Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
и руд средней крепости |
производят предварительное |
рыхление |
на глубину 0,5—1 м при |
помощи рыхлителей. Выпускаемые кон |
|
струкции рыхлителей являются навесным оборудованием к |
мощным |
гусеничным тракторам (рис. 32). Гидравлический привод обеспечи вает принудительное заглубление зубьев со значительным усилием. Благодаря тому, что рыхлитель располагается сзади, трактор можно оборудовать лемехом и таким образом совместить операции транс портирования и рыхления.
В настоящее время отечественными заводами серийно выпускается несколько типов мощных рыхлителей. Характеристики их приведены в табл .11.
Т а б л и ц а It
|
Техническая характеристика рыхлителей |
|
||
|
|
|
Рыхлитель |
|
Показатели |
Д-515С |
Д-711 |
Д-652А |
|
|
|
|||
Тип трактора ...................................................... |
|
Т-110 |
Т-180ГП |
ДЭТ-250 |
Тип бульдозера .................................................. |
|
Д-492А |
Д-575 |
Д-572 |
Глубина рыхления, м ..................................... |
0,445 |
0,5 -0,7 |
0,9 -1,0 |
|
Число зубьев ...................................................... |
|
1 - 3 |
1 - 3 |
1 - 3 |
Шаг между зубьями, м м ................................. |
700 |
750 |
1020 |
|
Максимальная ширина полосы |
рыхления, |
1560 |
2500 |
|
Скорость рабочего |
хода, к м / ч |
1460 |
||
2,36-10,15 |
2.85-11,96 |
2,3-20,5 |
||
У п р ав л ен и е.......................................................... |
|
Гидравлическое |
|
|
Масса рыхлителя, |
к г ......................................... |
2070 |
2350 |
4700 |
§ 3. Применение шнекобуровых машин
Шнекобуровые машины (рис. 33) применяют для выемки гори зонтальных пли пологпх тонких угольных пластов с выдержанной мощностью. Машина представляет собой буровой шнек и перегрузоч ный конвейер, которые монтируются на салазках и могут переме щаться при помощи бульдозера или лебедки по рельсовому настилу.
Диаметр бура подбирается на 10—20 см меньше мощности пласта. При подготовке карьерное поле разбивают на выемочные участки п на их границе проводят разрезные траншеи, в которых устанавли вают шнекобуровые машины. При этом объем вскрышных работ определяется объемом разрезных траншей.
Выемка производится выбуриванием угля скважинами большого диаметра (до 1,2—1,3 м).
Для шнека и перегрузочного конвейера приводом служат элек трические и дизельные двигатели. Шнек подается на забой при помощи гидравлического устройства. Угол наклона изменяется гидравлическими домкратами.
Каждая шнекобуровая машина снабжается комплектом буровых секций длиной по 6 м, обеспечивающих бурение скважин на глубину до 60 м. Первая секция шнека имеет направляющий забурник со
81
специальной буровой головкой, от конструкции которой зависит крупность получаемого материала.
Перед началом выемочных работ шнеку придается угол наклона,- соответствующий углу падения пласта. Несоблюдение этого условия приводит к выклиниванию скважин, т. е. внедрению их в кровлюили почву пласта и уменьшению полезной длины скважины.
Бурение скважин на требуемую глубину обеспе чивается постепенным на ращиванием шнеков. После того как скважина пробу рена, шнеки удаляют путем последовательного их от соединения.
Скорость подачи шнеков на забой, или скорость бу рения, зависит от физико механических свойств по лезного ископаемого. При углях средней крепости она может быть доведена до 1,14 м/мин.
Для предотвращения обрушения вмещающих по род скважины бурят на определенном расстоянии одну от другой. Размер це ликов между скважинами, устанавливаемый в зависи
мости от свойств угля и покрывающих пород, новном величину потерь полезного ископаемого.
Достоинствами рассмотренного способа выемки являются про стота ведения эксплуатационных работ, незначительный объем подготовительных и вскрышных работ и возможность выемки тонких: пластов при значительной мощности покрывающих пород.
Г л а в а IV
ГОРНЫЕ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОДНОКОВШОВЫХ ПОГРУЗЧИКОВ
§ 1. Технологические параметры погрузчиков
Одноковшовый погрузчик представляет собой колесное или гусе' ничпое самоходное шасси с опускающейся стрелой, на конце которой шарнирно закреплен ковш. Современные погрузчики имеют надеж ные и простые по конструкции гидравлические приводы подъема стрелы и опрокидывания ковша.
85.
Резание горных пород и загрузка ковша происходят при опущен ной стреле под действием ходового механизма шасси. После за грузки ковша стрелу слегка поднимают, и погрузчик перемещается к месту выгрузки, например к транспортному сосуду. Здесь стрелу поднимают на необходимую высоту, и при опрокидывании ковша из него выгружается порода.
Основные технологические параметры погрузчиков: грузоподъем ность, удельное усилие резания, высота разгрузки ковша, вылет ковша, угол опрокидывания и радиус поворота.
Рис. 34. Основные технологические параметры погрузчиков
Грузоподъемность погрузчика при движении в 2—2,5 раза меньше, чем в стационарном положении. Номинальная грузоподъемность измеряется в движении и составляет от 2—5 т до 30—50 т, в стаци онарном положении она достигает 80 т.
Удельное усилие резания у современных мощных погрузчиков достигает 100—120 кгс/см режущей кромки ковша, т. е. оно не меньше, а иногда и больше, чем у карьерных одноковшовых экскава торов.
Высота разгрузки Нѵ характеризует возможности погрузчика загружать транспортные средства (рис. 34). У мощных погрузчиков она достигает 5 м.
Вылет ковша при разгрузке Вк — это расстояние менаду кромкой ковша и наиболее выступающей частью погрузчика (шины передних колес). Этот параметр не превышает 2,5 м.
Угол опрокидывания ковша при разгрузке а 1 составляет 45—65°.
S6
Радиус поворота погрузчика наряду со скоростью передвижения характеризует мобильность машины. У современных колесных погрузчиков радиусы поворота составляют 6,5—10 м.
Скорость движения груженого погрузчика по дорогам с покры тием — от 13 до 25 км/ч, порожнего — от 15 до 45 км/ч, по внутрикарьерным дорогам — от 10 до 15 км/ч.
Для погрузчиков применяются два типа шасси — с жесткой рамой для малых и средних моделей и с шарнирно-сочлененной рамой для больших машин на пневмоколесном ходу. При шарнирно-сочле ненной раме переднюю часть ее можно поворачивать на 35—45°, что значительно облегчает маневрирование погрузчика в забое при разгрузке ковша.
Последние модели погрузчиков представляют собой агрегаты,, переходные между погрузчиком и механической лопатой, сочета ющие достоинства тех и других. Эти агрегаты имеют поворотную платформу и напорный механизм.
§ 2. Достоинства, недостатки и условия применения одноковшовых погрузчиков
В последние годы на многих зарубежных карьерах пневмоколес ными погрузчиками заменяются механические лопаты с ковшами емкостью 2—4 м3. В будущем предполагается заменить ими механи ческие лопаты с ковшами емкостью 11,5 м3.
Быстрое и широкое распространение одноковшовых погрузчиков объясняется тем, что они имеют ряд существенных преимуществ, по сравнению с экскаваторами, к которым относятся:
небольшая масса (в 6—8 раз меньше, чем у экскаватора с той жеемкостью ковша), более простая конструкция и вследствие этого> в 2—3 раза меньшая цена;
высокая маневренность, обеспечивающая эффективную работу в разнообразных сложных условиях на небольших площадках;
большая скорость перемещения, благодаря чему можно осуще ствлять не только погрузку, но и транспортирование горной массы,,
а также легко обеспечить многозабойное обслуживание; |
которые |
|
сравнительно небольшие эксплуатационные |
расходы, |
|
в 3—4 раза меньше, чем при экскаваторной погрузке. |
емкость- |
|
При этом погрузчики имеют относительно |
большую |
ковша (5—23 м3) и высокую производительность (300—1000 т/ч). К недостаткам погрузчиков можно отнести:
небольшие линейные параметры рабочего оборудования, которыеограничивают высоту уступа (она не может превышать 10—11 м); относительно небольшое напорное усилие (моделей малой и сред ней мощности), недостаточное для разработки плохо взорванной
скальной горной массы.
Условия применения погрузчиков разнообразны. Они могутбыть использованы как основное выемочно-погрузочное оборудова ние или как дополнительное оборудование к мощным экскаваторам-
На небольших карьерах погрузчики используются как основное выемочно-погрузочное, а иногда — при коротких расстояниях от катки (до 500—1000 м) — как транспортное оборудование. Эффек тивно их применение в комплексе с тракторными рыхлителями
ибульдозерами-
Вкачестве погрузочно-транспортного оборудования погрузчики
целесообразно применять в карьерах с комбинированной схемой транспорта для выемки руд и доставки ее на короткие расстояния (до 500—700 м) к перегрузочным устройствам скиповых или кон вейерных подъемников, к внутрикарьѳрным дробилкам или усреднительным складам, к рудоспускам. Чем меньше дальность доставки руды внутри карьера в этих схемах, тем эффективиее использование погрузчиков вместо экскаваторов и автосамосвалов.
На больших карьерах и при многозабойной разработке много сортных руд погрузчики работают в сочетании с мощными экскава торами и используются для раздельной выемки руд, для разработки руд на стесненных участках, для погрузки в транспортные средства горной массы из навалов, образуемых мощными драглайнами, для работы на перегрузочных и усреднительных рудных складах.
Распространению одноковшовых погрузчиков на карьерах СССР
немало способствовали научные труды канд. техн. наук К. Н. Тру бецкого.
§ 3. Схемы работы и размеры забоев
Черпание горной массы погрузчиками осуществляется за счет напорного усилия машины и при помощи механизмов поворота ковша и подъема стрелы.
Различают следующие способы черпания: раздельный, совмещен ный, экскавационный и послойный.
При р а з д е л ь н о м с п о с о б е черпания ковш, режущая кромка которого находится на уровне почвы забоя, благодаря по ступательному движению погрузчика внедряется в разрыхленную породу и тем самым заполняется. Погрузчик останавливают, ковш поворачивают на себя до отказа, затем поднимают в транспортное положение (на высоту 0,3—0,4 м), и погрузчик задним ходом отъез жает от забоя. Подъезд к месту разгрузки совмещают с подъемом ковша на высоту, необходимую для выгрузки горной массы.
Внедрение ковша в забой производится при движении погрузчика на пониженной передаче.
Раздельный способ применяют обычно при черпании легких
■сыпучих материалов (песка, угля и т. п.). |
|
расположенный |
||
При с о в м е щ е н н о м с п о с о б е черпания |
||||
горизонтально ковш напорным |
усилием |
погрузчика |
внедряют |
|
в забой на глубину от 0,2 до 0,5 |
длины |
ковша, |
затем |
постепенно |
поворачивают на себя (рис. 35) с одновременным подъемом стрелы при непрерывном поступательном движении погрузчика.
« 8
При |
п о с л о й н о м |
с п о с о б е |
черпания грунт срезаюг |
|||
слоями при движении погрузчика на I или II передаче. |
||||||
Основными схемами работы по |
|
|||||
грузчиков |
на рабочей |
площадке |
|
|||
являются челночная и схема с раз |
|
|||||
воротом погрузчика при |
подъезде |
|
||||
к загружаемому |
кузову. Другие |
|
||||
схемы являются по существу разно |
|
|||||
образными |
вариантами |
этих двух |
|
|||
схем. |
работы определяет про |
|
||||
Схема |
|
|||||
должительность |
рабочего |
цикла |
|
|||
погрузчика |
и, следовательно, его |
|
||||
производительность, а также опре Рис. |
35. Совмещенный способ чер- |
|||||
деляет ширину рабочей площадки. |
пания |
П р и ч е л н о ч н о й с х е м е загрузки ковша отъезжает задним ходом по прямой на расстояние
6—10 м, достаточное для подъезда |
автосамосвала 2, который уста |
||
навливают под ковш погрузчика. После |
|||
разгрузки ковша |
автосамосвал |
отъез |
|
жает, |
освобождая |
погрузчику |
проезд |
к забою для наполнения ковша. |
|
При этой схеме не требуется разво рот погрузчика, что особенно важно для машин на гусеничном ходу, но необхо дима четкая слаженность в работе ма шиниста погрузчика и водителей авто самосвалов.
С х е м а с ч а с т и ч н ы м р а з
в о р о т о м погрузчика 1 при подъезде
кавтосамосвалу 2, который устанавли вается примерно под углом 30° к фронту забоя, приведена на рис. 37.
При этой схеме расстояние передви
жения погрузчика с жесткой рамой ми-
'нимально и составляет 10—15 м. Пнев моколесный погрузчик с шарнирно-
сочлененной рамой перемещается задним ходом всего лишь на 3—5 м. Затем с поворотом передней части рамы на 35—45° погрузчик подъезжает на 1,5—2 м передним ходом к автосамо свалу и разгружает ковш в его кузов.
Проведение траншей с использованием погрузчиков производится послойно. Угол наклона слоя не должен превышать 20°. При работе на наклонном слое производительность погрузчика может быть выше, чем на горизонтальной площадке, так как здесь напорное усилие возрастает благодаря движению погрузчика при черпании
89