Файл: Шлюпка. Устройство и управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При лавировке применяется поворот оверштаг, так как он способствует выходу шлюпки на ветер и требует меньше времени. При устойчивом ветре лавировку реко­ мендуется выполнять на длинных галсах, так как повороты отнимают много времени и делать их часто не рекомен­ дуется. При неустойчивом ветре лучше идти короткими галсами, используя порывы ветра.

Рис. 55. Лавировка;

Н — пункт назначения; БН и ГН — траверзы пункта назначения; АБ и ВГ — выгодные галсы; БВ и ГЕ — невыгодные галсы; Д — преждевременный поворот; £ — своевременный поворот; Ж — запоздалый поворот

Для

лааировки нужно

по

возможности выбирать район

с устойчивым

ветром

и

слабым

волнением.

Крутой

берег,

корабли

и другие

объекты,

расположенные

в на­

правлении движения шлюпки, ослабляют ветер, подходить к ним близко не рекомендуется. При лавировке на волне следует держать шлюпку в полный бейдевинд, при кру­ том бейдевинде она будет иметь малый ход и значитель­ ный дрейф.

Очень важно правильно определить место поворота для выхода на последний галс. Сделав поворот прежде­ временно (Д ), шлюпка будет вынуждена лишний раз сменить галс. Запоздалый поворот приводит к удлинению пути (Ж). Первая ошибка хуже второй, так как на по­ ворот уходит много времени. Поэтому лучше начать по­ ворот с небольшим опозданием, чем преждевременно.

109


Место поворота определяется по курсовому углу пун­ кта назначения КУп, который должен быть равен двум курсовым углам истинного ветра КУ В „ плюс угол дрей­ фа а (рис. 56). Направление истинного ветра определяет­ ся по ряби на воде, по флагам и дыму на берегу или

Рис. 56. Определение места поворота для вы­ хода на последний галс:

КУп — курсовой

угол пункта назначения;

КУ йя—

курсовой угол

истинного ветра; о —угол

дрейфа

 

шлюпки

 

кораблях, стоящих на якоре. Угол дрейфа определяется по кильватерной струе шлюпки. Величина КУп зависит от типа шлюпки, состояния моря и силы ветра. При ровном ветре и небольшой волне для ялов и катеров КУп имеет величину 100—110°. При короткой и резкой волне он становится больше.

4.13. Полуповороты

 

Бывают случаи (например, при

гонках),

когда для

выхода шлюпки на ветер выгодно

применить

полупово­

рот. Рассмотрим один из них.

 

 

Шлюпка, идущая в крутой бейдевинд, должна обойти

предмет (корабль, буй и т. д.) с

наветренной стороны

110

(рис. 57). Чтобы определить, сможет ли шлюпка выпол­ нить это, не меняя курса, нужно состворить наветренную кромку предмета с каким-либо неподвижным предметом на берегу или на воде. Если береговая черта будет вы­ ходить из-за предмета, шлюпка может продолжать дви­ жение прежним курсом. Если береговая черта будет ухо-

Рис. 57. Выполнение полуповорота

дить за предмет, обход без изменения курса невозможен. Если же берег остается неподвижным, возможность об­ хода предмета с наветренной стороны сомнительна. В этом случае рекомендуется вывести шлюпку на ветер, вы­ полнив полуповорот.

Полуповорот выполняется так: руль медленно, чтобы не затормозить ход шлюпки, кладется на ветер и, как только кливер заполощет, отводится обратно; шлюпка плавно возвращается на прежний курс.

Для выполнения маневра требуется хорошая скорость.

Очень важно во время полуповорота

не потерять ход,

иначе шлюпка начнет дрейфовать и

пользы от маневра

не будет. Если ветер шквалистый, то для полуповорота надо использовать порывы ветра. На длинном галсе при сильном ветре можно сделать несколько полупово­ ротов,

ш


4.14. Маневрирование вокруг корабля

Разрешается обход корабля в двух направлениях: по часовой стрелке и против. В направлении по часовой стрелке шлюпка движется вблизи корабля, по кратчай­ шему пути. В направлении против часовой стрелки шлюп-

Г

\

\

 

 

J

1

у

У

 

У

I

У

У

/

У

 

s'У

 

У

Рис. 58. Хождение под парусами вокруг корабля

ка движется на расстоянии от корабля, чтобы не мешать

встречному движению.

по часовой

стрелке

выпол­

Круговой обход

корабля

няется

следующим

образом

(рис. 58). Пройдя вплотную

к носу

(обрезав нос), нужно

спуститься

и на

траверзе

правого трапа сделать поворот через фордевинд. На тра­ верзе правого среза кормы следует начать приводиться с

112

расчетом обрезать корму корабля и выйти на его левый борт в бейдевинд. Проходя за кормой безветренную поло­

су (корабль отнимает ветер), надо потравить

кливер-

шкоты, иначе кливер, наполняясь ветром раньше

фока,

увалит шлюпку под ветер. Пройдя траверз фок-мачты ко­ рабля, нужно сделать поворот оверштаг с расчетом об­ резать нос корабля одним галсом (см. разделы 4.12 и 4.13).

При отсутствии корабля круговое маневрирование мож­ но производить относительно бочек, буев, вех и т. п.

4.15. Управление шлюпкой при шквалах

Шквал — это внезапное и резкое усиление ветра. Шквал очень опасен для парусной шлюпки: он рвет таке­ лаж, паруса, ломает рангоут, а при неумелых или запоз­ далых действиях опрокидывает шлюпку. Шквал может налететь при ветре умеренной силы или даже во время полного штиля, причем с любого направления, иногда

противоположного

тому, откуда дул до этого

ветер.

О приближении

шквала свидетельствуют

следующие

признаки:

 

 

значительное скопление темных и быстро несущихся облаков в нижних слоях атмосферы;

появление на водной поверхности темной полосы, отличающейся от окружающей поверхности;

появление гребней волн со стороны приближающе­ гося шквала;

быстрое закрытие дождевой полосой видимых на

горизонте предметов;

направления

(кручение)

— многократное

изменение

ветра с неожиданными резкими

изменениями

его

силы;

— беспокойное

поведение чаек, сопровождаемое

рез­

кими выкриками.

 

 

 

 

Учитывая, что силу ожидаемого шквала угадать не­ возможно, лучше всего при появлении его признаков спу­

стить паруса и встретить шквал на веслах.

 

 

ку

Если же по каким-либо причинам шквал настиг шлюп­

под

парусами,

надо действовать следующим

образом.

по

При

шквале,

налетевшем

с бейдевинда

и галфвинда,

команде «Шкоты

раздернуть»

шлюпку

резко приво­

дить против ветра.

 

с

бакштага,

по

команде

 

При

шквале,

налетевшем

«Шкоты травить» спускаться

до полного бакштага. При

шквале

от бакштага

нельзя

приводиться,

так

как при

113


переходе линии

галфвинда паруса

будут

перпендикуляр­

ны линии ветра и шлюпку может опрокинуть.

При шквале,

налетевшем

с

подветренной стороны,

скомандовать «Шкоты раздернуть».

 

 

На двухмачтовых шлюпках

при шквале с

бакштага необхо­

димо спустить грот и

подать команду «Все в корму». Шкоты фока

и

кливера

надлежит

травить. Старшина рулем приводит шлюпку

в

полный

бакштаг. Грот спускается и при шквале с фордевинда.

В дальнейшем нужно действовать, сообразуясь с об­ становкой: или убрать паруса и перейти на весла, или взять рифы, или, если шквал не сильный, следовать к кораблю (пирсу), следя за тем, чтобы шлюпка произволь­ но не меняла галсы и не теряла ход. При самопроизволь­ ной смене галса шлюпка может перевернуться, а при потере хода она становится неуправляемой.

При шквалистом и свежем ветре следует избегать дви­ жения в галфвинд. Лучше идти переменными курсами в полный бейдевинд и бакштаг.

4.16. Взятие рифов

При усилении ветра до 3 баллов и выше старшина по­ дает команду «Надеть спасательные жилеты». Гребцы по

очереди — сначала

свободные, а после

подмены сидящие

на шкотах — надевают спасательные жилеты.

При усилении

ветра до 4 баллов и

выше необходимо

уменьшить площадь парусов, для чего берут рифы. Если этого не сделать, шлюпку будет сильно кренить; она будет черпать воду бортом и может опрокинуться. Обычно при ветре 4 балла берут один риф, при ветре 5 баллов — два рифа. При ветре 6 баллов и более хождение под паруса­ ми на шлюпках запрещается, шлюпки обязаны спустить паруса.

На одномачтовой шлюпке. Для взятия рифов шлюпка приводится носом к ветру. Затем последовательно пода­ ются команды «На фале», «Паруса долой» и «Два (один) рифа взять». Выполняя последнюю команду, гребцы № li—3

и 4 берут рифы на

фоке, гребцы № 5 и

6 — на

кливере.

В соответствующие

кренгельсы переносят:

гребец

№ 1 —

фока-шкоты, гребец № 3 — фока-галс, гребец № 5 — кли­ вер-галс и гребец № 6 — кливер-шкоты.

По команде «Один риф взять» рифы у кливера не бе« рутся.

114


При взятии рифов паруса не закатываются, а гофри­ руются и прихватываются риф-штертами рифовым узлом. Шкоты и галсы крепятся шкотовым или брамшкотовым

узлом. При взятии двух рифов

сначала

берут

один

риф

(нижний), а потом (вокруг него) другой.

Это

позволяет

при ослаблении ветра

отдавать

рифы без

спуска парусов

в обратной последовательности.

№ 5

докладывает:

«На

После взятия рифов гребец

кливере риф взят», а пребец №

1 — «На фоке два (один)

рифа взяты». После

этого старшина

командует:

«На

фале» и «Паруса поднять». Гребцы № 6 и 4 поднимают паруса так, чтобы галсовый угол фока был на уровне планширя. Поднимать паруса до места запрещается, так как в этом случае повысится центр парусности и умень­ шится остойчивость шлюпки.

Отдавать рифы можно на ходу шлюпки, не спуская парусов. Отдача прскиводится по команде «Отдать рифы» или «Отдать один риф». Перед отдачей рифов шлюпка при­ водится против ветра. После отдачи рифов и переноса галсов и шкотов паруса поднимаются до места.

На двухмачтовой шлюпке сначала берут рифы на фоке, потом на гроте (или наоборот). В первом случае шлюпка под действием грота будет стоять против ветра, имея ми­ нимальный дрейф. Во втором случае шлюпка под дей­ ствием фока и кливера может идти вперед даже в бейде­ винд. Очередность взятия рифов определяет старшина шлюпки, исходя из обстановки.

Перед взятием рифов старшина приводит шлюпку против ветра и подает следующие команды.

«На фока-фале» — гребцы готовят фал.

«Фок долой» — гребцы спускают фок и кливер.

«Один (два) риф

взять» — гребцы

берут

указанное

число рифов, и шкотовые

докладывают

о готовности.

«На фока-фале»,

«Фок

поднять» — гребцы

поднимают

паруса.

 

 

 

 

«На грота-фале»,

«Грот долой» — гребцы

спускают

грот.

взять» — гребцы берут указанное чи­

«Один (два) риф

сло рифов.

«Грот

поднять» — гребцы

поднимают

«На грота-фале»,

грот.

 

 

 

 

Штормовое вооружение ставят на больших шлюпках в случаях, когда сила ветра настолько велика, что даже с двумя рифами ходить рискованно, а обстановка заставля­ ет идти под парусами. Для этого спускают грот, рубят

115