Файл: Оглавление введение основная часть заключение список литературы введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как правило, усвоение агрессивных моделей поведения воспринимаются детьми посредством двух источников. Одним из них является семья, где могут демонстрироваться проявления агрессивного поведения, а также обеспечиваться его подкрепление. Именно по этой причине вероятность появления агрессивного поведения выше у ребенка, который воспитывается в семье, где наблюдается толерантное отношение к агрессии. Другим источником, которые способствует усвоению агрессивных форм поведения является взаимодействие ребенка со сверстниками. Чаще всего преимущества агрессивного поведения могут быть выявлены ребенком во время игр [1].

Именно в семье ребенок получает первые уроки и навыки социализации. Пример взаимодействия между членами семьи служит ролевой моделью того, как следует выстраивать взаимодействие с окружающими, происходит обучение поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами – вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на отношения с окружающими в зрелые годы. Таким образом, на агрессивность ребенка будут влиять не только взаимоотношения в семье, но и стиль семейного воспитания, а также взаимоотношения ребенка с братьями и сестрами.

Сведения об агрессии и разнообразных формах агрессивного поведения ребенок может почерпнуть и во время общения со сверстниками. Дети крайне восприимчивы к наблюдаемым формам поведения благодаря ориентации на подражание, особенно тем, с кем они хотят сблизиться. При этом чрезмерно агрессивные дети обычно маргинализируются своими сверстниками, что, с другой стороны, толкает такого ребенка на поиск более агрессивной компании. Подобный сценарий крайне нежелателен, поскольку в подобных агрессивных компаниях происходит взаимное усиление агрессивности его членов, что часто приводит к развитию девиантных и деликвентных форм поведения, проблемам с законом [3].

Феномен социализации агрессивного поведения отражает процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном сообществе, цивилизации [5]. Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение,
завуалированные требования, вандализм и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии. На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора: 1) образец отношений и поведение родителей. Были получены данные, что в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями неагрессивных детей. Более того, отношение родителей к поведению ребенка тек же различно. Если отцы утешают больше девочек, когда те огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков, то матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им чаще проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам; 2) другим важным фактором является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Также было выявлено, что мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были высоко агрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям [5].

Итак, можно заключить, что взрослый сам поощряет, наказывает, а иной раз и закрепляет проявление агрессивного поведения у детей. Поэтому процесс социализации агрессии должен быть двухсторонний, как со стороны взрослого, так со стороны и ребенка. Потому что, создавая эмоционально благополучную среду для ребенка, мы обеспечиваем его эмоциональную стабильность, что является базой психического здоровья ребенка.

Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком. К неспецифическим способам взаимодействия относятся известные всем «золотые правила» педагогики: не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса — самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения педагогов по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала; реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были – ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят [2].

К специфическим методам коррекции можно отнести релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в специальных коррекционных занятиях. Также используются

специально организованные групповые занятия, тренинги на развитие социальных компетенций, игры на снижение агрессивного поведения, арт-терапевтические техники, индивидуальное психологическое консультирование, которое дает наилучшие результаты рамках работы с семьей и ближайшим окружением ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе нами были рассмотрены основные положения о психологии агрессивного поведения.

Среди превалирующих теорий можно выделить те, которые рассматривают агрессивное поведение как врожденный, инстинктивный механизм. Данные теории основываются на положении о том, что агрессия – это постоянный спутник жизненного пути личности и ее коррекция возможна лишь в некоторой степени. Однако, данные теории не получили большого распространения в психологической среде. Еще одной группой теорий являются ситуационно обусловленное агрессивное поведение, которое возникает при столкновении с фрустрирующим стимулом. И, наконец, наиболее распространенная – теория социального научения, согласно которой агрессивное поведение усваивается в процессе социального научения.

Помимо прочего нами были рассмотрены наиболее часто встречающееся формы агрессивного поведения, а также факторы, которые способствуют формированию, закреплению и дальнейшему развитию агрессии в детском возрасте, среди которых наибольшее значение отводиться не только ближайшему окружению ребенка, но и культуральным особенностям общества, в котором проходит развитие и рост.

Среди методов коррекции агрессивного поведения наибольшую эффективность показали специально организованные психокоррекционные занятия, тренинги, методы психологического консультирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ильин Е. П. И46 Психология агрессивного поведения. — СПб.: Питер, 2014. — 368 с.

  2. Каменская Елена Николаевна КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-agressivnogo-povedeniya-obuchayuschihsya (дата обращения: 07.12.2021).

  3. Меньшикова Татьяна Ивановна Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-agressivnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 07.12.2021).

  4. Мосина Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. №6 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agressivnoe-povedenie-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 07.12.2021).

  5. Фурманов И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. Пособие /И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016.