ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
ных или синтетических волокон. |
Предназначено для швар |
||
товки |
и буксировки шлюпок. |
|
находится |
На |
внутренней стороне транцевой доски |
||
о б о й м а , а на кормовом сиденье — г н е з д о |
(или б а ш |
||
ма к ) |
для крепления флагштока |
(рис. 15). |
|
4
5
Рис. 15. Детали на транцевой доске:
1 — флагшток; 2 — утка нс флагштоке для креп ления фала флага; 3 — металлические планки для
крепления |
подвесного мотора; 4 — фасонный |
обу |
|||||
шок для |
крепления |
леера: |
5 — транцевый |
брус; |
|||
6 — металлическая |
пластинка с |
данными |
о |
море |
|||
ходности |
шлюпки; |
7 — кормовой |
фалинь; |
8 — фа |
|||
сонная доска; 9 — гнездо |
для |
флагштока; |
10 — |
||||
флажный |
позывной; |
11 —- обойма для флагштока |
Для подвески мотора на транцевой доске установлены две металлические планки. Для крепления леера при зачехлении шлюпки имеется ф а с о н н ы й о б у шо к .
Слева от ахтерштевня на транцевой доске прибита ме таллическая пластинка с данными о мореходности и пассажировместимости шлюпки, а справа накрашивается флажный позывной данной шлюпки.
22
Флажный позывной присваивается шлюпке приказом командира корабля (части) и состоит из сочетания двух флагов Шлюпочной сигнальной книги: верхний флаг обозна чает букву, нижний — «Шлюпочный». Таким образом, флажные позывные имеют вид: А. Шл., Б. Шл. и т. д.
ДП
Рис. 16. Расположение флюгарки на транце
Кроме флажного позывного циркуляром начальника штаба флота шлюпке присваиваются флюгарка и цифровой позывной. Последний накрашивается на гоночном номере и пришивается к парусу. Порядок пользования позывными изложен в Шлюпочной сигнальной книге (ШСК).
В носовой части на привальном брусе правого борта прикреплена табличка с указанием типа шлюпки, заводаизготовителя, заводского номера и года постройки.
Флюгарки — круглые с деревянной окантовкой знаки (рис. 16), указывающие, какому кораблю (части) принадле жит шлюпка. Они располагаются снаружи обшивки в носо вой части и на транце с обоих бортов.
1.5. Особенности устройства шлюпок из шпона, пластмассы или легкого сплава
Корпус яла может быть изготовлен из шпона, пласт массы или легкого сплава. Корпус из шпона настолько про чен, что для двух- и четырехвесельных ялов нет необходи-
23
Р
5
• *w« |
(...........S C to |
к; |
< |
|||
С - 3 |
3 |
|
|
|||
£ i ^ |
s |
ж о |
с |
а |
|
|
g g-itf К « 0 2 Ч |
|
|||||
§ с ® к 2 &2 I |
|
|||||
I ° |
I |
а |
к |
|
ор <и |
|
1 I |
I |
ф |
<-> |
|
^ Ч |
|
I c Sa S' S |
|
s |
||||
|
|
|
2• -о |
|
* |
|
|
|
вз _ 3 = о |
|
|||
• * • - ; * ж S о н сз |
|
|||||
^ ^ |
Е « |
о £ |
и е « |
S g S g s S g s l ««ycc^Oj OSs
с |
=г Ж |
I |
|
s |
ь |
| |
* |
a |
||
0 |
|
|
1 |
|
|
сх I |
|
ч |
||
^ М* £ Л ^ « Н |
||||||||||
1 , |
л |
|
|
, |
|
|
2 (ч |
|||
1 ^ Ж. . 3 |
|
|
д о |
|||||||
<Ъ2: О.Ф033=Iя ' |
|
***-г я- |
||||||||
.„ |
* § §и |
*Sй<S>£Гёс |
5и |
|||||||
|
|
л |
|
|
|
|
Е S |
|
||
оя к Е^ |
|
к 2 | |
||||||||
= *5 |
I |
s |
|
аз |
|
с; С? I |
||||
" Q I г; ^ |
|
m |
.3я |
^ег\ |
||||||
S ^ & S g - e - |
|
|||||||||
|
о |
.. я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Е |
А С (j |
|
!& Й. |
||||||
I |
оЛ Оо* о |
|
|
|
|
|||||
Ҥ |
ж а я |
|
|
|
|
|||||
Маз к |
ц. и |
|
|
<У |
О |
|||||
|
О I |
я 2 5 2 о"®* |
||||||||
яса |
|
I |
|
|
I |
S®'г:*'© |
|
|||
К |
|
|
I I |
|
2 Р 1 |
|
||||
о |
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
ж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"О |
|
|
^ *н |
|
|
|
||||
I |
fgS J. . I |
R |
Ч |
О |
||||||
* |
I |
я |
5 |
|
§*=* |
я |
о |
н |
||
...аз |
ж. |
ж ^ |
|
а. 2 ч |
||||||
X 1 1 s г * = |
|
S |
||||||||
g ^ g |
|
|
I |
5МЪЪ |
||||||
® |
I |
- |
^ |
<о 03 |
, |
X |
ж |
|||
I |
|
|
|
з- |
J |
н а |
||||
»о |
|
о и - |
а?3 2 |
|
||||||
|
Я |
5 |
* |
в |
|
- |
|
X % |
мости устанавливать шпангоуты, а для шестивесельного яла количество шпаигоутов сокращается с 25 до 12.
Пластмассовый корпус шестиве сельного яла, изготовленный из жгу товой стеклоткани в сочетании с по лиэфирными смолами, шпангоутов не имеет, а толщина его наружных сте нок 6 мм.
Прочность корпуса усиливается флорами, которые находятся под бор товыми сиденьями, расположенными по всей длине шлюпки, и образуют внутренние объемы плавучести, за полненные пластиком ТПК-Н.
Ял из алюминиево-марганцевого сплава АМГ-5В конструктивно ана логичен пластмассовому. Весла, мач та, реек, румпели тоже изготовляют ся из легкого сплава.
Весла и парусное вооружение на шпоновом и пластмассовом ялах та кие же, как на яле с корпусом из дерева.
Основные технические данные шлюпок приведены в разделе 9.1.
s 1 1g.| |
s ^s - s |
|||||
l i£-жfI i2-«iсi |
^Tо-, |
|||||
“ • ^ o ^ |
ж |
со |
s |
^ |
||
I |
|
|
С |
я |
о |
X |
I a. . 3j 2§„ |
||||||
s |
•\0' |
XI sЯ |
*u |
-Л-tr |
||
CL |
||||||
|
1 |
'S S Я (. 5 |
||||
о a * & l |
~ | |
щ-» |
||||
Sgi. |
|
a 5 |
|
a |
||
п; о S' я |
. |
=0) S j2 |
||||
S i * |
» o b 3 |
|||||
» « | |
я =r £ 3JL* |
|||||
|
|
О 03 П |
|
H |
||
ооСжхж^яаз |
||||||
чег'-'яя^хг® . |
||||||
0 |
и |
я |
0 . 2 |
О |
03 я |
|
озозгЭ^Яйи |
||||||
и И а: 8 V . ? |
I |
|||||
1 I 2 g |
М I |
I |
||||
|
|
|
|
=0 —.«Э |
’ Распашными шлюпки.
1.6. Предметы снабжения шестивесельного яла
В комплект шлюпки входят пред меты, необходимые для ее эксплуа тации. Перечень всех предметов при веден в разделе 9.2 и формуляре шлюпки. Ниже приводится описание предметов шлюпочного снабжения
(рис. 17).
В е с л о — вальковое *. Изготов ляется из ясеня, бука или клееной сосны. Части весла: рукоять, валек, веретено, лопасть с латунной оков кой. Для защиты от намокания и
веслами снабжаются вельботы и спасательные
24 |
25 |
растрескивания весло покрыто олифой. Место упора |
весла |
в уключине обшито кожей. Длина весла — 3,9 м. |
Шесть |
основных и два запасных весла укладываются на банки по бортам лопастями на нос.
У к л ю ч и н а — металлическая развилка для упора ве сел при гребле. Шесть уключин вставляются в отверстия на подуключинах и крепятся ш т е р т а м и к подлегарсам или шпангоутам. Одна уключина хранится как запасная. Штерты к уключинам и другим предметам снабжения изготовляются из бельного троса окружностью 18 мм.
О т п о р н ы й к р ю к — металлический крюк на деревян ном ш т о к е для задержки шлюпки при швартовке и от талкивания при отходе. Утолщение штока называется к л о- т о м. Шток изготовляется из дуба. Отпорный крюк должен иметь положительную плавучесть. На шлюпке два крюка: один длиной 2,5 м, другой— 1,5 м. Шток длинного крюка через каждые 25 см окрашен в черный и белый цвет для измерения глубины. Короткий не окрашивается. Хранятся
крюки у |
бортов на |
веслах |
(длинный — справа, |
корот |
||
кий— слева), |
а после |
отхода |
шлюпки от |
борта |
корабля |
|
кладутся |
на |
рангоут |
(короткий — крюком |
в корму, длин |
||
ный — крюком в нос). |
|
стержень с |
рукояткой. На |
|||
Н а г е л ь — металлический |
шестивесельном яле два нагеля: один служит для крепле ния наметки, другой — фала. Вставляются в отверстия мачтовой банки. Штерты нагелей прихватываются к пил лерсу банки.
Я к о р ь служит для удерживания шлюпки на месте. Имеет две лапы, веретено, укладывающийся шток и скобу. Хранится в сложенном виде (шток прикладывается к вере тену и прихватывается двумя штертами) между мачтовой и носовой банками и прихватывается двумя штертами к кильсону. Масса якоря 20 кг.
Я к о р н ы й к а н а т — пеньковый смоленый трос окруж ностью 50 мм. Свернутый в бухту и связанный в четырех местах штертами хранится под носовым решетчатым люком. Длина якорного каната 60 м.
А н к е р о к — дубовый бочонок емкостью 25 л. Пред назначается для хранения пресной воды. К пробке анкерка снизу прикреплен на цепочке ковшик. На яле два анкерка. Устанавливаются в диаметральной плоскости шлюпки на специальных подставках — анкер-блоках и крепятся штер тами к рыбинам.
При авариях анкерки могут использоваться как спаса
тельные |
средства. Для этого их нужно остропить — взять |
два линя |
и втугую обтянуть по окружности, срастить кон |
26
цы каждого, а затем оба линя скрепить между собой двумя поперечными стропками, за которые можно держаться, находясь в воде.
В о р о н к а служит для наполнения анкерков водой.
П а р у с и н о в о е в е д р о и д е р е в я н н а я л е й к а служат для удаления воды из шлюпки. Ведро хранится под носовым решетчатым люком, две лейки — под кормо вым сиденьем.
М а т ш п и г о в а н н ы й 300X500 мм изготовляется из пеньки или манильского троса. Служит для вытирания ног. В шлюпке укладываются: один мат — в носу на рыбине, другой — в корме на люке.
Т о п о р служит для ремонта корпуса и предметов снаб жения шлюпки. Хранится прихваченным штертом к подлегарсу под носовым решетчатым люком.
К р |
а н е ц мягкий 0 |
125 мм служит для предохранения |
|
борта |
от повреждения при швартовке. |
Четыре кранца (по |
|
два на борт) хранятся |
на рыбинах в районе уток. |
||
Ф а л и н ь — бельный |
растительный |
трос окружностью |
50 мм. Носовой фалинь (12 м), ввязываемый в рым фор штевня, хранится на носовом решетчатом люке, кормовой
фалинь (8 м), |
ввязываемый в рым ахтерштевня, — на кор |
мовом сиденье (в свернутом виде). |
|
Ф о н а р ь |
д в у х ц в е т н ы й * с красным слева и зеле |
ным справа стеклами. Источником света служит керосино вая или масляная лампа. Ф о н а р ь б е л ы й — аккумуля торный. Оба фонаря служат для обеспечения безопасности плавания шлюпки в темное время суток. Двухцветный фонарь надевается двумя скобками на кронштейн специ альной ф о н а р н о й с т о й к и , устанавливаемой в носу шлюпки. Хранятся фонари в ящике под загребной банкой,
фонарная стойка — на банках с левого |
борта. |
|
В о е н н о - м о р с к о й |
ф л а г изготовляется из специ |
|
альной шерстяной ткани |
(флагдуха), |
ф л а г ш т о к — из |
дерева. При движении под парусом флаг, свернутый вокруг флагштока, помещается в парусиновый чехол и уклады вается на весла с правого борта. При движении на веслах
флагшток с флагом вставляется в |
обойму |
на |
транце и |
|
гнездо на кормовом сиденье шлюпки (рис. 15). |
размером |
|||
Г о н о ч н ы й н о м е р — фанерная |
доска |
|||
40X40 см на деревянном штоке длиной |
130 см. На черном |
|||
фоне доски с обеих сторон накрашен |
белой |
краской номер |
* МППСС-72 предусматривает двухцветный фонарь с красным стеклом слева и зеленым справа, который должен заменить трех цветный фонарь.
27
шлюпки. Этот номер соответствует номеру на парусе. При движении шлюпки на веслах гоночный номер устанавли вается на место фонарной стойки.
Р у м п е л ь — рычаг для перекладки руля. При управле нии шлюпкой на веслах используется изогнутый румпель, при управлении под парусами — прямой. Оба румпеля хра нятся между заспинной и транцевой досками, прихваченные штертами к пиллерсу кницы.
П р о б к а |
с резьбой закрывает отверстие в |
днище |
шлюпки. Цепочкой пробка крепится к кильсону. |
|
|
К и с а — парусиновый мешок, в котором хранятся мотки |
||
ниток и линя, |
игла, куски парусины, т а к е л а ж н ы й |
н о ж |
и с в а й к а , |
необходимые для работы с тросами. |
В кисе |
хранятся также запасная уключина, воронка, ответный вым пел и семафорные флажки. Киса хранится под кормовым сиденьем и крепится к рыму кормового цепного подъема.
Ш л ю п о ч н ы й ч е х о л изготовлен из специальной па русины, скроен по обводам шлюпки и имеет в носовой и
кормовой |
части разрезы, а по бортам — пришитые |
куски |
||
парусины ( ушки) . Вдоль кромок |
разрезов и |
на |
ушках |
|
пробиты |
отверстия — л ю в е р с ы , |
в которые |
с |
одного |
борта заделываются штерты. Чтобы |
чехол не |
провисал и |
в нем не скапливалась вода, между форштевнем и ахтерштевнем натягивают леер с талрепом, который крепится в носу за галсовый гак, а в корме — за фасонный обушок. Чехол кладется на леер и с помощью штертов обтягивается и крепится к шлюпке. При спуске шлюпки на воду шлюпоч ный чехол оставляется на корабле (берегу).
Р а н г о у т н ы й |
с |
ч е х о л |
сшит из |
той |
же |
парусины, |
||
хранится |
вместе |
парусом |
на |
банках в |
диаметральной |
|||
плоскости |
шлюпки, |
а |
при постановке парусов — на кормо |
|||||
вом решетчатом люке. |
|
(см. |
раздел |
1.7). |
||||
П а р у с н о е в о о р у ж е н и е |
||||||||
К о м п а с ш л ю п о ч н ы й |
служит |
для |
удержания |
шлюпки на курсе при движении в тумане, ночью или вне видимости берегов. Хранится под загребной банкой в ящике.
О т в е т н ы й в ы м п е л — трапецеидальный красный
флаг с белым кружком |
посредине на деревянном штоке. |
Вместе с двумя красными |
с е м а ф о р н ы м и ф л а ж к а м и |
служит для сигналопроизводства. Порядок пользования ими
изложен в Шлюпочной сигнальной книге. |
(ШСК) |
||
Ш л ю п о ч н а я |
с и г н а л ь н а я |
к н и г а |
используется при переговорах шлюпки с кораблями, постами наблюдения и связи (НиС) и другими шлюпками, а также является пособием по управлению шлюпкой в раз-
28