Файл: Хрупкие разрушения сварных конструкций..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20. Режимы восстановительной обработки

О бра зе ц

 

М акси ­

Скорость

м ал ьн ая

т е м п е р а ­

нагрева

тура

 

 

°С

Д л и т е л ь ­ ность вы ­ держ ки , ч

=f

0)

СП

Скорость о х л аж д ен ия л

о.

ѵэ

О

DA17

100°С/ч

0

От 500 до 325°С

10°С/ч

D25

 

до 475°С

500

 

 

 

 

 

 

 

DA20

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ч

50

 

От

325°С

до

комнатной

D28

 

до 500°С

 

1 температуры

на воздухе

 

DA18

100°С/ч,

0

 

От 575 до 325°С

10°С/ч

D26

 

до 550°С

575

 

 

 

 

 

 

 

DA21

 

 

От

325°С

до

комнатной

D29

2 ч

50

 

 

до 575°С

 

 

температуры

на воздухе

 

DA19

100°С/ч

0

 

От 650 до 325°С

10°С/ч

D27

 

до 625°С

650

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DA22

2 ч

50

 

От

325°С

до

комнатной

D30

 

до 650°С

 

 

температуры на воздухе

 

*1 О бразцы , помещенные в последней

граф е ,

подвергались такой ж е термиче­

ской обработке, но не были охрупчены последующим нагревом .

 

 

 

21. Э ф ф ективность восстановительной

обработки

 

 

 

Истинное

 

И стинная

 

 

 

 

 

 

разруш аю щ ее

 

де ф о р м а ц и я

У дарная

 

 

О бразец

н апряж ение

 

при макси ­

вязкость

 

 

при м акси ­

 

мальной

по

Шарпн

 

 

 

мальной

 

нагрузке.

при

10 ° С ,

 

 

 

н а г р у зк е ,

 

%

 

кгс -м /см 2

 

 

 

кгс./м м2

 

 

 

 

 

 

 

 

DA 17

81,7

 

12,4

 

2,6

 

 

DA18

79,2

 

14,8

 

3,8

 

 

DA19

75,7

 

15,4

 

6,9

 

 

DA20

81,9

 

11

8

 

3,0

 

 

DA21

76,0

 

15,0

 

 

 

 

DA22

73,8

 

17,0

 

7,5

 

 

DA23

85,1

 

0,7

 

1,6

 

 

DA25

73,4

 

18,6

 

9,9

 

 

DA26

72,6

 

17,4

 

8,3

 

 

DA27

72,4

 

21,0

 

11,0

 

 

DA28

75,6

 

20,2

 

9,7

 

 

DA29

72,2

 

19,8

 

10,4

 

 

DA30

70,3

 

22,0

 

10,9

 

 

DA31

77,9

 

24,2

 

9,4

 

12 Зак . 1394

177


Такое же исследование восстановления пластичности было предпринято для марганцевомолибденовой стали следующего состава (%): 0.15С, 1,18Мп; 0,36 Si, 0,011 S, 0,015Р, 0,09Сг, 0,60 Ni, 0,45 Mo.

Это исследование показало, что оптимальной восстанови­

тельной

обработкой для

охрупченной (10% деформации при

300° С)

и неохрупченной

стали является нагрев при 625° С

в течение 10 ч.

Дальнейшее обсуждение вопроса снятия напряжений при нагреве (отпуске) будет приведено в гл. 5.

Глава 5

в л и я н и е снятия ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ НА ХРУПКОЕ РАЗРУШЕНИЕ

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Надежность клепаной конструкции зависит главным обра­ зом от остаточных напряжений, обусловленных наличием за­ клепок, посредством которых соединены части конструкции. Обычно не принято снимать остаточные напряжения в такой конструкции по окончании сборки. Сварные же конструкции во многих случаях подвергают снятию напряжений, чтобы избе­ жать возникновения хрупкого разрушения. Что именно послу­ жило исторически поводом к снятию напряжений, точно не известно, однако некоторые возможные причины можно предпо­ ложить. Например, очевидна связь между наличием остаточных напряжений и искажением формы конструкции; в таком случае снятие напряжений будет способствовать сохранению стабиль­ ности размеров конструкции. Внедрение газовой сварки в произ­

водство сосудов давления во многих странах

осуществлялось

с большой осторожностью, и то лишь после

того, как было

испытано множество сварных образцов. Когда начали применять электросварку, было установлено, что нагрев (отпуск) после сварки значительно увеличивает пластичность наплавленного металла.

Доказательств того, что идея снятия напряжений возникла исключительно для уменьшения опасности хрупкого разрушения в сварных стальных конструкциях, нет, однако со временем эта проблема стала весьма острой в связи с разрушением корпусов кораблей, тогда как сварные сосуды давления практически никогда не разрушались при низких напряжениях. Причина заключалась в том, что сосуды давления, в отличие от корпусов кораблей, после сварки подвергались снятию напряжений. Разрушение сосудов давления, если и происходило, то только при больших перегрузках.

Точка зрения о роли остаточных напряжений была кратко сформулирована Харрисом [1]: «...гипотеза о том, что остаточные напряжения вызывают разрушение конструкций, была очень полезной, так как метод снятия напряжений, основанный на этой

12

179-


гипотезе, приводил

к успеху в течение многих лет». Вопрос

о роли остаточных

напряжений разрешен экспериментами,

подробно рассмотренными в гл. 3, так что можно считать, что наилучшим способом уменьшить опасность хрупкого разру­ шения является метод снятия остаточных напряжений, если его правильно применять.

Определения

Остаточные напряжения возникают в результате несовмести­ мости деформаций в элементах сварной конструкции, и наибо­ лее вероятным потенциальным их источником является нерав­ номерная пластическая деформация, обусловленная термиче­ скими напряжениями при сварке. Остаточные напряжения могут быть устранены различными релаксационными процессами. 'Наиболее универсальный из них — это термическое или тепло­ вое снятие напряжений или нагрев после сварки. Этот процесс зависит от степени снижения предела текучести стали при по­ вышении температуры или от релаксации напряжений за счет ползучести.

Тепловое снятие напряжений заключается в том, что тело нагревают и охлаждают равномерно по объему, чтобы не возникли новые остаточные напряжения. Оптимальная темпе­ ратура нагрева для каждой стали зависит от ее состава и других свойств, однако для большинства углеродистых сталей эта температура лежит между 550 и 650° С. При этих температурах

примерно за 1 ч напряжение релаксируют до величины,

состав­

ляющей около 15% предела текучести

при комнатной

темпе-

.ратуре. Нагрев может вызывать

также

некоторые

изменения

в структуре металла, что будет

рассмотрено в

следующем

разделе.

Механическое снятие напряжений в различной степени про­ исходит при обычной температуре за счет пластической дефор­ мации элементов конструкции. В случае, если пластическая деформация, необходимая для механического снятия напряже­ ний, может иметь вредные последствия, этот метод бесполезен; поэтому механическое снятие напряжений ограничено темпера­ турами, лежащими значительно выше переходной температуры для данного материала.

Низкотемпературным снятием напряжений называют метод механического снятия напряжений в металле сварного шва, хотя иногда этот термин применяют также к термической обработке при температурах более низких, чем это принято для обычного отпуска данного материала. Этот метод разработал Кеннеди [2] при изучении остаточных растягивающих напряжений в сварном шве, которые в направлении вдоль шва имеют величину, равную пределу текучести или выше. Метод низкотемпературного снятия напряжений состоит в том, что газовыми горелками нагревают



зоны термического влияния по обеим сторонам шва и тут же охлаждают их струями воды, чтобы предотвратить прогрев самого шва. Максимальную температуру нагрева тщательно контролируют так, чтобы она находилась вблизи оптимальной температуры, равной приблизительно 200° С, т. е. заведомо недо­ статочной для возникновения пластической деформации в нагре­ ваемых зонах. Нагретые зоны, стремясь удлиниться, растяги­ вают сварной шов, так что после охлаждения растягивающие напряжения в шве оказываются почти полностью снятыми. Данный метод имеет два недостатка: 1) для него требуются нагревательные устройства, позволяющие с высокой точностью поддерживать температуру, и 2) конструкционные материалы обладают недостаточной теплопроводностью для полного про­ грева листа толщиной более 25 мм.

Технические условия для методов снятия напряжений

Для хорошего метода показательно, что его технологию вырабатывают в большинстве случаев эмпирически задолго до того, как фундаментальные исследования находят для него объяснение и обоснование. Поэтому неудивительно, что такая ситуация возникла, в частности, при изготовлении сосудов дав­ ления, где фактически имело место и тепловое, и механическое снятие напряжений. Первое было явным или преднамеренным, а второе — попутным при гидравлическом испытании сосудов. Следует отметить, что, с одной стороны, сосуды давления удобны для проведения этих операций, но, с другой стороны, гидроиспы­ тание (перегрузка) весьма опасно, так как при разрушении сосудов высвобождается большая энергия и возможны катастро­ фические последствия. Но разрушение не менее опасно и для конструкций других типов. Например, удивительно, что забыта старая практика испытания мостов путем нагружения (из-за необходимости огромной нагрузки) и проверка прочности судов под значительной изгибающей нагрузкой при спуске на воду.

Технические условия гидростатических испытаний и снятия напряжений, принятые в различных странах, мало различаются; типичными можно считать английский, немецкий и американский стандарты [3]. В них перечислены материалы, подвергаемые снятию напряжений; для каждого типа малоуглеродистой или низколегированной стали основной характеристикой является переходная температура, определяемая испытанием на ударную вязкость. Переходная температура этих видов стали (например, если она определяется на образцах Шарли) оказывается более высокой у образцов из стали меньшей толщины, что связано со структурными изменениями, обусловленными различной техно­ логией прокатки листа разной толщины. Для удовлетворения минимальных требований по ударной вязкости (которые, однако,

181