Файл: Экономика гражданской авиации учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бует дополнительных средств, связанных с хранением и реа­ лизацией своей продукции. Потребление продукции происхо­ дит одновременно с ее производством. Транспорт продолжа­ ет процесс производства материальных благ в сфере обраще­ ния путем перемещения продукции из пунктов ее производст­ ва в места потребления. Поэтому и труд работников, занятых на транспорте, является трудом производительным — он соз­ дает национальный доход, увеличивает общественное богат­ ство страны. Железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспорт, наряду с перевозками грузов, осущест­ вляет и перевозку пассажиров, т. е. удовлетворяет одну из

важных материальных потребностей людей — потребность

в

перемещении. Продукция пассажирского транспорта — это

в

то же время товар широкого народного потребления.

 

Хотя продукцией любого вида транспорта является переме­ щение грузов и людей, т. е. перевозки, имеются некоторые различия в понятии полноценной транспортной продукции

в капиталистическом и социалистическом обществе. Всем ка­

питалистическим транспортным предприятиям чуждо поня­

тие «нерациональная перевозка», так как каждая оплаченная

перевозка рассматривается ими как полноценная продукция независимо от того, является перевозка рациональной или

нерациональной с-точки зрения национальных интересов страны. В социалистических странах перевозки не являются самоцелью, а рассматриваются как необходимое средство для выполнения основной задачи транспорта — доставить продук­ цию от места производства в пункт потребления с минималь­ ной затратой общественного труда.

В плановом социалистическом хозяйстве в отличие от ка­ питалистического нет непримиримых противоречий между ин­ тересами транспортных предприятий и интересами всего на­

родного хозяйства. В интересах народного хозяйства работа транспорта организуется так, чтобы при прочих равных усло­ виях обеспечивалась минимальная перевозочная работа тран­ спорта, исключались излишние дальние, встречные и другие

нерациональные перевозки. Этим принципам подчинена в на­

шем государстве работа всех видов транспорта, в

том числе

и гражданской авиации.

 

Для решения народнохозяйственной задачи неуклонного

роста объемов перевозок воздушным транспортом,

а также-

для расширения сферы и масштабов применения гражданской авиации в народном хозяйстве эта отрасль с каждым годом

пополняется новыми типами высокопроизводительных само­ летов и вертолетов. В гражданской авиации, как и в других

транспортных отраслях, идет непрерывный процесс совершен­ ствования материально-технической базы, механизируются

9



-трудоемкие процессы технического обслуживания, идет боль­ шое строительство новых эксплуатационных и обслуживаю­ щих предприятий. Все это требует огромных ежегодных ка­ питальных затрат.

В гражданской авиации, как и в других отраслях народно­ го хозяйства, повышается роль и значение хозяйственного расчета, экономических стимулов и расчетов экономической эффективности. Введенная платность производственных фон­ дов (при освобождении предприятий от этой платы на пери­ од освоения новой техники) повышает хозрасчетную заинте­ ресованность в эффективном использовании техники. Расши­ ряется инициатива, экономические возможности и права пред­ приятий в осуществлении технического прогресса. Последова­ тельное перенесение принципов и методов хозяйственной ре­

формы в сферу технического прогресса позволяет обеспечить единство решения технических и экономических задач и повы­ сить экономическую эффективность новой техники. Только знание экономики' позволяет решать вопросы выбора наибо­ лее рационального решения технической задачи с наименьши­ ми материальными и трудовыми затратами.

Отраслевая экономика и политическая экономия взаимо­ связаны между собой. Отраслевая экономика в своих теоре­

тических исследованиях исходит из законов, раскрываемых

политической экономией. Например, экономика транспорта изучает проявление на транспорте:

— законов общественного развития, т. е. производственных

отношений, которые возникают между людьми в процессе

транспортного производства. Более того, даже такие пробле­ мы, как технический прогресс или вопросы скорости, грузо­ подъемности отдельных видов транспорта и т. д., изучаются только в связи с теми производственными отношениями, ко­ торые складываются в обществе;

— закона стоимости, который проявляется в области та­ рифов, себестоимости, хозяйственного расчета, рентабельно­

сти предприятия;

— основного экономического закона социализма, так как транспорт способствует максимальному удовлетворению не­ прерывно растущих материальных и культурных потребнос­ тей общества и других связанных с ним законов.

Для того, чтобы правильно познать действие объективных

экономических законов, их конкретное проявление на транс­ порте, чтобы дать обоснованные предложения о применении этих законов, необходимо глубокое знание специфики самого транспорта, его взаимосвязи с народным хозяйством в целом, с другими отраслями народного хозяйства, особенностей ор­ ганизации труда, технологического процесса и т. д., т. е. глу-'

10


<5oκoe знание самого производственного процесса. Без всего

этого отраслевая экономика не может существовать, она лишь будет повторять общие положения.

Основой экономики транспорта как научной дисциплины является марксистско-ленинская теория, методом исследова­ ния которой является метод диалектического и историческо­ го материализма. На основе этого метода экономика транс­ порта рассматривает транспорт в его развитии, изучает про­ явление на транспорте общих для данной общественно-эконо­

мической формации законов развития, исследует взаимоза­ висимость транспорта и народного хозяйства, взаимосвязь между отдельными видами транспорта.

Экономика транспорта есть научная дисциплина. В ее ос­ нове лежит система объективно действующих экономических законов, отражающих сущность и внутренние связи между явлениями. Но, как неоднократно указывал В. И. Ленин, ни ■одно явление в жизни общества нельзя правильно понять, а тем более обобщить и сделать из него вывод без связи с ■окружающей средой. Изолированное изучение отдельного ■факта ничего не может дать науке, а следовательно, и прак­ тической деятельности людей. «Самое надежное в вопросе об­ щественной науки, — писал В. И. Ленин, — не забывать ос­ новной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точ­ ки зрения того, как известное явление в истории возникло,

какие главные этапы в своем развитии это явление проходи­ ло и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»1. Поэтому началом всякого исследования должно быть изучение, наблюдение и собирание фактов. Только наличие так называемого первичного материала мб-

жет создать базу для правильных обобщений. Без такого ма­ териала изучать экономику невозможно.

Таким образом, умение разбираться в фактическом мате­ риале, умение отбирать наиболее характерное из всего много-

•образия данных и на его основе делать выводы, обобщения

И выявлять внутренние связи между явлениями приобретает особое значение. Например, предприятия гражданской авиа­ ции неодинаковы по уровню техники, организации производ­ ства, производительности труда и квалификации кадров. Есть предприятия передовые, средние и отстающие. Поэтому пока­ затели отдельного предприятия могут быть не всегда типич­ ными для всего воздушного флота в целом.

Для того, чтобы вскрыть какую-либо закономерность яв­ ления, необходимо изучить всю совокупность фактов, отно­

сящихся к рассматриваемому явлению.

«Факты, — указывал

В. И.

Ленин, — если взять их в целом,

в их связи, не только

1B

И. Л ен и н. Соч. Изд. V. Т. 39, стр. 67.

 

 

 

H


«упрямая», но и безусловно доказательная вещь. Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны

и произвольны, являются именно

только игрушкой или

кое-чем еще похуже»

Изучение фактов в сочетании с окру­

жающей действительностью — основа

основ всякого

анализа,

обобщений и выводов.

О том, какое значение

придавал

В. И. Ленин фактам в научном анализе, свидетельствует сле­

дующее его высказывание: «... надо, чтобы экономисты, лите­

раторы, статистики

не болтали о плане вообще, а детально

изучали выполнение наших планов, наши ошибки в

этом

практическом деле,

способы исправления этих ошибок.

Бед

такого изучения мы слепы» 12.

Научные исследования и практический анализ должны вес­

тись не вообще, а конкретно. Они должны отражать не субъ­

ективные представления исследователя, а выражать объек­ тивную необходимость. Поэтому только сочетание индуктив­ ного и дедуктивного методов исследования позволяет познать

объективную действительность, т. е. метод восхождения OT'

частного к общему должен сочетаться с методом движения от

общего к частному. Отсюда исключительное значение для всех конкретных (отраслевых) экономик, в том числе и для.

экономики гражданской авиации, имеет умение разбираться

вфактическом материале, т. е. отбирать характерные факты

иявления во всем их многообразии и на основе этого делатъ

ЕЫВОДЫ.

В современных условиях работы народного хозяйства зна­ чительно расширилась хозяйственная самостоятельность пред­ приятий в деле планового использования материальных, тру­

довых и финансовых ресурсов, возросла заинтересованность

работников в результатах своей коллективной деятельности. Вместе с тем возросла и ответственность работников за пра­ вильное решение хозяйственных задач. Существующее хозяй­ ственное состояние предприятий требует улучшения всей их экономической работы, что в свою очередь остро ставит зада­ чи улучшения экономической подготовки кадров и прежде всего инженерно-технических работников.

Рост объемов производства, повышение производительно­ сти труда в настоящее время в огромной мере зависит от уров­ ня подготовки инженерно-технических работников, так как

научно-технический прогресс сопровождается возрастанием удельного веса инженерно-технических работников в общем

количестве производственного персонала. Таким образом, eo` ответствующая экономическая подготовка инженерно-техни-

1 В. И. Л е н и н. Соч. Изд. IV. Т. 23, стр. 266.

2 В. И. Л е н и н, Соч. Изд. IV. Т. 32, стр. 119.

12