Файл: Вступительный урок по разделу "Война в судьбах людей" Тема урока Война в судьбах людей Цели обучения, которым посвящен этот урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рыбак о себе | Сотников о Рыбаке |
“...здесь нужно что-то другое, чего ему явно недоставало”. | “...как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то”. |
|
Чтение по ролям эпизода “Диалог героев о фашистской машине”, приведенного в учебнике (гл. 13). В раскрытии нравственного поединка между Рыбаком и Сотниковым этот эпизод имеет большое значение. Сравнение позиций героев произведения После чтения предлагается проанализировать позиции героев, особое внимание обратив на авторские ремарки, сопровождающие диалог героев и характеризующие их внутреннее состояние. Диаграмма Венна и прием “Диаманта” Обобщить размышления учащихся о Рыбаке и Сотникове можно с помощью диаграммы Венна или приема “Диаманта”. Попросим сделать вывод: в чем видел смысл жизни каждый из героев? Сообщение ученика на тему “Библейские мотивы в повести В. Быкова “Сотников”. |
Конец урока 36—40 мин | Рефлексия “Плюс — минус — интересно" В графу таблицы “П” записывается все, что понравилось на уроке, вызвало положительные эмоции либо может быть полезным для достижения каких-то целей. В графе “М” фиксируется то, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным. В графу “И” вписываются все любопытные факты, о которых ученики узнали на уроке, а также вопросы к учителю. Информация о домашнем задании Перечитать финал повести (18—19 гл.), сравнив поведение главных героев. Особое внимание уделить эпизоду “Рыбак после казни”, в котором проследить психологическое состояние героя. |
Урок 53 | |
Разделы долгосрочного плана: 11.1, 11.2 и 11.3 | |
Дата: | Преподаватель: |
Класс: 11 | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Урок 4 по | теме “В. Быков. “Сотников” |
Тема урока: Финал повести. Смысл названия произведения
Цели обучения, которым посвящен этот урок | 11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов; 11.2.2 определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности текста; 11.3.1 давать критическую оценку произведению с точки зрения нравственной и эстетической ценности, авторских приемов, объясняя собственное отношение к проблематике текста в форме устных и письменных высказываний. |
Предполагаемый результат | Все учащиеся смогут: определять тематику, проблематику, смысл названия произведения. Большинство учащихся смогут: давать критическую оценку повести “Сотников” с точки зрения нравственной и эстетической ценности; участвовать в дискуссии, организованной с помощью технологии “Аквариум”, давать развернутые аргументированные ответы на проблемные вопросы. Некоторые учащиеся смогут: сравнивать литературное произведение В. Быкова с художественным фильмом “Восхождение”. |
Цели урока |
|
Критерии оценивания | объясняет проблематику, смысл названия, идею произведения; показывает умение участвовать в дискуссии, давая развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос; оценивает повесть “Сотников” с точки зрения нравственной и эстетической ценности, авторских приемов, объясняя собственное отношение к проблематике текста; сравнивает литературное произведение В. Быкова с художественным фильмом “Восхождение” (финальная сцена). |
Привитие ценностей | Подвести старшеклассников к осознанию ценности для автора и его главного героя таких понятий, как родина, героизм, подвиг. |
Межпредметная связь | Всемирная история. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. |
Предварительные знания | Понятие о теме, идее художественного произведения. |
Оборудование. Ресурсы | Художественный фильм режиссера Л. Шепитько “Восхождение”. Таблица “До и после”. |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке и методические рекомендации |
Начало урока 1—3 мин | Стадия вызова (актуализация) Составить ассоциативные ряды к словам героизм и предательство. |
Середина урока 4—37 мин | Осмысление нового Просмотр финальной сцены в художественном фильме режиссера Л. Шепитько “Восхождение” Анализ заключительных глав повести можно предварить просмотром фрагмента кинофильма. Текстуальный анализ финальной сцены Акцентируем внимание на следующих вопросах, ответы на которые должны подтверждаться цитатами из текста:
Беседа по осмыслению эпизода “Психологическое состояние Рыбака после казни”
Выявление смысла названия повести и идеи произведения |
| В первоначальном авторском замысле повесть называлась “Ликвидация”. Но в итоге автор назвал свое произведение “Сотников”. Пусть учащиеся познакомятся с мнением критика Л. Лазарева по этому поводу и ответят на вопросы:
“Аквариум” как технология организации дискуссии Повесть В. Быкова “Сотников” вызвала в свое время большие дискуссии. Особенно бурные споры велись вокруг образа Рыбака. При обсуждении предложенных вопросов рекомендуем обратиться к такому приему организации дискуссии, как “Аквариум”, который подробно описан в учебнике.
|
Конец урока 38—40 мин | Рефлексия Завершение работы с таблицей “До и после” Рекомендуем вновь обратиться к таблице “До и после”. — Ожидали ли вы такую развязку событий? Могли ли вы в самом начале повести определить, кто из героев чего стоит и кто к чему придет? Что же, на ваш взгляд, особенно важно при оценке того или иного человека и его поступков? Информация о домашнем задании Посмотреть экранизацию повести “Сотников” кинорежиссера Ларисы Шепитько “Восхождение” (1976). Индивидуальное задание Написать эссе на тему “А. Пушкин и В. Быков: размышления о вечных проблемах”. Когда мы говорим о личности и ее нравственном выборе, о чести, достоинстве и предательстве, к тому же в контексте войны, нельзя не вспомнить А. Пушкина, его повесть “Капитанская дочка”. Разумеется, между этими произведениями много отличий, но близость проблематики очевидна. |