Файл: Терган, В. С. Плоское шлифование учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где т — масса, кг; V — объем, м3.

§ 6. ЛОПАСТНЫЕ НАСОСЫ ДЛЯ ГИДРОПРИВОДОВ

Гидроприводы плоскошлифовальных станков чаще всего рабо­ тают от лопастных насосов марки Л/Ф , выпускаемые восьми типо­ размеров со следующими техническими характеристиками:

производительность . рабочее давление приводная мощность объемный к. п. д.

5— 100 л/мин

до 65 кгс/см2 до 13 кет

0,62—0,92

Лопастной насос станка 3722 (рис. 90) имеет корпус, в котором располагается статор — стальное закаленное кольцо. Внутренняя поверхность кольца имеет форму эллипса.

Внутри статора размещен ротор — диск с радиальными прорезя­ ми. В прорези вставлены пластины-лопатки. С боков ротор и статор закрыты двумя медными дисками, благодаря чему создается замк­ нутая рабочая камера между ротором, статором и дисками. В дис­ ках имеется по четыре отверстия — два для всасывания и два для нагнетания.

При вращении ротора лопатки выдвигаются из пазов иод дейст­ вием центробежных сил и прижимаются к эллиптической поверх­ ности статора. Благодаря такой форме статора за один оборот ро­ тора лопатки дважды выдвигаются и дважды вдвигаются в пазы ротора. При выдвижении лопаток объем полости между двумя смежными лопатками увеличивается, в полости создается разреже­ ние, благодаря чему масло засасывается в полость через специаль­ ные окна. При дальнейшем вращении объем полости уменьшается, и масло выдавливается в окна 6, связанные с гидросистемой. При вращении ротора по часовой стрелке масло засасывается одновре­ менно в нижней правой и верхней левой частях, а нагнетается в нижней левой и верхней правой частях.

Так как камеры нагнетания расположены диаметрально проти­ воположно, то давление масла на ротор уравновешивается, поэто­ му вал и подшипники разгружены. Давление масла достигает 65 ат. Скорость вращения вала вместе с ротором— 1000 об/мин.

Лопастные гидронасосы изготовляют одинарными и сдвоенны­ ми. Сдвоенный насос (см. рис. 90) состоит из двух насосов анало­ гичной конструкции. В корпусе 3 установлен вал 4, вращающийся от индивидуального электродвигателя. Вал приводит в движение два ротора 9 с лопатками 8, заключенными в статоре 5. В бронзо­ вых дисках 1 и 2 имеются два окна 7 для всасывания и два окна 6 для нагнетания. Один из насосов создает большое давление, но ма­ ло расходует жидкости, другой — малое давление, но расходует мно­ го жидкости. Работают насосы при температуре масла от +10 до

+ 50° С.

130



Для слиВа утечек

А-А

Б-Б

Рис. 90. Лопастной насос станка 3722:

7, 2 — диски, 3 — корпус, 4 — вал, 5 —статор, 6 — окна нагнетания, 7 — окна вса­ сывания, 8 — лопатки, 9 — ротор

Иногда сдвоенные насосы работают так, что нагнетаемая одним насосом жидкость поступает во всасывающую зону другого насоса и затем происходит нагнетание ее во втором насосе. Так создается давление до 135 ат. В первом случае насосы работают параллель­ но, во втором — последовательно.

§ 7. ГИДРОЦИЛИНДРЫ

Гидроцилиндры превращают движение масла в движение сто­ лов, бабок, прибора для правки круга и т. п. Цилиндры бывают простого действия и дифференциальные.

9*

131

 

ѵ-у

Рис. 91. Рабочие гидроцилиндры:

а — одноніточный

дифференциального

действия, б — двухшточпый;

/ — кронштейн, 2 — уплотнительные

кольца, 3 и 8 — опоры, 4, 12, 17 — штоки, 5 — цилиндр, 6' и 14 — поршни,

7, 13 — уплотнительные манжеты,

9,

10, 11 и 16 — штуцеры,

15 — уплотнительный манжет поршня, 18 — каналы

Цилиндры простого действия применяют в тех случаях, когда скорости прямого и обратного хода узла станка, а следовательно, и поршня, связанного с ним, должны быть равны. Цилиндры диф­ ференциального действия используют тогда, когда скорости прямо­ го и обратного ходов должны быть равными.

Гидравлический цилиндр дифференциального действия стола станка 372Б (рис. 91, а) состоит из цилиндра 5, поршня 6, штока 4, полихлорвиниловых уплотнительных манжет 7 поршня и уплотни­ тельных колец 2 штока, опор 3 и 8, удерживающих цилиндр на ста­ нине. На малых и средних станках шток поршня соединен кронш­ тейном 1 с торцем стола.

Масло попеременно подается в правую и левую полости цилинд­ ра через штуцеры 9 и 10, и в зависимости от зтого поршень со што­ ком и связанный с ними стол перемещаются влево или вправо.

Масло поступает через верхние полости опор, что уменьшает опасность попадания воздуха в цилиндр и облегчает удаление его. Масло из правой полости цилиндра давит на всю поверхность порш­ ня, из левой — на поверхность поршня, не занятую штоком. Скоро­ сти перемещения штока влево и вправо не равны, они обратно про­ порциональны величине полезных площадей. Однако разность ско­ ростей при перемещении вправо и влево не превышает 10%.

Достоинствами такого цилиндра являются малые габариты и простота конструкции.

К недостаткам относится большая нагрузка на тонкий шток. По­ этому при движении влево шток прогибается относительно своей оси, нарушая уплотнения.

Применяют также двухшточные цилиндры. Скорости поршня при движении вправо и влево одинаковы. На рис. 91, б показан двухшточный цилиндр станка 3722. Этот цилиндр имеет большие габариты. Масло поступает в цилиндр через пустотелые штоки 12 и 17. При подаче масла в правую полость цилиндра связанный с ним стод перемещается вправо, а масло из левой полости через каналы 18 и полость в штоке попадает в штуцер 11 и далее в гид­ росистему на слив.

В некоторых станках стол движется от двух штоков при непод­ вижном цилиндре.

§8. АППАРАТУРА ГИДРОСИСТЕМЫ

Каппаратуре гидросистем относятся распределительные и регу­ лирующие устройства: клапаны, золотники, краны и т. п.

Р а с п р е д е л и т е л ь н ы е у с т р о й с т в а

направляют поток

масла в различные механизмы гидравлической

системы и отводят

его в резервуар, а также управляют последовательностью действия

механизмов.

у с т р о й с т в а

устанавливают требую­

Р е г у л и р у ю щ и е

щуюся величину давления в системе, скорость потока, скорость и ве­ личину перемещения механизмов станка. Управление золотниками и кранами может быть ручное или автоматизированное.

133


Рис. 92. Напорный золотник Г54-13

Клапаны служат для регулирования давления, открываются или закрываются автоматически под действием давления пружины,

жидкости или собственного веса.

Предохранительные клапаны предназначены для поддержания в системе давления масла, не превышающего определенно!; величи­ ны. При давлении, превышающем установленный предел, клапан открывается и перепускает жидкость в резервуар.

Часто предохранитель­ ные клапаны не только предупреждают пере­ грузку системы, но и под­ держивают требуемое давление для создания по­ стоянного напора. В этом случае клапан рабо­ тает как перепускной на­ порный: перепускает в резервуар излишек жид­ кости сверх того количест­ ва, которое требуется для получения нужной скоро­ сти движения.

Для распределения потока масла и регулирования давления служат золотники.

На рис. 92 показан напорный золотник Г54-13 конструкции ЭНИИМСа. Золотник устанавливают за насосом параллельно дру­ гим устройствам. Корпус 10 закрывается нижней крышкой 9 и верх­ ней 12. В корпусе имеется собственно золотник 8, па который давит пружина 13. Масло от насоса поступает в камеру 3 и через кана­ лы 4, 5, 6 и камеру 7 подходит к торцу золотника 8.

_Когда давление в системе настолько возрастает, что преодоле­ вает усилие пружины 13, золотник 8 перемещается вправо до упор­ ной шайбы 11, а масло из камеры 3 поступает в камеру 2 и оттуда сливается в бак. Отверстия 1 и 15 закрыты пробками. Усилие, соз­ даваемое пружиной, регулируют винтом 14.

Для предупреждения утечки масла через резьбовое соединение винта 14 устанавливают медные прокладки 16, контргайку 18 и кол­ пачок 17.

Крышки 9 и 12 можно установить в корпусе 10 по-разному. Ес­ ли крышку 9 повернуть, то канал 4 не совместится с каналом 5. При этом масло в камеру 7 будет подаваться через отверстие из спе­ циального трубопровода. Если повернуть крышку 12, можно разъ­ единить полость 19 и полость слива 2, так как каналы будут закры­ ты. Но полости будут соединены с баком через отверстие 15.

Золотники управляются при помощи кулачков, которые повора­ чивают рычаг, перемещающий золотник в ту или другую сторону. Для переключения больших золотников требуются большие уси­ лия; для этой цели применяют системы со вспомогательными золот­ никами, которые называются пилотами (рис. 93).

134


При

движении

рычага

вправо

 

 

 

пилот 3 занимает

правое

положе­

 

 

 

ние,

и масло

от

насоса,

проходя

 

 

 

через левые полости пилота, переме­

 

 

 

щает плунжер золотника 2 вправо.

 

 

 

При этом

масло из золотника

на­

 

 

 

правляется в левую полость цилин­

 

 

 

дра

1, а из правой полости цилинд­ 8 бак

 

 

ра уходит в бак.

В конце рабочего

 

 

 

хода

стол

поворачивает

рычаг

4

 

 

 

своими

упорами.

Тогда

пилот

3

 

 

 

перемещается в крайнее левое поло­

 

 

 

жение, открывает для

масла

кана­

 

 

 

лы справа

и закрывает

слева. Мас­

 

ѵ р а б

о5р

ло подходит к золотнику 2 справа

 

и

 

- —

1

перемещает его справа налево. При

 

 

J

этом основной поток масла идет че­

 

 

 

рез каналы

в правую

полость

ци­

 

 

 

линдра 1, а из левой оно сливается.

 

 

 

Стол начнет

двигаться

в обратном

 

 

 

направлении.

Пилотом

можно

уп­

 

7 '

 

равлять и вручную.

 

 

р а б о т ы

 

Р е г у л и р о в а н и е

 

 

 

7 іі_1

г и д р о п р и в о д а .

При

 

работе

 

 

В бак I

станка на различных режимах тре­

 

 

 

буется изменять скорость перемеще­

Рис. 93. Золотник с пилотом

ния рабочих механизмов, что дости­

 

 

 

гается

регулированием

количества

 

 

 

масла, поступающего в рабочие

 

цилиндры

гидропривода при по-

мощи дросселя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

135