Файл: Шлюпка. Устройство и управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грот-мачту,

кладут ее

на

банки и прихватывают концами

к банкам,

чтобы она

не

перемещалась при крене. Затем

спускают фок и кливер, переставляют фок-мачту на сере­ дину шлюпки в специально установленный для этого степс

и крепят мачту. После этого поднимают

фок

и кливер.

Кливер-галс крепится за носовой подъемный

рым,

фока-

шкоты

разносятся по бортам в

корме

или

вместо

фока-

шкотов

закладывается гика-шкот за шкотовый угол

фока.

В этом случае при уборке грота погон не убирается.

Необходимость взятия рифов при штормовом воору­

жении не исключается.

 

 

 

 

 

 

4.17. Подход к трапу

 

 

 

 

корабля

 

 

 

 

 

На

одномачтовой шлюпке подход к трапу корабля

можно

выполнять со спуском

и без

спуска

парусов. В

обоих

случаях старшина ведет

шлюпку в

полный

бейде-

1— _

Рис. 59. Подход к трапу корабля под парусами

винд, правя на нижнюю площадку трапа, а затем по мере приближения к трапу приводит шлюпку в крутой бейде­ винд и направляет форштевень несколько выше трапа (рис. 59). По команде «Крюк» впередсмотрящий готовит длинный отпорный крюк.

Если выполняется подход со спуском парусов, стар­ шина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует: «На фале» и «Паруса долой». Затем, подведя

115


рулем шлюпку к трапу, командует: «Задержаться». Впе­ редсмотрящий задерживает шлюпку отпорным крюком.

Если выполняется подход без спуска парусов, старши­ на, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует: «Кливер раздернуть» и «Фок стянуть». Затем, подведя рулем шлюпку к трапу, он командует: «Задер­ жаться. Фок к мачте». Впередсмотрящий задерживает шлюпку, а гребец № 6 берет фок к мачте.

Фок берут к

мачте, чтобы он не бился о

трап и для удоб­

ства выхода из

шлюпки

пассажиров.

 

Выполняя подход к

трапу в свежую

погоду, правят

немного выше трапа. В нескольких метрах от трапа и несколько выше его траверза приводят шлюпку против ветра и спускают паруса. В этот момент с корабля дол­ жны подать конец, который крепят шлюпочным узлом за мачтовую банку и подводят шлюпку на конце к трапу.

При большой волне рекомендуется подходить к под­ ветренному трапу, когда корабль придет на якорной це­ пи в крайнее наветренное положение, или подходить на бакштов.

На двухмачтовой шлюпке подход к трапу можно вы­ полнять со спуском всех парусов, спуском передних па­ русов и без спуска парусов. Подход со спуском всех па­ русов выполняется так же, как и на шестивесельном яле.

Если выполняется подход со спуском передних пару­ сов, старшина, учитывая расстояние до трапа и инерцию шлюпки, командует: «На фока-фале», «Фок долой» и «Ги- ка-шкот стянуть», затем с помощью руля и грота подво­ дит корму шлюпки к трапу.

Выполняя подход без спуска парусов, раздергивают кливер и фок ;и стягивают гика-шкот. Для удобства выхо­ да людей из шлюпки рекомендуется после подхода к тра­ пу взять грот на гитовы.

4.18. Отход от трапа корабля

При отходе от трапа под парусами с корабля на шлюп­ ку подается конец, который проводится вдоль внутрен­

него

борта шлюпки (снаружи вант) и крепится за загреб­

ную

банку шлюпочным узлом. В носовой

части шлюпки

за конец серьгой заводится носовой фалинь

(рис. 60).

На шлюпке ставят рангоут и паруса, шкоты при этом раздернуты.

117


После подъема парусов старшина командует: «Отва­ ливай». Гребцы внутреннего борта, держась за конец, протягивают шлюпку вперед настолько, чтобы корма шлюпки оказалась выше трапа, после чего впередсмотря­ щий отдает серьгу и отталкивает нос отпорным крюком. Затем по команде «Кливер на левую (правую)» кливер выбирается в сторону корабля.

Когда кливер заберет и увалит шлюпку, по команде «Шкоты на правую (левую)» шкоты выбирают на подвет­ ренную сторону. Гребцы отпускают конец, и по команде «Отдать конец» загребные быстро отдают его.

На двухмачтовых шлюпках при сильном ветре и волнении ре­ комендуется отходить от трапа только под кливером и фоком, а грот поднимать после отхода от трапа.

4.19. Подход к выстрелу и на бакштов

Шлюпке под парусами разрешается подходить к выст­ релу при ветре не более 3 баллов и только в тех случаях, когда вынуждает обстановка. Старшина ведет шлюпку в бейдевинд, правя на 10—15 м ниже нока выстрела. При­ близившись на указанное расстояние, приводит шлюпку против ветра, дает команду спустить паруса и за счет инерции подводит шлюпку к шкентелю выстрела, соблюдая осторожность, чтобы не сломать мачту о бурундук или выстрел.

118

Подход на бакштов старшина выполняет также курсом бейдевинд, правя на правый (левый) срез кормы корабля; при подходе к корме корабля, учитывая инерцию и рас­ стояние, дает команду спустить паруса и за счет инерции подводит шлюпку к кормовому срезу. С корабля на шлюп­ ку подается конец (см. раздел 2.11).

4.20. Подход к пирсу и отход от него

Подходить к пирсу следует с подветренной стороны, приготовив крюки и фалини для задержки и швартовки шлюпки. Старшина приводит шлюпку в бейдевинд и пра-

Рис. 61. Подход к пирсу под парусами:

а — с подветренной

стороны; б — с наветрен­

ной стороны

в свежую погоду

вит на пирс. На подходе к пирсу, учитывая расстояние и инерцию, командует: «Кливер раздернуть», «Фок стянуть»— и рулем подводит шлюпку к пирсу (рис. 61, а).

Если ветер дует вдоль пирса, шлюпка приводится в галфвинд или бейдевинд и подводится к пирсу форштев­ нем против ветра. Можно подходить и с попутным вет­ ром, но р этом случае необходимо взять фок к мачте (а

119



на двухмачтовых шлюпках, кроме того, спустить грот) и подходить под одним кливером.

При подходе с наветренной стороны нужно учитывать

дрейф и

вести

шлюпку таким образом, чтобы между ней

и пирсом

оставалось свободное пространство.

В

этом

случае при подходе к пирсу все паруса спускаются.

 

В свежую погоду подходить с наветренной стороны не

рекомендуется,

но если обстановка вынуждает

к

этому,

то следует подходить с отдачей якоря, развернув шлюпку предварительно против ветра (рис. 61,6).

Для отхода шлюпки от пирса при отжимном ветре за­ водят носовой фалинь за кнехт серьгой и отдают кормо­ вой фалинь. Когда шлюпка станет носом против ветра, ставят рангоут и паруса. После постановки парусов отдают носовой фалинь и отходят от пирса.

Если ветер дует вдоль пирса, шлюпку ставят носом против ветра, крепят фалини серьгой за кнехты и ставят паруса. После постановки парусов отдают носовой фалинь, отталкивают нос, выносят кливер на ветер и, когда шлюп­ ка увалится, отдают кормовой фалинь.

Если ветер прижимной, то отходят от пирса на веслах,

азатем ставят паруса.

4.21.Постановка парусов бабочкой

При движении шлюпки курсом фордевинд кливер за­ крывается фоком и работает не в полную силу. Вследст­ вие этого шлюпка рыскает и теряет скорость. Для умень­ шения рыскания и увеличения скорости шлюпки при дви­ жении по ветру (не более 4 баллов) рекомендуется на длинных галсах паруса ставить бабочкой, т. е. так, чтобы фок и кливер были расположены на разных бортах.

На одномачтовой шлюпке гребцы наветренного борта (№ 1 и 3 или № 2 и 4) по команде «Приготовиться ста­ вить паруса бабочкой» передают шкоты гребцам подвет­ ренного борта, готовят весло, ввязывают в шкотовый угол фока короткую стройку из штерта и вставляют ру­ коять весла в стропку (можно вместо стропки прихватить рукоять весла выбленочным узлом из фока-шкота). Гре­

бец № 1 докладывает: «Фок готов к постановке

бабоч­

кой».

крепит

Гребец j\o 6 берет кливер-шкоты, обтягивает и

их у мачты за мачтовую банку.

в гал-

Впередсмотрящий ввязывает короткую стропку

120