Файл: Вопросы к экзамену по курсу Психология воздействия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы к экзамену по курсу «Психология воздействия»
Яна 1-5
1. Психологическое воздействие как феномен: феноменология, понятие и мотивационная основа.
Из лекций и учебного пособия «Психология влияния».
Значение и место в обществе: Люди всегда были заинтересованы во влиянии на других людей. Вся тысячелетняя история человечества говорит о такой практике. В этом ключе всю практику психологического воздействия можно разделить на две сферы:
- профессиональная среда, где психологическое воздействие необходимо для решения профессиональных задач (психотерапия, психокоррекция, образование, воспитание, реклама, пропаганда, управление, религия, искусство и т.д.);
- среда межличностных отношений, в которой психологическое воздействие существует как неотъемлемый элемент взаимодействия и социальной адаптации индивидов.
Раскрывая понятие психологическое воздействие, следует проанализировать родовое понятие «воздействие». Наше понимание раскрывается через следующие тезисы:
1) Идея дифференциации мира, которая предполагает, что мир разделен и состоит из отдельных объектов.
2) Объекты могут совмещаться: находиться в одно время и в одном пространстве.
3) Это совмещение может иметь следующие последствия друг для друга:
а) присутствие или активность одного объекта не определяет никаких изменений во втором объекте;
б) присутствие или активность одного объекта определяет внутренние (скрытые) изменения во втором объекте;
в) присутствие или активность одного объекта определяет внутренние (скрытые) и внешние (реагирование) изменения во втором, но это реагирование не направлено на первый объект;
г) присутствие или активность одного объекта определяет внутренние изменения во втором и внешнее изменение, направленное на первый объект.
Ряд авторов, которые обсуждают понятие «воздействие», считает, что можно рассмотреть это явление как структуру (Т.С. Кабаченко, Е.В. Сидоренко):
1. Субъект воздействия (инициатор влияния). Инициатор влияния - тот из партнеров, кто первым предпринимает попытку влияния.
2. Объект воздействия (адресат влияния). Адресат влияния - тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, - адресатом. Однако в процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние людей друг на друга, так что в большинстве случаев
человек одновременно является и инициатором, и адресатом влияния.
3. Непосредственное воздействие, как направленная активность субъекта на объект.
4. Контекст совмещенности, который определяется как условие воздействия (усиливающее или ослабляющее изменения).
5. Внутренняя среда объекта воздействия (условное определения всех структур и механизмов, которые мы можем обнаружить в системе, определяющих естественные процессы этой целостности).
6. Изменения внутренней среды (факт влияния).
7. Реакция объекта воздействия как внешнее проявление факта влияния (поведение).
* В роли субъекта и объекта может выступать не только один человек, но и группа, различные социальные общности разного масштаба.
Такое понимание структуры единицы воздействия дает нам возможность накладывать на реальное событие эту схему и квалифицировать это событие как воздействие, вычленяя какие-то отдельные компоненты (понимая ситуацию глубже).
Примеры психологического воздействия:
-Учительница биологии просит у родителей деньги на оформление кабинета;
-Выступление эстрадного певца перед публикой;
-Проведение инструктажа по технике безопасности.
В этом ключе можно говорить о таких 4-х комбинациях:
1) Непсихологическое воздействие (средства) → Непсихологические изменения;
Примером может служить: влияние температуры на физические, химические, физиологические процессы; радиационное влияние, вирусное заражение, влияние ультразвуком; химические средства - таблетки от бессонницы, физические средства - укол острым предметом и физическая травма.
2) Непсихологическое воздействие (средства) → Психологические изменения;
Здесь примером может послужить влияние, которое оказывает подарок, удар, награда, физическая травма. Аналогичным образом в психологическом взаимодействии можно «нейтрализовать» партнера с помощью внешних средств социальных или физических. Шахматисту можно подсыпать снотворного, а фехтовальщика сбить с ног струей воды из брандспойта. В обоих случаях соперники окажутся поверженными. Но будет ли это победой над ними? В обоих случаях методы борьбы неадекватны сути соревнования. Э методы борьбы так же неадекватны сущности собственно психологического взаимодействия, как приемы дзюдо шахматному турниру.
3) Психологическое воздействие (средства) → Непсихологические изменения:
Возможно? здесь примером может послужить влияние по типу экстрасенсорного, когда с помощью «психической силы» меняется что-либо в организме (выздоровление, снятие или наложение «порчи» - болезни и т.п.)
4) Психологическое воздействие (средства) → Психологические изменения;
Пример: влиянии, которое присутствует в жизни повсеместно - просьбы, высказывание обиды, агрессивные вербальные нападки, манипуляции, угроза наказания, игнорирование и т.д.
Второй и четвертый случай являются существенными для определения психологического воздействия (влияния).
К сожалению, в научной литературе нет однозначности по поводу того, как определять «психологическое» воздействие по предмету или по средствам.
1) Так Т.С. Кабаченко расширяет границы понятия «психологическое воздействие» и полагает, что так можно определить любое воздействие, которое меняет психическую регуляцию. При этом, она считает, что психические изменения в результате регуляции деятельности сюда не должны включаться.
Если мы психологическое воздействие отождествляем с психическим отражением внешних воздействий, то оно теряет смысл научного использования.
2) Другая точка зрения представлена Е.В. Сидоренко, которая указывает только на психологические средства, как существенный признак в понятии «психологическое воздействие». Она дает такое определение:
Психологическое влияние – это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия (т.е. психическое) другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.
Психологическое влияние и противостояние влиянию должны совершаться с помощью исключительно психологическими средствами, в противном случае они перестают быть психологическими.
! Психологическое воздействие предполагает обращение к психическому, к личности, к сознанию или душе. Тем самым воздействие приводит к эффекту психических изменений.
Мотивационная основа - воздействие является условием формирования и развития личности человека, но больше используется для достижения следующих целей:
1) Для удовлетворения своих потребностей с помощью других людей или через их посредство;
2) Для подтверждения факта своего существования и значимости этого факта (статус, доминирующая позиция, власть);
3) Для преодоления пространственно-временных ограничений собственного существования (формирование самооценки, чувства полноценности, уверенности, могущества).
2. Понятия «психологическая безопасность» в аспекте психологического воздействия на личность.
Из лекций и учебного пособия «Психология влияния».
Под психологической безопасностью понимается такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует разрушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом).
Это «отражение человеком внешних условий в виде некоторой субъективной модели, которая служит основой для программирования защитных действий».
Формы/структура психологической безопасности:
1) Уровень ощущений и чувств – наличие ощущения безопасности.
2) Уровень восприятия и оценки ситуации «здесь и сейчас» - относительно критерия «опасно-неопасно».
3) Уровень прогноза вероятности появления угроз в логике настоящих событий.
4) * Уровень оценки защитной оснащенности – наличные средства, возможности и компетенции.
3. Психологически деструктивная реклама: методы, механизмы и деструктивные последствия.
Из документа, семинар про рекламы.
«Психотехническая матрица рекламного воздействия»:
В основе матрицы две системы психических структур, взаимодействие которых определяет адекватность и мышления, и поведения. Это, во-первых, психофизиологические механизмы обработки информации, такие как пропускная способность восприятия и логико- аналитические возможности сознания. Во-вторых, сугубо психологические мотивационные механизмы личности: биологически обусловленные влечения, биосоциальные потребности в самоуважении, культурно опосредованные потребности в трансцендировании и т.д.
Первый тип переработки информации чувствителен к формальным аспектам стимуляции: модальности, темпу, ясности, логической непротиворечивости и т.д., которые являются опорными для работы этой системы. Второй тип ориентирован на глубинную семантику и личностный смысл сообщения.
Матрица выделяет в рекламном тексте две группы элементарных средств воздействия,
которые потенциально патогенны на нейроуровне («Стиль подачи информации») или на мета-уровне («Глубинная семантика образов»).
В графе 2 матрицы раскрываются формально-содержательные особенности рекламного воздействия, очевидно нацеленные на прорыв психофизиологических параметров реагирования, типа «повышенная скорость подачи информации», «спутанность, противоречивость сообщения»
и т.д., а также дестабилизацию психологических механизмов саморегулирования типа «гиперсексуальные апелляции», «осквернение архетипов» и т.д.
Далее матрица соотносит основные виды манипулятивных воздействий (графа 3) типа «нагнетение информации сверх пропускного ресурса личности» или «кощунство» и т.д., с теми психофизиологическими механизмами адаптации (графа 4 «Психофизиологические механизмы реагирования») и формами саморегуляции (графа 5 «Психологические механизмы саморегуляции»), которые подвергаются атаке как элементы структуры личности
Графа 6 «Симптомы патогенности» раскрывает патологические последствия манипулятивного вторжения в указанные структуры саморегуляции личности: «вынужденная синхронизация», «заторможенность» или «наведенная духовная смута» и т.д.
Граничащее с патологией состояние, особенно если оно наведено извне, не замыкается в пределах конкретно отказавших структур, вызывает «цепную реакцию», генерализуется и в конечном счете выражается в специфических синдромах патологии общего самочувствия и поведения (графа 7). Эти синдромы «психофизиологическая дезадаптация» (вызванная неадекватной формой подачи информации) и «психосоциальная дезадаптация» (вызванная атакой на мотивационно-потребностную сферу личности) соответствуют двум уровням нарушений психической деятельности: нейроневрозу и метаневрозу.
Можно прогнозировать соответственно три существенные для психологической безопасности и вполне реальные угрозы (последствия):
1) Аффектогенная ситуация, нагнетающая эмоциональное давление, согласно матрице, побуждает к «вынужденной синхронизации», за которой могут последовать неадекватные реакции, психофизиологическая дезадаптация, в конечном итоге нейроневроз.
2) Сцены жестокости провоцируют «витальную озабоченность» в форме немотивированной агрессивности, жажды риска и т.п., за которой может последовать неадекватное поведение, психосоциальная деадаптация - метаневроз.