Файл: Ситковский, И. П. Полимерные материалы на зарубежных железных дорогах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Санузлы. В США, Японии, Анг |
.. |
|||||||||
лии, Голландии |
и некоторых дру |
|
||||||||
гих |
странах |
накоплен |
большой |
|
||||||
опыт |
по производству и |
эксплу |
|
|||||||
атации санузлов |
пассажирских ва |
|
||||||||
гонов, |
изготовленных |
в виде |
еди |
|
||||||
ного |
блока |
из |
стеклопластиков. |
|
||||||
Санузлы отформовывались |
с зара |
|
||||||||
нее смонтированными |
электропро |
|
||||||||
водкой |
и гибкими трубопроводами |
|
||||||||
■систем водоснабжения |
из |
поливи |
|
|||||||
нилхлорида, |
способными |
расши |
|
|||||||
ряться без разрушения при замер |
|
|||||||||
зании в них воды. Отформованный |
|
|||||||||
таким |
образом |
готовый |
санузел |
|
||||||
монтировался в вагоне как закон |
|
|||||||||
ченный |
самостоятельный |
элемент |
|
|||||||
с расположенным над ним водя |
|
|||||||||
ным баком |
из |
стеклопластика |
ем |
|
||||||
костью 380 л. |
Общий |
вид такого |
|
|||||||
санузла |
приведен на |
рис. |
8. |
|
||||||
Применение |
стеклопластиков |
для |
Рис. 7. Торцовая часть головного ва |
|||||||
этой |
цели |
оказалось |
весьма |
эф |
гона поезда Новая Токайдо, выпол |
|||||
фективным. |
Стеклопластики |
обла |
ненная из стеклопластика |
|||||||
дают |
высокой |
стойкостью |
к |
раз |
|
личным агрессивным средам. Использование их для полов и стен, выполненных за одно целое в единой конструкции санузлов, позволяет обеспечить надежную изоляцию сопрягающихся металлических эле ментов кузова вагона, особенно пола, от проникновения воды и агрес сивных жидкостей, предохраняя тем самым металл в этих местах от коррозионного разрушения. Металлическая обшивка пола сануз лов обычных цельнометаллических вагонов из-за увлажнения и после дующей коррозии нередко требует замены через 4—8 лет эксплуата ции, в то время как срок службы кузова рассчитан на 40—50 лет.
Кабины санузлов могут быть и сборными из нескольких элементов, которые при монтаже в вагоне соединяют с сопрягающимися элемен тами конструкции кузова клееболтовым способом. Например, в Япо нии при строительстве вагонов электропоездов кабины санузлов уста навливают в готовом виде через крышевые люки (рис. 9). Толщина стен кабин из стеклопластика на основе полиэфирных смол в вагона^,
эксплуатирующихся |
на линии Новая Токайдо, |
составляет 3 мм. |
По две туалетных |
кабины, изготовленных из |
стеклопластиков в |
виде целых блоков, установлены в каждом вагоне электропоездов даль него следования на линии Осака—Хаката [10] и в вагонах серии 581, работающих на постоянном и переменном токе [91].
В 1968—1969 гг. в США построены 620 вагонов новой конструкции для электропоездов пригородных линий Нью-Йорка. Санузлы в этих вагонах снабжены туалетным оборудованием авиационного типа, выполненным из стеклопластика. Они имеют горячее и холодное водо
15
снабжение и систему химической обработки фекальных сбросов с ре циркуляцией смывных вод [12]. В Голландии, Швеции серийно вы пускаются и устанавливаются в вагонах стеклопластиковые поддоны в туалетных помещениях [5]. В Англии, на заводе по производству подвижного состава в Дерби, начиная с 1963 г., санузлы вагонов так же изготовляют из стеклопластика. Их выполняют в виде четырех крупногабаритных элементов, собираемых в блок перед установкой и монтажом в пассажирских вагонах I и II классов восьмивагонных поездов.
В ФРГ, начиная с 1963 г., при строительстве пассажирских ваго нов также применяют для полов, стен и потолков санузлов стекло пластик. При этом кабины монтируются из нескольких крупных, предварительно изготовленных элементов.
Широко распространено применение стеклопластиков для отделки и облицовки стен вагонных санузлов обычной конструкции, а также для поддонов и полов.
Водяные резервуары. Резервуары для холодной воды из стекло пластиков в системе водоснабжения пассажирских вагонов широко применяют на железных дорогах ФРГ, Франции, ГДР, Италии, Гол ландии, Швейцарии, Швеции, Англии [5, 14] и др.
Использование стеклопластика в данном случае диктуется сооб ражениями не только снижения веса, но и увеличения срока службы водяных баков, так как стальные быстро выходят из строя вследствие коррозии. Кроме того, оказалось, что баки из стеклопластика в слу-
Рис. 8. Заготовка кабины санузла из |
Рис. 9. Кабина санузла из стеклопла- |
стеклопластика перед отделкой и |
стика, изготовленная в виде единого |
ліонтажом |
блока |
16
чае замерзания воды в них в отличие от обычных не деформируются? и не выходят из строя.
Резервуары из стеклопластика в ФРГ установлены в вагонахресторанах нового типа, построенных в 1969 г. [16]. На железных дорогах Франции водяными баками емкостью 1000 л, снабженными теплоизоляционным слоем, оборудованы вагоны-рестораны «Грилл Экспресс» [15].
Применение емкостей из стеклопластиков в вагонах зарубежных железных дорог не носит массового характера. Исключением явля ются железные дороги Японии, в поездах которых они нашли особенно широкое применение. Водяными баками из стеклопластика оборудова ны вагоны электропоездов серий 151, 158 и др.
Производится или уже произведена замена ранее установленных стальных или алюминиевых резервуаров на стеклопластиковые в ваго нах ранней постройки. Все вагоны электропоездов дальнего следова ния новой постройки, например, серий О-НА-12 н СУ-ХА-ФУ-12, оборудуются резервуарами только из стеклопластика [17, 18].
Представляет интерес конструкция водяных резервуаров в вагонах линии Новая Токайдо. Днища и стенки корпусов резервуаров пред ставляют собой трехслойные конструкции типа «сэндвич», обладающие очень высокой прочностью и жесткостью. При этом внутренняя обо лочка корпуса, изготовленная из стеклопластика способом наслаива ния, покрыта для термоизоляции и создания жесткой поверхности слоем вспененного пенополиуретана толщиной 25 мм. На этот слой методом напыления нанесена внешняя оболочка — кожух из стекло пластика. Водяные коммуникации выполнены из поливинилхло ридных труб, по которым вода из резервуаров подается в санузел под небольшим (до 1 кГ/см2) давлением (рис. 10).
Несколько другую конструкцию имеют баки для сбора смывных вод в санузлах. Корпуса их также имеют трехслойную конструкцию типа «сэндвич» с термоизоляцией, но они выполнены сложной конфи гурации, приспособленной специально для установки в свободное пространство под полом вагона (рис. 11). В новой конструкции таких баков и санузлов вагонов этой магистрали внесены усовершенство вания, обеспечивающие химическую очистку смывных, фекальных вод и их рециркуляцию. В связи с большой агрессивностью жидкости резервуары из стеклопластика оказались наиболее пригодными для этой цели.
Двери. Начало применения дверей из стеклопластиков в пассажир ских вагонах относится к 50-м годам. Благодаря малому весу и высо кой прочности двери из стеклопластика надежны в эксплуатации. Поэтому они получили широкое распространение. В настоящее время в вагонах зарубежных дорог двери из стеклопластика признаны наи более экономически выгодными и относятся к массовым изделиям из пластмасс, используемым в подвижном составе (рис. 12). Ими обо рудованы многие современные пассажирские вагоны в Англии, ГДР, Голландии, США, ФРГ, Швейцарии, Франции, Японии и других странах. Многие фирмы на вновь строящихся вагонах устанавливают двери только из пластмасс, преимущественно из стеклопластика^
18
В Англии, |
например, |
к |
1970 |
г. |
|
|||
было установлено в вагонах около |
|
|||||||
40 тыс. дверей |
из стеклопластика |
|
||||||
на полиэфирных смолах. Доказано, |
|
|||||||
что такие двери более долговечны, |
|
|||||||
а вес их примерно в 3 раза меньше |
|
|||||||
металлических |
или |
выполненных |
|
|||||
из древесины [20]. |
|
|
разнооб |
|
||||
Конструкции |
дверей |
|
||||||
разны. В Англии двери купе, а так |
|
|||||||
же двухстворчатые для |
межвагон |
|
||||||
ных |
переходов выполняются моно |
|
||||||
литными, изготовляемыми |
методом |
|
||||||
прессования [20]. В ГДР |
раздвиж |
|
||||||
ные двери купе в пассажирских че |
|
|||||||
тырехосных |
вагонах |
изготовляют |
|
|||||
в виде трехслойной |
конструкции |
|
||||||
типа |
«сэндвич» |
с оболочками |
из |
|
||||
стеклопластика и с промежуточным |
|
|||||||
заполнением из пенопласта. В ФРГ |
|
|||||||
применяют двери трехслойиой кон |
|
|||||||
струкции с ребрами жесткости меж |
|
|||||||
ду оболочками без пенопластового |
|
|||||||
промежуточного |
слоя. Такие двери |
Рис. 13. Кресла из стеклопластика |
||||||
на 80% легче металлических. В Гол- |
с набивкой из эластичного пенополи |
|||||||
ландии двери пассажирских ваго |
уретана |
|||||||
|
нов выполнены также трехслойной конструкции типа «сэндвич» с пенопластовым заполнителем и стекло-
пластиковыми оболочками [5]. Большое распространение стеклопласти ковых дверей в зарубежном вагоностроении объясняется, помимо ука занных преимуществ, еще и меньшей трудоемкостью их изготовления.
Разные элементы и детали внутреннего оборудования. В пасса жирских вагонах зарубежных железных дорог в больших количест вах изготовляют и применяют оконные рамы и наличники, выполнен ные из стеклопластиков. В отличие от обычных деревянных, чрезвы чайно восприимчивых к воздействию влаги стеклопластиковые окон ные обвязки, рамы и наличники не подвергаются гниению, сохраняют свои размеры при увлажнении и не требуют ремонта или замены в те чение длительного времени. Такие детали из пластика хорошо себя за рекомендовали за время длительной эксплуатации [5].
Из стеклопластика изготовляют также жесткие диваны в вагонах пригородных поездов, откидные полки для лежания в спальных ваго нах, каркасы кресел и мягких диванов [3]. В вагонах электропоездов класса 581 Японских железных дорог, например, места для сидения могут переоборудоваться в спальные. Верхние и средние полки в этих вагонах сделаны из стеклопластика трехслойной конструкции с запол нением промежуточного слоя бумажнослоистым пластиком на основе фенолоформальдегидной смолы, изготовленным в виде крупноячеисто го сотообразного пласта [3, 19].
19
В пассажирских вагонах |
восьмивагонных поездов железных до |
рог Англии из стеклопластика сделаны каркасы кресел. Такими же |
|
креслами оборудованы вагоны серии МАРк II и вагоны серии ХР-64 |
|
и др. (рис. 13). Креслами аналогичного типа и конструкции оборудо |
|
ваны вагоны пассажирских |
поездов, эксплуатирующихся на участке |
Берлингтон—Дамбертон (Канада). Интересно отметить, что вагоны длиной 25,9 м, с числом мест 94 благодаря широкому использованию полимерных материалов имеют вес тары около 29 пг [31].
В Японии в вагонах-ресторанах стулья с кожаными подушками изготовлены из стеклопластика. Они удобны и обладают высокой проч ностью [22]. В Англин Научно-исследовательским отделом по исполь зованию полимерных материалов на железнодорожном транспорте в Дерби был разработан процесс холодного прессования стеклопласти ка для изготовления каркасов кресел. В специально спроектирован ный пресс закладывался стекломат, который предварительно подпрес- -совывался. Затем подавалась полиэфирная смола, после чего произво дилось окончательное прессование. Изделие имело стенки толщиной
€мм [5].
Вдальнейшем каркасы кресел формовались из материала «пре-прег», представляющего собой полуфабрикат стеклопластика (пропитанный полиэфирной смолой стекловолокнистый наполнитель, легкодеформи руемый при нормальной температуре), который в процессе нагрева
под давлением сначала размягчается и становится пластичным, а затем в форме переходит в твердое, неплавкое состояние. При этом в прессформу предварительно укладывается листовой полиэтилен, который
Рис. 14. Элементы воздуховодов и трубопроводов сложной конфигу рации из стеклопластика
20
в процессе прессования, напрессовываясь на стеклопластик, создает декоративную облицовку изделия. Добавление же в состав смолы «пре-прега» антипирена делает изделие трудновосгораемым [20].
Наряду с перечисленными деталями в зарубежном вагоностроении в целях снижения веса оборудования вагонов, для продления его сроков службы и снижения эксплуатационных расходов пластмассы, главным образом стеклопластики, применяют для изготовления акку муляторных ящиков и ящиков для инструмента, песочниц и т. п. [9, 14]. Из стеклопластиков изготовляют вентиляционные каналы, воздухо воды, соединительные элементы к ним (рис. 14) [3, 5], верхние плиты и кольца пневматических рессор [1], корпуса вентиляторов [14] и ло пасти водяных насосов [5], внутреннюю обшивку кабин управления, дверные пороги и наличники, защитные кожухи редукторов [5, 9], кар касы и обшивку пультов управления. Используют также его для из готовления крышевых люков, установки и ревизии водяных баков [1, 4], кухонного оборудования в вагонах-ресторанах [4], лестниц в двухэтажных вагонах, межкупейных перегородок [1, 4, 5, 6], дета лей оборудования санузлов (унитазов, сливных труб, умывальных раковин и т. п.) [3, 17], а также откидных столиков и стоек к ним.
3.Антикоррозионные и вибропоглощающие покрытия
Взарубежном вагоностроении большое внимание уделяется проб леме снижения вибраций и антикоррозионной защите кузова вагона.
Для защиты от коррозии внутренней поверхности металлической об шивки и других элементов кузова используют покрытия на основе полиэфирных, эпоксидных, поливинилхлоридных, полиуретановых и других смол. Применяют для этих целей различные модификации этих смол, а также материалы на основе битумов и канифоли. Защит ные средства от коррозии, производимые в большом ассортименте из полимерных материалов под разными фирменными названиями, весьма различны по своим составам и технологическим характеристикам. Обычно к ним предъявляют повышенные требования по химической стойкости, надежной адгезии к металлу, вибро-морозо- и теплостой кости, а также минимальной гигроскопичности. Кроме того, они должны иметь по возможности минимальный вес и быть технологич ными в применении. Многообразие материалов, используемых в зару бежном вагоностроении для этих целей, объясняется трудностью со здания лакокрасочных материалов, совмещающих комплекс таких свойств. К числу наиболее высококачественных покрытий, отвечаю щих большинству указанных требований, западногерманские и амери канские фирмы относят лакокрасочные материалы на основе эпоксид ных и полиуретановых смол [21, 22, 23].
На вагоностроительных заводах ФРГ при строительстве вагоновресторанов и вагонов метрополитена для окраски внутренних поверх ностей обшивки металллических кузовов и их элементов, включая полы, применяют грунтовки и краски на основе эпоксидных смол. Для наружной окраски используют главным образом композиции на осно
21