Файл: Ситковский, И. П. Полимерные материалы на зарубежных железных дорогах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ІІ6
Рис. 84. Японские контейнеры:
а — изотермический с термоизоляцией из |
пенополиуретана тол |
щиной 70 мм; б — складной эластичный |
для сыпучих грузов; |
ѳ — складной эластичный для перевозки жидких грузов |
На железных дорогах стран Западной Европы и Скандинавии экс плуатируются резервуары-контейнеры, предназначенные для между народных железнодорожных перевозок жидкостей и сжатых газов. Они транспортируются на специальных платформах аналогично котлам цистерны. Упоминается, например, о таких их конструкциях, в которых внутренний котел, выполненный из нержавеющей стали, имеет обшивку сечением правильного восьмиугольника из обычной 2-мм стали. Зазор же между обшивкой и стенками внутреннего котла заполнен пенополистиролом.
Если котел сделан не из нержавеющей, а из обычной стали, то его внутреннюю поверхность облицовывают эпоксидной смолой или рези ной. В небольших количествах изготовляются котлы и из стеклоплас тика. Такие контейнеры имеют емкость 18,2 ж3, длину 6,096 мм и вес 2—3 т. Отмечается, что подобные контейнеры с котлами из стекло пластика значительно дешевле, чем из нержавеющей стали, и несколько легче.
В Англии выпускаются изотермические универсальные контейнеры по параметрам J.S.O. Предполагается, что в ближайшие годы четвер тая часть общего мирового количества контейнеров будет изотермиче ской. Прочностные требования к изотермическим контейнерам аналогич ны универсальным, но дополнены требованиями обеспечения хорошей термоизоляции, высокими гигиеническими характеристиками и возмож ностью проведения быстрой и легкой очистки. Разработана и запа тентована технология производства изотермических контейнеров из целых панелей, изготовляемых из пенополиуретана, покрытого с обеих сторон оболочками из стеклопластика, методом литья под высоким давлением, что обеспечивает повышенную плотность и однородность материала стен, полов и крыш контейнеров. Панели крепятся к кар
117
касу из профильного проката легированной стали. При толщине па нелей 101,6 мм в 20-т контейнере общие потери тепла чрезвычайно малы. Контейнеры собирают и монтируют на специальной поточной линии. Помимо высоких теплотехнических свойств, они характери зуются высокой прочностью, стойкостью к ударным воздействиям и длительным сроком службы.
Наиболее перспективной конструкцией дверей контейнеров в ФРГ в последнее время считается слоистая конструкция, состоящая из прессованной фанеры в качестве прокладки с двусторонней металли ческой обшивкой.
Особое значение придается уплотнению дверей, которое достигает ся с помощью резиновых прокладок, приклеиваемых к створкам дверей специальным составом. Отмечается важность обеспечения уплотне ний как внутренних, так и внешних швов, например, между дере вянным полом и металлическими листами стен. Для этой цели при меняют составы на основе полисульфидной, силиконо-каучуковой и эпоксидной смол. Такие составы устойчивы против воздействия повы шенной влажности, морской воды и моющих средств. Применяют для
этого также клейкие уплотнительные полосы из алюминиевой |
фоль |
ги или ткани с полиэтиленовым покрытием [91. |
скле |
Монтаж и сборку контейнеров все чаще осуществляют путем |
ивания вместо болтового соединения, клепки или сварки. Новый способ создает равномерное распределение внутренних напряжений, исключа ет тепловую нагрузку и образование коррозии, обеспечивает выравни вание термических напряжений при достаточной эластичности скле ивающего шва, выполняющего одновременно изоляционные и уплотни тельные функции. Для склеивания употребляют одно- и двухкомпо нентные клеящие составы на базе эпоксидной смолы, полиуретана или синтетического каучука.
Для предотвращения коррозии металлических элементов контей неров их покрывают после предварительной грунтовки двухслойным покрытием из поливинилхлоридного лака.
В контейнеростроении ФРГ намечается тенденция к стандартиза ции размеров и конструкций контейнеров [10]. По основным группо вым характеристикам производимые в ФРГ преимущественно 20-т контейнеры размерами 2,4 X 2,4 X 6,0 м распределяются на несколько следующих типов:
контейнеры, не имеющие крыши, вместо которой служит синтети ческий тент, покрытый поливинилхлоридной смолой марки 4050; они имеют стальные каркасы, стены и двери (рис. 85);
рефрижераторные стальные контейнеры с внутренней обшивкой из стеклопластика, с термоизоляцией из пенополиуретана и дверями, оснащенными тройным резиновым уплотнением;
термоизоляционные контейнеры со съемным холодильным агрегатом и надежной термоизоляцией, бортовыми и торцовыми стенами и кры шей из многослойных панелей, состоящих из наружного фанерного слоя с покрытием из синтетических материалов, промежуточного слоя термоизоляции из пенополиуретана и внутреннего слоя_ из стекло пластика на полиэфирном связующем;
118
Рис. 85. Контейнеры с открытым верхом, закрываемые тентом из синтетической ткани, имеющей покрытие из поливинилхлоридного пластиката
Рис. 86. Контейнер открытого типа с внутренней эла стичной емкостью из прорезиненной ткани
119
прямостенные контейнеры открытого типа с гибкой внутренней ем костью для перевозки наливных и насыпных грузов со стальным карка сом, обшивкой из фанерных панелей, упрочненных с обеих сторон стек лопластиком, и с внутренней эластичной емкостью из высокопрочной прорезиненной ткани (рис. 86).
На выставке в Ганновере (1968 г.) был представлен контейнер Ply wood со стальным каркасом, обшитым панелями из клееной фанеры, покрытый с обеих сторон стеклопластиком [11]. В других моделях этой конструкции вместо клееной фанеры используют многослойные панели из высокопрочного пенополистирола с оболочками из клееной фанеры. К преимуществам такой конструкции относятся гладкие внут ренние и наружные поверхности стен, пола и потолка, что облегчает очистку контейнера от загрязнений.
Во Франции выпускаются контейнеры длиной 6,1; 9,05 и 12,2 мг конструкция которых представляет собой стальной каркас со стенками из панели типа «сэндвич». Внутренний заполнитель между оболочками панелей усилен тонкими металлическими планками, а в качестве оболочек использован стеклопластик с наполнителем из стеклотка ни [13]. Как преимущество таких контейнеров отмечается простота их эксплуатации и ремонта, стойкость к коррозии, низкая теплопровод ность изолирующих панелей.
Разработано несколько конструкций изотермических контейнеров с машинным охлаждением и охлаждением сжиженными газами (возду хом и азотом), позволяющих перевозить практически все скоропортя щиеся продукты. Эти контейнеры имеют металлический наружный кар кас, стены, полы и потолки, выполненные из панелей с оболочками из стеклопластика на основе полиэфирной смолы с промежуточным теп лоизоляционным слоем из пенополиуреатана, обеспечивающими коэф фициент теплопередачи ниже 0,30 ккалілі1 Источником холода в контейнерах являются холодильные агрегаты с дизельным или элек трическим двигателем или система охлаждения сжиженным газом с одним или несколькими резервуарами для хранения охлаждающей жидкости в зависимости от продолжительности перевозки контей нера. Это обеспечивает возможность перевозки контейнеров морским, железнодорожным и автомобильным транспортом.
Техническая характеристика контейнеров, приведенная в табл. 10, одобрена железными дорогами, входящими в МСЖД, и Организацией международных автотранспортных перевозок (TTR), а также согласо вана с Международной организацией стандартизации (J.S.O.) и про контролирована Веритас. Контейнеры поставляются с установлен ными надписями.
ВАнглии, кроме обычных алюминиевых контейнеров типов КА-2
иКВ-2 (длина 12,2 м), выпускаются поточным методом комбинирован ные сухогрузные контейнеры из многослойной фанеры и пластмасс
[12].Из числа специализированных моделей наибольшее значение имеют изотермические и рефрижераторные контейнеры с теплоизоля цией из негорючего пенополистирола, которые по выбору заказчиков поставляются с внутренней облицовкой стен и полами, изготовлен ными из различных материалов.
120
Т а б л и ц а 10
Тип
10
20
3 0
40
Типовые размеры контейнеров Fruchauf France
|
тейнера, т |
рудования, кг |
Внутрен нийобъ -ем,И3 |
|
Габаритные размеры, |
Общий |
Собственный |
|
Варианты выполнения |
вес груже |
вес контейне |
|
||
м |
ного кон |
ра без холо |
|
всех моделей |
дильного обо |
|
2 , 9 9 0 |
1 0 , 1 6 0 |
1680 |
12 |
Транспортировка |
1 , 4 3 8 x 2 , 4 3 8 |
|
|
|
мяса |
6 , 0 5 8 |
2 0 , 3 2 0 |
2 7 5 0 |
2 6 |
Промежуточные |
2 , 4 3 8 x 2 , 4 3 8 |
|
|
|
полы |
9 , 1 2 5 |
2 5 , 4 0 0 |
3 9 5 0 |
4 2 |
Отверстия для |
2 , 4 3 8 x 2 , 4 3 8 |
|
|
|
аэрации |
1 2 ,1 9 2 |
3 0 , 4 8 0 |
5 0 0 0 |
53 |
Проходы для вилок |
2 , 4 3 8 x 2 , 4 3 8 |
|
|
|
в контейнерах Юн |
|
|
|
|
20 |
50 специ альный
1 2 ,1 9 2 |
|
3 0 ,4 8 0 |
5 200 |
5 3 |
Фитинги, способ |
2 , 4 3 8 x 2 , 4 3 |
8 ; |
|
|
|
ные соединяться |
3 2 , 4 X 2 , 4 |
; |
|
|
|
попарно |
6 , 1 Х 2 , 4 x 2 , 4; 9 , 1 x 2 , 4 x 2 , 4; 1 2 , 1 x 2 , 4 x 2 , 4
Выпускаются также рефрижераторные контейнеры длиной 6,1 и 12,2 м и других размеров, рекомендованных J.S.O. Контейнеры имеют каркас из стального профиля. Стены, полы и крыша выполнены из конструкционных панелей с внешней оболочкой из клееной фанеры, упрочненной с обеих сторон стеклопластиком, и внутренней оболочкой из листового стеклопластика. Промежуточный слой теплоизоляции — из пенопласта толщиной 100 мм. Швы панелей заделаны эластичной мастикой.
В Англии в 1970 г. построена серия сухогрузных контейнеров новой конструкции из комбинированного материала [14, 15]. Они проекти ровались с учетом обеспечения максимальной противокоррозионной стойкости, высокой сопротивляемости ударам и возможно большей гру зоподъемности, а также с целью полного использования термоизоляци онных свойств стеклопластика, позволяющих устранить дополнитель ную теплоизоляцию. Каркасы контейнеров выполнены из стального профиля, наружная обшивка смонтирована из листового стеклопласти ка. Пол состоит из фанерной панели, прикрепленной болтами к по перечным балкам из стеклопластика, уложенным на расстоянии 30 см друг от друга на продольные балки из стеклопластика. Боковые, тор цовые стены и крыши также имеют комбинированную конструкцию, которая обеспечивает гладкую поверхность с обеих сорон. Стальные стойки и балки каркаса, расположенные с интервалом 30 см, с обеих сторон покрыты панелями из стеклопластика. Двери обычной конструк ции изготовлены из фанеры, облицованной снаружи листами алюми ниевого сплава, а внутри—оцинкованной сталью. Каждая дверь имеет резиновые прокладки и два запорных устройства. Прочность угловых стоек допускает штабелирование контейнеров в 6 ярусов. Контейнеры
121
построены в соответствии со стандартами J.S.O. Прочность пола позво ляет работать внутри контейнера вилочным погрузчиком.
На Парижской первой международной выставке контейнеров и пе регрузочного оборудования в мае 1969 г. демонстрировалось несколько типов новых контейнеров [161. Контейнер из стали и алюминия длиной 6,10 м с открывающейся крышей имеет вес брутто 20,32 т и соб ственный вес 2,21 т. Его корпус изготовлен из профилированной ста ли, стенки и крыша— из алюминия. Стальные двери покрыты фанерой, упрочненной стеклопластиком. Контейнер длиной 6,10 м из стали и фанеры имеет вес брутто 20,32 т, собственный вес 2,25 т. Характе ристика конструкции такая же, как у предыдущего контейнера, за исключением стен и крыши, которые выполнены из фанеры, упрочнен ной с обеих сторон стеклопластиком. Трансконтейнеры SNAV закры того типа длиной 3,05; 6,10; 9,15 и 12,20 м имеют многослойные стены, выполненные из стеклопластика на основе полиэфирной смолы. Кон тейнеры обладают низкой теплоповодностью и пригодны для транспор тирования и хранения скоропортящихся продуктов. Изотермические и рефрижераторные контейнеры выпускаются с термоизоляцией. Для термоизоляции стен используется материал клегецелл-нолпвинил- хлорид [14, 15], в оболочках из листов легких сплавов, покрытых ла ком для предохранения от коррозии и обеспечения лучшей адгезии их к поливинилхлориду, а также полиэфирной смолой, создающей хоро шую герметичность.
Контейнер-цистерна другого типа, также длиной 6,10 м состоит из котла, изготовленного из стеклопластика со стальным каркасомарматурой. Контейнер-цистерна, предназначенный для транспортиров
ки |
химических |
продуктов, |
отличается низким собственным весом |
и |
повышенной |
прочностью. |
Он изготовляется способом намотки из |
стеклопластика на полиэфирной смоле и имеет внутреннее покрытие из поливинилхлоридного пластиката. Емкость контейнера-цистерны 20 570 л, внутренний диаметр 2150 мм, общая длина 6000 м. Он имеет люк, сливное отверстие, закрытое бронзовым затвором, и снабжен лестницей для доступа к люку. Металлический остов контейнера изго товлен по нормам J.S.O. (рис. 87).
Изотермический контейнер-цистерна длиной 6,10 м имеет такую же конструкцию, но снабжен термоизоляцией из пенополиуретана толщиной 50 мм. Емкость цистерны 17 575 л, внутренний диаметр 2000 мм, общая длина 6000 мм. Внутренняя и внешняя поверхность цистерны отполированы
Рефрижераторные контейнеры модели Луис Зендр отвечают тре бованиям Международного стандарта J.S.O. Они имеют стальные кар касы, а кузова в зависимости от типа контейнеров выполнены из стали или алюминия и фанеры с термоизоляцией из пенополиуретана. Внутренние оболочки кузова изготовлены из стеклопластика на основе полиэфирной смолы.
Модели длиной 3,05 и 6,10 м имеют специальные пазы с армату рой для вилок автопогрузчика. Все контейнеры могут быть изотерми ческими с искусственным льдом или рефрижераторными с механиче ским или азотным охлаждением.
122