Файл: Вступительный урок по разделу "Война в судьбах людей" Тема урока Война в судьбах людей Цели обучения, которым посвящен этот урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 54
Разделы долгосрочного плана: 11.2, 11.2 и 11.3
Дата: | Преподаватель: |
Класс: 11 | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Урок 5 по теме “В. Быков. “Сотников”
Тема урока: Авторская позиция в повести “Сотников”
Цели обучения, которым посвящен этот урок |
11.3.3 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки, позицию авторов. |
Предполагаемый результат | Все учащиеся смогут: определить авторскую позицию в повести, сопоставить ее с собственным мнением. Большинство учащихся смогут: дать развернутые аргументированные ответы на проблемные вопросы, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов. Некоторые учащиеся смогут: сопоставить повесть А. Пушкина “Капитанская дочка” с произведением В. Быкова “Сотников”, объяснить общие и отличительные признаки, позицию авторов. |
Цели урока |
|
Критерии оценивания | определяет способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением; |
| дает развернутые аргументированные ответы на проблемные вопросы, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение; сопоставляет повесть А. Пушкина “Капитанская дочка” с произведением В. Быкова “Сотников”, объясняя общие и отличительные признаки, позицию авторов. |
Привитие ценностей | Вызвать учащихся на размышления о нравственных ценностях, которые утверждает автор: о мужестве и стойкости, об ответственности за свои поступки, о величии подвига, о смысле понятия героизм. |
Межпредметная связь | Предметы эстетического цикла. Самопознание. Физические и духовные силы человека. |
Предварительные знания | “Капитанская дочка” А. Пушкина. Жанр притчи. Понятие об авторской позиции и способах ее выражения. |
Оборудование. Ресурсы | Художественный фильм режиссера Л. Шепитько “Восхождение”. |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке и методические рекомендации |
Начало урока 1—3 мин | Стадия вызова (актуализация) Обсуждение высказывания В. Быкова: “Физические силы человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа?” |
Середина урока 4—35 мин | Осмысление нового Слово учителя В каждом слове художественного произведения присутствует автор, но обнаружить его в тексте порой бывает непросто. Поэтому ответ на вопрос о том, как автор относится к своим героям, не всегда очевиден, ведь писатель редко заявляет об этом открыто. Литература как искусство умеет обходиться без таких открытых заявлений, потому что у нее есть для этого свои средства. Часто мысли и переживания героев и автора не совпадают. Задача читателя как раз и состоит в том, чтобы заметить эти несовпадения и понять точку зрения автора. При внимательном чтении всегда можно обнаружить приемы, помогающие найти авторскую позицию. Но иногда автор раскрывает свой замысел в публицистической форме, как, например, это сделал В. Быков в статье “Как была написана повесть “Сотников”. Чтение фрагментов статьи “Как была написана повесть “Сотников” |
Работа с таблицей
Предлагаем заполнить предложенную в учебнике таблицу, сформулировав основные проблемы, которые поднимает в произведении В. Быков, а также ответить на вопросы:
-
Какие нравственные ценности утверждает автор? -
Разве его книга “Сотников” только о войне? В чем ее актуальность в наши дни?
Работа по закреплению теоретического понятия
По мнению исследователей, повести В. Быкова по своей универсальности, смысловой емкости, философской насыщенности приближаются к притче.
Попросим учащихся вспомнить, что такое притча. Объясним, что притчеобразность литературного произведения проявляется в заостренности моральных выводов, стремлении к абсолютным оценкам, многозначительности ситуаций и образов, условности характеров и положений, философской насыщенности.
Пусть ученики подумают над вопросом, в чем притчеобразность повести “Сотников”. Свои размышления они могут выразить с помощью ПОПС-формулы.
Сопоставление повести В. Быкова “Сотников” с художественным фильмом
Учащиеся дома посмотрели фильм “Восхождение”. Предложите им поделиться своими впечатлениями в классе и ответить на вопросы:
-
Как вы думаете, почему режиссер дал фильму другое название? -
Изменяется ли замысел писателя в фильме? -
О каком “восхождении” идет речь? -
Отличаются ли экранные Сотников и Рыбак от литературных персонажей? Как вы думаете, имеет ли режиссер право на свою трактовку книги и ее героев? -
Согласны ли вы с мнением самого писателя, что режиссер Л. Шепитько “углубила драматизм характеров и ситуаций” по сравнению с повестью?
Стратегия “Чтение с пометками” (“Инсерт”)
При работе над статьей учебника “Завершая тему” обратимся к приему “Инсерт”.
По ходу чтения статьи ученики ставят условные значки на полях: “1 ” — уже знал
“+” — новое
“—” — думал иначе
“?” — есть вопросы
Обсуждение учениками эссе на тему “А. Пушкин и В. Быков: размышления о вечных поблемах” (проверка индивидуального задания)
Конец урока 36—40 мин | Рефлексия Завершить анализ повести В. Быкова “Сотников” можно вопросами, которые помогут ученикам обобщить изученный материал, выйти на итоговые размышления, на уровень самоанализа. Что нового узнал я о жизни, прочитав произведение В. Быкова? О чем заставил меня задуматься автор? Какие чувства я испытал, читая и разбирая эту повесть? Посоветую ли я прочитать произведение “Сотников” своим родным и друзьям? Информация о домашнем задании Знакомство со статьей учебника, посвященной жизни и творчеству Б. Васильева. Чтение повести “А зори здесь тихие...” Индивидуальное задание Познакомиться с документально-очерковой книгой белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии С. Алексиевич “У войны не женское лицо” и подготовить ее презентацию (форму выбрать самостоятельно). |
Урок 55
Разделы долгосрочного плана: 11.1 и 11.2 | |
Дата: | Преподаватель: |
Класс: 11 | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Урок 1 по теме “Б. Васильев. “А зори здесь тихие...” | |
Тема урока: “У войны не женское лицо” | |
Цели обучения, которым посвящен этот урок |
11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме;
|
Предполагаемый результат | Все учащиеся смогут: понимать содержание повести Б. Васильева “А зори здесь тихие...”, определять тематику и проблематику произведения. Большинство учащихся смогут: давать развернутые аргументированные ответы на вопросы; раскрывать место и роль произведения в литературном процессе. |