Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
Г л а в а III
ГОРНЫЕ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНЫХ II ШНЕКОБУРОВЫХ МАШИН
\
§ 1. Применение колесных скреперов
Колесные скреперы с трактором-тягачом предназначены для послойной срезки породы, перемещения и укладки ее в отвал.
На открытых горных работах колесные скреперы используют для зачистки кровли пласта, понижения высоты вскрышных уступов, проведения выездных траншей, а также для выполнения основных вскрышных работ на карьерах. Колесные скреперы применяют и при сооружении каналов, строительстве дорог и возведении насыпей. Обычно колесными скреперами разрабатывают мягкие и рыхлые породы, не требующие предварительного рыхления буровзрывным способом, при расстоянии транспортирования до 1,5 км.
Вспомогательным оборудованием нри работе колесных скреперов служат тракторы-толкачи и рыхлители. Трактор-толкач исполь зуется при работе мощных колесных скреперов в плотных породах, когда тягового усилия основного трактора-тягача недостаточно. Один трактор-толкач обслуживает на месте загрузки три — четыре скрепера. Рыхлители применяют для предварительного рыхления пород. Использование рыхлителей и толкачей улучшает условия эксплуатации скреперов, увеличивает срок их работы без ремонта, повышает на 15—20% их производительность.
Различают большое число типов скреперов. По форме ковша они бывают телескопические и грейферные. По способу разгрузки ковша — со свободной разгрузкой породы опрокидыванием ковша вперед или назад, с принудительной разгрузкой породы выталкива нием ее задней стенкой ковша вперед, с полупринудительной раз грузкой породы опрокидыванием днища ковша вперед и частичным
Показатели
Тип тягача ..................................................................
Мощность тягача, л. с..............................................
Емкость ковша, м3:
геометрическая . . ..........................................
с «ш апкой»..........................................................
Ширина захвата ковша, м м .................................
Глубина резания, мм ..............................................
Масса, кг:
скрепера ..............................................................
скрепера с тягачом ..................................... ....
Управление ..................................................................
Способ р а згр узк и ......................................................
Техническая характеристика
Д-357Г |
Д-567 |
БелАЗ-529В |
МоАЗ-546 |
205 |
240 |
10 |
10 |
13 |
13 |
2270 |
2900 |
300 |
300 |
8600 |
12 000 |
17 000 |
20 000 |
Гидравлическое
выталкиванием. По числу осей — одноосные и двухосные. По спо собу управления — канатные и гидравлические.
Техническая характеристика колесных скреперов, изготовляемых отечественными заводами, приведена в табл. 8.
Наиболее пригодны для открытых горных работ самоходные скре перы, созданные на базе колесных одно- и двухосных тягачей, име
ющие более высокую маневренность, большую скорость |
(до |
40— |
45 км/ч) и более низкую стоимость транспортирования |
(в |
1,5— |
2 раза) по сравнению с гусеничными машинами. Самоходные скре перы с ковшом емкостью 10—15 м3 могут рационально использо ваться при длине транспортирования до 3 км.
В последние годы в зарубежных странах получили распростра нение быстроходные одноосные скреперы с ковшом емкостью до 32 м3, Работают такие скреперы со скоростью 55—60 км/ч; рас стояние транспортирования до 4 км.
Работает колесный скрепер следующим образом (рис. 30). Когда скрепер приблизится к месту срезки породы, переднюю его заслонку поднимают при помощи системы канатного или гидравлического управления, а ковш опускают. При дальнейшем движении скрепера его нож врезается в породу и срезает ее. При этом производится заполнение ковша. Толщина срезаемого слоя зависит от физикомеханических свойств пород и составляет от 0,1 до 0,3 м. Когда ковш наполнится породой, его поднимают и закрывают заслонкой, и в этом положении породу транспортируют на отвал к месту разгрузки. На отвале ковш опускают, заслонку поднимают и начинают пере мещать по ковшу заднюю стенку, которая, двигаясь вдоль ковша к передней его части, выталкивает породу. Как только ковш будет полностью освобожден от породы, его поднимают, заднюю стенку передвигают в исходное (до разгрузки) положение и опускают перед
нюю заслонку. После этого скрепер перемещается к месту разра |
|||
ботки породы и цикл работы повторяется. |
г |
||
|
|
|
|
колесных скреперов |
|
|
Т а б л и ц а 8 |
|
|
|
|
Скрепер |
Д-511 |
Д-612 |
Д-498 |
Д-392 |
|||
БелАЗ-531 |
ДЭТ-250 |
Т-180 |
т-юомгп |
375 |
300 |
180 |
108 |
15 |
15 |
10 |
7 |
18 |
17 |
н. д. |
н. д. |
2850 |
2900 |
2767 |
2650 |
350 |
350 |
200 |
300 |
15 680 |
16 280 |
Н. Д. |
7000 |
29 680 |
41 280 |
Н. д. |
Н. д. |
Гпдравличе- |
Электрогид- |
Гидромеха- |
Гидравлнче- |
ское |
равлпческое |
нпческое |
ское |
Принудительный
78 |
79 |
|
а — загрузка ковша; |
б — окончание загрузки; в — транспортноеполо |
жение скрепера; г — |
разгрузка скрепера; в — окончание разгрузки |
|
скрепера |
Производительность колесного скрепера зависит от принятой схемы движения, которую выбирают исходя из условия обеспечения наименьшего расстояния хода и минимально возможного числа поворотов и подъемов груженого скрепера. На открытых работах наиболее приемлемыми схемами движения колесных скреперов
являются «вытянутое кольцо» и |
а |
||||||||
«восьмерка» (рис. 31). |
траншей |
||||||||
|
Уклон |
выездных |
|
||||||
и въездов на отвал должен быть, |
|
||||||||
как |
правило, |
по |
возможности |
|
|||||
наибольшим. |
|
|
|
|
|
||||
|
По основным показателям ра |
|
|||||||
боты скреперы |
в |
определенных |
|
||||||
условиях значительно превосхо |
|
||||||||
дят |
экскаваторы, |
работающие |
|
||||||
с |
погрузкой |
в |
транспортные |
|
|||||
средства. Эффективность работы |
|
||||||||
скреперов повышается при уста |
|
||||||||
новлении |
рациональных |
пара |
5 |
||||||
метров технологических |
схем: |
||||||||
|
|||||||||
оптимальных |
уклонов |
выездов |
|
||||||
на |
отвалы, выездных |
траншей |
|
||||||
и расстояний между ними; па |
|
||||||||
раметров отвалов и т. д. |
|
|
|||||||
|
Эксплуатационная |
произво |
|
||||||
дительность колесного скрепера |
|
||||||||
определяется по формуле |
|
|
|||||||
|
Я |
3 = |
іц к і К |
ч.р> н е |
|
||||
Где Е |
|
|
|
|
|
|
Рис. 31. Схема движения скрепера: |
||
Геометрическая емкость а — ПО вытянутому кольцу; б— восьмеркой |
|||||||||
ковша скрепера, м3; К н— коэф |
|
||||||||
фициент |
наполнения |
ковша скрепера (обычно 0,7—1,23); К р — |
коэффициент разрыхления грунта в ковше (принимают от 1,1 до 1,3); К ч р — коэффициент использования сменного времени, который при двухсменном режиме можно принимать равным.,0,85, а при трех сменном — 0,7; £ц — продолжительность полного цикла (рейса) скре пера, мин;
^э+ ^г.х-Ыр + ^іЦхі МИН,
где t3, tr х, tp, tn х — продолжительность соответственно загрузки ковша скрепера (1—1,5 мин); грузового хода скрепера, разгрузки ковша скрепера (0,5—1 мин), порожнякового хода скрепера, мин.
Время рабочего цикла зависит главным образом от дальности транспортирования, а также от скорости движения и уклона выезд ных траншей.
6 Заказ 465 |
81 |
Для наиболее распространенного расстояния доставки грунтов 200—300 м и продолжительности сезона 210 суток годовая (сезонная) производительность колесных скреперов составляет (в тыс. м3):
Д-147 |
с ковшом |
емкостью 6 м3 ........................................ |
75—105 |
|
Д-222 |
с ковшом |
емкостью |
6,5 м3 ........................................ |
80—115 |
Д-188 |
с ковшом |
емкостью |
15 м3 ........................................ |
160—230 |
Применение быстроходных скреперов с ковшом емкостью 10— 15 м3 целесообразно при мощности наносов до 40 м. При глубине работ более 40 м в связи с большой длиной транспортирования производительность скреперов резко снижается и более выгодна экскаваторная погрузка с использованием транспортных средств.
§ 2. Применение бульдозеров
Бульдозер представляет собой гусеничный или колесный трактор, имеющий навесное рабочее оборудование в виде лемеха, Бульдо зеры на карьерах применяют для зачистки кровли пласта при разработке пластовых месторождений, для планировки рабочих площадок, устройства насыпей для железнодорожных путей, под гребания взорванной горной массы, уборки породы, оставшейся после гидродобычи, понижения высоты вскрышных уступов, пред варительного рыхления плотных пород, разрабатываемых гидро мониторами, валки леса, корчевки пней, уборки камней, расчистки снега нт. д., а также для отвальных работ.
Бульдозеры подразделяют на неповоротные и универсальные. У неповоротных бульдозеров лемех, укрепленный перпендикулярно'
продольной оси |
трактора, |
можно |
поднимать и |
опускать |
только |
||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 9 |
|
|
|
Техническая характеристика бульдозеров |
|
||||
|
Показатели |
|
|
|
Бульдозер |
Д-275Б |
Д-532С |
|
|
Д-572С |
Д-575А |
Д-52іМ |
|||
|
|
|
|||||
Тип трактора |
|
ДЭТ-250 |
Т-180Г Т-180Г |
Т-180 |
Т-130 |
||
Мощность трактора, |
л. с. . . |
300 |
180 |
180 |
180 |
130 |
|
Тип бульдозера |
|
Неповоротный |
Универ- |
Н. д. |
ГІепово- |
||
|
|
|
|
|
сальный |
|
ротный |
Длина лемеха, мм ..................... |
|
4540 |
3460 |
3920 |
3350 |
3200 |
|
Высота лемеха, ..................... |
|
1550 |
1220 |
1350 |
1385 |
1300 |
|
Максимальное |
заглубление |
|
|
|
|
335 |
|
ножа, м м ................................. |
подъем ножа, |
340 |
400 |
320 |
100 |
||
Максимальный |
840 |
1200 |
960 |
1400 |
890 |
||
Управление |
|
||||||
|
Гидравлическое |
Канатное |
Гидра- |
||||
|
|
|
|
|
|
|
вличе- |
Длина с трактором, |
мм . . . |
|
|
|
|
ское |
|
7038 |
6840 |
6950 |
6600 |
5180 |
|||
Масса |
бульдозера |
с тракто |
|
|
|
|
|
ром, |
т ......................................... |
|
31,4 |
18,5 |
18,3 |
18,0 |
13,35 |
82
в вертикальной плоскости; у универсальных — можно изменять
положение лемеха не только в вертикальной плоскости, но и в гори |
||||||||
зонтальной. Универсальный буль |
|
Т а б л и ц а 10 |
||||||
дозер может перемещать срезаемый |
|
|||||||
Сменная производительность |
||||||||
грунт в сторону от |
направления |
|||||||
своего движения, что значительно |
бульдозеров, |
м3 |
|
|||||
расширяет область |
его примене |
Расстояние |
Бульдозер |
|
||||
ния. |
|
|
|
транспорти |
Д-271, |
Д-275. Д-385, |
||
Бульдозеры |
выпускают |
с ка |
рования |
|||||
породы, м |
Д-492А |
Д-575 |
Д-572 |
|||||
натным и гидравлическим управле |
|
|
|
|
||||
нием. При канатном управлении |
10 |
700 |
1060 |
2100 |
||||
подъем и опускание лемеха произ |
||||||||
водятся через полиспаст лебедкой, |
20 |
395 |
590 |
1180 |
||||
30 |
190 |
290 |
570 |
|||||
установленной |
в |
задней |
части |
|
|
|
|
трактора. При гидравлическом управлении положение лемеха изме няют при помощи штоков гидравлических цилиндров.
Техническая характеристика бульдозеров, используемых в ерах, приведена в табл. 9.
Бульдозер (подобно колесному скреперу) производит экскава цию, транспортирование породы и размещение ее в отвале. Произ-
Рпс. 32. Бульдозер Д-572 на тракторе ДЭТ-250 с рыхлителем Д-652
водительность бульдозера зависит от расстояния транспортирования
(табл. 10). Бульдозеры успешно применяют |
на горных |
работах |
при расстоянии транспортирования до 100 м, |
при большем |
рассто |
янии производительность их резко снижается и поэтому более целе сообразно использовать колесные скреперы.
Для повышения производительности колесных скреперов и буль дозеров при разработке плотных и смерзающихся грунтов, пород
6 * |
S3 |