ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
ки. На каретке закреплен козырек 9, предназначенный для защи ты направляющих. Смазка направляющих производится под давле нием от маслораспределительной сети.
Станина имеет наклонное дно 13 для стока охлаждающей жид кости в углубление, откуда через трубу 2 она поступает в магнит ный сепаратор для очистки от металлических частиц.
Станина снабжена внутренними продольными и поперечными ребрами жесткости 15. На специальных приливах-платиках 1 дна крепится гидроцилиндр перемещения каретки 3.
В правой нише станины помещается электродвигатель 14, кото рый через клиноременную передачу и редуктор привода 12 передает вращение валу редуктора каретки 11, а затем магнитному столу. Доступ к электродвигателю и клиноременной передаче осуществ ляется через дверцу 5 и крышку 18 на передней стенке станины. Справа на станину устанавливается проставка 8 под колонку 7.
Внижнюю нишу проставки заходит козырек, защищающий на правляющие станины. На передней стенке проставки смонтирован пульт управления 6, а в боковой нише помещена клеммная короб ка, доступ к которой осуществляется через дверцы 10.
Влевой части станины находятся такелажные окна, а в пра вой— два крюка 17 для транспортирования станины и собранного станка.
Направляющие шлифовальных станков должны отвечать сле дующим требованиям:
быть достаточно жесткими, чтобы обеспечить прямолинейность перемещения движущихся частей станка, точность малых пере мещений и равномерность перемещений при малых скоростях;
быть длительное время износоустойчивыми; не нагреваться при работе.
Для обеспечения указанных требований необходимо, чтобы ко эффициент трения при покое и при движении были примерно рав ны. Поэтому направляющие обычной формы, по которым скользит стол, изготовляют из специального материала или производят по крытие поверхности, чтобы коэффициенты трения были близкими.
Работы последних лет показали, что такие пары составляют ма териалы сталь и хром, коэффициент трения покоя которых 0,16, а трения движения — 0,17.
Кроме того, подбирают соответствующую смазку, которая умень шает скачкообразность перемещения стола по направляющим.
В некоторых конструкциях применяют вместо направляющих скольжения направляющие качения в виде роликов и шариков.
Износостойкой является конструкция, в которой беговая дорож ка для шариков образована двумя проволочками из твердого спла ва. Проволочки эти расположены на направляющих стола и на правляющих станины.
Вместо Ѵ-образных направляющих (рис. 80, а) иногда приме няют плоские или другой формы направляющие (рис. 80, б).
Точное направление движения стола обеспечивается предвари тельным натягом за счет того, что расстояние между двумя верти-
8 —2228 |
113 |
Рис. 79. Станина станка ЗВ756
кальными плоскостями на салазках меньше, чем размер охваты ваемой поверхности стола.
Направляющие качения изготовляют с высокой точностью: пря молинейность беговых дорожек 1 мкм, одинаковость размеров ша риков или роликов ±1 мкм, шероховатость поверхностей V9—Ѵ10, твердость поверхностей HRC 60—62. Конструкции таких направ ляющих для малых станков разработаны и выпущены.
1 |
6 |
Рис. 80 Направляющие качения:
а — Ѵ-образная, |
б — образованные |
горизонтальными н |
вертикальными |
|
плоскостями; 1 — стол, 2 — шарик, |
3 — проволочки, 4, |
8 — станины, 5 — се |
||
|
паратор, 6 — салазки, 7 — шарики |
|
|
|
Ст о л станка |
служит для |
закрепления |
на |
нем обрабатывае |
мых деталей или приспособлений и сообщения обрабатываемым деталям движения подачи.
На рис. 81 показан прямоугольный стол станка 372Б. Рабочая поверхность прямоугольного стола 7 имеет Т-образные пазы для крепления электромагнитной плиты, специальных приспособлений или обрабатываемой детали. Стол перемещается по плоской 2 и Ѵ-образной 9 направляющим станины 1.
На столе установлены чугунные козырьки 5 и 6, между кото рыми закреплены передний 4 и задний 8 кожухи из листовой ста ли. На передней стенке стола имеется прилив с Т-образным пазом, в котором перемещаются упоры 3 для переключения гидравличе ской коробки реверса (перемены направления движения) стола. Упоры размещены так, чтобы перемещение стола соответствовало длине обрабатываемой детали. Для слива охлаждающей эмульсии на столе сделаны углубления -— корыта с отверстиями.
На рис. 82 показан круглый стол станка ЗВ756. Стол 4 установ лен на каретке 1, которая перемещает его вместе с закрепленными на нем деталями под шлифовальную бабку или в положение за грузки. Каретка перемещается по плоской и Ѵ-образной направ ляющим станины. Верхняя часть каретки имеет форму чаши с коль цевой направляющей 2, на которой от зубчатого колеса редуктора и зубчатого венца 3, закрепленного на столе, вращается стол. Для большей жесткости в верхней части каретки сделаны ребра. Коль цевая направляющая и зубчатое зацепление периодически смазы ваются маслом, заливаемым через специально установленную мас-
116
5
Рис. 81. Прямоугольный стол станка 372Б
ленку 8. На плите 7 стола имеются пазы, в которых находятся шесть электромагнитных катушек 6. На верхней крышке стола сделаны пазы, заполненные немагнитными прокладками 5.
Ш л и ф о в а л ь н а я б а б к а представляет собой корпус, в ко тором помещены шпиндель шлифовального круга, опоры шпинде ля, смазочные устройства и привод шпинделя. Шлифовальная баб ка имеет направляющие, по которым она перемещается. Она сооб щает абразивному кругу главное движение резания. Абразивный
/
круг вращается с большим числом оборотов (до 3000 оо/мин), чтобы обеспечить скорость резания 35 м/сек и более.
Возникающие при шлифовании усилия резания воспринимают ся шлифовальной бабкой, поэтому она должна быть виброустойчи
вой, прочной и жесткой.
5 6
Рис. 82. Круглый стол станка ЗВ756
Ш п и н д е л ь — важнейшая деталь станка, определяющая в большой степени точность его работы. У шпинделя станка тщатель но обработаны рабочие шейки, лежащие непосредственно на опо рах. Шпиндель должен быть прочным, жестким, виброустойчивым и износостойким. На консольном конце шпинделя (см. рис. 71, а и в) имеется коническая поверхность со шпонкой для насадки флан ца со шлифовальным кругом. Фланец закрепляется на шпинделе гайкой.
О п о р ы — неподвижные части, на которые опираются вращаю щиеся цапфы (шейки) валов и осей, называются подшипниками. Подшипники воспринимают усилия, передаваемые валом или осью
118
на опору. В станках устанавливают подшипники скольжения и под шипники качения (шариковые и роликовые).
Основные детали подшипников скольжения (рис. 83) — корпус и вкладыши или втулка. Корпус может быть цельным или разъем
ным. |
Вкладыши |
изготовляют |
из |
антифрикционных |
материалов |
|||
(бронзы, чугуна), |
металлокерамических |
материалов, |
пластмасс |
|||||
или заливают баббитом. |
|
|
|
|
|
|||
Подшипники качения со |
|
|
|
|
|
|||
стоят из наружного и внут |
|
|
|
|
|
|||
реннего колец, между кото |
|
|
|
|
|
|||
рыми |
размещены |
закален |
|
|
|
|
|
|
ные шарики или ролики. |
|
|
|
|
|
|||
При |
вращении |
вала или |
|
|
|
|
|
|
корпуса |
шарики |
или роли |
|
|
|
|
|
|
ки катятся по канавкам, сде |
|
|
|
|
|
|||
ланным в кольцах. |
|
|
|
|
|
|||
Подшипники |
качения |
|
|
|
|
|
||
разделяются на |
радиаль |
|
Рис. 83. Подшипник скольжения: |
|||||
ные (рис. |
84, а), |
восприни |
1 — основание, |
2 — вкладыш, 3 — прорези |
вклады |
|||
ша, |
4 — регулировочные винты, 5 — гайки, |
6 — вал |
||||||
мающие нагрузки, направ |
|
|
|
|
|
|||
ленные радиально, упорные |
|
|
|
вдоль |
оси |
|||
(рис. 84,6), воспринимающие нагрузки, действующие |
||||||||
вала, |
и радиально-упорные (рис. 84, б), воспринимающие радиаль |
ные и осевые нагрузки.
Подшипники шпинделя должны обеспечивать неизменное поло жение шпинделя при вращении. Допускаемое биение шпинделя станка нормальной точности в радиальном и осевом направлениях не должно превышать 0,005—0,01 мм. При больших зазорах воз можна вибрация шпинделя, что отразится на качестве обработки поверхности. Вместе с тем при малых зазорах подшипники могут сильно нагреваться, вызывая заклинивание шпинделя. При малых зазорах необходима обильная смазка и охлаждение подшипников.
Рис. 84. Подшипники качения:
а — радиальный шариковый, б — упорный шариковый, в — радиально-упор ный с коническими роликами; 1 — внутреннее кольцо, 2 — наружное кольцо, 3 — шарики, 4 — ролики
Зазоры в подшипниках шпинделя должны легко и точно регулиро ваться. Подшипники должны быть надежно защищены от попада ния абразивной и металлической пыли, грязи, охлаждающей жид
кости.
Наиболее нагруженной опорой шпинделя является передняя. По этому она должна быть особенно тщательно отрегулирована и хо рошо смазана. Чем меньше вылет шпинделя, тем меньше нагруже
на передняя опора.
На большинстве станков устанавливают регулируемые подшип ники скольжения, вкладыши которых имеют цилиндрическую внут реннюю опорную поверхность и коническую наружную. Зазор ре гулируют продольным перемещением вкладыша.
На рис. 85 показана шлифовальная бабка станка 3741, установ ленная на подшипниках скольжения с несколькими вкладышами. В станках 3740, 3741, 3772 и других устанавливают подшипники с тремя вкладышами. Такие подшипники обеспечивают хорошее направление оси шпинделя при различных нагрузках и высокую точность обработки.
Вкладыши 11 изготовляют из стали, внутренняя поверхность их покрыта тонким слоем бронзы. Внутренняя поверхность вклады ша 10 точно пришабривается по шейке шпинделя 5. Наружная по верхность вкладышей тоже цилиндрическая, но она меньше расто ченного отверстия стакана 9, что позволяет ему самоустанавливать ся в зависимости от величины и формы масляного клина, образую щегося между шпинделем и внутренней поверхностью вкладыша.
Вкладыши регулируют винтами 13 и 14, которые стопорятся винтами 15. При правильном регулировании шпиндель должен про ворачиваться от руки. Масло подается от насоса 1 и заполняет про странство между вкладышами. Чтобы масло не вытекало, к тор цам стаканов 9 и 2 и шпинделю плотно прилегают кольца 3 и 12. Осевое смещение шпинделя предотвращают кольца 6 и в, которые зажимают его буртик 7. Шпиндель получает вращение от электро двигателя 4.
Подшипники скольжения в шлифовальных бабках заменяют подшипниками качения. Подшипники качения имеют следующие преимущества:
упрощается и ускоряется сборка шпиндельной бабки, так как не требуется пришабривать вкладыши;
уменьшаются габариты бабки, так как подшипники качения имеют меньшую ширину, чем подшипник скольжения;
можно применять консистентную смазку, закладывая ее с помо щью простых смазочных устройств;
воспринимают не только радиальные, но и осевые нагрузки без установки специальных упорных подшипников;
повышается срок эксплуатации шпиндельного узла.
Подшипники качения применяют в шлифовальных станках с вер тикальным расположением шпинделя. В станках общего типа с го ризонтальным расположением шпинделя применяют как подшип ники качения, так и скольжения, а также комбинированные опоры.
420