Файл: Место таможенного права в системе отраслей российского права.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характерной чертой таможенного права является то, что оно образовано благодаря слиянию разных отраслей права. Так, из административного права было взято понимание работников таможенных служб в роли субъектов обеспечения правоохранительных основных направлений деятельности, таможенного контроля в виде инструмента, полномочия осуществления которого возложены на исполнительные органы компетенции в лице должностных лиц таможенных органов.
Из налогового права была взята необходимость выполнения институтом таможни фискальной функции с помощью вменения обязательства по уплате таможенных платежей. Уголовное право и таможенное право взаимосвязаны между собой в виде привлечения правонарушителя к ответственности, так как таможенные операции могут повлечь за собой нарушение действующего законодательства.
Подводя итог вышеизложенному стоит отметить, что таможенное право в системе российского права по настоящее время относится к числу дискуссионных в юридической литературе отсутствует единое мнение по данному вопросу.
2.2 Пути решения проблем определения места таможенного права в системе российского права
Исследуя проблему определения места таможенного права в системе российского права, стоит отметить, как уже было сказано выше три подхода. Одним из которых является то, что таможенное право следует рассматривать с точки зрения комплексной отрасли законодательства, включающей в себя правовые нормы различных отраслевых принадлежностей, которые устанавливаются федеральными органами государственной власти и уполномоченными органами и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
Таможенное право в виде комплексной отрасли законодательства специфично, так как никакая иная отрасль права не включает в себя столько частных норм из иных правовых образований. Параллельно в него включаются правовые режимы, понятия, которые присущи лишь таможенному, а не какому другому праву, например, такие понятия, как:
-
таможенный представитель, -
таможенная граница, -
классификация таможенных процедур и так далее.
На сегодняшний день с целью установления места таможенного права в системе российского права целесообразно конкретизировать положения и методы регламентации правовых норм таможенного права. Это необходимо устранить для того, чтобы процесс организации экспорта и импорта был простым, а споры были урегулированы с помощью четкой детерминации норм анализируемой отрасли в сопоставлении с иными отраслями частного и публичного права.
Комплексный и целостный характер предмета определяет и комплексную целостность метода. Так для формирования таможенного права наиболее важными критериями являются как предмет, так и метод правового регулирования, потому что отрыв способов правового регулирования от содержания регулирования конкретных общественных отношений отрицательно сказывается на самостоятельности и эффективности отрасли права и законодательства. Специфика таможенного права позволяет включать разные источники права, перестраивая их под существующую систему регулирования [7, с. 56].
Таким образом, необходимо отметить важные критерии формирования комплексной отрасли таможенного права в системе права: это предмет и метод правового регулирования. Помимо них могут быть использованы иные подходы, которые характеризуют особенности современного состояния таможенного права, в частности, конвенциональный и функциональный подход. Не стоит забывать про законодательство, которое регулирует данную отрасль права, и сформулированные цели и задачи, присущие каждой самостоятельной отрасли права и законодательства.
В рамках рассмотрения и анализа практических вопросов по теме исследования, необходимо изучить структуру, деятельность и итоги работы за 2021 год конкретного органа, а именно Уральского таможенного управления. Данный орган на сегодняшний день состоит из следующих элементов:
-
Екатеринбургская таможня; -
Кольцовская им. В.А. Сорокина таможня; -
Уральская электронная таможня; -
Тюменская таможня; -
Челябинская таможня.
Вышеуказанные структурные подразделения также в свою очередь делятся на составляющие элементы.
Правовой основой деятельности выступает Приказ Федеральной таможенной службы Министерства финансов РФ от 20 сентября 2021 г. N 797 «Об утверждении общего положения о региональном таможенном управлении».
В настоящее время начальником Уральского таможенного управления выступает Фролов Алексей Николаевич. Исследуя вышеуказанный орган, стоит отметить и сведения о выполнении основных показателей деятельности. Так, показателями результативности деятельности Уральского таможенного управления за 4 квартал 2021 года – исполнения контрольного задания, установленного таможенным органам в целях обеспечения исполнения федерального бюджета фактически достигнуто в размере 132,01 %. Результативность таможенных проверок после выпуска товаров фактически составило 98,65 %.
Показателями эффективности деятельности Уральского таможенного управления за 4 квартал 2021 года – доля уплаченных (взысканных) таможенных платежей в общей сумме таможенных платежей, дополнительно исчисленных по результатам таможенного контроля фактически составила 98,02 %, эффективность деятельности по передаче уполномоченным организациям обращенного в федеральную собственность имущества – 99,98 %.
Таким образом, степень выполнения показателей за 4 квартал 2021 года составила 99,0%.
Заключение
В заключение исследования необходимо сделать следующие выводы.
В настоящее время вопрос выделения таможенного права в виде отдельной отрасли права считается дискуссионным, трудность в первую очередь заключается в проблеме критериев деления права на определенные отрасли.
В юридической литературе присутствует три основных подхода к установлению места таможенного права в системе права.
Первая группа специалистов рассматривает таможенное право в виде подотрасли права, как институт административного права. Вторая группа ученых рассматривают таможенное право в виде самостоятельной комплексной отрасли права.
Третьи полагают, что таможенное право – это самостоятельная отрасль законодательства.
Главным методом правового регулирования в таможенном праве является императивный метод. Помимо императивного метода таможенному праву характерен диспозитивный метод, но пределы его действия ограничены. Такой метод считается доминантой в гражданском праве, в сфере таможенного дела он используется только в таких случаях, когда поведение физического или юридического лица регламентируется гражданско-правовыми нормами.
Договорные начала характерны методу таможенного права.
Предмет комплексной отрасли права, по мнению определенного круга лиц, представляет собой комплексный характер общественных отношений. При соотнесении комплексной отрасли права с другими отраслями можно заметить наличие в них норм разных отраслей права.
Предмет таможенного права – это общественные отношения, которые функционируют в ходе или по вопросу перемещения товаров через таможенную границу. Таможенные отношения связаны:
-
с ввозом-вывозом материальных ценностей непосредственно (например, экспорт товара), -
косвенно опосредованы таким перемещением (например, деятельность внутри страны таможенного представителя).
Таким образом, наиболее предпочтительным является мнение, согласно которому таможенное право – это комплексная отрасль законодательства. Такие отрасли распространяют свое действие в отдельных областях жизнедеятельности общества, а их целевое назначение состоит в том, что они призваны обеспечивать специфику правого регулирования одной или нескольких областей, а также придавать им синтетический характер.
Рассматривая взаимосвязь таможенного права с другими отраслями права, стоит отметить, что сегодня на первое место выходят положения международного права, это объясняется большим количеством вопросов, отнесенных на наднациональный уровень.
Как известно, конституционное право является ведущей отраслью права. Таможенное право преследует публичные интересы, основы государственных отношений, которые исследуются конституционным правом, представляют собой базу, основные положения для всего таможенного механизма.
Стоит отметить, что административное право, как правило, именуют управленческим правом, обращая внимание на предмет правового регулирования. Таможенные органы, как и иные органы исполнительной власти, осуществляют свою деятельность с ними на единых принципах. Административное и таможенное право используют единый метод правового регулирования – императивный. Финансовое право – это отрасль права, где общественные отношения включают в себя финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Таможенные органы наряду с правоохранительной осуществляют финансовую деятельность.
Уголовное право содержит правовые нормы, которые характеризуют общественное опасные деяния, именуемые преступлениями, основы и условия привлечения к уголовной ответственности подобного рода. Гражданское право регламентирует большую сферу имущественных и личных неимущественных отношений. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства — все это сфера регулирования гражданского права. Таможенное законодательство содержит бланкетные нормы, отсылающие к цивилистике.
Подводя итог вышеизложенному стоит отметить, что таможенное право в системе российского права по настоящее время относится к числу дискуссионных, в юридической литературе отсутствует единое мнение по данному вопросу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 12.04.2017
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // Российская газета N 113-115, 18-20.06.96
4. Анохина О.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: моногр. / О.Г. Анохина. - М.: Проспект, КОДЕКС, 2018. - 448 c.
5. Бекяшев К. Таможенное право: учебник. - 3-е издание, переработанное и дополненное. / К. Бекяшев, Е. Моисеев. - М.: Проспект, 2018. - 336 с.
6. Борисов С.М. Таможенный союз: совместное взимание ввозных таможенных пошлин. / С.М. Борисов. // Деньги и кредит. - №8. - 2018. - С. 33-36.
7. Габричидзе Б.Н. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - Москва: Гостехиздат, 2018. - 528 c.
8. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. К вопросу о признании прав человека комплексной отраслью российского права // Государство и право. – 2015. – №1. – С. 23-35.
9. Досмырза Д. Концептуальные перспективы развития таможенного администрирования. / Д. Досмырза. // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. - 2018. - С. 37-44.
10. Иванова В.Ю. Таможенные пошлины во внешнеторговой деятельности. / В.Ю. Иванова. // Вестник Сибирского федерального университета. - №3. - 2018. - С. 11-13.
11. Косаренко Н.Н. Таможенное право: курс лекций. – М.: ВолтерсКлувер, 2016.
12. Маховикова Г.А. Таможенное дело : учебник для бакалавров/ Г. А. Маховикова, Е. Е. Павлова.— 2-е изд., перераб. и доп., 2016.
13. Моисеев Е.Г. Комментарий к Таможенному кодексу таможенного союза / Евгений Григорьевич Моисеев. - М.: Проспект, 2018. - 550 c.
14. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме таможенного регулирования Российской Федерации / А.Б. Новиков. - М.: Инфо-да, 2018. - 504 c.
15. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин; под ред. Е. Ф. Прокушева. — 10-е изд., перераб. и доп., 2017.
16. Репина С.И. К вопросу определения места таможенного права в системе российского права // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №2-2. С. 171-173.
17. Сидоров В.Н. Таможенное право / В.Н. Сидоров. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 506 с.
18. Таможенный контроль: учеб. пособие для студентов вузов / С.Н. Ревина, П.А. Паулов, Д.В. Борякин. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2018.