ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Рис. 18. Типовое расположение предметов шлюпочного снабжения
ю
со
/
личных условиях. Хранится |
в парусиновом |
чехле с |
||
лямкой. |
д о ж д е в о г о |
п л а т ь я (куртка, |
брюки |
|
К о м п л е к т |
||||
и головной убор) |
свертывается |
и подвешивается |
на |
штер |
тах под банками в тех местах, где сидят гребцы (по комп лекту на каждого). Для этого снизу в банки ввернуты спе
циальные обушки. |
п о я с |
изготовлен из |
двух слоев |
|
С п а с а т е л ь н ы й |
||||
парусины и |
пенопласта |
(или |
крошеной пробки). Может |
|
быть заменен |
с п а с а т е л ь н ы м ж и л е т о м . |
Количество |
соответствует численности команды. Хранятся по бортам шлюпки под банками.
Морские карты (в пеналах), прокладочный инструмент, средства радиосвязи, продовольствие и другие необходимые предметы берутся на шлюпку в случае необходимости.
Типовое расположение предметов шлюпочного снабже ния показано на рис. 18.
1.7. Парусное вооружение шестивесельного яла
Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрез ное парусное вооружение, основными частями которого
являются |
р а н г о у т — мачта |
и |
реек, |
п а р у с а — фок и |
|||
кливер, с т о я ч и й |
т а к е л а ж — снасти |
для |
поддержания |
||||
рангоута, |
б е г у ч и й т а к е л а ж — снасти для подъема и |
||||||
управления парусами (рис. 19). |
сосны |
или |
ели, |
длиной |
|||
Ф о к - м а ч т а , |
клеенная |
из |
|||||
5,5 м служит опорой для парусов |
(рис. |
20). Нижний четы |
|||||
рехгранный конец |
мачты — ш п о р для |
прочности |
обшит |
металлической о к о в к о й . Мачта шпором ставится в степс и крепится наметкой к банке. Для лучшего соединения со степсом шпор имеет желоб, в который входит штырь степ са. Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты (100 мм) — в районе наметки. В этом месте она воспринимает основную нагрузку
парусов. |
Выше наметки |
на |
мачте |
укреплен |
б у г е л |
ь с |
||
г а к о м |
для |
осаживания и крепления фока-галса. |
На |
|||||
верхний конец |
мачты — т о п |
в уровень с ее |
срезом |
надет |
||||
и закреплен |
шурупами |
б у г е л ь |
с о б у ш к а м и |
|
для |
крепления вант. Ниже бугеля вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фока-фала.
30
В а н т ы |
(пеньковый трос окружностью 50 мм или |
|
стальной трос 0 |
4—6 мм) крепят мачту. В оба конца вант |
|
вплеснены |
к о у |
ш и — металлические кольца с желобками. |
Рис. 19. Парусное вооружение шестивесельного яла:
1 — слаблинь; |
2 — третная |
стропка; |
3 — ракс-бугель; 4 — бу* |
|||||||
гель; |
5 — топ; |
6 — фал; |
7 — шкала; |
8 — полубензель; |
9 — |
|||||
реек; |
10 — Военно-морской |
флаг; |
11 — флюгарка; |
12 — ван- |
||||||
тина; |
13 — фок (парус); |
14 — боуты; |
15 — кренгельсы; |
16 — |
||||||
фока-шкот; |
17 — риф-банты; |
/« — коуш; 19 — тросовый |
тал |
|||||||
реп; |
20 — кливер-шкот; 21 — степс; |
22 — оковка; 23 — бугель |
||||||||
с галсовым |
гаком; |
24 — фока-галс; |
25 — кливер-галс; |
26 — |
||||||
банты; 27 — риф-штерты; |
«« — коуш; |
29 — кливер; |
30 — лик |
|||||||
|
|
|
трос; |
31 — мачта; 32 — люверс |
|
|
Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним
коушам |
вант крепятся ш т е р т ы — концы линя окруж |
ностью |
25 мм, служащие тросовыми т а л р е п а м и для |
обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросо вый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачи вать ванты с помощью узлов.
31
Рис. 20. Мачта:
/ — гоп |
мачты; |
2 — бугель |
||||
с |
обухами для |
крепления |
||||
верхних |
концов |
вант; |
3 — |
|||
вантина; |
4 — шкив |
для |
фа |
|||
ла; |
5 — ракс-бугель; |
6 — бу |
||||
гель с |
гаком |
для |
крепле |
|||
ния фока-галса; |
7 — шпор |
|||||
мачты в |
оковке; |
8 — коуш; |
||||
9 — крепление |
|
штерта |
к |
|||
вант-путенсу |
|
(тал репный |
||||
|
узел); |
10 |
вант-путенс |
32
Ф о к а - ф а л (растительный трос окружностью 40 мм) служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала
крепится к обуху |
ракс-бугеля, а ходовой пропускается |
через шкив в мачте и крепится за нагель. |
|
Р а к с - б у г е л ь |
(рис. 19 и 2 2 )— металлическое коль |
цо с гаком, надевается на мачту для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей.
Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диа метральной плоскости шлюпки слева от паруса.
/ — реек; 2 —шкала; 3 — третная стропка; 4 — полубензели; 5 — зарубка на ноке рейка
Р е е к |
(рис. 21) изготовляется из сосны или ели дли |
ной 4,3 м. |
Оконечности рейка называются н о к а м и. Ноки |
имеют зарубки, с помощью которых полубензелями растя гивается верхняя шкаторина паруса. Для прочности на реек наложена дубовая желобообразная планка, назы ваемая ш к а л о й . Шкала крепится к рейку в трех местах полубензелями. На одной трети от переднего нока рейка укреплена т р е т н а я с т р о п к а для соединения рейка с ракс-бугелем. Она изготовляется из стального оцинкован ного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме па руса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля.
П а р у с изготовляют из лучших сортов парусины, имею щей водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов — фока и кливера площадью 14,6 и 5,8 м2 (рис. 19). Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки пару сов, называемые ш к а т о р и н а м и , окантованы тросом пологого спуска — л и к т р о с о м . Ликтрос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет один спле сень, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение — вверху. Углы парусов испыты вают наибольшее натяжение, поэтому дополнительно укреп
лены |
кусками парусины — б а н т а м и и |
полосами из |
|
парусины — б о у т а м и, |
нашитыми с двух сторон паруса. |
||
Верхние передний угол фока и задний угол |
кливера назы |
||
ваются |
б е н з е л ь н ы м и . |
Верхний передний угол кливера |
|
2 -460 |
|
33 |
называется п е р е д н и м н о к - б е н з е л ь н ы м углом,
задний угол |
фока — з а д н и м |
н о к - б е н з е л ь н ы м |
углом. Передние нижние углы фока |
и кливера называются |
|
г а л с о в ы м и, |
задние — ш к о т о в ы м и . |
Рис. 22. Устройство для подъема разрезного фока:
1 — ликтрос; 2 — слаблинь; 3 — третная стропка; 4 — ракс-бугель; 5 — фал; 6 — полубензель
По всей длине верхней шкаторины фока и кливера про биты отверстия — л ю в е р с ы , по краям обметанные нит кой или окованные латунью. Через люверсы верхних углов паруса вяжутся полубензели, которыми парус растяги вается по рейку; через остальные люверсы продет с л а б линь , прихватывающий парус к рейку по всей длине верх ней шкаторины (рис. 22).
В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера один ряд лювер сов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя — р и ф - ш т е р т ы для уменьшения площади пару сов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему (рис. 23). В районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты р и ф - б а н т ы.
К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит Военно-морской флаг, а ниже — флюгарка размером 30X Х50 см. Поверх бантов к заднему нок-бензельному углу с обеих сторон пришиты четырехугольники парусины разме ром 30X30 см с цифровым позывным (номером) шлюпки черного цвета.
34
Все нижние углы паруса для крепления галсов и шко
тов имеют к р е н г е л ь |
с ы — петли из |
троса, в |
которые |
введены металлические |
оцинкованные |
круглые |
коуши, |
Рис. 23. Закрепление риф-штертов:
/ — парус; 2 —риф-бант; 3 — узел; 4 — риф-штерт
предохраняющие кренгельсы от перетирания (рис. 24). Кренгельсы на уровне риф-штертов служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.
/2
4
Рис. 24. Крепление кренгельса к парусу:
/ — ликтрос; 2 — бант; 3 — полотнище; 4 — люверс; 5 — кренгельс; 6 — коуш; 7 — об шивка ликтроса (хлопчатобумажные нитки)
2* |
3 5 |