Файл: Вступительный урок по разделу "Война в судьбах людей" Тема урока Война в судьбах людей Цели обучения, которым посвящен этот урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Продолжение



III четверть

Урок 49

Раздел долгосрочного плана: 11.1

Дата:

Преподаватель:

Класс: 11

Количество присутствующих: отсутствующих:

Вступительный урок по разделу “Война в судьбах людей”

Тема урока: Война в судьбах людей

Цели обучения, которым посвящен этот урок

11.1.2 понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;

11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме.

Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

понять роль военной прозы в литературном процессе, критически осмысливая, выразить свое отношение к услышанному или прочитанному.

Большинство учащихся смогут:

дать развернутые аргументированные ответы на воп­росы, выражая свое отношение к услышанному или прочитанному.

Некоторые учащиеся смогут: презентовать слайд-шоу “Фотохроника военных лет”.

Цели урока

  • достичь понимания роли военной прозы в литера­турном процессе, критически осмысливая, выразить свое отношение к услышанному или прочитанному;

  • дать развернутые аргументированные ответы на вопросы, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме.

Критерии оценивания

понимает роль военной прозы в литературном процессе, критически осмысливая, выражает свое отношение к услышанному или прочитанному; Vх дает развернутые аргументированные ответы на вопросы, выражая свое отношение к услышанному или прочитанному.

Привитие ценностей

На примере рассказов о судьбах родных и близких в годы Великой Отечественной войны воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к истории своей страны и своей семьи.

Межпредметная связь

Всемирная история. Великая Отечественная война.

Предварительные знания

Литературные произведения и кинофильмы о Великой Отечественной войне.

Оборудование.

Ресурсы

Презентация “Фотохроника военных лет”; таблица ЗХУ.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке и методические рекомендации

Начало урока

1—8

мин

Стадия вызова (актуализация)

Составление кластера с ключевым словом война. Предложим учащимся написать мини-сочинение “Война — это ...”, используя слова из кластера.

Сере­дина урока 9—33 мин

Осмысление нового

Одна из задач данного урока — создать необходимую эмоциональную атмосферу, позволяющую вызвать интерес учащихся к актуальной теме современности — теме войны.

На уроке нужно выяснить, как отразилась война в судьбах их семей, родных и близких, насколько учащиеся знакомы с литературой военной проблематики, каково их отношение к данной теме.

Чтение статьи учебника “Война в судьбах людей” или рассказ учителя с элементами беседы

Беседу можно организовать с помощью вопросов:

  1. О чем свидетельствует шествие многомиллионного “Бессмертного полка”, идущего в День Победы на огромной территории не только бывшего Советского Союза, но и всего мира?

  2. Чем можно объяснить тот факт, что в наши дни предпринимаются попытки пересмотреть ход и результаты войны?

  3. Откуда можно узнать правду о войне?

  4. В чем актуальность проблематики произведений о Великой Отечественной войне для современного общества?

  5. Что помогают нам понять книги о войне в повседневной многоликости нашей современной жизни?

Рассказы учеников

Учащимся заранее было дано домашнее задание опережающего характера: рассказать, как отразилась война в судьбе их семьи, родных и близких. Пусть поделятся результатами своих маленьких исследований с классом.

Демонстрация презентации “Фотохроника военных лет”, приготовленной заранее, проиллюстрирует рассказанное учениками.

Чтение статьи учебника “Военная проза”

Обсуждение материала статьи подготовит учащихся к изучению произведений, написанных писателями-фронтовиками: В. Быко­вым, Б. Васильевым, В. Кондратьевым, с которыми состоится знакомство на последующих уроках.

Учащимся заранее было дано домашнее задание опережающего характера: рассказать, как отразилась война в судьбе их семьи, родных и близких. Пусть поделятся результатами своих маленьких исследований с классом.

Демонстрация презентации “Фотохроника военных лет”, приготовленной заранее, проиллюстрирует рассказанное учениками.

Чтение статьи учебника “Военная проза”

Обсуждение материала статьи подготовит учащихся к изучению произведений, написанных писателями-фронтовиками: В. Быко­вым, Б. Васильевым, В. Кондратьевым, с которыми состоится знакомство на последующих уроках.










Конец урока 34—40 мин

Рефлексия

Таблица ЗХУ

На завершающей стадии урока можно использовать таблицу ЗХУ, с помощью которой определить, насколько ученики знакомы с литературными произведениями и кинофильмами о Великой Отечественной войне.

Информация о домашнем задании

Познакомиться со статьей учебника “Из биографии писателя”, посвященной жизни и творчеству В. Быкова. Прочитать 1—6 главы повести В. Быкова “Сотников”. Записать вопросы, возникшие по ходу чтения.


Урок 50

Разделы долгосрочного плана: 11.1 и 11.2

Дата:

Преподаватель:

Класс: 11

Количество присутствующих: отсутствующих:

Урок 1 по теме “В. Быков. “Сотников”

Тема урока: Знакомство с писателем В. Быковым и его повестью “Сотников”

Цели обучения, которым посвящен этот урок

  1. понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;

  2. самостоятельно находить в тексте и выра­зительно читать цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции;

11.2.5 характеризовать героев произведения, опре­деляя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

понимать содержание повести В. Быкова “Сотников”. Большинство учащихся смогут:

самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, связанные с проблематикой и выра­жением авторской позиции;

давать сравнительную характеристику героев Рыбака и Сотникова.

Некоторые учащиеся смогут:

определять место и роль произведения в литературном процессе.





Цели урока

  • достичь в ходе изучения понимания содержания повести В.Быкова “Сотников”, раскрыть место и роль произведения в литературном процессе;

  • совершенствовать умение при анализе эпизода самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, связанные с проблематикой и выра­жением авторскойпозиции;

  • дать сравнительную характеристику героев Рыбака и Сотникова.

Критерии оценивания

понимает содержание повести В. Быкова “Сотников”; предлагает свои варианты дальнейшего развития событий в повести В. Быкова “Сотников”, обратившись к приему развития критического мышления “Дерево предсказаний”;

умеет при анализе эпизода находить в тексте цита­ты, связанные с проблематикой и выражением автор­ской позиции;

дает сравнительную характеристику героев Рыбака и Сотникова.

Привитие ценностей

При анализе повести необходимо вызвать учащихся на размышления о человеческих типах, о мотивах поведения героев повести, о нравственном выборе каждого человека.

Межпредметная

связь

Всемирная история. Исторический комментарий о партизанском движении в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны.

Предварительные знания

Понятия о жанре повести, о соотношении реальности и вымысла в художественном произведении.

Оборудование. Ресурсы

Портрет писателя В. Быкова, таблица “До и после”.




Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке и методические рекомендации

Начало урока

1—6

мин

Стадия вызова (актуализация)

В начале урока пусть ученики поделятся своими впечатлениями о первых главах прочитанной повести: что их поразило, заинтересовало, вызвало непонимание. Дома учащиеся записали вопросы, возникшие в процессе чтения. Сейчас они могут обратиться друг к другу и к учителю с этими вопросами. Можно использовать прием “Ромашка Блума”, который формирует критическое мышление, поскольку учит создавать вопросы разного типа и отвечать на них.




Сере­дина урока

7—37

мин
Осмысление нового

Рассказ учеников по статье учебника, посвященной жизни и творчеству В. Быкова

Знакомясь с биографией писателя, учащиеся должны получить общее представление о его личности, своеобразии изображения войны писателем, его сосредоточенности на нравственной проблематике, на исследовании моральных основ человеческого поведения в экстремальной ситуации.

Чтение статьи учебника “Творческая история повести “Сотников”

Из этой статьи ребята узнают о реальной истории, которая подсказала писателю нравственную идею, положенную в основу повести.

В ходе дальнейшего чтения и анализа ученики поймут, как услышанный В. Быковым рассказ сослуживца своеобразно преломился в повести “Сотников”.

Дерево предсказаний.”

Дома прочитаны первые главы повести. Попросим учеников предложить свои варианты дальнейшего развития событий. Для этого можно обратиться к приему развития критического мышления “Дерево предсказаний”. Ствол дерева — это ключевой вопрос: какие испытания ожидают героев в дальнейшем и как сложатся их судьбы? Ветви — предположения. Листья — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Пусть зафиксируют свои предположения в первой графе таблицы “До и после”. После полного прочтения повести будут сделаны записи в столбце “После”.

До

После







Беседа по первым главам повести

  1. Какие пути привели Рыбака и Сотникова в партизанский отряд?

  2. Почему именно они идут в разведку и за продовольствием для отряда?

  3. Что мы узнаем о прошлом героев? В какой среде шло формирование их характеров?

  4. Какие черты проявились в Сотникове на войне еще до того, как он попал к партизанам?

  5. Расскажите о прошлом Рыбака. Где он служил до партизанского отряда?

  6. Как характеризует нравственные позиции героев эпизод со старостой Петром (гл. 3—4)? Из каких соображений исходит Сотников, требуя расстрелять старосту, и почему Рыбак отказы-




вается это делать? Чья позиция видится вам более правильной?

  1. Можно ли говорить о чьей-то вине в том, что оба партизана оказались в плену?

  2. Кто из героев вызывает ваши симпатии? Обоснуйте свой выбор. Работа с таблицей

Предложим учащимся обобщить в таблице первоначальные размышления и текстуальные наблюдения.




Рыбак

Сотников




Социальное положение Физические возможности Черты характера Поведение героев до плена







Анализ эпизода “Перестрелка с полицаями” (гл. 56)

В ходе анализа надо сравнить поведение и мысли Рыбака и Сотникова.

Выразительное чтение фрагмента повести, приведенного в учебнике.

Данный отрывок поможет ответить на вопрос: почему Рыбак все-таки возвращается к брошенному им ранее товарищу? Что им двигало?

Скорее всего, поведением Рыбака двигало не столько чувство товарищества и взаимовыручки, сколько необходимость оправ­дания перед партизанским отрядом, почему он вернулся один: “Но что он скажет в лесу?” Пожалуй, именно эта фраза является ключевой для понимания дальнейшего поведения Рыбака.

Конец ирока 38—40 мин

Рефлексия

На этапе самоанализа желательно обдумать вопросы:

Что нового узнал я о человеческих типах? Как это поможет мне в жизни?

Информация о домашнем задании

Дочитать повесть В. Быкова “Сотников” до конца. Отметить ключевые эпизоды, раскрывающие образ Сотникова. Выписать в тетрадь цитаты из повести, объясняющие характерные черты этого героя.


Урок 51

Разделы долгосрочного плана: 11.1 и 11.2

Дата: Преподаватель:

Класс: 11 Количество присутствующих:

отсутствующих:

Урок 2 по теме “В. Быков. “Сотников”