Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и руд средней крепости

производят предварительное

рыхление

на глубину 0,5—1 м при

помощи рыхлителей. Выпускаемые кон­

струкции рыхлителей являются навесным оборудованием к

мощным

гусеничным тракторам (рис. 32). Гидравлический привод обеспечи­ вает принудительное заглубление зубьев со значительным усилием. Благодаря тому, что рыхлитель располагается сзади, трактор можно оборудовать лемехом и таким образом совместить операции транс­ портирования и рыхления.

В настоящее время отечественными заводами серийно выпускается несколько типов мощных рыхлителей. Характеристики их приведены в табл .11.

Т а б л и ц а It

 

Техническая характеристика рыхлителей

 

 

 

 

Рыхлитель

 

Показатели

Д-515С

Д-711

Д-652А

 

 

Тип трактора ......................................................

 

Т-110

Т-180ГП

ДЭТ-250

Тип бульдозера ..................................................

 

Д-492А

Д-575

Д-572

Глубина рыхления, м .....................................

0,445

0,5 -0,7

0,9 -1,0

Число зубьев ......................................................

 

1 - 3

1 - 3

1 - 3

Шаг между зубьями, м м .................................

700

750

1020

Максимальная ширина полосы

рыхления,

1560

2500

Скорость рабочего

хода, к м / ч

1460

2,36-10,15

2.85-11,96

2,3-20,5

У п р ав л ен и е..........................................................

 

Гидравлическое

 

Масса рыхлителя,

к г .........................................

2070

2350

4700

§ 3. Применение шнекобуровых машин

Шнекобуровые машины (рис. 33) применяют для выемки гори­ зонтальных пли пологпх тонких угольных пластов с выдержанной мощностью. Машина представляет собой буровой шнек и перегрузоч­ ный конвейер, которые монтируются на салазках и могут переме­ щаться при помощи бульдозера или лебедки по рельсовому настилу.

Диаметр бура подбирается на 10—20 см меньше мощности пласта. При подготовке карьерное поле разбивают на выемочные участки п на их границе проводят разрезные траншеи, в которых устанавли­ вают шнекобуровые машины. При этом объем вскрышных работ определяется объемом разрезных траншей.

Выемка производится выбуриванием угля скважинами большого диаметра (до 1,2—1,3 м).

Для шнека и перегрузочного конвейера приводом служат элек­ трические и дизельные двигатели. Шнек подается на забой при помощи гидравлического устройства. Угол наклона изменяется гидравлическими домкратами.

Каждая шнекобуровая машина снабжается комплектом буровых секций длиной по 6 м, обеспечивающих бурение скважин на глубину до 60 м. Первая секция шнека имеет направляющий забурник со

81


определяет в ос­
1 — двигатель; 2 — гидравлические домкраты; з — редуктор; 4 — муфта; 5 — направляющие; в — бу­ ровая головка; 7— врубовые зубки; 8 — рама ма­ шины; 9— механизм нажатия; 10 — скребковый конвейер; 11 — погрузочная головка
шнекобуровой мапшны:
Рис. 33. Схема
*5-АчЧ' 'A 4 Л'Ь

специальной буровой головкой, от конструкции которой зависит крупность получаемого материала.

Перед началом выемочных работ шнеку придается угол наклона,- соответствующий углу падения пласта. Несоблюдение этого условия приводит к выклиниванию скважин, т. е. внедрению их в кровлюили почву пласта и уменьшению полезной длины скважины.

Бурение скважин на требуемую глубину обеспе­ чивается постепенным на­ ращиванием шнеков. После того как скважина пробу­ рена, шнеки удаляют путем последовательного их от­ соединения.

Скорость подачи шнеков на забой, или скорость бу­ рения, зависит от физико­ механических свойств по­ лезного ископаемого. При углях средней крепости она может быть доведена до 1,14 м/мин.

Для предотвращения обрушения вмещающих по­ род скважины бурят на определенном расстоянии одну от другой. Размер це­ ликов между скважинами, устанавливаемый в зависи­

мости от свойств угля и покрывающих пород, новном величину потерь полезного ископаемого.

Достоинствами рассмотренного способа выемки являются про­ стота ведения эксплуатационных работ, незначительный объем подготовительных и вскрышных работ и возможность выемки тонких: пластов при значительной мощности покрывающих пород.

Г л а в а IV

ГОРНЫЕ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОДНОКОВШОВЫХ ПОГРУЗЧИКОВ

§ 1. Технологические параметры погрузчиков

Одноковшовый погрузчик представляет собой колесное или гусе' ничпое самоходное шасси с опускающейся стрелой, на конце которой шарнирно закреплен ковш. Современные погрузчики имеют надеж­ ные и простые по конструкции гидравлические приводы подъема стрелы и опрокидывания ковша.

85.

Резание горных пород и загрузка ковша происходят при опущен­ ной стреле под действием ходового механизма шасси. После за­ грузки ковша стрелу слегка поднимают, и погрузчик перемещается к месту выгрузки, например к транспортному сосуду. Здесь стрелу поднимают на необходимую высоту, и при опрокидывании ковша из него выгружается порода.

Основные технологические параметры погрузчиков: грузоподъем­ ность, удельное усилие резания, высота разгрузки ковша, вылет ковша, угол опрокидывания и радиус поворота.

Рис. 34. Основные технологические параметры погрузчиков

Грузоподъемность погрузчика при движении в 2—2,5 раза меньше, чем в стационарном положении. Номинальная грузоподъемность измеряется в движении и составляет от 2—5 т до 30—50 т, в стаци­ онарном положении она достигает 80 т.

Удельное усилие резания у современных мощных погрузчиков достигает 100—120 кгс/см режущей кромки ковша, т. е. оно не меньше, а иногда и больше, чем у карьерных одноковшовых экскава­ торов.

Высота разгрузки Нѵ характеризует возможности погрузчика загружать транспортные средства (рис. 34). У мощных погрузчиков она достигает 5 м.

Вылет ковша при разгрузке Вк — это расстояние менаду кромкой ковша и наиболее выступающей частью погрузчика (шины передних колес). Этот параметр не превышает 2,5 м.

Угол опрокидывания ковша при разгрузке а 1 составляет 45—65°.

S6


Радиус поворота погрузчика наряду со скоростью передвижения характеризует мобильность машины. У современных колесных погрузчиков радиусы поворота составляют 6,5—10 м.

Скорость движения груженого погрузчика по дорогам с покры­ тием — от 13 до 25 км/ч, порожнего — от 15 до 45 км/ч, по внутрикарьерным дорогам — от 10 до 15 км/ч.

Для погрузчиков применяются два типа шасси — с жесткой рамой для малых и средних моделей и с шарнирно-сочлененной рамой для больших машин на пневмоколесном ходу. При шарнирно-сочле­ ненной раме переднюю часть ее можно поворачивать на 35—45°, что значительно облегчает маневрирование погрузчика в забое при разгрузке ковша.

Последние модели погрузчиков представляют собой агрегаты,, переходные между погрузчиком и механической лопатой, сочета­ ющие достоинства тех и других. Эти агрегаты имеют поворотную платформу и напорный механизм.

§ 2. Достоинства, недостатки и условия применения одноковшовых погрузчиков

В последние годы на многих зарубежных карьерах пневмоколес­ ными погрузчиками заменяются механические лопаты с ковшами емкостью 2—4 м3. В будущем предполагается заменить ими механи­ ческие лопаты с ковшами емкостью 11,5 м3.

Быстрое и широкое распространение одноковшовых погрузчиков объясняется тем, что они имеют ряд существенных преимуществ, по сравнению с экскаваторами, к которым относятся:

небольшая масса (в 6—8 раз меньше, чем у экскаватора с той жеемкостью ковша), более простая конструкция и вследствие этого> в 2—3 раза меньшая цена;

высокая маневренность, обеспечивающая эффективную работу в разнообразных сложных условиях на небольших площадках;

большая скорость перемещения, благодаря чему можно осуще­ ствлять не только погрузку, но и транспортирование горной массы,,

а также легко обеспечить многозабойное обслуживание;

которые

сравнительно небольшие эксплуатационные

расходы,

в 3—4 раза меньше, чем при экскаваторной погрузке.

емкость-

При этом погрузчики имеют относительно

большую

ковша (5—23 м3) и высокую производительность (300—1000 т/ч). К недостаткам погрузчиков можно отнести:

небольшие линейные параметры рабочего оборудования, которыеограничивают высоту уступа (она не может превышать 10—11 м); относительно небольшое напорное усилие (моделей малой и сред­ ней мощности), недостаточное для разработки плохо взорванной

скальной горной массы.

Условия применения погрузчиков разнообразны. Они могутбыть использованы как основное выемочно-погрузочное оборудова­ ние или как дополнительное оборудование к мощным экскаваторам-


На небольших карьерах погрузчики используются как основное выемочно-погрузочное, а иногда — при коротких расстояниях от­ катки (до 500—1000 м) — как транспортное оборудование. Эффек­ тивно их применение в комплексе с тракторными рыхлителями

ибульдозерами-

Вкачестве погрузочно-транспортного оборудования погрузчики

целесообразно применять в карьерах с комбинированной схемой транспорта для выемки руд и доставки ее на короткие расстояния (до 500—700 м) к перегрузочным устройствам скиповых или кон­ вейерных подъемников, к внутрикарьѳрным дробилкам или усреднительным складам, к рудоспускам. Чем меньше дальность доставки руды внутри карьера в этих схемах, тем эффективиее использование погрузчиков вместо экскаваторов и автосамосвалов.

На больших карьерах и при многозабойной разработке много­ сортных руд погрузчики работают в сочетании с мощными экскава­ торами и используются для раздельной выемки руд, для разработки руд на стесненных участках, для погрузки в транспортные средства горной массы из навалов, образуемых мощными драглайнами, для работы на перегрузочных и усреднительных рудных складах.

Распространению одноковшовых погрузчиков на карьерах СССР

немало способствовали научные труды канд. техн. наук К. Н. Тру­ бецкого.

§ 3. Схемы работы и размеры забоев

Черпание горной массы погрузчиками осуществляется за счет напорного усилия машины и при помощи механизмов поворота ковша и подъема стрелы.

Различают следующие способы черпания: раздельный, совмещен­ ный, экскавационный и послойный.

При р а з д е л ь н о м с п о с о б е черпания ковш, режущая кромка которого находится на уровне почвы забоя, благодаря по­ ступательному движению погрузчика внедряется в разрыхленную породу и тем самым заполняется. Погрузчик останавливают, ковш поворачивают на себя до отказа, затем поднимают в транспортное положение (на высоту 0,3—0,4 м), и погрузчик задним ходом отъез­ жает от забоя. Подъезд к месту разгрузки совмещают с подъемом ковша на высоту, необходимую для выгрузки горной массы.

Внедрение ковша в забой производится при движении погрузчика на пониженной передаче.

Раздельный способ применяют обычно при черпании легких

■сыпучих материалов (песка, угля и т. п.).

 

расположенный

При с о в м е щ е н н о м с п о с о б е черпания

горизонтально ковш напорным

усилием

погрузчика

внедряют

в забой на глубину от 0,2 до 0,5

длины

ковша,

затем

постепенно

поворачивают на себя (рис. 35) с одновременным подъемом стрелы при непрерывном поступательном движении погрузчика.

« 8


Ряс. 36. Погрузка породы в автосамосвал при челночной схеме работы погрузчика
погрузчик 1 (рис.. 36) после

При

п о с л о й н о м

с п о с о б е

черпания грунт срезаюг

слоями при движении погрузчика на I или II передаче.

Основными схемами работы по­

 

грузчиков

на рабочей

площадке

 

являются челночная и схема с раз­

 

воротом погрузчика при

подъезде

 

к загружаемому

кузову. Другие

 

схемы являются по существу разно­

 

образными

вариантами

этих двух

 

схем.

работы определяет про­

 

Схема

 

должительность

рабочего

цикла

 

погрузчика

и, следовательно, его

 

производительность, а также опре­ Рис.

35. Совмещенный способ чер-

деляет ширину рабочей площадки.

пания

П р и ч е л н о ч н о й с х е м е загрузки ковша отъезжает задним ходом по прямой на расстояние

6—10 м, достаточное для подъезда

автосамосвала 2, который уста­

навливают под ковш погрузчика. После

разгрузки ковша

автосамосвал

отъез­

жает,

освобождая

погрузчику

проезд

к забою для наполнения ковша.

 

При этой схеме не требуется разво­ рот погрузчика, что особенно важно для машин на гусеничном ходу, но необхо­ дима четкая слаженность в работе ма­ шиниста погрузчика и водителей авто­ самосвалов.

С х е м а с ч а с т и ч н ы м р а з ­

в о р о т о м погрузчика 1 при подъезде

кавтосамосвалу 2, который устанавли­ вается примерно под углом 30° к фронту забоя, приведена на рис. 37.

При этой схеме расстояние передви­

жения погрузчика с жесткой рамой ми-

'нимально и составляет 10—15 м. Пнев­ моколесный погрузчик с шарнирно-

сочлененной рамой перемещается задним ходом всего лишь на 3—5 м. Затем с поворотом передней части рамы на 35—45° погрузчик подъезжает на 1,5—2 м передним ходом к автосамо­ свалу и разгружает ковш в его кузов.

Проведение траншей с использованием погрузчиков производится послойно. Угол наклона слоя не должен превышать 20°. При работе на наклонном слое производительность погрузчика может быть выше, чем на горизонтальной площадке, так как здесь напорное усилие возрастает благодаря движению погрузчика при черпании

89