Файл: География экологического туризма в Шарьянском районе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное профессиональное образовательное учреждение

«ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ»

Индивидуальный проект

по

ОБЖ




название предмета (предметов)



Тема:

География экологического туризма в Шарьянском районе










тема работы



Выполнил(а) студент(ка)

1

курса, группы

2109

Стамболцян Ангелина Викторовна

фамилия имя отчество

Руководитель работы






ученая степень, звание, фамилия и инициалы руководителя индивидуального проекта



Рецензия













актуальность, цели, достоинства и недостатки проекта, оценка в баллах


Проверил

Оценка. Подпись руководителя работы

«»202г.


Пермь 2021
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 11

1.1 ПОНЯТИЕ ТУРИСТСКИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОХОДОВ. ОСОБЕННОСТИ МАРШРУТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОХОДОВ 15

ЧТО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД ПОНЯТИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИСТСКОГО ПОХОДА? 16

КАКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ИМЕЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОХОД ПО СРАВНЕНИЮ С ИНЫМИ ФОРМАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА? 18

КАКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОХОДОВ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НА ПРАКТИКЕ? 19

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ МАРШРУТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОХОДА? 20

1.2 ПРИРОДНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. 22

ЛЕСНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ШАРЬИНСКОГО РАЙОНА. 23

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 25

2.1 ПРИМЕРНАЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА ВЫХОДНОГО ДНЯ, АВТОБУСНЫЙ ТУР «ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ РОДНОГО КРАЯ» 25

2.2 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС. 28

ОЦЕНКА ЛЮДЬМИ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 34

Приложение 35





ВВЕДЕНИЕ



Шарьинский край богат своей неповторимой, трехтысячелетней историей, которая восходит к древним городищам ананьинской культуры VII-V вв. до н.э. Шарьинский округ был образован 10 июня 1929 года в составе Нижегородской области.

Шарьинский район вытянулся примерно на 100 км на перекрестке федеральных автомобильных трасс, соединяя Нижегородскую, Костромскую, Вологодскую, Кировскую и Архангельскую области. По территории района протекает красавица река Ветлуга, по левому берегу которой тянутся сосновые леса. Наш край лежит в елово-пихтовой подзоне, лесной зоны. Исторические поселения Шарьинского района тесно связаны с именитыми фамилиями князей Мстиславских, Одоевского, бояр Шереметьева и Зубова, Репнина и Лугинина, многие стоят на берегу реки Ветлуги  в самых живописных и каждое по-своему уникальных местах. Покровителем Поволжья и района является святой Преподобный Варнава Ветлужский [ 1]

Значимость историко - культурного потенциала не ограничивается совокупностью памятников, сосредоточенных на территории областного центра. Многочисленные и разновременные по происхождению (от эпохи мезолита до наших дней) объекты материальной и духовной культуры распространены на всей территории края: памятники археологии (мезолит, неолит, бронзовый век, мерянско - славянские комплексы), культовые сооружения (монастыри, храмы), мемориальные памятники православной культуры, дворянские усадьбы, памятники гражданской архитектуры, исторические фрагменты городской среды ХVIII - ХХ вв., мемориальные места, связанные с царствовавшей династией Романовых, а также с именами выдающихся деятелей российской культуры. Привлекательной особенностью местных историко - культурных объектов можно считать их сочетание с выразительными природными ландшафтами. [ 2]

XXI век наречен мировым сообществом «столетием окружающей среды». А это значит, что не далек тот день, когда будущее окажется в наших руках: от того какие ценности мы будем исповедовать, зависит наша собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так важно сегодня освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой: научится понимать современные проблемы окружающей среды и уметь анализировать собственное поведение в природе, развивать критическое отношение к результатам деятельности человека, создать условия для формирования личной ответственности за состояние окружающей среды. Достигнуть этого можно через экологическое обучение (вооружение определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда) и воспитание (целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, формирование особой морали взаимоотношений с окружающей средой.) Культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей – неотъемлемый показатель их отношения друг к другу и природному окружению. Формирование культуры – процесс сложный, длительный и непрерывный. [ 3]


За последнее десятилетие мало какое издание, посвящённое туризму, обходится без упоминания экологического туризма Экотуризм – это «путешествие с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, которое содействует охране природы, оказывает «мягкое» воздействие на окружающую среду, обеспечивает активное социально-экономическое участие местных жителей и получение ими преимуществ от этой деятельности» (Международный Союз охраны природы). В отечественной географической науке проблемы экологического туризма рассматриваются в работах Н.С. Мироненко, А.В. Дроздова, И.Н. Панова и др. новый вид туризма противопоставляется туризму традиционному. Отличие туризма экологического - в приоритетах туристов, которые стремятся в первую очередь к общению с природой, познанию ее объектов и явлений, активному отдыху на природе. Традиционные развлечения и бытовой комфорт отходят на второй план. Это делает охрану природы экономически выгодной. Развитие экотуризма основывается на стремление свести к минимуму изменение окружающей среды. Из-за меньшего объёма необходимой туристской инфраструктуры (отелей, ресторанов и других увеселительных заведений), из расчёта на одного туриста и на каждый рубль прибыли, данный вид туризма характеризуется меньшей ресурсоемкостью.
Неотделимо от экологического туризма и экологическое просвещение. Познавая природу, туристы проникаются необходимостью бережного к ней отношения. Вклад экологического туризма в формирование экологической культуры поистине неоценим.
Согласно Закону Российской Федерации "О туризме" экологический туризм - путешествия, совершаемые с целью экологического воспитания и образования туристов. Однако современность требует вкладывать в понятие экотуризма другой, более широкий смысл, не ограничиваясь целями экологического просвещения. Акцентирование внимания на экологическом воспитании и образовании создает искушение относить к экотуризму все путешествия с природоведческими целями. [ 4]
АКТУАЛЬНОСТЬ
Анализ экологической ситуации и природно - ресурсного потенциала Шарьинского района показывает, что географическое положение, малая плотность населения, низкий уровень промышленного воздействия, огромная лесопокрытая площадь создают предпосылки формирования экологически чистого региона, привлекательного для развития, наряду с традиционными,
таких видов туризма, как водный, экологический, приключенческий и другие. К сожалению, в настоящее время природные ресурсы недостаточно используются туристской индустрией. Приятным исключением являются маршруты самодеятельного туризма. Особо популярны у самодеятельных туристов водные маршруты. Кроме того, природными богатствами (грибы, ягоды, дичь) пользуются неорганизованные туристы.

Понятие рекреационно-познавательного туризма – экологические походы по охраненным, «диким» природным территориям. В данной работе мы более подробно остановимся на понятии экологического туризма, как активно развивающегося современного направления туристской деятельности и экологического похода, как эффективной формы осуществления экологического туризма

Целью работы является изучение географии экологического туризма и способствование формированию личности ученика, обладающего краеведческой и экологической грамотностью, имеющего правильное представление о родном крае –Шарьинском районе
Задачи:

  1. Изучить научную литературу по проблеме

  2. Проанализировать понятия «экологический туризм»

  3. Выявить основные виды экологического туризма

  4. Составить программу туристического маршрута выходного дня «экологического туризма» на примере Шарьинского района

  5. Усилить роль экологического воспитания на основе краеведческого познания ближайшего окружения – своей местности или «малой Родины»

  6. Сделать по полученным данным выводы и заключения

Гипотеза: Предполагаю, что, исследовав достопримечательности Шарьинского района, мне удастся составить туристический маршрут выходного дня. Мой родной Шарьинский район может удивить даже самого изысканного туриста своей природно-исторической красотой.
Проблемы:

Отсутствие возможностей у молодого поколения для изучения естественной окружающей среды;

нарушается цепочка «природа – исследователь - массы», которая приводит к тому, что среди учащихся не формируется бережное отношение к природе и её изучение не вызывает интерес среди большинства молодёжи,

  1. Невозможность в любое время обучение школьников ознакомление с флорой и фауной нашей местности.

  2. Люди с ограниченными физическими возможностями, не имеют возможности получения знаний в естественных условиях и могут получить информацию из интернета.