Файл: Ситковский, И. П. Полимерные материалы на зарубежных железных дорогах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ІІ6

Рис. 84. Японские контейнеры:

а — изотермический с термоизоляцией из

пенополиуретана тол­

щиной 70 мм; б — складной эластичный

для сыпучих грузов;

ѳ — складной эластичный для перевозки жидких грузов

На железных дорогах стран Западной Европы и Скандинавии экс­ плуатируются резервуары-контейнеры, предназначенные для между­ народных железнодорожных перевозок жидкостей и сжатых газов. Они транспортируются на специальных платформах аналогично котлам цистерны. Упоминается, например, о таких их конструкциях, в которых внутренний котел, выполненный из нержавеющей стали, имеет обшивку сечением правильного восьмиугольника из обычной 2-мм стали. Зазор же между обшивкой и стенками внутреннего котла заполнен пенополистиролом.

Если котел сделан не из нержавеющей, а из обычной стали, то его внутреннюю поверхность облицовывают эпоксидной смолой или рези­ ной. В небольших количествах изготовляются котлы и из стеклоплас­ тика. Такие контейнеры имеют емкость 18,2 ж3, длину 6,096 мм и вес 2—3 т. Отмечается, что подобные контейнеры с котлами из стекло­ пластика значительно дешевле, чем из нержавеющей стали, и несколько легче.

В Англии выпускаются изотермические универсальные контейнеры по параметрам J.S.O. Предполагается, что в ближайшие годы четвер­ тая часть общего мирового количества контейнеров будет изотермиче­ ской. Прочностные требования к изотермическим контейнерам аналогич­ ны универсальным, но дополнены требованиями обеспечения хорошей термоизоляции, высокими гигиеническими характеристиками и возмож­ ностью проведения быстрой и легкой очистки. Разработана и запа­ тентована технология производства изотермических контейнеров из целых панелей, изготовляемых из пенополиуретана, покрытого с обеих сторон оболочками из стеклопластика, методом литья под высоким давлением, что обеспечивает повышенную плотность и однородность материала стен, полов и крыш контейнеров. Панели крепятся к кар­

117

касу из профильного проката легированной стали. При толщине па­ нелей 101,6 мм в 20 контейнере общие потери тепла чрезвычайно малы. Контейнеры собирают и монтируют на специальной поточной линии. Помимо высоких теплотехнических свойств, они характери­ зуются высокой прочностью, стойкостью к ударным воздействиям и длительным сроком службы.

Наиболее перспективной конструкцией дверей контейнеров в ФРГ в последнее время считается слоистая конструкция, состоящая из прессованной фанеры в качестве прокладки с двусторонней металли­ ческой обшивкой.

Особое значение придается уплотнению дверей, которое достигает­ ся с помощью резиновых прокладок, приклеиваемых к створкам дверей специальным составом. Отмечается важность обеспечения уплотне­ ний как внутренних, так и внешних швов, например, между дере­ вянным полом и металлическими листами стен. Для этой цели при­ меняют составы на основе полисульфидной, силиконо-каучуковой и эпоксидной смол. Такие составы устойчивы против воздействия повы­ шенной влажности, морской воды и моющих средств. Применяют для

этого также клейкие уплотнительные полосы из алюминиевой

фоль­

ги или ткани с полиэтиленовым покрытием [91.

скле­

Монтаж и сборку контейнеров все чаще осуществляют путем

ивания вместо болтового соединения, клепки или сварки. Новый способ создает равномерное распределение внутренних напряжений, исключа­ ет тепловую нагрузку и образование коррозии, обеспечивает выравни­ вание термических напряжений при достаточной эластичности скле­ ивающего шва, выполняющего одновременно изоляционные и уплотни­ тельные функции. Для склеивания употребляют одно- и двухкомпо­ нентные клеящие составы на базе эпоксидной смолы, полиуретана или синтетического каучука.

Для предотвращения коррозии металлических элементов контей­ неров их покрывают после предварительной грунтовки двухслойным покрытием из поливинилхлоридного лака.

В контейнеростроении ФРГ намечается тенденция к стандартиза­ ции размеров и конструкций контейнеров [10]. По основным группо­ вым характеристикам производимые в ФРГ преимущественно 20 контейнеры размерами 2,4 X 2,4 X 6,0 м распределяются на несколько следующих типов:

контейнеры, не имеющие крыши, вместо которой служит синтети­ ческий тент, покрытый поливинилхлоридной смолой марки 4050; они имеют стальные каркасы, стены и двери (рис. 85);

рефрижераторные стальные контейнеры с внутренней обшивкой из стеклопластика, с термоизоляцией из пенополиуретана и дверями, оснащенными тройным резиновым уплотнением;

термоизоляционные контейнеры со съемным холодильным агрегатом и надежной термоизоляцией, бортовыми и торцовыми стенами и кры­ шей из многослойных панелей, состоящих из наружного фанерного слоя с покрытием из синтетических материалов, промежуточного слоя термоизоляции из пенополиуретана и внутреннего слоя_ из стекло­ пластика на полиэфирном связующем;

118


Рис. 85. Контейнеры с открытым верхом, закрываемые тентом из синтетической ткани, имеющей покрытие из поливинилхлоридного пластиката

Рис. 86. Контейнер открытого типа с внутренней эла­ стичной емкостью из прорезиненной ткани

119


прямостенные контейнеры открытого типа с гибкой внутренней ем­ костью для перевозки наливных и насыпных грузов со стальным карка­ сом, обшивкой из фанерных панелей, упрочненных с обеих сторон стек­ лопластиком, и с внутренней эластичной емкостью из высокопрочной прорезиненной ткани (рис. 86).

На выставке в Ганновере (1968 г.) был представлен контейнер Ply­ wood со стальным каркасом, обшитым панелями из клееной фанеры, покрытый с обеих сторон стеклопластиком [11]. В других моделях этой конструкции вместо клееной фанеры используют многослойные панели из высокопрочного пенополистирола с оболочками из клееной фанеры. К преимуществам такой конструкции относятся гладкие внут­ ренние и наружные поверхности стен, пола и потолка, что облегчает очистку контейнера от загрязнений.

Во Франции выпускаются контейнеры длиной 6,1; 9,05 и 12,2 мг конструкция которых представляет собой стальной каркас со стенками из панели типа «сэндвич». Внутренний заполнитель между оболочками панелей усилен тонкими металлическими планками, а в качестве оболочек использован стеклопластик с наполнителем из стеклотка­ ни [13]. Как преимущество таких контейнеров отмечается простота их эксплуатации и ремонта, стойкость к коррозии, низкая теплопровод­ ность изолирующих панелей.

Разработано несколько конструкций изотермических контейнеров с машинным охлаждением и охлаждением сжиженными газами (возду­ хом и азотом), позволяющих перевозить практически все скоропортя­ щиеся продукты. Эти контейнеры имеют металлический наружный кар­ кас, стены, полы и потолки, выполненные из панелей с оболочками из стеклопластика на основе полиэфирной смолы с промежуточным теп­ лоизоляционным слоем из пенополиуреатана, обеспечивающими коэф­ фициент теплопередачи ниже 0,30 ккалілі1 Источником холода в контейнерах являются холодильные агрегаты с дизельным или элек­ трическим двигателем или система охлаждения сжиженным газом с одним или несколькими резервуарами для хранения охлаждающей жидкости в зависимости от продолжительности перевозки контей­ нера. Это обеспечивает возможность перевозки контейнеров морским, железнодорожным и автомобильным транспортом.

Техническая характеристика контейнеров, приведенная в табл. 10, одобрена железными дорогами, входящими в МСЖД, и Организацией международных автотранспортных перевозок (TTR), а также согласо­ вана с Международной организацией стандартизации (J.S.O.) и про­ контролирована Веритас. Контейнеры поставляются с установлен­ ными надписями.

ВАнглии, кроме обычных алюминиевых контейнеров типов КА-2

иКВ-2 (длина 12,2 м), выпускаются поточным методом комбинирован­ ные сухогрузные контейнеры из многослойной фанеры и пластмасс

[12].Из числа специализированных моделей наибольшее значение имеют изотермические и рефрижераторные контейнеры с теплоизоля­ цией из негорючего пенополистирола, которые по выбору заказчиков поставляются с внутренней облицовкой стен и полами, изготовлен­ ными из различных материалов.

120


Т а б л и ц а 10

Тип

10

20

3 0

40

Типовые размеры контейнеров Fruchauf France

 

тейнера, т

рудования, кг

Внутрен­ нийобъ­ -ем,И3

 

Габаритные размеры,

Общий

Собственный

 

Варианты выполнения

вес груже­

вес контейне­

 

м

ного кон­

ра без холо­

 

всех моделей

дильного обо­

 

2 , 9 9 0

1 0 , 1 6 0

1680

12

Транспортировка

1 , 4 3 8 x 2 , 4 3 8

 

 

 

мяса

6 , 0 5 8

2 0 , 3 2 0

2 7 5 0

2 6

Промежуточные

2 , 4 3 8 x 2 , 4 3 8

 

 

 

полы

9 , 1 2 5

2 5 , 4 0 0

3 9 5 0

4 2

Отверстия для

2 , 4 3 8 x 2 , 4 3 8

 

 

 

аэрации

1 2 ,1 9 2

3 0 , 4 8 0

5 0 0 0

53

Проходы для вилок

2 , 4 3 8 x 2 , 4 3 8

 

 

 

в контейнерах Юн

 

 

 

 

20

50 специ­ альный

1 2 ,1 9 2

 

3 0 ,4 8 0

5 200

5 3

Фитинги, способ­

2 , 4 3 8 x 2 , 4 3

8 ;

 

 

 

ные соединяться

3 2 , 4 X 2 , 4

;

 

 

 

попарно

6 , 1 Х 2 , 4 x 2 , 4; 9 , 1 x 2 , 4 x 2 , 4; 1 2 , 1 x 2 , 4 x 2 , 4

Выпускаются также рефрижераторные контейнеры длиной 6,1 и 12,2 м и других размеров, рекомендованных J.S.O. Контейнеры имеют каркас из стального профиля. Стены, полы и крыша выполнены из конструкционных панелей с внешней оболочкой из клееной фанеры, упрочненной с обеих сторон стеклопластиком, и внутренней оболочкой из листового стеклопластика. Промежуточный слой теплоизоляции — из пенопласта толщиной 100 мм. Швы панелей заделаны эластичной мастикой.

В Англии в 1970 г. построена серия сухогрузных контейнеров новой конструкции из комбинированного материала [14, 15]. Они проекти­ ровались с учетом обеспечения максимальной противокоррозионной стойкости, высокой сопротивляемости ударам и возможно большей гру­ зоподъемности, а также с целью полного использования термоизоляци­ онных свойств стеклопластика, позволяющих устранить дополнитель­ ную теплоизоляцию. Каркасы контейнеров выполнены из стального профиля, наружная обшивка смонтирована из листового стеклопласти­ ка. Пол состоит из фанерной панели, прикрепленной болтами к по­ перечным балкам из стеклопластика, уложенным на расстоянии 30 см друг от друга на продольные балки из стеклопластика. Боковые, тор­ цовые стены и крыши также имеют комбинированную конструкцию, которая обеспечивает гладкую поверхность с обеих сорон. Стальные стойки и балки каркаса, расположенные с интервалом 30 см, с обеих сторон покрыты панелями из стеклопластика. Двери обычной конструк­ ции изготовлены из фанеры, облицованной снаружи листами алюми­ ниевого сплава, а внутри—оцинкованной сталью. Каждая дверь имеет резиновые прокладки и два запорных устройства. Прочность угловых стоек допускает штабелирование контейнеров в 6 ярусов. Контейнеры

121


построены в соответствии со стандартами J.S.O. Прочность пола позво­ ляет работать внутри контейнера вилочным погрузчиком.

На Парижской первой международной выставке контейнеров и пе­ регрузочного оборудования в мае 1969 г. демонстрировалось несколько типов новых контейнеров [161. Контейнер из стали и алюминия длиной 6,10 м с открывающейся крышей имеет вес брутто 20,32 т и соб­ ственный вес 2,21 т. Его корпус изготовлен из профилированной ста­ ли, стенки и крыша— из алюминия. Стальные двери покрыты фанерой, упрочненной стеклопластиком. Контейнер длиной 6,10 м из стали и фанеры имеет вес брутто 20,32 т, собственный вес 2,25 т. Характе­ ристика конструкции такая же, как у предыдущего контейнера, за исключением стен и крыши, которые выполнены из фанеры, упрочнен­ ной с обеих сторон стеклопластиком. Трансконтейнеры SNAV закры­ того типа длиной 3,05; 6,10; 9,15 и 12,20 м имеют многослойные стены, выполненные из стеклопластика на основе полиэфирной смолы. Кон­ тейнеры обладают низкой теплоповодностью и пригодны для транспор­ тирования и хранения скоропортящихся продуктов. Изотермические и рефрижераторные контейнеры выпускаются с термоизоляцией. Для термоизоляции стен используется материал клегецелл-нолпвинил- хлорид [14, 15], в оболочках из листов легких сплавов, покрытых ла­ ком для предохранения от коррозии и обеспечения лучшей адгезии их к поливинилхлориду, а также полиэфирной смолой, создающей хоро­ шую герметичность.

Контейнер-цистерна другого типа, также длиной 6,10 м состоит из котла, изготовленного из стеклопластика со стальным каркасомарматурой. Контейнер-цистерна, предназначенный для транспортиров­

ки

химических

продуктов,

отличается низким собственным весом

и

повышенной

прочностью.

Он изготовляется способом намотки из

стеклопластика на полиэфирной смоле и имеет внутреннее покрытие из поливинилхлоридного пластиката. Емкость контейнера-цистерны 20 570 л, внутренний диаметр 2150 мм, общая длина 6000 м. Он имеет люк, сливное отверстие, закрытое бронзовым затвором, и снабжен лестницей для доступа к люку. Металлический остов контейнера изго­ товлен по нормам J.S.O. (рис. 87).

Изотермический контейнер-цистерна длиной 6,10 м имеет такую же конструкцию, но снабжен термоизоляцией из пенополиуретана толщиной 50 мм. Емкость цистерны 17 575 л, внутренний диаметр 2000 мм, общая длина 6000 мм. Внутренняя и внешняя поверхность цистерны отполированы

Рефрижераторные контейнеры модели Луис Зендр отвечают тре­ бованиям Международного стандарта J.S.O. Они имеют стальные кар­ касы, а кузова в зависимости от типа контейнеров выполнены из стали или алюминия и фанеры с термоизоляцией из пенополиуретана. Внутренние оболочки кузова изготовлены из стеклопластика на основе полиэфирной смолы.

Модели длиной 3,05 и 6,10 м имеют специальные пазы с армату­ рой для вилок автопогрузчика. Все контейнеры могут быть изотерми­ ческими с искусственным льдом или рефрижераторными с механиче­ ским или азотным охлаждением.

122