Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а III

ГОРНЫЕ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНЫХ II ШНЕКОБУРОВЫХ МАШИН

\

§ 1. Применение колесных скреперов

Колесные скреперы с трактором-тягачом предназначены для послойной срезки породы, перемещения и укладки ее в отвал.

На открытых горных работах колесные скреперы используют для зачистки кровли пласта, понижения высоты вскрышных уступов, проведения выездных траншей, а также для выполнения основных вскрышных работ на карьерах. Колесные скреперы применяют и при сооружении каналов, строительстве дорог и возведении насыпей. Обычно колесными скреперами разрабатывают мягкие и рыхлые породы, не требующие предварительного рыхления буровзрывным способом, при расстоянии транспортирования до 1,5 км.

Вспомогательным оборудованием нри работе колесных скреперов служат тракторы-толкачи и рыхлители. Трактор-толкач исполь­ зуется при работе мощных колесных скреперов в плотных породах, когда тягового усилия основного трактора-тягача недостаточно. Один трактор-толкач обслуживает на месте загрузки три — четыре скрепера. Рыхлители применяют для предварительного рыхления пород. Использование рыхлителей и толкачей улучшает условия эксплуатации скреперов, увеличивает срок их работы без ремонта, повышает на 15—20% их производительность.

Различают большое число типов скреперов. По форме ковша они бывают телескопические и грейферные. По способу разгрузки ковша — со свободной разгрузкой породы опрокидыванием ковша вперед или назад, с принудительной разгрузкой породы выталкива­ нием ее задней стенкой ковша вперед, с полупринудительной раз­ грузкой породы опрокидыванием днища ковша вперед и частичным

Показатели

Тип тягача ..................................................................

Мощность тягача, л. с..............................................

Емкость ковша, м3:

геометрическая . . ..........................................

с «ш апкой»..........................................................

Ширина захвата ковша, м м .................................

Глубина резания, мм ..............................................

Масса, кг:

скрепера ..............................................................

скрепера с тягачом ..................................... ....

Управление ..................................................................

Способ р а згр узк и ......................................................

Техническая характеристика

Д-357Г

Д-567

БелАЗ-529В

МоАЗ-546

205

240

10

10

13

13

2270

2900

300

300

8600

12 000

17 000

20 000

Гидравлическое

выталкиванием. По числу осей — одноосные и двухосные. По спо­ собу управления — канатные и гидравлические.

Техническая характеристика колесных скреперов, изготовляемых отечественными заводами, приведена в табл. 8.

Наиболее пригодны для открытых горных работ самоходные скре­ перы, созданные на базе колесных одно- и двухосных тягачей, име­

ющие более высокую маневренность, большую скорость

(до

40—

45 км/ч) и более низкую стоимость транспортирования

1,5—

2 раза) по сравнению с гусеничными машинами. Самоходные скре­ перы с ковшом емкостью 10—15 м3 могут рационально использо­ ваться при длине транспортирования до 3 км.

В последние годы в зарубежных странах получили распростра­ нение быстроходные одноосные скреперы с ковшом емкостью до 32 м3, Работают такие скреперы со скоростью 55—60 км/ч; рас­ стояние транспортирования до 4 км.

Работает колесный скрепер следующим образом (рис. 30). Когда скрепер приблизится к месту срезки породы, переднюю его заслонку поднимают при помощи системы канатного или гидравлического управления, а ковш опускают. При дальнейшем движении скрепера его нож врезается в породу и срезает ее. При этом производится заполнение ковша. Толщина срезаемого слоя зависит от физикомеханических свойств пород и составляет от 0,1 до 0,3 м. Когда ковш наполнится породой, его поднимают и закрывают заслонкой, и в этом положении породу транспортируют на отвал к месту разгрузки. На отвале ковш опускают, заслонку поднимают и начинают пере­ мещать по ковшу заднюю стенку, которая, двигаясь вдоль ковша к передней его части, выталкивает породу. Как только ковш будет полностью освобожден от породы, его поднимают, заднюю стенку передвигают в исходное (до разгрузки) положение и опускают перед­

нюю заслонку. После этого скрепер перемещается к месту разра­

ботки породы и цикл работы повторяется.

г

 

 

 

колесных скреперов

 

 

Т а б л и ц а 8

 

 

 

Скрепер

Д-511

Д-612

Д-498

Д-392

БелАЗ-531

ДЭТ-250

Т-180

т-юомгп

375

300

180

108

15

15

10

7

18

17

н. д.

н. д.

2850

2900

2767

2650

350

350

200

300

15 680

16 280

Н. Д.

7000

29 680

41 280

Н. д.

Н. д.

Гпдравличе-

Электрогид-

Гидромеха-

Гидравлнче-

ское

равлпческое

нпческое

ское

Принудительный

78

79

 


а — загрузка ковша;

б — окончание загрузки; в — транспортноеполо­

жение скрепера; г

разгрузка скрепера; в — окончание разгрузки

 

скрепера

Производительность колесного скрепера зависит от принятой схемы движения, которую выбирают исходя из условия обеспечения наименьшего расстояния хода и минимально возможного числа поворотов и подъемов груженого скрепера. На открытых работах наиболее приемлемыми схемами движения колесных скреперов

являются «вытянутое кольцо» и

а

«восьмерка» (рис. 31).

траншей

 

Уклон

выездных

 

и въездов на отвал должен быть,

 

как

правило,

по

возможности

 

наибольшим.

 

 

 

 

 

 

По основным показателям ра­

 

боты скреперы

в

определенных

 

условиях значительно превосхо­

 

дят

экскаваторы,

работающие

 

с

погрузкой

в

транспортные

 

средства. Эффективность работы

 

скреперов повышается при уста­

 

новлении

рациональных

пара­

5

метров технологических

схем:

 

оптимальных

уклонов

выездов

 

на

отвалы, выездных

траншей

 

и расстояний между ними; па­

 

раметров отвалов и т. д.

 

 

 

Эксплуатационная

произво­

 

дительность колесного скрепера

 

определяется по формуле

 

 

 

Я

3 =

іц к і К

ч.р> н е ­

 

Где Е

 

 

 

 

 

 

Рис. 31. Схема движения скрепера:

Геометрическая емкость а — ПО вытянутому кольцу; б— восьмеркой

ковша скрепера, м3; К н— коэф­

 

фициент

наполнения

ковша скрепера (обычно 0,7—1,23); К р

коэффициент разрыхления грунта в ковше (принимают от 1,1 до 1,3); К ч р — коэффициент использования сменного времени, который при двухсменном режиме можно принимать равным.,0,85, а при трех­ сменном — 0,7; £ц — продолжительность полного цикла (рейса) скре­ пера, мин;

^э+ ^г.х-Ыр + ^іЦхі МИН,

где t3, tr х, tp, tn х — продолжительность соответственно загрузки ковша скрепера (1—1,5 мин); грузового хода скрепера, разгрузки ковша скрепера (0,5—1 мин), порожнякового хода скрепера, мин.

Время рабочего цикла зависит главным образом от дальности транспортирования, а также от скорости движения и уклона выезд­ ных траншей.

6 Заказ 465

81



Для наиболее распространенного расстояния доставки грунтов 200—300 м и продолжительности сезона 210 суток годовая (сезонная) производительность колесных скреперов составляет (в тыс. м3):

Д-147

с ковшом

емкостью 6 м3 ........................................

75—105

Д-222

с ковшом

емкостью

6,5 м3 ........................................

80—115

Д-188

с ковшом

емкостью

15 м3 ........................................

160—230

Применение быстроходных скреперов с ковшом емкостью 10— 15 м3 целесообразно при мощности наносов до 40 м. При глубине работ более 40 м в связи с большой длиной транспортирования производительность скреперов резко снижается и более выгодна экскаваторная погрузка с использованием транспортных средств.

§ 2. Применение бульдозеров

Бульдозер представляет собой гусеничный или колесный трактор, имеющий навесное рабочее оборудование в виде лемеха, Бульдо­ зеры на карьерах применяют для зачистки кровли пласта при разработке пластовых месторождений, для планировки рабочих площадок, устройства насыпей для железнодорожных путей, под­ гребания взорванной горной массы, уборки породы, оставшейся после гидродобычи, понижения высоты вскрышных уступов, пред­ варительного рыхления плотных пород, разрабатываемых гидро­ мониторами, валки леса, корчевки пней, уборки камней, расчистки снега нт. д., а также для отвальных работ.

Бульдозеры подразделяют на неповоротные и универсальные. У неповоротных бульдозеров лемех, укрепленный перпендикулярно'

продольной оси

трактора,

можно

поднимать и

опускать

только

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

 

 

Техническая характеристика бульдозеров

 

 

Показатели

 

 

 

Бульдозер

Д-275Б

Д-532С

 

 

Д-572С

Д-575А

Д-52іМ

 

 

 

Тип трактора

 

ДЭТ-250

Т-180Г Т-180Г

Т-180

Т-130

Мощность трактора,

л. с. . .

300

180

180

180

130

Тип бульдозера

 

Неповоротный

Универ-

Н. д.

ГІепово-

 

 

 

 

 

сальный

 

ротный

Длина лемеха, мм .....................

 

4540

3460

3920

3350

3200

Высота лемеха, .....................

 

1550

1220

1350

1385

1300

Максимальное

заглубление

 

 

 

 

335

ножа, м м .................................

подъем ножа,

340

400

320

100

Максимальный

840

1200

960

1400

890

Управление

 

 

Гидравлическое

Канатное

Гидра-

 

 

 

 

 

 

 

вличе-

Длина с трактором,

мм . . .

 

 

 

 

ское

7038

6840

6950

6600

5180

Масса

бульдозера

с тракто­

 

 

 

 

 

ром,

т .........................................

 

31,4

18,5

18,3

18,0

13,35

82


карь­

в вертикальной плоскости; у универсальных — можно изменять

положение лемеха не только в вертикальной плоскости, но и в гори­

зонтальной. Универсальный буль­

 

Т а б л и ц а 10

дозер может перемещать срезаемый

 

Сменная производительность

грунт в сторону от

направления

своего движения, что значительно

бульдозеров,

м3

 

расширяет область

его примене­

Расстояние

Бульдозер

 

ния.

 

 

 

транспорти­

Д-271,

Д-275. Д-385,

Бульдозеры

выпускают

с ка­

рования

породы, м

Д-492А

Д-575

Д-572

натным и гидравлическим управле­

 

 

 

 

нием. При канатном управлении

10

700

1060

2100

подъем и опускание лемеха произ­

водятся через полиспаст лебедкой,

20

395

590

1180

30

190

290

570

установленной

в

задней

части

 

 

 

 

трактора. При гидравлическом управлении положение лемеха изме­ няют при помощи штоков гидравлических цилиндров.

Техническая характеристика бульдозеров, используемых в ерах, приведена в табл. 9.

Бульдозер (подобно колесному скреперу) производит экскава­ цию, транспортирование породы и размещение ее в отвале. Произ-

Рпс. 32. Бульдозер Д-572 на тракторе ДЭТ-250 с рыхлителем Д-652

водительность бульдозера зависит от расстояния транспортирования

(табл. 10). Бульдозеры успешно применяют

на горных

работах

при расстоянии транспортирования до 100 м,

при большем

рассто­

янии производительность их резко снижается и поэтому более целе­ сообразно использовать колесные скреперы.

Для повышения производительности колесных скреперов и буль­ дозеров при разработке плотных и смерзающихся грунтов, пород

6 *

S3