Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
Средняя фактическая производительность экскаваторов на угольных разрезах Урала составляет: на вскрышных работах для ЭКГ-4,6 — 1020—1360 тыс. м3/год; для ЭВГ-15 — 2850 тыс. м3/год; для ЭШ-14/75 — 3024 тыс.- м3/год, а на добычных работах для ЭКГ-4,6 — 700—1200 тыс. т угля на одну машину в год.
На железорудных карьерах производительность экскаваторов ЭКГ-4,6 составляет 1200—1380 тыс. т на одну машину в год. Годовая производительность экскаваторов ежегодно возрастает в среднем на угольных разрезах на 8%, на рудных — на 5%. Следует отметить, что максимальная годовая выработка экскаваторов значительно пре вышает средние показатели. .
. Основные факторы, определяющие производительность экскавато ров, можно разделить на конструктивные, горно-геологические и ор ганизационно-технические.
К первым относятся к о н с т р у к т и в н ы е п а р а м е т р ы экскаватора: размер рабочего оборудования, мощность двигателей, рабочие скорости, кинематические схемы, емкость ковша, усилия на зубьях ковша, форма ковпіа п др. Конструктивные параметры обычно не могут быть изменены непосредственно на карьере. Исклю чением является емкость ковша: для некоторых моделей экскавато ров предусмотрена возможность навески ковшей различной емкости.
К г о р н о - г е о л о г и ч е с к и м факторам относятся кре пость породы, качество разрыхления, обводненность пород и др. Чем мягче порода и чем лучше она разрыхлена, тем меньше времени потребуется для заполнения ковша при черпании и тем выше про изводительность экскаватора. Обводненность породы затрудняет передвижение экскаватора, в зимнее время способствует намерза нию породы на ковш экскаватора и таким образом вызывает сниже ние производительности. Затруднена работа экскаватора в жирных глинах, так как они плохо выгружаются и необходима периодиче ская остановка экскаватора для очистки ковша от налипшей породы. Резко снижается производительность экскаватора при наличии круп ных (негабаритных) кусков в скальных породах, а также при необ ходимости раздельной выемки полезного ископаемого.
Влияние физико-механических свойств пород на производитель ность экскаватора сказывается также через коэффициент наполнения ковша экскаватора. Однако величина этого коэффициента зависит не только от свойств пород, но и от емкости и формы ковша, квалифи кации машиниста экскаватора и других факторов.
К о р г а н и з а ц и о н н о - т е х н и ч е с к и м ф а к т о р а м относятся размеры забоя,' вид транспорта, организация работ на уступе и в карьере, квалификация машиниста экскаватора и др.
Влияние размеров забоя на продолжительность цикла экскава тора было рассмотрено выше. Здесь лишь кратко отметим, что нор мально высота забоя механических лопат должна быть не ниже высоты напорного вала. При малой высоте забоя для заполнения ковша экскаватора требуется производить два-три черпания, что увеличивает продолжительность цикла. От ширины забоя зависит
60
продолжительность поворота экскаватора, поэтому чем меньше (до известного предела) ширина забоя, тем меньше средний угол пово рота экскаватора и меньше продолжительность цикла.
Продолжительность цикла экскаватора в значительной мере за висит от квалификации машиниста экскаватора. Лучшие машинисты, совмещая отдельные операции цикла и соблюдая определенную пос ледовательность в разработке забоя, добиваются значительного сни жения продолжительности цикла и увеличения производительности экскаватора.
От организации работ зависит использование сменного и годового времени. При организации работы по технологическим графикам простои экскаватора сводятся до минимума, благодаря чему значи тельно увеличивается его производительность. Снижение простоев экокаватора ЭКГ-4,6 в течение смены на 0,5 ч позволяет повысить его производительность приблизительно на 60—100 тыс. м3 в год.
Вид транспорта является важнейшим фактором, определяющим продолжительность цикла экскаватора и его использование во вре мени, а следовательно, его производительность.
При экскаваторной погрузке в средства транспорта подвижной состав должен быть достаточно прочным, чтобы выдержать удары кусков породы; емкость кузова транспортных средств должна быть не менее чем в 4—5 раз больше емкости ковша экскаватора; схема развития путей на уступе и в карьере должна обеспечивать мини мальное время обмена груженых транспортных составов порожними.
Установлено, что при соотношении емкости кузова транспортных средств и емкости ковша экскаватора меньше 4—5 требуется тща тельная и точная установка ковша экскаватора над центром кузова, что увеличивает длительность разгрузки. Так, продолжительность цикла экскаватора ЭКГ-4,6 в одних и тех же условиях при погрузке породы в автосамосвалы МАЗ-525 составляет 27 сек, а в автосамо свалы МАЗ-205 — 50 сек.
При погрузке на ленточный конвейер емкость забойных бункеров должна быть не менее 1,5-кратиой емкости ковша экскаватора.
При расчетах соотношение емкости кузова и ковша принимается по наименьшему из двух значений., определяемых по формулам
• |
УкДр. к |
__Ѵк . |
|
к |
ЕКНК?. э |
Ѵп ’ |
|
_(?кйр. э __ |
Q K |
||
Пк ^ |
ЕКку |
- |
Qn ’ |
где re«, пк — число ковшей экскаватора, необходимых для загрузки кузова соответственно по его емкости и грузоподъемности; Ѵк — емкость кузова, м3; Кр э коэффициент разрыхления породы в ковше экскаватора; К р к — коэффициент разрыхления породы в кузове автосамосвала или вагона; принимается (0,85^-0,95) АГр э; Fn — объем породы в ковше экскаватора, м3; QK— грузоподъемность
61
кузова; т; у — объемная масса породы или полезного ископаемого, т/м3; Qn — масса породы в ковше экскаватора, т.
Использование экскаватора во времени помимо прочих факторов определяется коэффициентом влияния транспорта, значение кото рого в одних и тех же условиях для различных видов транспорта различно.
При железнодорожном транспорте время па обмен груженого состава на порожний в среднем равно 15—30 мил и редко меньше. Поэтому коэффициент влияния железнодорожного транспорта соста вляет
К.тр ' |
+ ^oö |
=0,64-0,7, |
|
|
где tnor — время погрузки состава (30—50 мин); to6 — время обмена состава (15—30 міш).
При автомобильном н конвейерном транспорте этот коэффициент близок к единице.
Значительного уменьшения времени на обмен состава н тем самым увеличения производительности экскаватора можно достигнуть при организации кольцевого движения поездов или приближении обмен ного пункта к экскаваторным забоям.
Качество рыхления породы взрыванием, определяющее в значи тельной степени производительность экскаватора, зависит не только от физико-механических свойств пород, по и от способа ведения и организации буровзрывных работ. Оценка качества взрыва произво дится по крупности разрыхленного материала.
Куски породы должны быть такпх размеров, чтобы они свободно могли помещаться в ковше экскаватора и проходить через приемное отверстие дробилки пли бункера. Этому условию удовлетворяют куски с линейными размерами
а = 0,8р^Е, м
пли
а = 0,86, м,
где Е — емкость ковша экскаватора, м3; Ъ — меньшая сторона при емного отверстия бункера или дробилки, м.
При добыче угля одноковшовыми экскаваторами с погрузкой через бункер на ленточные конвейеры размеры кусков угля не долиты превышать 500 мм.
Куски породы или полезного ископаемого, размеры которых пре вышают допустимые, называются негабаритом. При большом выходе негабарита затрудняется черпание горной массы в забое и затрачи вается много времени на разборку забоя и складирование кусков породы позади экскаватора.
Таким образом, на производительность экскаватора оказывают влияние разнообразные факторы. Учет и правильный их анализ позволяют выявить резервы и пути повышения производительности экскаватора.
62
Г л а в а II
ГОРНЫЕ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МНОГОЧЕРПАКОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ
§ 1. Технологические параметры многочерпаковых цепных экскаваторов
Мыогочерпаковые экскаваторы — это машины непрерывного дей ствия. Собственно экскаватор является головной машиной комплекса, в значительной мере определяющей эффективность работы связан ного с ним оборудования. Перемещение породы внутри экскаватора осуществляется конвейером.
По сравнению с одноковшовыми многочерпаковые экскаваторы более экономичны: расход энергии на экскавацию меньше, а произ водительность труда значительно выше. Преимущества многочерпа ковых экскаваторов особенно сильно проявляются на карьерах большой производственной мощности.
Многочерпаковые экскаваторы имеют значительно большую про изводительность, чем самые большие одноковшовые экскаваторы. Однако область применения многочерпаковых экскаваторов ограни ченна. Они могут работать в основном только в мягких породах и в теплое время года. В последнее время создаются многочерпако вые экскаваторы с повышенными усилиями резания, приспособлен ные для разработки крепких углей иполускальныхпород в районах Сибири и Казахстана.
Миогочерпаковые экскаваторы применяют на вскрышных и до бычных работах на марганцевых карьерах (Никопольский марганце вый бассейн), железорудных (Керченский железорудный бассейн), буроугольных (месторождения Правобережной Украины, Ермолаевское), при добыче нерудных полезных ископаемых и строительных материалов.
Большое распространение миогочерпаковые экскаваторы полу чили в ГДР и ФРГ. Их применяют также в ЧССР, США, Австралии и других странах.
По конструкции рабочего оборудования многочерпаковые экска ваторы делятся на цепные и роторные.
Цепные миогочерпаковые экскаваторы имеют рабочий орган — черпаковую раму, которая служит для направления цепи с черпаками. Рама одним концом шарнирно закреплена на кор пусе, а другой ее конец подвешен к укосине на полиспастах (рис. 21).
Выемка породы в забое производится черпаками, находящимися во время работы иа нижней ветви черпаковой цепи, прижимаемой к забою весом рамы. Емкость черпаков от 250 до 4500 л. Нагружен ные черпаки поднимают породу к верхнему барабану, огибая кото рый они разгружают ее в бункер (рис. 22), откуда порода поступает в вагоны или на специальный разгрузочный конвейер.
63