ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
i— 1
^oj
Рис. 63. Фрикционные передачи:
« — цилиндрическая, б — коническая, в —с переменным передаточным числом, прн перемеще нии катка вдоль оси
трения станет равным нулю (плечо равно нулю). При дальнейшем перемещении ведущего катка влево, за центр ведомого катка, про исходит реверсирование ведомого катка (изменение направления вращения) без изменения направления вращения ведущего вала, так как знак момента силы трения меняется на обратный. Указан ное свойство, фрикционной передачи используется в прессах для хо лодной штамповки и других механизмах.
Фрикционные передачи передают мощности до 12—20 кет. При меняются в прессах. В станках применяются очень редко.
Ц е п н а я п е р е д а ч а . Такая передача состоит из двух зуб чатых колес-звездочек, сидящих на двух параллельных валах, свя занных между собой бесконечной цепью, надетой на звездочки (рис. 64). Цепные передачи могут передавать большие мощности, чем ременные, при тех же габаритах. Они применяются для переда чи больших крутящих моментов.
Недостатком цепных передач является нестабильное передаточ ное отношение, ибо трудно изготовить очень точную цепь. В цепи имеются разные зазоры между отверстиями во втулках и роликами, что приводит к ударам и неустойчивым передаточным отношениям при резко изменяющихся нагрузках.
В металлорежущих станках применяют втулочно-роликовые це пи и реже — зубчатые бесшумные цепи. Зубчатые бесшумные цепи обеспечивают более плавную работу, но они сложнее и дороже в из готовлении.
Передаточное отношение цепных передач рассчитывают по фор муле
/?а |
Z i ’ |
|
где щ — число оборотов ведущего вала, |
сек (мин) ; |
|
Пг — число оборотов ведомого вала, |
сек (мин); |
92
Zx — число зубьев |
ведущего колеса; |
2 г— число зубьев |
ведомого колеса. |
Рис. 64. Цепная передача:
а— втулочно-роликовая, 6 — бесшумная
Вшлифовальных станках цепная передача применяется редко.
З у б . ч а т ые п е р е д а ч и . Зубчатая передача используется для передачи вращения от одного вала к другому посредством зубча тых колес с наружным и внутренним зацеплением.
Параллельные валы приводятся во вращение прямозубыми ко
лесами наружного и внутреннего зацепления (рис. 65, |
а, г), винто |
|
выми косозубыми колесами |
(рис. 65, б) и шевронными с зубьями |
|
в виде елочки (рис. 65, в). |
|
|
Пересекающиеся валы |
приводятся во вращение |
коническими |
зубчатыми колесами с прямыми и спиральными зубьями (рис. 65, д).
93
Достоинствами зубчатых передач является возможность пере давать большие крутящие моменты при малых расстояниях между валами и малых габаритах самих колес и получать стабильные пе редаточные отношения. Передачи эти долговечны и надежны в ра
боте.
Рис. 65. Зубчатые передачи
Недостатком передач является дороговизна изготовления точ ных зубчатых колес и значительный шум при работе с большими скоростями.
Большую плавность работы обеспечивают передачи с косозубы ми колесами. Однако при такой передаче возникает большое осевое давление, передающееся на опору вала. Поэтому опору нужно пре дусматривать не только для восприятия радиального, но и осевого усилия.
Шевронные колеса обладают достоинствами косозубых колес и не дают осевой нагрузки на опору.
Ответственные зубчатые колеса, предназначенные для работы при большой нагрузке и высоких скоростях (более 10 м/сек), изго товляют из конструкционных качественных сталей, а малонагру женные, тихоходные — из машиноподелочных сталей и чугунов.
Передаточное отношение зубчатой передачи определяют по фор муле
где п\ — число оборотов ведущего вала, сек {мин); п2— число оборотов ведомого вала, сек (мин) ; Zi — число зубьев ведущего колеса;
гг — число зубьев ведомого колеса.
94
Скрещивающиеся валы вращаются при помощи червячной па ры — червяка и червячного колеса (рис. 65, е). Червяк представля ет собой винт с трапецеидальным профилем винтовой нитки и бы вает однозаходным и многозаходным.
Червячное колесо — это зубчатое колесо с зубьями особой фор мы. Червячные передачи позволяют значительно уменьшить переда точное отношение передачи, так как при одном обороте однозаходного червяка червячное колесо поворачивается только на один зуб, при двухзаходном червяке — на два зуба.
Передаточное отношение червячной пары определяют по фор муле
где г — число зубьев червячного колеса; к ■—число заходов червяка.
Червячная пара должна работать при обильной смазке, которая уменьшает трение и отводит образующееся при трении тепло.
Червяки изготовляются из конструкционных и легированных сталей, а червячные колеса для малонщруженных тихоходных пе редач (при окружной скорости червяка меньше 3 м/сек) — из чугу на; для нагруженных передач колесо изготовляют из бронзы.
Для превращения вращательного движения |
в поступательное |
и наоборот применяют рейку и зубчатое колесо |
(рис. 65, ж) или |
винтовую пару. При вращении зубчатого колеса по часовой стрелке рейка перемещается прямолинейно слева направо.
При вращении винта гайка, удерживаемая от вращения стопор ным винтом или другим креплением, начинает перемещаться посту пательно вдоль оси винта (рис. 65, з).
Винтовые передачи главным образом применяются в механиз мах подач и механизмах установочных движений. Механизмы с вин товыми передачами предназначены для преобразования вращатель ного движения в поступательное. Эти передачи обеспечивают высо кую точность и плавность хода.
Винтовые механизмы выполняются:
а) с вращающимся винтом и перемещающейся поступательно или неподвижной гайкой. Например, в токарных станках ходовой винт вращается, а гайка движется (вместе с суппортом) поступа тельно;
б) с вращающейся гайкой и перемещающимся поступательно винтом, например, в механизме подъема и опускания шлифоваль ной бабки некоторых плоскошлифовальных станков.
Ходовые винты обычно имеют трапецеидальную резьбу и лишь в отдельных случаях — прямоугольную.
Ходовые винты изготовляют большей частью из конструкцион ной стали, а гайки к ним — из оловянистой бронзы. В менее ответст венных случаях гайки выполняют из антифрикционного чугуна.
Винтовые передачи отличаются большими потерями на трение. Для уменьшения потерь на трение в винте подачи шлифовальной бабки станков применяют гайки новой конструкции — гайки каче-
95
ния (рис. 6 6 ), в которых треиие скольжения обычного резьбового соединения заменяется трением качения. Винтовая канавка винта 1 заполнена роликами 4, находящимися на эксцентриковой оси 2. При вращении винта 1 ролики 4 перемещаются по его винтовой ка навке и заставляют всю гайку качения передвигаться вдоль вин та 1. Упорные подшипники 3 и 6 и игольчатые 5 на осях 2 значи тельно сокращают потери на трение. Гайкой 7 закрепляют детали на оси 2.
|
Рис. 66. Гайка качения: |
|
Рис. 67. Схема гидроприво |
/ — винт, |
2 — эксцентриковая ось, |
3 и 5 — |
да возвратно-поступательно |
упорные |
подшипники, 4 — ролики, |
Ь — иголь |
го движения стола |
чатый подшипник, 7 — гайка
§ 7. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ПРИВОДЫ
Гидроприводы широко используются в современных металлоре жущих станках. Они предназначаются для передачи движения от приводного двигателя к механизмам станка посредством рабочей жидкости — масла. Гидроприводы применяются главным образом для обеспечения прямолинейных перемещений в механизмах пода чи и рабочего движения шлифовальных, строгальных, протяжных и других станков. На резьбошлифовальном станке модели 582 гид ропривод используется для вращения шлифуемого изделия.
В качестве рабочей жидкости для гидросистем служит очищен ное минеральное масло. Для механизмов, работающих на больших
96
скоростях, применяют менее вязкое масло, а на меньших скорос тях — более вязкое.
С помощью гидравлических передач часто механизируется и ав томатизируется управление станком, например переключение ско ростей и реверсирование.
В гидроприводах имеются потери мощности на трение в движу щихся деталях гидросистемы (механические потери), потери, свя занные с уменьшением объема жидкости из-за утечки масла через неплотности и зазоры во всех звеньях (объемные потери), и гид равлические потери.
Механические потери учитываются коэффициентом полезного действия т}м, значение которого принимается таким же, как и в дру гих механизмах.
Объемные потери учитываются объемным к. п. д., значение кото рого равно
где QÄ— действительный объем масла в рабочей зоне гидропри вода;
Qt— теоретический объем масла, на который рассчитан насос. Объемный к. п. д. зависит от давления, температуры и вязкости масла, от состояния уплотнений и зазоров в движущихся органах
гидросистемы и колеблется в пределах 0,9—0,985.
Потери гидравлические, вызванные внутренним трением частиц масла, трением движущегося масла о стенки труб и других деталей гидроаппаратуры, сопротивлением движению масла при резких из менениях направления и сечения в коленах трубопровода и отвер стиях аппаратуры, определяется гидравлическим к. п.д. назначение которого колеблется в пределах 0,95—0,98. Общий к.п.д. гидро привода Т] = Т)м • Ноб-Нг-
Гидропривод, помимо насоса и рабочего цилиндра, имеет регу лятор скорости и давления, а также распределительные устройства. На рис. 67 показана схема гидропривода, обеспечивающего воз вратно-поступательное движение стола шлифовального станка.
Насос 2, забирая масло из бака 1, через кран 4 управления на правляет его в регулятор скорости (дроссель) 5, а оттуда — в по лость цилиндра золотника 12. При положении золотника, показан ном на -схеме, масло поступает в левую полость рабочего цилинд ра 10 и толкает поршень 11, а вместе с ним и стол станка вправо. Одновременно масло из правой полости рабочего цилиндра вытал кивается и через золотник и правый трубопровод направляется об ратно в бак.
На боковой поверхности стола 8 станка в нужном положении устанавливаются упоры 9 и 7, расстояние между которыми равно требуемой длине хода стола. При движении стола вправо упор 7, достигнув головки рычага 6, передвигает его вправо, и под действи ем механизма мгновенного реверсирования (на рисунке не пока зан) плунжер золотника переходит в положение, показанное на схе ме пунктиром. В новом положении золотника масло от насоса бу
7—2228 |
9 ? |
дет поступать в правую полость рабочего цилиндра 10 и стол нач нет двигаться влево, пока упор 9 не возвратит плунжер золотника в прежнее положение. Механизм мгновенного реверсирования пред отвращает остановку движения поршня И в тот момент, когда плунжер золотника занимает нейтральное положение и перекрыва ет соединительные каналы, сообщающиеся с цилиндром 10.
При кратковременной остановке станка для измерения или съе ма прошлифованной детали и установки следующей насос обычно не выключают, а перекрывают кран 4, при этом масло из насоса че рез предохранительный клапан 3 сливается обратно в бак.
Насосы. Насосы гидропривода предназначены для нагнетания масла в гидросистему. В металлорежущих станках применяются насосы трех типов: шестеренчатые, поршневые и лопастные.
Ш е с т е р е н ч а т ы е насосы имеют постоянную производитель
ность, а поршневые и лопастные — как |
постоянную, |
так |
и пе |
ременную. |
|
|
зубча |
Шестеренчатый насос состоит из двух зацепляющихся |
|||
тых колес, помещенных в общий корпус |
(рис. 6 8 , а). |
Одно зубча |
тое колесо (ведущее) сидит на валу, которому сообщается враще ние от электродвигателя или механической передачи, другое (ведо мое) получает вращение от ведущего колеса. Размеры колес одина ковы.
В корпусе насоса имеются зона 1 для всасывания жидкости и зона 2 для ее нагнетания.
Рис. 68. Гидронасосы»
а — шестеренчатый, б — поршневой
Всасывающее отверстие располагается с той стороны, где зубья выходят из зацепления, т. е. где зубья как бы расходятся и осво бождают некоторый объем камеры. При этом масло из бачка под
действием атмосферного давления |
устремляется в |
камеру насоса |
и заполняет ее. |
|
|
Попадая в пространство между |
зубьями, масло |
переносится в |
98
зону 2 нагнетания. При вращении колес масло, находящееся во впадинах, выдавливается в трубопровод под определенным давле нием. Шестеренчатые насосы изготовляются для работы при низ ком (до 5 am), среднем (до 30 am) и высоком давлении (до 70 am). Производительность насосов — от 18 до 125 л/мин.
Насосы низкого давления, собранные вместе с электродвигате лем (ШДП), применяют в системах охлаждения станков. Такие же насосы, но без электродвигателя применяют в системах смазки станков при давлении 2—5 кгс/см2.
Для -питания гидросистем используют шестеренчатые насосы среднего и высокого давления (10—65 кгс/см2) производительно стью 5—125 л/мин.
Производительность шестеренчатого насоса с одинаковыми шес тернями определяют с точностью до 2 % по формуле
Q = ^S { D - S ) h - n A l M U H ,
106
где D — диаметр наружной окружности зубчатого колеса, мм\ S — расстояние между центрами зубчатых колес, мм\
b — ширина зубчатого колеса, мм\
п — число оборотов шестерен в минуту.
П о р ш н е в ы е н а с о с ы позволяют развивать давление в гид росистеме 744-200 кгс/см2.
Схема насоса приведена на рис. 6 8 , б. Ротор 1 вращается на не подвижном валу 2, который по длине имеет два изолированных друг от друга канала. Один канал (на схеме нижний) соединен со всасывающей трубой, а другой — с нагнетательной.
В роторе имеется ряд радиальных отверстий 3, служащих ци линдрами для поршней 4. Эксцентрично ротору неподвижно смон тирован цилиндр 5, внутренняя поверхность которого при вращении ротора вызывает возвратно-поступательное движение поршней в ра диальном направлении. Путь каждого поршня равен удвоенной ве личине смещения центров е. При движении головки поршня по по луокружности АВС он перемещается к центру и нагнетает масло в верхний канал, а оттуда — в нагнета
тельную трубу. На участке CDA движе ние головки поршня производит всасыва ние масла. За один оборот ротора каждый
поршень совершает двойной ход. |
Число |
цилиндров — 5—9, а в более мощных на |
|
сосах используются два ряда цилиндров. |
|
Различные типоразмеры поршневых на |
|
сосов имеют производительность |
50— |
2 0 0 л/мин. |
Отнасоса |
Описание лопастных насосов приво дится в гл. IV.
Рабочие гидроцилиндры. В механиз мах с возвратно-поступательным движе-
'Ѵ З
6)
Рис. 69. Гидроцилиндры:
а — с односторонним штоком» б — с двусторонним штоком
,7* |
9» |