ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР
КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
ЭКОНОМИКА
ГРАЖДАНСКОЙ
АВИАЦИИ
КИЕВ - 1973
МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР
КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Экономика
гражданской
авиации
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
КИЕВ — 1973
( Гос. публичная
iнаучно-тэхничіэекал
ібиблио ■■ «иа OCCP
23b⅝ ? ЭКЗЕМПЛЯР '
∙ W!Γ.^.'⅛HOΓO .OaJIA
У9(2)375 p(2)3-35
ЭJO
Внастоящем учебном пособии отражены вопросы методологического подхода к конкретным отрас левым экономическим проблемам, раскрыты воп
росы формирования и использования основных производственных фондов и оборотных средств, изложена оценка экономической эффективности капиталовложений.
Наряду с общими экономическими проблемами изложены специфические вопросы работы пред приятий гражданской авиации, раскрыты задачи и конкретные формы применения авиации в на родном хозяйстве. По разделам приведены основ ные данные развития гражданской авиации.
Пособие предназначено для студентов неэкономи ческих специальностей института инженеров граж данской авиации и может быть использовано как при изучении теоретического курса, так и при вы полнении домашних, курсовых и дипломных ра бот.
Утверждено на заседании секции экономики, ор ганизации, планирования и управления ГА редсовета КНИГА 30 мая 1972 г.
Авторы: Г. С. Диброва, А. |
Г. Матвиенко,. |
||
Г. Б. Матвеенко, |
А. |
Г. |
Обозный, |
H. Е. Нерсесова, В. Г. Коба. |
|
||
Под общей редакцией |
канд. |
экон, |
наук, доц. |
Г. С. Дибровы. |
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В Программе Коммунистической партии Советского Союза определена главная экономическая задача партии и советского народа — создание материально-технической базы коммуниз ма. Для решения этой задачи необходимо всемерно развивать транспортную систему страны и ее неотъемлемую часть — гражданскую авиацию. Большие капиталовложения, вы деляемые государством на развитие гражданской авиации, должны быть использованы наиболее разумно и экономно, с
достижением максимального результата при наименьших за тратах времени и средств.
Девятым пятилетним планом предусмотрено опережающее развитие воздушного транспорта. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии сказано: «Учитывая размеры на шей страны, все большее значение приобретает дальнейшее развитие воздушного транспорта. Будут введены в эксплуа тацию высокоэкономичные, комфортабельные самолеты но вых типов, улучшена аэродромная служба. Аэрофлот, кото рый уже сегодня стал крупнейшей авиакомпанией мира, пе ревезет в новой пятилетке почти 500 млн. пассажиров и
11млн. т грузов»1.
Директивами XXIV съезда предусмотрен рост воздушных
перевозок по сравнению с достигнутым уровнем в 1,7 раза. В 1975 г. Аэрофлотом будет перевезено 117 млн. пассажиров, 2490 тыс. т почтовых и народнохозяйственных грузов. При мерно каждый второй житель Советского Союза станет пас сажиром воздушного транспорта.
Путь к реализации планов, начертанных партией, лежит прежде всего через всемерное ускорение темпов научно-тех нического прогресса, применение современных методов эко номического стимулирования производства, совершенствова ние планирования и управления производственным процес сом.
C каждым годом Аэрофлот пополняется новой высокопро изводительной авиационной техникой и наземным оборудова нием, оснащается такими совершенными машинами, как са
молеты: Ил-62, |
Ту-134, Ту-154, Як-40 и их современными мо- |
|
ɪ |
Материалы |
XXIV съезда КПСС. Μ., Изд-во политической литера |
туры, |
1971, стр. 61. |
3
дификациями. В девятой пятилетке начнет эксплуатироваться
сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, что ознаменует новый этап в развитии отечественной авиации. Пятилетний план Аэрофлоту составлен с таким расчетом, что с каждым годом качественные показатели работы должны в значитель ной степени улучшаться.
В связи с этим усилия авиаработников должны быть на правлены на то, чтобы, наряду с освоением новой техники, как можно эффективнее эксплуатировать имеющееся обору дование и самолетный парк. Необходимо делать все возмож
ное для увеличения налета на списочные самолеты и повыше ния их коммерческой загрузки. Достаточно сказать, что лишь один процент увеличения коммерческой загрузки самолетов в масштабе Аэрофлота составляет в денежном выражении более 15 млн. руб.
Очень важно также постоянно направлять усилия работ ников воздушного транспорта на сокращение простоев само летов на техническом обслуживании, под погрузкой и выгруз кой и на других операциях. Немалый резерв кроется ив со кращении сроков ремонта самолетов и авиадвигателей. В об щем можно сказать, что повышение налета на списочный са молет и повышение производительности полетов — это глав ные резервы работы отрасли в целом. Максимальное приве
дение в действие этих резервов может осуществляться лишь специалистами, вооруженными определенными экономически
ми знаниями.
В постановлении ЦК КПСС «Об улучшении экономичес кого образования трудящихся» поставлена задача огромной важности — охватить в ближайшие годы экономическим об разованием широкие слои трудящихся. В основу этого обра зования рекомендовано положить изучение выработанной на
XXIV съезде КПСС экономической политики партии, законо мерностей экономического развития общества, ленинских принципов и методов хозяйствования, экономики и организа ции производства. Экономическое образование трудящихся должно тесно увязываться с организацией всей экономичес кой работы на предприятиях, способствовать повышению уровня хозяйствования, успешному выполнению заданий де вятой пятилетки.
В связи с объективной необходимостью повышения уров ня экономической работы на предприятиях и в целом в отрас лях народного хозяйства большие задачи встают перед учеб ными заведениями. В гражданской авиации значение эконо мической подготовки специалистов с высшим образованием имеет еще большее значение, так как вследствие особо высо кой стоимости современных летательных аппаратов и обору
4
дования цена материальных потерь за счет их непроизводи тельных простоев выражается большими суммами.
Экономика гражданской авиации как конкретно-экономи ческая наука дает представление об экономическом составе и о тенденциях развития отрасли в целом, определяет пути и факторы повышения экономической эффективности воздушно
го транспорта и других видов применения авиации в народ ном хозяйстве. Она также указывает на место и удельный вес Аэрофлота в мировом воздушном транспорте и в транспорт
ной системе нашей страны.
Устанавливая качественную и количественную стороны
влияния на экономическую эффективность гражданской авиа ции таких факторов, как технический уровень самолетов и вертолетов, степень их экстенсивного и интенсивного исполь зования, экономика гражданской авиации позволяет найти
оптимальные решения хозяйственных задач, вскрыть резервы развития гражданской авиации, определить пути повышения ее экономической эффективности.
Учебное пособие подготовлено коллективом преподавате лей кафедры экономики гражданской авиации Киевского ор
дена Трудового Красного |
Знамени |
|
института |
инженеров |
|
гражданской авиации |
под |
научной редакцией заведующего |
|||
кафедрой Г. С. Дибровы. Введение, гл. |
3 и 4 написаны доц. |
||||
Г. С. Дибровой, гл. 1 |
и 8 — доц. Г. С. |
Дибровой |
и ст. преп. |
||
H. Е. Нерсесовой, гл. |
2, 5 и 7 — доц. |
А. |
Г. Матвиенко, гл. 6 и |
||
10 — доц. Г. Б. Матвеенко, |
гл. 9 — ст. |
преп. H. Е. |
Нерсесовой, |
гд. 11 — доц. А. Г. Обозным и асе. В. Г. Кобой.
Глава 1
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА ЭКОНОМИКА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
В Программе партии, принятой на XXII съезде КПСС, сказано, что общественные науки составляют научную основу руководства развитием общества и что особое место в их сос таве занимают экономические науки. Там же определены за дачи, стоящие перед экономическими науками. Эти задачи
сводятся, во-первых, к обобщению новых явлений в экономиче ской жизни общества, во-вторых, к разработке таких важных проблем, как использование материальных и трудовых ре сурсов страны, разработке научных методов планирования и управления общественным производством. Это общее опре деление задач экономической науки конкретизировано в ре
шениях последующих мартовского и сентябрьского (1965 г.)
Пленумов ЦК КПСС, а также в резолюциях и директивах XXIII и XXIV съездов партии и других руководящих партий ных и государственных документах.
Реализация огромных экономических задач, стоящих пе ред социалистическим обществом, во многом зависит от то го, как будущие инженеры в различных отраслях хозяйства
страны будут грамотно решать технические задачи. Советский инженер должен уметь широко экономически мыслить, видеть перспективы развития той отрасли, где он работает, владеть методами экономического анализа, давать правильную оцен ку экономической эффективности технических решений. В со
временных условиях быстрого научно-технического прогресса невозможно принимать правильные организационные и техни ческие решения без необходимых знаний экономики отрасли и учета конкретной экономической ситуации на предприятии.
Что же такое экономика? Экономика — это термин, имею щий ряд связанных между собой значений. Под экономикой понимают: совокупность производственных отношений дан ного общественного строя (экономика феодализма, экономи
ка социализма, экономика капитализма, экономика переход ного периода от капитализма к социализму) ; народное хозяй ство страны или его отрасли (экономика транспорта, эконо мика промышленности, экономика сельского хозяйства и
6
т. д.); науки, изучающие специфическую сторону производст венных отношений в сфере общественного производства и об мена (экономика труда, экономика производства и т. д.).
В соответствии с этим экономика изучается: в политиче ской экономии, где исследуются прежде всего производствен ные отношения той или иной формации, и в отраслевой (кон кретной) экономике, где изучаются конкретные формы прояв ления объективных экономических законов в отдельных отрас лях народного хозяйства.
Необходимость изучения отраслевой экономики связана -с тем, что в каждой отрасли народного хозяйства по-разно му используются экономические законы социализма, имеют ся специфические особенности их развития. Это обусловлено техническим и экономическим своеобразием отраслей, обосно ванном объективными различиями в уровне материально-тех
нической базы, экономическим значением и местом каждой от расли в расширенном социалистическом воспроизводстве,
-особенностями технологического процесса производства, эко номическим назначением продукции, профессиональным со ставом кадров и т. д. В нашей стране экономика предприятий, подотраслей, отраслей народного хозяйства представляет со бой один из разделов экономической науки в целом.
Предметом курса «Экономика гражданской авиации» как отраслевой экономической науки является изучение форм и особенностей проявления и использования экономических за конов социализма в гражданской авиации, исследование за кономерностей в развитии взаимосвязей и взаимозависимос ти гражданской авиации с другими отраслями народного хо зяйства. Изучая курс экономики ГА, мы изучаем экономику
гражданской авиации в целом и ее отдельных звеньев (объе
диненных авиаотрядов, ремонтных заводов и т. д.). Возраста ющее значение гражданской авиации в народном хозяйстве делает особенно важным также изучение особенностей и пер спектив развития гражданской авиации в общей системе транспорта страны.
Основное назначение гражданской авиации в нашей стра не — это выполнение транспортной работы в составе единой -общегосударственной транспортной системы. В современных условиях все виды транспорта работают в тесной взаимосвя зи, поэтому изучение экономики какого-либо одного вида -транспорта неизбежно должно быть дополнено изучением в ка кой-то степени экономики других видов транспорта СССР и методов наивыгоднейшей их координации.
Предметом изучения экономики транспорта является не
•всякий транспорт, а лишь обслуживающий сферу обращения материальной продукции, а также специализированный пас
7
сажирский. Именно этот транспорт в процессе общественного разделения труда выделился в особую самостоятельную от расль производства наряду с земледелием, добывающей и обрабатывающей промышленностью. Транспорт, обслужива ющий сферу обращения, называется обслуживающим транс портом. Он связывает производителей и потребителей про дукции, т. е. осуществляет перевозки грузов между разными предприятиями, районами и странами. К нему с полным пра вом, наряду с другими видами транспорта, относится воздуш
ный транспорт (гражданская авиация).
Транспорт в целом является одной из основных отраслей народного хозяйства, необходимой для самого существова ния социалистического общества. О большой роли транспор
та в народном хозяйстве говорят следующие данные: ежегод
ные капитальные вложения во все виды транспорта в настоя щее время составляют около 10% общей суммы капиталовло
жений в народное хозяйство, на транспорте трудится около 10% всех рабочих и служащих, занятых в народном хозяйст ве, суммарные расходы на перевозки в СССР составляют свыше 30 млрд. руб. в год. Транспорт является крупным по требителем разнообразных видов продукции: металла, угля,,
нефти, леса, электроэнергии и т. д. Такие отрасли промыш ленности, как самолетостроение, судостроение, автомобиле строение и т. д., развиваются по мере развития отдельных ви дов транспорта и, в свою очередь, сами обусловливают раз витие отдельных видов транспорта.
В. И. Ленин особо подчеркивал большую роль транспорта
как материальной опоры для связи между промышленностью- и земледелием, между городом и деревней. Транспорт имеет важное оборонное значение, способствует укреплению оборо носпособности нашей страны, он связывает в единое государ ственное целое обширные территории СССР, многочисленные
области, края и республики. Такова экономическая и госу дарственная роль транспорта. Поэтому в нашей стране при давалось и придается огромное значение развитию всех ви дев транспорта и повышению эффективности его работы.
В отличие от других отраслей материального производ ства на транспорте для создания транспортной продукции неиспользуется сырье. Предметом труда на транспорте являет ся готовая продукция различных отраслей производства, а
также сырье и полуфабрикаты, предназначенные для переме щения. Транспорт изменяет положение перевозимых грузов и людей в пространстве. Поэтому продукцией транспорта яв
ляется само перемещение — тот полезный эффект, который создается на транспорте. Поскольку нового продукта в веще
ственной форме на транспорте не создается, транспорт не тре
8