ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
где т — масса, кг; V — объем, м3.
§ 6. ЛОПАСТНЫЕ НАСОСЫ ДЛЯ ГИДРОПРИВОДОВ
Гидроприводы плоскошлифовальных станков чаще всего рабо тают от лопастных насосов марки Л/Ф , выпускаемые восьми типо размеров со следующими техническими характеристиками:
производительность . рабочее давление приводная мощность объемный к. п. д.
5— 100 л/мин
до 65 кгс/см2 до 13 кет
0,62—0,92
Лопастной насос станка 3722 (рис. 90) имеет корпус, в котором располагается статор — стальное закаленное кольцо. Внутренняя поверхность кольца имеет форму эллипса.
Внутри статора размещен ротор — диск с радиальными прорезя ми. В прорези вставлены пластины-лопатки. С боков ротор и статор закрыты двумя медными дисками, благодаря чему создается замк нутая рабочая камера между ротором, статором и дисками. В дис ках имеется по четыре отверстия — два для всасывания и два для нагнетания.
При вращении ротора лопатки выдвигаются из пазов иод дейст вием центробежных сил и прижимаются к эллиптической поверх ности статора. Благодаря такой форме статора за один оборот ро тора лопатки дважды выдвигаются и дважды вдвигаются в пазы ротора. При выдвижении лопаток объем полости между двумя смежными лопатками увеличивается, в полости создается разреже ние, благодаря чему масло засасывается в полость через специаль ные окна. При дальнейшем вращении объем полости уменьшается, и масло выдавливается в окна 6, связанные с гидросистемой. При вращении ротора по часовой стрелке масло засасывается одновре менно в нижней правой и верхней левой частях, а нагнетается в нижней левой и верхней правой частях.
Так как камеры нагнетания расположены диаметрально проти воположно, то давление масла на ротор уравновешивается, поэто му вал и подшипники разгружены. Давление масла достигает 65 ат. Скорость вращения вала вместе с ротором— 1000 об/мин.
Лопастные гидронасосы изготовляют одинарными и сдвоенны ми. Сдвоенный насос (см. рис. 90) состоит из двух насосов анало гичной конструкции. В корпусе 3 установлен вал 4, вращающийся от индивидуального электродвигателя. Вал приводит в движение два ротора 9 с лопатками 8, заключенными в статоре 5. В бронзо вых дисках 1 и 2 имеются два окна 7 для всасывания и два окна 6 для нагнетания. Один из насосов создает большое давление, но ма ло расходует жидкости, другой — малое давление, но расходует мно го жидкости. Работают насосы при температуре масла от +10 до
+ 50° С.
130
Для слиВа утечек
А-А
Б-Б
Рис. 90. Лопастной насос станка 3722:
7, 2 — диски, 3 — корпус, 4 — вал, 5 —статор, 6 — окна нагнетания, 7 — окна вса сывания, 8 — лопатки, 9 — ротор
Иногда сдвоенные насосы работают так, что нагнетаемая одним насосом жидкость поступает во всасывающую зону другого насоса и затем происходит нагнетание ее во втором насосе. Так создается давление до 135 ат. В первом случае насосы работают параллель но, во втором — последовательно.
§ 7. ГИДРОЦИЛИНДРЫ
Гидроцилиндры превращают движение масла в движение сто лов, бабок, прибора для правки круга и т. п. Цилиндры бывают простого действия и дифференциальные.
9* |
131 |
|
ѵ-у
Рис. 91. Рабочие гидроцилиндры:
а — одноніточный |
дифференциального |
действия, б — двухшточпый; |
/ — кронштейн, 2 — уплотнительные |
кольца, 3 и 8 — опоры, 4, 12, 17 — штоки, 5 — цилиндр, 6' и 14 — поршни, |
7, 13 — уплотнительные манжеты, |
||
9, |
10, 11 и 16 — штуцеры, |
15 — уплотнительный манжет поршня, 18 — каналы |
Цилиндры простого действия применяют в тех случаях, когда скорости прямого и обратного хода узла станка, а следовательно, и поршня, связанного с ним, должны быть равны. Цилиндры диф ференциального действия используют тогда, когда скорости прямо го и обратного ходов должны быть равными.
Гидравлический цилиндр дифференциального действия стола станка 372Б (рис. 91, а) состоит из цилиндра 5, поршня 6, штока 4, полихлорвиниловых уплотнительных манжет 7 поршня и уплотни тельных колец 2 штока, опор 3 и 8, удерживающих цилиндр на ста нине. На малых и средних станках шток поршня соединен кронш тейном 1 с торцем стола.
Масло попеременно подается в правую и левую полости цилинд ра через штуцеры 9 и 10, и в зависимости от зтого поршень со што ком и связанный с ними стол перемещаются влево или вправо.
Масло поступает через верхние полости опор, что уменьшает опасность попадания воздуха в цилиндр и облегчает удаление его. Масло из правой полости цилиндра давит на всю поверхность порш ня, из левой — на поверхность поршня, не занятую штоком. Скоро сти перемещения штока влево и вправо не равны, они обратно про порциональны величине полезных площадей. Однако разность ско ростей при перемещении вправо и влево не превышает 10%.
Достоинствами такого цилиндра являются малые габариты и простота конструкции.
К недостаткам относится большая нагрузка на тонкий шток. По этому при движении влево шток прогибается относительно своей оси, нарушая уплотнения.
Применяют также двухшточные цилиндры. Скорости поршня при движении вправо и влево одинаковы. На рис. 91, б показан двухшточный цилиндр станка 3722. Этот цилиндр имеет большие габариты. Масло поступает в цилиндр через пустотелые штоки 12 и 17. При подаче масла в правую полость цилиндра связанный с ним стод перемещается вправо, а масло из левой полости через каналы 18 и полость в штоке попадает в штуцер 11 и далее в гид росистему на слив.
В некоторых станках стол движется от двух штоков при непод вижном цилиндре.
§8. АППАРАТУРА ГИДРОСИСТЕМЫ
Каппаратуре гидросистем относятся распределительные и регу лирующие устройства: клапаны, золотники, краны и т. п.
Р а с п р е д е л и т е л ь н ы е у с т р о й с т в а |
направляют поток |
масла в различные механизмы гидравлической |
системы и отводят |
его в резервуар, а также управляют последовательностью действия
механизмов. |
у с т р о й с т в а |
устанавливают требую |
Р е г у л и р у ю щ и е |
щуюся величину давления в системе, скорость потока, скорость и ве личину перемещения механизмов станка. Управление золотниками и кранами может быть ручное или автоматизированное.
133
Клапаны служат для регулирования давления, открываются или закрываются автоматически под действием давления пружины,
жидкости или собственного веса.
Предохранительные клапаны предназначены для поддержания в системе давления масла, не превышающего определенно!; величи ны. При давлении, превышающем установленный предел, клапан открывается и перепускает жидкость в резервуар.
Часто предохранитель ные клапаны не только предупреждают пере грузку системы, но и под держивают требуемое давление для создания по стоянного напора. В этом случае клапан рабо тает как перепускной на порный: перепускает в резервуар излишек жид кости сверх того количест ва, которое требуется для получения нужной скоро сти движения.
Для распределения потока масла и регулирования давления служат золотники.
На рис. 92 показан напорный золотник Г54-13 конструкции ЭНИИМСа. Золотник устанавливают за насосом параллельно дру гим устройствам. Корпус 10 закрывается нижней крышкой 9 и верх ней 12. В корпусе имеется собственно золотник 8, па который давит пружина 13. Масло от насоса поступает в камеру 3 и через кана лы 4, 5, 6 и камеру 7 подходит к торцу золотника 8.
_Когда давление в системе настолько возрастает, что преодоле вает усилие пружины 13, золотник 8 перемещается вправо до упор ной шайбы 11, а масло из камеры 3 поступает в камеру 2 и оттуда сливается в бак. Отверстия 1 и 15 закрыты пробками. Усилие, соз даваемое пружиной, регулируют винтом 14.
Для предупреждения утечки масла через резьбовое соединение винта 14 устанавливают медные прокладки 16, контргайку 18 и кол пачок 17.
Крышки 9 и 12 можно установить в корпусе 10 по-разному. Ес ли крышку 9 повернуть, то канал 4 не совместится с каналом 5. При этом масло в камеру 7 будет подаваться через отверстие из спе циального трубопровода. Если повернуть крышку 12, можно разъ единить полость 19 и полость слива 2, так как каналы будут закры ты. Но полости будут соединены с баком через отверстие 15.
Золотники управляются при помощи кулачков, которые повора чивают рычаг, перемещающий золотник в ту или другую сторону. Для переключения больших золотников требуются большие уси лия; для этой цели применяют системы со вспомогательными золот никами, которые называются пилотами (рис. 93).
134
При |
движении |
рычага |
вправо |
|
|
|
|||||||||
пилот 3 занимает |
правое |
положе |
|
|
|
||||||||||
ние, |
и масло |
от |
насоса, |
проходя |
|
|
|
||||||||
через левые полости пилота, переме |
|
|
|
||||||||||||
щает плунжер золотника 2 вправо. |
|
|
|
||||||||||||
При этом |
масло из золотника |
на |
|
|
|
||||||||||
правляется в левую полость цилин |
|
|
|
||||||||||||
дра |
1, а из правой полости цилинд 8 бак |
|
|
||||||||||||
ра уходит в бак. |
В конце рабочего |
|
|
|
|||||||||||
хода |
стол |
поворачивает |
рычаг |
4 |
|
|
|
||||||||
своими |
упорами. |
Тогда |
пилот |
3 |
|
|
|
||||||||
перемещается в крайнее левое поло |
|
|
|
||||||||||||
жение, открывает для |
масла |
кана |
|
|
|
||||||||||
лы справа |
и закрывает |
слева. Мас |
|
ѵ р а б |
о5р |
||||||||||
ло подходит к золотнику 2 справа |
|
и |
|
- — |
1 |
||||||||||
перемещает его справа налево. При |
|
|
J |
||||||||||||
этом основной поток масла идет че |
|
|
|
||||||||||||
рез каналы |
в правую |
полость |
ци |
|
|
|
|||||||||
линдра 1, а из левой оно сливается. |
|
|
|
||||||||||||
Стол начнет |
двигаться |
в обратном |
|
|
|
||||||||||
направлении. |
Пилотом |
можно |
уп |
|
7 ' |
|
|||||||||
равлять и вручную. |
|
|
р а б о т ы |
|
№ |
||||||||||
Р е г у л и р о в а н и е |
|
|
|
7 іі_1 |
|||||||||||
г и д р о п р и в о д а . |
При |
|
работе |
|
|
В бак I |
|||||||||
станка на различных режимах тре |
|
|
|
||||||||||||
буется изменять скорость перемеще |
Рис. 93. Золотник с пилотом |
||||||||||||||
ния рабочих механизмов, что дости |
|||||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
гается |
регулированием |
количества |
|
|
|
||||||||||
масла, поступающего в рабочие |
|
цилиндры |
гидропривода при по- |
||||||||||||
мощи дросселя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а)
135