроля и производства таможенных платежей, реализации таможенного оформления и процедур исходя из безопасности в области таможенного дела.
Следует также отметить основные характеристики таможенного права в виде отдельной отрасли права, а именно:
-
кодификация в структуре отраслей российского права; -
значимость для обеспечения интересов государства и общества; -
характерный метод регулирования таможенных правоотношений; -
политическая и экономическая заинтересованность институтов публичной власти в РФ.
Следовательно, значение таможенного права в системе отраслей российского права трудно переоценить, так как с помощью регламентации правовых норм в структуре таможенных отношений обеспечивается перемещение товаров через границу России исходя из обеспечения интересов не только российского сообщества, и но и субъектов внешнеэкономической деятельности.
Подводя итог вышеизложенному стоит отметить, что совершенствование таможенного права необходимы нашему государству для развития торговли, для успешных и взаимовыгодных экономических отношений между Россией и другими странами, для усовершенствованного контроля над ввозом импортных товаров. Иными словами, таможенное право играет одну из важных ролей в российском законодательстве и требует непрерывного развития. Предмет таможенного права – это общественные отношения, которые функционируют в ходе или по вопросу перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные отношения связаны: с ввозом-вывозом материальных ценностей непосредственно, косвенно опосредованы таким перемещением (например, деятельность внутри страны таможенного представителя).
1.2 Соотношение таможенного права с другими отраслями права
Рассматривая взаимосвязь таможенного права с другими отраслями права, стоит отметить, что сегодня на первое место выходят положения международного права, это объясняется большим количеством вопросов, отнесенных на наднациональный уровень.
Как известно, конституционное право является ведущей отраслью права. Таможенное право преследует публичные интересы, основы государственных отношений, которые исследуются конституционным правом, представляют собой базу, основные положения для всего таможенного механизма.
Стоит отметить, что административное право, как правило, именуют управленческим правом, обращая внимание на предмет правового регулирования. Таможенные органы, как и иные органы исполнительной власти, осуществляют свою деятельность с ними на единых принципах. Административное и таможенное право используют единый метод правового регулирования – императивный. Нарушения правил таможни влечет наложение административного наказания, поэтому осуществляя правоохранительную деятельность, работники таможенных органов обращаются к нормам административного права.
Финансовое право – это отрасль права, где общественные отношения включают в себя финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Таможенные органы наряду с правоохранительной осуществляют финансовую деятельность. Финансово-правовые аспекты таможенного законодательства выражаются в использовании положений, установленных в важнейших источниках финансового права:
-
Налоговый кодекс РФ; -
Бюджетный кодекс РФ; -
других федеральных законах.
Уголовное право содержит правовые нормы, которые характеризуют общественное опасные деяния, именуемые преступлениями, основы и условия привлечения к уголовной ответственности подобного рода.
Необходимо отметить главу 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности», в ней указаны преступления в сфере таможенного дела, например, контрабанда [3]. Сотрудники таможенных органов, осуществляя предварительное расследование по данным преступлениям, руководствуются нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Гражданское право регламентирует большую сферу имущественных и личных неимущественных отношений. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства — все это сфера регулирования гражданского права. Таможенное законодательство содержит бланкетные нормы, отсылающие к цивилистике.
А.Н. Козырин полагает, что «особенностью таможенного права является объединение в его рамках административно-правовых и финансово-правовых норм. Таможенное право представляет собой симбиоз административно-правовых и финансово-правовых норм с вкраплением отдельных институтов из других отраслей права» [14, с. 212]. Главными основными направлениями деятельности таможенного права считаются фискальная, которая тесно связана с таможенными платежами и регулятивная, которая устанавливает отношения административного характера.
Рассматривая взаимодействие конституционного права и таможенного права, стоит отметить, что ст. 8 и ст. 74 Конституции РФ. Так, согласно ст. 8 Основного закона страны «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».
В ст. 74 Конституции РФ указано, что «на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей» [2].
Таким образом, вышеуказанные правовые нормы посвящены описанию единого таможенного пространства, недопустимости установления на территории России таможенных границ, таможенных пошлин, сборов и других препятствий для осуществления свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Конституционное право выступает главным, основным для исследования и изучения таможенного права. Нормы административного права взаимосвязаны с нормами таможенного права и играют доминирующую роль.
Если возникают общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенным оформлением и контролем, взиманием таможенных платежей и так далее, то все это связано с административным правом.
Уголовное право и таможенное право взаимодействуют между собой при совершение преступлений в области таможенного дела. Таможенное право взаимодействует с уголовно-процессуальным правом в сфере правоохранительной деятельности таможенных органов.
Таможенное право имеет связь и с международным правом. Они взаимодействуют в области контролирования государственной границы РФ, ее нейтральных и прибрежных вод; приграничных территорий, а также в рамках международного сотрудничества стран, организации таможенных союзов, действия международных и региональных организаций и так далее.
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТА ТАМОЖЕННОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОГО ПРАВА
2.1 Проблемы определения места таможенного права в системе права
На сегодняшний день выделение таможенного права в качестве самостоятельной отрасли права является дискуссионным. Необходимо исследовать проблемы, которые возникают при определении места таможенного права в системе российского права. Необходимо проанализировать подходы таких ученых как С.С. Алексеева, П.Н. Протасова, А.Я. Курбатова о рассмотрении таможенного права в виде комплексной отрасли права, как отрасли законодательства и подотрасли административного права.
Рассматривая вышеуказанную проблему, стоит отметить, что главными критериями формирования комплексной отрасли права выступают предмет и метод правового регулирования.
В юридической литературе присутствует три основных подхода к установлению места таможенного права в системе права.
Первая группа специалистов рассматривает таможенное право в виде подотрасли права, как институт административного права. Приверженцы придерживаются того, что их предмет и метод правового регулирования схож между собой. Главную роль составляют общественные отношения, которые связаны с управленческой функцией таможенных органов, которая регламентируется нормами административного права.
Выделение таможенного права в виде самостоятельной отрасли считается неверным. Обоснованным является рассмотрение такого права в виде подотрасли административного права. В случае рассмотрения таможенного права в виде подотрасли административного права, или в виде института данного права, стоит отметить, что такое мнение берет свое начало еще с советского периода, где основной задачей таможенных органов было осуществление контрольных полномочий за грузами.
Вторая группа ученых рассматривают таможенное право в виде самостоятельной комплексной отрасли права.
Третьи полагают, что таможенное право – это самостоятельная отрасль законодательства. Необходимо отметить, что комплексным отраслям права характерны следующие свойства и основные характеристики:
-
адекватность совокупности правовых норм определенному кругу общественных отношений; -
наличие предметного единства; -
достаточная обширность нормативного правового материала [4, с. 22].
В основе таможенного регулирования находится таможенное право. Без него невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, включающего порядок осуществления различных таможенных процедур.
Итак, распространенной точкой зрения считается, что таможенное право – это комплексная отрасль права, это совокупность институтов и правовых норм, которые находятся в основе регулирования и регламентирования общественных отношений в сфере таможенного дела. Но необходимо помнить, что в теории права комплексность – это характеристика и признак не отрасли права, а отрасли законодательства.
Наиболее предпочтительным является мнение, согласно которому таможенное право – это комплексная отрасль законодательства. Такие отрасли распространяют свое действие в отдельных областях жизнедеятельности общества, а их целевое назначение состоит в том, что они призваны обеспечивать специфику правого регулирования одной или нескольких областей, а также придавать им синтетический характер [8, с. 23-35.].
Как правило, в комплексном образовании объединяются нормы профилирующих отраслей и специальные положения, оформленные конкретным законодательством (например, банковским, торговым, экологическим). Таким образом, комплексные отрасли законодательства обусловлены правотворческой деятельностью, совершаемой в определенном направлении.
Таможенное право – это комплексная отрасль законодательства [9, с. С. 37-44].
В юридической литературе спорным остается момент определения таможенного права в виде самостоятельной отрасли права.
Сандровский К.К. утверждает, что таможенное право это подотрасль административного права, где преобладает воздействие административного права [16, с. 171-173].
Козырин А.Н. считают наоборот, что таможенное право осуществляет свою деятельность под воздействием сразу нескольких институтов, таких как:
-
уголовное право; -
административное право; -
финансовое право; -
гражданское право [16, с. 171-173].
В этом смысле ограниченным будет сводить структуру таможенных норм исключительно к влиянию со стороны административного права, поскольку в рамках таможенных правоотношений разрешаются вопросы не столько государственного управления, являющихся предметом правого регулирования в административной отрасли, сколько вопросы по легальному и легитимному перемещению товаров через границу РФ. Следовательно, в данном случае можно говорить об автономности таможенного права.