Файл: Вступительный урок по разделу "Война в судьбах людей" Тема урока Война в судьбах людей Цели обучения, которым посвящен этот урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок 54

Разделы долгосрочного плана: 11.2, 11.2 и 11.3

Дата:

Преподаватель:

Класс: 11

Количество присутствующих: отсутствующих:

Урок 5 по теме “В. Быков. “Сотников”

Тема урока: Авторская позиция в повести “Сотников”

Цели обучения, которым посвящен этот урок

  1. давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проб­леме, системе образов;

  1. определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя пози­цию автора с собственным мнением;

11.3.3 сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения нравственной и эстетической ценности, объясняя общие и отличительные признаки, позицию авторов.

Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

определить авторскую позицию в повести, сопоставить ее с собственным мнением.

Большинство учащихся смогут:

дать развернутые аргументированные ответы на проблемные вопросы, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов.

Некоторые учащиеся смогут:

сопоставить повесть А. Пушкина “Капитанская дочка” с произведением В. Быкова “Сотников”, объяснить общие и отличительные признаки, позицию авторов.

Цели урока

  • определить способы выражения авторского отно­шения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением;

  • дать развернутые аргументированные ответы на проблемные вопросы, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов;

  • сопоставить повесть А. Пушкина “Капитанская дочка” с произведением В. Быкова “Сотников”, объясняя общие и отличительные признаки, позицию авторов.

Критерии оценивания

определяет способы выражения авторского отно­шения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением;





дает развернутые аргументированные ответы на проблемные вопросы, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение;

сопоставляет повесть А. Пушкина “Капитанская дочка” с произведением В. Быкова “Сотников”, объясняя общие и отличительные признаки, позицию авторов.

Привитие ценностей

Вызвать учащихся на размышления о нравственных ценностях, которые утверждает автор: о мужестве и стойкости, об ответственности за свои поступки, о величии подвига, о смысле понятия героизм.

Межпредметная связь

Предметы эстетического цикла.

Самопознание. Физические и духовные силы человека.

Предварительные знания

“Капитанская дочка” А. Пушкина. Жанр притчи. Понятие об авторской позиции и способах ее выра­жения.

Оборудование.

Ресурсы

Художественный фильм режиссера Л. Шепитько “Восхождение”.



Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке и методические рекомендации

Начало урока

1—3 мин

Стадия вызова (актуализация)

Обсуждение высказывания В. Быкова: “Физические силы человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа?”

Середина урока 4—35 мин

Осмысление нового

Слово учителя

В каждом слове художественного произведения присутствует автор, но обнаружить его в тексте порой бывает непросто. Поэтому ответ на вопрос о том, как автор относится к своим героям, не всегда очевиден, ведь писатель редко заявляет об этом открыто. Литература как искусство умеет обходиться без таких открытых заявлений, потому что у нее есть для этого свои средства. Часто мысли и переживания героев и автора не совпадают. Задача читателя как раз и состоит в том, чтобы заметить эти несовпадения и понять точку зрения автора. При внимательном чтении всегда можно обнаружить приемы, помогающие найти авторскую позицию. Но иногда автор раскрывает свой замысел в публицистической форме, как, например, это сделал В. Быков в статье “Как была написана повесть “Сотников”.

Чтение фрагментов статьи “Как была написана повесть “Сотников”


Работа с таблицей

Предлагаем заполнить предложенную в учебнике таблицу, сформулировав основные проблемы, которые поднимает в произведении В. Быков, а также ответить на вопросы:

  • Какие нравственные ценности утверждает автор?

  • Разве его книга “Сотников” только о войне? В чем ее актуаль­ность в наши дни?

Работа по закреплению теоретического понятия

По мнению исследователей, повести В. Быкова по своей универ­сальности, смысловой емкости, философской насыщенности приближаются к притче.

Попросим учащихся вспомнить, что такое притча. Объясним, что притчеобразность литературного произведения проявляется в заостренности моральных выводов, стремлении к абсолютным оценкам, многозначительности ситуаций и образов, условности характеров и положений, философской насыщенности.

Пусть ученики подумают над вопросом, в чем притчеобразность повести “Сотников”. Свои размышления они могут выразить с помощью ПОПС-формулы.

Сопоставление повести В. Быкова “Сотников” с художествен­ным фильмом

Учащиеся дома посмотрели фильм “Восхождение”. Предложите им поделиться своими впечатлениями в классе и ответить на вопросы:

  • Как вы думаете, почему режиссер дал фильму другое название?

  • Изменяется ли замысел писателя в фильме?

  • О каком “восхождении” идет речь?

  • Отличаются ли экранные Сотников и Рыбак от литературных персонажей? Как вы думаете, имеет ли режиссер право на свою трактовку книги и ее героев?

  • Согласны ли вы с мнением самого писателя, что режиссер Л. Шепитько “углубила драматизм характеров и ситуаций” по сравнению с повестью?

Стратегия “Чтение с пометками” (“Инсерт”)

При работе над статьей учебника “Завершая тему” обратимся к приему “Инсерт”.

По ходу чтения статьи ученики ставят условные значки на полях: “1 ” — уже знал

“+” — новое

“—” — думал иначе

“?” — есть вопросы

Обсуждение учениками эссе на тему “А. Пушкин и В. Быков: размышления о вечных поблемах” (проверка индивидуального задания)

Конец урока 36—40 мин

Рефлексия

Завершить анализ повести В. Быкова “Сотников” можно вопро­сами, которые помогут ученикам обобщить изученный материал, выйти на итоговые размышления, на уровень самоанализа.

Что нового узнал я о жизни, прочитав произведение В. Быкова? О чем заставил меня задуматься автор?

Какие чувства я испытал, читая и разбирая эту повесть? Посоветую ли я прочитать произведение “Сотников” своим родным и друзьям?

Информация о домашнем задании

Знакомство со статьей учебника, посвященной жизни и твор­честву Б. Васильева. Чтение повести “А зори здесь тихие...” Индивидуальное задание

Познакомиться с документально-очерковой книгой белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии С. Алексиевич “У войны не женское лицо” и подготовить ее презентацию (форму выбрать самостоятельно).


Урок 55

Разделы долгосрочного плана: 11.1 и 11.2

Дата:

Преподаватель:

Класс: 11

Количество присутствующих: отсутствующих:

Урок 1 по теме “Б. Васильев. “А зори здесь тихие...”

Тема урока: “У войны не женское лицо”

Цели обучения, которым посвящен этот урок

  1. понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;

11.1.6 давать развернутый аргументированный ответ на вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме;

  1. определять тематику и проблематику произ­ведения, опираясь на художественные особенности текста.

Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

понимать содержание повести Б. Васильева “А зори здесь тихие...”, определять тематику и проблематику произведения.

Большинство учащихся смогут:

давать развернутые аргументированные ответы на вопросы; раскрывать место и роль произведения в литературном процессе.