Файл: Шлюпка. Устройство и управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 18. Типовое расположение предметов шлюпочного снабжения

ю

со

/


личных условиях. Хранится

в парусиновом

чехле с

лямкой.

д о ж д е в о г о

п л а т ь я (куртка,

брюки

К о м п л е к т

и головной убор)

свертывается

и подвешивается

на

штер­

тах под банками в тех местах, где сидят гребцы (по комп­ лекту на каждого). Для этого снизу в банки ввернуты спе­

циальные обушки.

п о я с

изготовлен из

двух слоев

С п а с а т е л ь н ы й

парусины и

пенопласта

(или

крошеной пробки). Может

быть заменен

с п а с а т е л ь н ы м ж и л е т о м .

Количество

соответствует численности команды. Хранятся по бортам шлюпки под банками.

Морские карты (в пеналах), прокладочный инструмент, средства радиосвязи, продовольствие и другие необходимые предметы берутся на шлюпку в случае необходимости.

Типовое расположение предметов шлюпочного снабже­ ния показано на рис. 18.

1.7. Парусное вооружение шестивесельного яла

Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрез­ ное парусное вооружение, основными частями которого

являются

р а н г о у т — мачта

и

реек,

п а р у с а — фок и

кливер, с т о я ч и й

т а к е л а ж — снасти

для

поддержания

рангоута,

б е г у ч и й т а к е л а ж — снасти для подъема и

управления парусами (рис. 19).

сосны

или

ели,

длиной

Ф о к - м а ч т а ,

клеенная

из

5,5 м служит опорой для парусов

(рис.

20). Нижний четы­

рехгранный конец

мачты — ш п о р для

прочности

обшит

металлической о к о в к о й . Мачта шпором ставится в степс и крепится наметкой к банке. Для лучшего соединения со степсом шпор имеет желоб, в который входит штырь степ­ са. Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты (100 мм) — в районе наметки. В этом месте она воспринимает основную нагрузку

парусов.

Выше наметки

на

мачте

укреплен

б у г е л

ь с

г а к о м

для

осаживания и крепления фока-галса.

На

верхний конец

мачты — т о п

в уровень с ее

срезом

надет

и закреплен

шурупами

б у г е л ь

с о б у ш к а м и

 

для

крепления вант. Ниже бугеля вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фока-фала.

30


В а н т ы

(пеньковый трос окружностью 50 мм или

стальной трос 0

4—6 мм) крепят мачту. В оба конца вант

вплеснены

к о у

ш и — металлические кольца с желобками.

Рис. 19. Парусное вооружение шестивесельного яла:

1 — слаблинь;

2 — третная

стропка;

3 — ракс-бугель; 4 — бу*

гель;

5 — топ;

6 — фал;

7 — шкала;

8 — полубензель;

9 —

реек;

10 — Военно-морской

флаг;

11 — флюгарка;

12 — ван-

тина;

13 — фок (парус);

14 — боуты;

15 — кренгельсы;

16 —

фока-шкот;

17 — риф-банты;

/« — коуш; 19 — тросовый

тал­

реп;

20 — кливер-шкот; 21 — степс;

22 — оковка; 23 — бугель

с галсовым

гаком;

24 — фока-галс;

25 — кливер-галс;

26 —

банты; 27 — риф-штерты;

«« — коуш;

29 — кливер;

30 — лик­

 

 

 

трос;

31 — мачта; 32 — люверс

 

 

Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним

коушам

вант крепятся ш т е р т ы — концы линя окруж­

ностью

25 мм, служащие тросовыми т а л р е п а м и для

обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросо­ вый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачи­ вать ванты с помощью узлов.

31


Рис. 20. Мачта:

/ — гоп

мачты;

2 — бугель

с

обухами для

крепления

верхних

концов

вант;

3

вантина;

4 — шкив

для

фа­

ла;

5 — ракс-бугель;

6 — бу­

гель с

гаком

для

крепле­

ния фока-галса;

7 — шпор

мачты в

оковке;

8 — коуш;

9 — крепление

 

штерта

к

вант-путенсу

 

(тал репный

 

узел);

10

вант-путенс

32

Ф о к а - ф а л (растительный трос окружностью 40 мм) служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала

крепится к обуху

ракс-бугеля, а ходовой пропускается

через шкив в мачте и крепится за нагель.

Р а к с - б у г е л ь

(рис. 19 и 2 2 )— металлическое коль­

цо с гаком, надевается на мачту для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей.

Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диа­ метральной плоскости шлюпки слева от паруса.

/ — реек; 2 —шкала; 3 — третная стропка; 4 — полубензели; 5 — зарубка на ноке рейка

Р е е к

(рис. 21) изготовляется из сосны или ели дли­

ной 4,3 м.

Оконечности рейка называются н о к а м и. Ноки

имеют зарубки, с помощью которых полубензелями растя­ гивается верхняя шкаторина паруса. Для прочности на реек наложена дубовая желобообразная планка, назы­ ваемая ш к а л о й . Шкала крепится к рейку в трех местах полубензелями. На одной трети от переднего нока рейка укреплена т р е т н а я с т р о п к а для соединения рейка с ракс-бугелем. Она изготовляется из стального оцинкован­ ного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме па­ руса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля.

П а р у с изготовляют из лучших сортов парусины, имею­ щей водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов — фока и кливера площадью 14,6 и 5,8 м2 (рис. 19). Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки пару­ сов, называемые ш к а т о р и н а м и , окантованы тросом пологого спуска — л и к т р о с о м . Ликтрос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет один спле­ сень, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение — вверху. Углы парусов испыты­ вают наибольшее натяжение, поэтому дополнительно укреп­

лены

кусками парусины — б а н т а м и и

полосами из

парусины — б о у т а м и,

нашитыми с двух сторон паруса.

Верхние передний угол фока и задний угол

кливера назы­

ваются

б е н з е л ь н ы м и .

Верхний передний угол кливера

2 -460

 

33


называется п е р е д н и м н о к - б е н з е л ь н ы м углом,

задний угол

фока — з а д н и м

н о к - б е н з е л ь н ы м

углом. Передние нижние углы фока

и кливера называются

г а л с о в ы м и,

задние — ш к о т о в ы м и .

Рис. 22. Устройство для подъема разрезного фока:

1 — ликтрос; 2 — слаблинь; 3 — третная стропка; 4 — ракс-бугель; 5 — фал; 6 — полубензель

По всей длине верхней шкаторины фока и кливера про­ биты отверстия — л ю в е р с ы , по краям обметанные нит­ кой или окованные латунью. Через люверсы верхних углов паруса вяжутся полубензели, которыми парус растяги­ вается по рейку; через остальные люверсы продет с л а б ­ линь , прихватывающий парус к рейку по всей длине верх­ ней шкаторины (рис. 22).

В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера один ряд лювер­ сов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя — р и ф - ш т е р т ы для уменьшения площади пару­ сов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему (рис. 23). В районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты р и ф - б а н т ы.

К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит Военно-морской флаг, а ниже — флюгарка размером 30X Х50 см. Поверх бантов к заднему нок-бензельному углу с обеих сторон пришиты четырехугольники парусины разме­ ром 30X30 см с цифровым позывным (номером) шлюпки черного цвета.

34

Все нижние углы паруса для крепления галсов и шко­

тов имеют к р е н г е л ь

с ы — петли из

троса, в

которые

введены металлические

оцинкованные

круглые

коуши,

Рис. 23. Закрепление риф-штертов:

/ — парус; 2 —риф-бант; 3 — узел; 4 — риф-штерт

предохраняющие кренгельсы от перетирания (рис. 24). Кренгельсы на уровне риф-штертов служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.

/2

4

Рис. 24. Крепление кренгельса к парусу:

/ — ликтрос; 2 — бант; 3 — полотнище; 4 — люверс; 5 — кренгельс; 6 — коуш; 7 — об­ шивка ликтроса (хлопчатобумажные нитки)

2*

3 5