Файл: Вступительный урок по разделу "Война в судьбах людей" Тема урока Война в судьбах людей Цели обучения, которым посвящен этот урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Образ Сотникова
Информация о домашнем задании
Перечитать главы повести, посвященные Рыбаку, и ответить на вопросы учебника об этом образе.
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение или реферат на тему «Библейские мотивы в повести В. Быкова “Сотников”.
Этапы
урока
Начало урока
1—4
мин
Середина урока 5—35 мин
Запланированная деятельность на уроке и методические
рекомендации
Стадия вызова (актуализация)
Прием “Ассоциативный ряд”
В повести В. В. Быкова “Сотников” одной из ведущих проблем является проблема нравственного выбора. Поэтому на этапе актуализации используем прием “Ассоциативный ряд”. Предложим учащимся написать словосочетание нравственный выбор и подобрать к нему свои ассоциации.
Осмысление нового
Характеристика образа Рыбака
Цели обучения, которым посвящен этот урок | 11.1.3 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции; 11.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; 11.2.8 анализировать средства и приемы создания образов, художественного пространства и времени, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса, объяснять, с какой целью их использует автор. |
Предполагаемый результат | Все учащиеся смогут: характеризовать героев повести “Сотников”, определять их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. Большинство учащихся смогут: самостоятельно находить в тексте и выразительно читать цитаты, фрагменты, связанные с образом Сотникова. Некоторые учащиеся смогут: анализировать средства и приемы создания образов, композиции, художественного пространства и времени в повести “Сотников”, объяснять, с какой целью их использует автор. |
Цели урока |
|
Критерии оценивания | анализирует художественное время и пространство, особенности композиции в произведении “Сотников”; дает характеристику образа Сотникова, показывая его роль в раскрытии идейно-тематического содержания повести; самостоятельно находит в тексте и выразительно читает цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой и выражением авторской позиции. |
Привитие ценностей | Вызвать учащихся на размышления о главных качествах Сотникова, которого отличают сила духа, высоко развитое чувство гражданского и воинского долга, ответственность за свои поступки. Пробуждать чувство сострадания, сопереживания литературным героям, чтобы умение сострадать отличало учащихся и в жизни. |
Межпредметная связь | Самопознание. Роль воспитания и самовоспитания в жизни человека. |
Предварительные знания | Понятия о композиции, художественном времени и пространстве, конфликте. |
Оборудование. Ресурсы | Иллюстрации к повести В. Быкова “Сотников”. |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке и методические рекомендации |
Начало урока 1—3 мин | Стадия вызова. Мотивация к изучению нового материала Размышление над вопросами с опорой на личный опыт учащихся:
|
Середина урока 4—35 мин | Осмысление нового Обсуждение темы “Композиция и хронотоп повести”-.
Проверить правильность ответов поможет статья учебника о композиции и хронотопе повести, помещенная после вопросов и заданий на эту тему. В ходе беседы учащиеся покажут понимание следующих терминов: композиция, внесюжетные элементы, конфликт, хронотоп, а также умение применять их при анализе повести. Особый акцент нужно сделать на своеобразии композиции повести Быкова, особенностью которой является диалогичность повествования: на протяжении всего произведения события изображаются попеременно с точки зрения героев-антиподов, Рыбака и Сотникова, и каждому автор дает равные возможности для самораскрытия. Такая композиция проясняет авторскую концепцию, авторское отношение к изображаемому. |
| Второй и третий уроки по данной теме мы посвятим характеристике героев повести “Сотников” и выберем пообразный путь анализа, который поможет учащимся сконцентрировать внимание на главных героях, раскрыть их сущность, понять отношение автора к ним. Характеристика образов-персонажей должна быть обязательно мотивирована. Для учеников вопросы нравственного порядка, вопросы о сущности человеческой личности и мотивах поведения являются первоочередными. Интересно проследить линии поведения Рыбака и Сотникова по мере обострения опасности. Моментом истины для героев стали арест, допросы и неминуемая казнь. Цепочка экстремальных обстоятельств позволяет постепенно раскрыть сущность характеров, их нравственную доминанту. Поскольку автор дает “право голоса” и Рыбаку, и Сотникову, обратимся подробнее к каждому из героев, попытаемся понять мотивы их поведения в пограничной ситуации. В ходе анализа нужно проводить параллели между героями, сравнивать их поведение в плену, жизненные принципы и нравственные позиции. При характеристике героев можно использовать работу над иллюстрациями к повести “Сотников”. Характеристика образа Сотникова Охарактеризовать героя поможет беседа, организованная с помощью вопросов:
Работа с текстом Предложим ученикам перечитать фрагменты повести, помещенные в учебнике. Они помогут найти ответы на данные вопросы. Пусть учащиеся приведут другие примеры из повести, объясняющие характерные черты Сотникова. |
Конец урока 36—38 мин | Рефлексия Составление синквейна, посвященного Сотникову. Синквейн является одним из наиболее успешных инструментов синтеза, обобщения полученной информации и читательских впечатлений. |
Информация о домашнем задании
Перечитать главы повести, посвященные Рыбаку, и ответить на вопросы учебника об этом образе.
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение или реферат на тему «Библейские мотивы в повести В. Быкова “Сотников”.
Урок 52 | |
Разделы долгосрочного плана: 11.1 и 11.2 | |
Дата: | Преподаватель: |
Класс: 11 | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Урок 3 по теме “В. Быков. “Сотников” | |
Тема урока: Нравственный поединок между Рыбаком и Сотниковым | |
Цели обучения, которым посвящен этот урок |
11.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
|
Предполагаемый результат | Все учащиеся смогут: сопоставить героев произведения Рыбака и Сотникова, объяснить их общие и отличительные черты. Большинство учащихся смогут: выявить способы выражения авторского отношения к героям при анализе эпизода. Некоторые учащиеся смогут: дать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос. |
Цели урока |
|
Критерии оценивания | 'С дает характеристику герою повести Рыбаку, определяя способы выражения авторского отношения к герою, сопоставляя позицию автора с собственным мнением; 'б дает аргументированные ответы, обобщает размышления о Рыбаке и Сотникове, проводит параллели, дает сравнительную характеристику героев с помощью диаграммы Венна; Vх определяет способы выражения авторского отношения к героям, проблемам при анализе эпизодов. |
Привитие ценностей | Приобщить учащихся к размышлениям автора над вечными вопросами о природе добра и зла, о нравственном выборе человека в экстремальной ситуации и степени его ответственности за свои поступки, о нравственных компромиссах и их последствиях. |
Межпредметная связь | Всемирная история. Великая Отечественная война. |
Предварительные знания | План характеристики литературного героя. Библейская мифология. |
Оборудование. Ресурсы | Сравнительная таблица, таблица “Плюс — минус — интересно”. |
Этапы
урока
Начало урока
1—4
мин
Середина урока 5—35 мин
Запланированная деятельность на уроке и методические
рекомендации
Стадия вызова (актуализация)
Прием “Ассоциативный ряд”
В повести В. В. Быкова “Сотников” одной из ведущих проблем является проблема нравственного выбора. Поэтому на этапе актуализации используем прием “Ассоциативный ряд”. Предложим учащимся написать словосочетание нравственный выбор и подобрать к нему свои ассоциации.
Осмысление нового
Характеристика образа Рыбака
-
Чем руководствуется Рыбак в своих мыслях и поступках после ареста? Какой путь спасения выбирает он для себя? -
Как характеризует героя поступок в детстве, когда он спас девочек и коня от падения в овраг (гл. 16)? -
Сравните размышления Сотникова и Рыбака, приведенные в таблице. Чего же “недоставало” Рыбаку, что он “недобрал” как человек и гражданин?