ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
грот-мачту, |
кладут ее |
на |
банки и прихватывают концами |
к банкам, |
чтобы она |
не |
перемещалась при крене. Затем |
спускают фок и кливер, переставляют фок-мачту на сере дину шлюпки в специально установленный для этого степс
и крепят мачту. После этого поднимают |
фок |
и кливер. |
||||
Кливер-галс крепится за носовой подъемный |
рым, |
фока- |
||||
шкоты |
разносятся по бортам в |
корме |
или |
вместо |
фока- |
|
шкотов |
закладывается гика-шкот за шкотовый угол |
фока. |
||||
В этом случае при уборке грота погон не убирается. |
||||||
Необходимость взятия рифов при штормовом воору |
||||||
жении не исключается. |
|
|
|
|
|
|
|
4.17. Подход к трапу |
|
|
|
||
|
корабля |
|
|
|
|
|
На |
одномачтовой шлюпке подход к трапу корабля |
|||||
можно |
выполнять со спуском |
и без |
спуска |
парусов. В |
||
обоих |
случаях старшина ведет |
шлюпку в |
полный |
бейде- |
1— _
Рис. 59. Подход к трапу корабля под парусами
винд, правя на нижнюю площадку трапа, а затем по мере приближения к трапу приводит шлюпку в крутой бейде винд и направляет форштевень несколько выше трапа (рис. 59). По команде «Крюк» впередсмотрящий готовит длинный отпорный крюк.
Если выполняется подход со спуском парусов, стар шина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует: «На фале» и «Паруса долой». Затем, подведя
115
рулем шлюпку к трапу, командует: «Задержаться». Впе редсмотрящий задерживает шлюпку отпорным крюком.
Если выполняется подход без спуска парусов, старши на, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует: «Кливер раздернуть» и «Фок стянуть». Затем, подведя рулем шлюпку к трапу, он командует: «Задер жаться. Фок к мачте». Впередсмотрящий задерживает шлюпку, а гребец № 6 берет фок к мачте.
Фок берут к |
мачте, чтобы он не бился о |
трап и для удоб |
|
ства выхода из |
шлюпки |
пассажиров. |
|
Выполняя подход к |
трапу в свежую |
погоду, правят |
немного выше трапа. В нескольких метрах от трапа и несколько выше его траверза приводят шлюпку против ветра и спускают паруса. В этот момент с корабля дол жны подать конец, который крепят шлюпочным узлом за мачтовую банку и подводят шлюпку на конце к трапу.
При большой волне рекомендуется подходить к под ветренному трапу, когда корабль придет на якорной це пи в крайнее наветренное положение, или подходить на бакштов.
На двухмачтовой шлюпке подход к трапу можно вы полнять со спуском всех парусов, спуском передних па русов и без спуска парусов. Подход со спуском всех па русов выполняется так же, как и на шестивесельном яле.
Если выполняется подход со спуском передних пару сов, старшина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует: «На фока-фале», «Фок долой» и «Ги- ка-шкот стянуть», затем с помощью руля и грота подво дит корму шлюпки к трапу.
Выполняя подход без спуска парусов, раздергивают кливер и фок ;и стягивают гика-шкот. Для удобства выхо да людей из шлюпки рекомендуется после подхода к тра пу взять грот на гитовы.
4.18. Отход от трапа корабля
При отходе от трапа под парусами с корабля на шлюп ку подается конец, который проводится вдоль внутрен
него |
борта шлюпки (снаружи вант) и крепится за загреб |
|
ную |
банку шлюпочным узлом. В носовой |
части шлюпки |
за конец серьгой заводится носовой фалинь |
(рис. 60). |
На шлюпке ставят рангоут и паруса, шкоты при этом раздернуты.
117
После подъема парусов старшина командует: «Отва ливай». Гребцы внутреннего борта, держась за конец, протягивают шлюпку вперед настолько, чтобы корма шлюпки оказалась выше трапа, после чего впередсмотря щий отдает серьгу и отталкивает нос отпорным крюком. Затем по команде «Кливер на левую (правую)» кливер выбирается в сторону корабля.
Когда кливер заберет и увалит шлюпку, по команде «Шкоты на правую (левую)» шкоты выбирают на подвет ренную сторону. Гребцы отпускают конец, и по команде «Отдать конец» загребные быстро отдают его.
На двухмачтовых шлюпках при сильном ветре и волнении ре комендуется отходить от трапа только под кливером и фоком, а грот поднимать после отхода от трапа.
4.19. Подход к выстрелу и на бакштов
Шлюпке под парусами разрешается подходить к выст релу при ветре не более 3 баллов и только в тех случаях, когда вынуждает обстановка. Старшина ведет шлюпку в бейдевинд, правя на 10—15 м ниже нока выстрела. При близившись на указанное расстояние, приводит шлюпку против ветра, дает команду спустить паруса и за счет инерции подводит шлюпку к шкентелю выстрела, соблюдая осторожность, чтобы не сломать мачту о бурундук или выстрел.
118
Подход на бакштов старшина выполняет также курсом бейдевинд, правя на правый (левый) срез кормы корабля; при подходе к корме корабля, учитывая инерцию и рас стояние, дает команду спустить паруса и за счет инерции подводит шлюпку к кормовому срезу. С корабля на шлюп ку подается конец (см. раздел 2.11).
4.20. Подход к пирсу и отход от него
Подходить к пирсу следует с подветренной стороны, приготовив крюки и фалини для задержки и швартовки шлюпки. Старшина приводит шлюпку в бейдевинд и пра-
Рис. 61. Подход к пирсу под парусами:
а — с подветренной |
стороны; б — с наветрен |
ной стороны |
в свежую погоду |
вит на пирс. На подходе к пирсу, учитывая расстояние и инерцию, командует: «Кливер раздернуть», «Фок стянуть»— и рулем подводит шлюпку к пирсу (рис. 61, а).
Если ветер дует вдоль пирса, шлюпка приводится в галфвинд или бейдевинд и подводится к пирсу форштев нем против ветра. Можно подходить и с попутным вет ром, но р этом случае необходимо взять фок к мачте (а
119
на двухмачтовых шлюпках, кроме того, спустить грот) и подходить под одним кливером.
При подходе с наветренной стороны нужно учитывать
дрейф и |
вести |
шлюпку таким образом, чтобы между ней |
||
и пирсом |
оставалось свободное пространство. |
В |
этом |
|
случае при подходе к пирсу все паруса спускаются. |
|
|||
В свежую погоду подходить с наветренной стороны не |
||||
рекомендуется, |
но если обстановка вынуждает |
к |
этому, |
то следует подходить с отдачей якоря, развернув шлюпку предварительно против ветра (рис. 61,6).
Для отхода шлюпки от пирса при отжимном ветре за водят носовой фалинь за кнехт серьгой и отдают кормо вой фалинь. Когда шлюпка станет носом против ветра, ставят рангоут и паруса. После постановки парусов отдают носовой фалинь и отходят от пирса.
Если ветер дует вдоль пирса, шлюпку ставят носом против ветра, крепят фалини серьгой за кнехты и ставят паруса. После постановки парусов отдают носовой фалинь, отталкивают нос, выносят кливер на ветер и, когда шлюп ка увалится, отдают кормовой фалинь.
Если ветер прижимной, то отходят от пирса на веслах,
азатем ставят паруса.
4.21.Постановка парусов бабочкой
При движении шлюпки курсом фордевинд кливер за крывается фоком и работает не в полную силу. Вследст вие этого шлюпка рыскает и теряет скорость. Для умень шения рыскания и увеличения скорости шлюпки при дви жении по ветру (не более 4 баллов) рекомендуется на длинных галсах паруса ставить бабочкой, т. е. так, чтобы фок и кливер были расположены на разных бортах.
На одномачтовой шлюпке гребцы наветренного борта (№ 1 и 3 или № 2 и 4) по команде «Приготовиться ста вить паруса бабочкой» передают шкоты гребцам подвет ренного борта, готовят весло, ввязывают в шкотовый угол фока короткую стройку из штерта и вставляют ру коять весла в стропку (можно вместо стропки прихватить рукоять весла выбленочным узлом из фока-шкота). Гре
бец № 1 докладывает: «Фок готов к постановке |
бабоч |
кой». |
крепит |
Гребец j\o 6 берет кливер-шкоты, обтягивает и |
|
их у мачты за мачтовую банку. |
в гал- |
Впередсмотрящий ввязывает короткую стропку |
120