ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
бует дополнительных средств, связанных с хранением и реа лизацией своей продукции. Потребление продукции происхо дит одновременно с ее производством. Транспорт продолжа ет процесс производства материальных благ в сфере обраще ния путем перемещения продукции из пунктов ее производст ва в места потребления. Поэтому и труд работников, занятых на транспорте, является трудом производительным — он соз дает национальный доход, увеличивает общественное богат ство страны. Железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспорт, наряду с перевозками грузов, осущест вляет и перевозку пассажиров, т. е. удовлетворяет одну из
важных материальных потребностей людей — потребность |
в |
перемещении. Продукция пассажирского транспорта — это |
в |
то же время товар широкого народного потребления. |
|
Хотя продукцией любого вида транспорта является переме щение грузов и людей, т. е. перевозки, имеются некоторые различия в понятии полноценной транспортной продукции
в капиталистическом и социалистическом обществе. Всем ка
питалистическим транспортным предприятиям чуждо поня
тие «нерациональная перевозка», так как каждая оплаченная
перевозка рассматривается ими как полноценная продукция независимо от того, является перевозка рациональной или
нерациональной с-точки зрения национальных интересов страны. В социалистических странах перевозки не являются самоцелью, а рассматриваются как необходимое средство для выполнения основной задачи транспорта — доставить продук цию от места производства в пункт потребления с минималь ной затратой общественного труда.
В плановом социалистическом хозяйстве в отличие от ка питалистического нет непримиримых противоречий между ин тересами транспортных предприятий и интересами всего на
родного хозяйства. В интересах народного хозяйства работа транспорта организуется так, чтобы при прочих равных усло виях обеспечивалась минимальная перевозочная работа тран спорта, исключались излишние дальние, встречные и другие
нерациональные перевозки. Этим принципам подчинена в на
шем государстве работа всех видов транспорта, в |
том числе |
и гражданской авиации. |
|
Для решения народнохозяйственной задачи неуклонного |
|
роста объемов перевозок воздушным транспортом, |
а также- |
для расширения сферы и масштабов применения гражданской авиации в народном хозяйстве эта отрасль с каждым годом
пополняется новыми типами высокопроизводительных само летов и вертолетов. В гражданской авиации, как и в других
транспортных отраслях, идет непрерывный процесс совершен ствования материально-технической базы, механизируются
9
-трудоемкие процессы технического обслуживания, идет боль шое строительство новых эксплуатационных и обслуживаю щих предприятий. Все это требует огромных ежегодных ка питальных затрат.
В гражданской авиации, как и в других отраслях народно го хозяйства, повышается роль и значение хозяйственного расчета, экономических стимулов и расчетов экономической эффективности. Введенная платность производственных фон дов (при освобождении предприятий от этой платы на пери од освоения новой техники) повышает хозрасчетную заинте ресованность в эффективном использовании техники. Расши ряется инициатива, экономические возможности и права пред приятий в осуществлении технического прогресса. Последова тельное перенесение принципов и методов хозяйственной ре
формы в сферу технического прогресса позволяет обеспечить единство решения технических и экономических задач и повы сить экономическую эффективность новой техники. Только знание экономики' позволяет решать вопросы выбора наибо лее рационального решения технической задачи с наименьши ми материальными и трудовыми затратами.
Отраслевая экономика и политическая экономия взаимо связаны между собой. Отраслевая экономика в своих теоре
тических исследованиях исходит из законов, раскрываемых
политической экономией. Например, экономика транспорта изучает проявление на транспорте:
— законов общественного развития, т. е. производственных
отношений, которые возникают между людьми в процессе
транспортного производства. Более того, даже такие пробле мы, как технический прогресс или вопросы скорости, грузо подъемности отдельных видов транспорта и т. д., изучаются только в связи с теми производственными отношениями, ко торые складываются в обществе;
— закона стоимости, который проявляется в области та рифов, себестоимости, хозяйственного расчета, рентабельно
сти предприятия;
— основного экономического закона социализма, так как транспорт способствует максимальному удовлетворению не прерывно растущих материальных и культурных потребнос тей общества и других связанных с ним законов.
Для того, чтобы правильно познать действие объективных
экономических законов, их конкретное проявление на транс порте, чтобы дать обоснованные предложения о применении этих законов, необходимо глубокое знание специфики самого транспорта, его взаимосвязи с народным хозяйством в целом, с другими отраслями народного хозяйства, особенностей ор ганизации труда, технологического процесса и т. д., т. е. глу-'
10
<5oκoe знание самого производственного процесса. Без всего
этого отраслевая экономика не может существовать, она лишь будет повторять общие положения.
Основой экономики транспорта как научной дисциплины является марксистско-ленинская теория, методом исследова ния которой является метод диалектического и историческо го материализма. На основе этого метода экономика транс порта рассматривает транспорт в его развитии, изучает про явление на транспорте общих для данной общественно-эконо
мической формации законов развития, исследует взаимоза висимость транспорта и народного хозяйства, взаимосвязь между отдельными видами транспорта.
Экономика транспорта есть научная дисциплина. В ее ос нове лежит система объективно действующих экономических законов, отражающих сущность и внутренние связи между явлениями. Но, как неоднократно указывал В. И. Ленин, ни ■одно явление в жизни общества нельзя правильно понять, а тем более обобщить и сделать из него вывод без связи с ■окружающей средой. Изолированное изучение отдельного ■факта ничего не может дать науке, а следовательно, и прак тической деятельности людей. «Самое надежное в вопросе об щественной науки, — писал В. И. Ленин, — не забывать ос новной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точ ки зрения того, как известное явление в истории возникло,
какие главные этапы в своем развитии это явление проходи ло и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь»1. Поэтому началом всякого исследования должно быть изучение, наблюдение и собирание фактов. Только наличие так называемого первичного материала мб-
жет создать базу для правильных обобщений. Без такого ма териала изучать экономику невозможно.
Таким образом, умение разбираться в фактическом мате риале, умение отбирать наиболее характерное из всего много-
•образия данных и на его основе делать выводы, обобщения
И выявлять внутренние связи между явлениями приобретает особое значение. Например, предприятия гражданской авиа ции неодинаковы по уровню техники, организации производ ства, производительности труда и квалификации кадров. Есть предприятия передовые, средние и отстающие. Поэтому пока затели отдельного предприятия могут быть не всегда типич ными для всего воздушного флота в целом.
Для того, чтобы вскрыть какую-либо закономерность яв ления, необходимо изучить всю совокупность фактов, отно
сящихся к рассматриваемому явлению. |
«Факты, — указывал |
|
В. И. |
Ленин, — если взять их в целом, |
в их связи, не только |
1B |
И. Л ен и н. Соч. Изд. V. Т. 39, стр. 67. |
|
|
|
H |
«упрямая», но и безусловно доказательная вещь. Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны
и произвольны, являются именно |
только игрушкой или |
||
кое-чем еще похуже» |
Изучение фактов в сочетании с окру |
||
жающей действительностью — основа |
основ всякого |
анализа, |
|
обобщений и выводов. |
О том, какое значение |
придавал |
В. И. Ленин фактам в научном анализе, свидетельствует сле
дующее его высказывание: «... надо, чтобы экономисты, лите
раторы, статистики |
не болтали о плане вообще, а детально |
|
изучали выполнение наших планов, наши ошибки в |
этом |
|
практическом деле, |
способы исправления этих ошибок. |
Бед |
такого изучения мы слепы» 12.
Научные исследования и практический анализ должны вес
тись не вообще, а конкретно. Они должны отражать не субъ
ективные представления исследователя, а выражать объек тивную необходимость. Поэтому только сочетание индуктив ного и дедуктивного методов исследования позволяет познать
объективную действительность, т. е. метод восхождения OT'
частного к общему должен сочетаться с методом движения от
общего к частному. Отсюда исключительное значение для всех конкретных (отраслевых) экономик, в том числе и для.
экономики гражданской авиации, имеет умение разбираться
вфактическом материале, т. е. отбирать характерные факты
иявления во всем их многообразии и на основе этого делатъ
ЕЫВОДЫ.
В современных условиях работы народного хозяйства зна чительно расширилась хозяйственная самостоятельность пред приятий в деле планового использования материальных, тру
довых и финансовых ресурсов, возросла заинтересованность
работников в результатах своей коллективной деятельности. Вместе с тем возросла и ответственность работников за пра вильное решение хозяйственных задач. Существующее хозяй ственное состояние предприятий требует улучшения всей их экономической работы, что в свою очередь остро ставит зада чи улучшения экономической подготовки кадров и прежде всего инженерно-технических работников.
Рост объемов производства, повышение производительно сти труда в настоящее время в огромной мере зависит от уров ня подготовки инженерно-технических работников, так как
научно-технический прогресс сопровождается возрастанием удельного веса инженерно-технических работников в общем
количестве производственного персонала. Таким образом, eo` ответствующая экономическая подготовка инженерно-техни-
1 В. И. Л е н и н. Соч. Изд. IV. Т. 23, стр. 266.
2 В. И. Л е н и н, Соч. Изд. IV. Т. 32, стр. 119.
12