Файл: Ситковский, И. П. Полимерные материалы на зарубежных железных дорогах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
плит. Их используют с эмалевыми покрытиями на основе мочевино- и меламиноформальдегидных смол различных тонов и расцветок также
ипри ремонте вагонов.
ВФРГ панели из древесноволокнистых плит с отполированной лицевой стороной, имитирующей древесину ценных пород, применя
ются для |
поперечных перегородок |
при ремонте вагонов, начиная |
с 1962 г. |
Потолки вагонов скорых |
поездов и вагонов Мюнхенского |
метрополитена также выполнены из древесноволокнистых плит толщи ной 3 мм [70].
Наряду с этим сравнительно широко применяют для внутренней обшивки и так называемую водостойкую фанеру. Этот материал пред ставляет собой древеснослоистый пластик, изготовляемый прессова нием древесного шпона, пропитанного фенолоформальдегидной или мочевиноформальдегидными смолами. Применяют его и в качестве обо лочек в трехслойных панелях типа «сэндвич» в конструкции полов, стен и потолков вагонов. Используется он и для отделки стен и перего родок вагонов в виде листов, усиленных при их изготовлении напрессовкой вместе с древесным шпоном слоя стеклопластика. Этим в 1,5— 2 раза повышается прочность материала на разрыв и изгиб. Все мате риалы этого типа устойчивы к воздействию моющих средств, масел, растворителей и обладают пределом прочности при растяжении не ни же 800 кГІсм2.
В ГДР спальные вагоны типа WZAB имеют боковые стены, отделан ные древеснослоистым пластиком [67]. Стены коридора выполнены из плит этого пластика в виде съемных элементов, обеспечивающих до ступ к встроенным в стену агрегатам, электропроводке, системе водо снабжения и т. п. Из плит такого материала марки ОРѴ толщиной 20 мм, в порядке эксперимента, выполнена обшивка стен без какойлибо дополнительной декоративной отделки в некоторых вагонах ГДР [64, 69].
Поливинилхлоридный пластикат — кожзаменитель типа повинола и автобима толщиной 0,2—0,8 мм — весьма распространенный эла стичный полимерный облицовочный материал. В течение нескольких десятилетий он является основным материалом для облицовки в ваго нах стен, перегородок, дверей, обивки диванов и другого инвентаря. Изготовляют его всевозможных цветов и с разной фактурой тиснения лицевой поверхности. Так же, как и линолеум, пластикат применяется в вагонах всех типов. Однако с появлением новых материалов, осо бенно декоративных слоистых пластиков, создающих большую ком фортабельность и удобства по содержанию и уходу, его использование, существенно сократилось. В настоящее время в вагоностроении за ру бежом поливинилхлоридный пластикат применяется в некоторых ваго нах пригородных поездов и в редких случаях в пассажирских вагонах II класса [32]. \
Материал типа повинол недорог, легко приклеивается к древесным плитам, фанере, древесноволокнистым плитам, обладает высокой химической стойкостью, но быстро загрязняется из-за глубокого ти снения. По этой же причине его трудно очистить. Морозостойкость по винола не превышает —25° С.
37
В качестве обивочного материала для мебели применяют паровоз духопроникающие кожзаменители типа автобимов. Однако они недо статочно износостойки, теряют эластичность, преждевременно изнаши ваются. В вагонах с повышенным комфортом их заменяют на ткане вые покрытия из синтетических волокон (рис. 19).
Массовое применение во внутренней отделке потолков, стен купей ных перегородок и других элементов пассажирских вагонов большин ства зарубежных дорог получил материал, аналогичный отечественному декоративному бумажнослоистому пластику (ДБСП). Этот листовой материал изготовляют горячим прессованием из бумаги специальных сортов, пропитанной фенолоформальдегидной смолой с напрессовкой на лицевую, декоративную поверхность бумаги, пропитанной меламиноили мочевиноформальдегидной смолами. Это позволяет полу чать материал красивой фактуры и окраски, самых разнообразных расцветок. Материал такого типа в листах различного размера и толщи ны выпускается под различными названиями: в Англии — диалам, эналон, микарта; Бельгии — нормакот; ГДР — мелакарт; США — формика, фибрикон, целоран; во Франции — пермали, целамин, дилафан, дюрамин; в ЧССР — умакарт; Швейцарии — лигнокел, тексокарт, хакфалат; ФРГ — тролитекс; Японии — ризолайт. В США вы пускается декоративный бумажнослоистый пластик с торговой маркой того же названия более 1000 различных цветов, текстур и рисунков, а также с имитацией ценных пород древесины, металла и камня [30, 31, 50, 66, 721. Использование их для отделки пассажирских вагонов создает красивый интерьер (рис. 20), повышает комфортабельность и улучшает санитарно-гигиенические условия содержания и обработ ки вагонов. Наклеивается декоративный бумажнослоистый пластик на фанеру, древесноволокнистые и столярные плиты и на картон клея ми на основе синтетических смол или каучков, часто с металлическими раскладками. Для многих элементов внутренного вагонного оборудо вания листы декоративного бумажнослоистого пластика изготовля ют со специально запрессованными в них металлическими раскладка ми или крепежными деталями.
К недостаткам декоративного бумажнослоистого пластика можно отнести невысокую прочность и относительно легкую деформируемость тонких листов из него в случае плохой связи с основным конструкцион ным материалом. Вместе с тем на большинстве зарубежных дорог этот отделочный материал вытесняет из пассажирских вагонов мягкий от делочный материал на основе поливинилхлоридных смол (рис. 21).
Стеклопластики как наиболее прочные и легкие конструкцион ные материалы начинают занимать ведущее место в изготовлении круп ногабаритных конструкционных элементов и деталей подвижного со става, в том числе и пассажирских вагонов. На железных дорогах США с 1955 г. курсирует несколько облегченных пассажирских поез дов «Пионер III». Характерной, особенностью их является большое применение стеклопластиков и других пластмасс для деталей внутрен него оборудования и элементов конструкции вагонов, что позволило значительно уменьшить вес поезда. Потолки, багажные полки, обшив ки стен и сиденья в вагонах поезда «Пионер III» изготовлены из раз-
38
Рис. 19. Внутренний вид купе, обли |
Рис. 20. Купе вагона Швейцарских |
||
цованного |
декоративным |
бумажно |
железных дорог с облицовкой стен |
слоистым |
пластиком, имитирующим |
декоративным бумажнослоистым пла |
|
древесину |
ценных пород, и |
обивкой |
стиком |
мебели |
из синтетической |
ткани |
|
личных пластмасс, а туалетные помещения из слоистых стеклопласти ков. Во внутреннем оборудовании вагонов стеклопластики использо ваны для крупногабаритных комбинированных, воспринимающих на грузку деталей (рис. 22). Из двух стеклопластиковых панелей смонти рована, например, часть внутренней обшивки стен вагона с оконными проемами. Одна из панелей образует простенок с окном и нижнюю часть багажной полки, вторая — верхнюю поверхность багажной пол ки, потолок и часть вентиляционного воздухопровода. Из стеклоплас тиков выполнена нижняя часть наружной обшивки и лестницы ваго нов, изготовленные в виде целых блоков. Каждая пара сидений так же изготовлялась из стеклопластиков формованием в виде целого эле мента, снабженного съемной набивкой из эластичного пенополивинилхлорида. Пара сидений вместе с мягкой набивкой и сварным алю миниевым основанием весит около 21,3 кг.
Набивку красят при ее изготовлении. Вследствие того, что внут реннее оборудование вагонов собирается из готовых элементов, любой из них при ремонте может быть быстро заменен. Такие пасса жирские вагоны могут быть быстро приспособлены и для иных целей, например, для салон-вагонов, вагонов-ресторанов или для между городных поездов дальнего следования (рис. 23).
39
Рис. 21. Купе итальянского вагона международного типа (фирмы ФИАТ) с облицовкой стен, имитирующей древеси ну, и обивкой мебели синтетической тканью
Рис. 22. Сборка крупногабаритных элементов кузова и вну треннего оборудования из стеклопластиков в вагонах поезда «Пионер III»
40
Рис. 23. Внутреннее оборудование вагона поезда «Пионер III» с об шивкой стен, полом, потолком, багажными полками, сидениями, по душками, осветительной аппаратурой, выполненными из пластмасс
В Японии стеклопластик широко применяют при постройке новых пассажирских вагонов. Например, в вагонах серий ОН-12 и Sy-HA-FY-12 стеклопластиком облицованы внутренние стены кузова, а также стены туалетных помещений [741. В вагонах дизель-поездов потолки выполнены из листов полиэфирного стеклопластика толщи ной 4 мм, покрытого декоративным бумажнослоистым пластиком.
Из стеклопластика толщиной 4 |
мм сделаны потолочные панели |
в вагонах дизель-поездов железных |
дорог Боливии [73]. Эти вагоны |
построены Японскими фирами. Известны примеры применения этого материала в устройствах внутренней обшивки вагонов в западноевро пейских странах. В вагонах серий 60, 62 и др. (ФРГ). [301 стелклопластик применяют как промежуточную прослойку в конструкции кузо ва между наружной металлической и внутренней декоративной обшив кой, где он вместе с другими изоляционными материалами составляет тепло- и звукозащитную ограждающую конструкцию кузова вагона. Во многих странах стеклопластик применяют для облицовки стен туалетных помещений в вагонах.
Сравнительно новым и прогрессивным является применение в ва гонах алюминиевых и стальных листов, облицованных пластиком. В отличие от давно известных способов покрытия металла в виде тон ких пленок, наносимых напылением, в данном случае стальные или алюминиевые листы облицовываются листовым пластиком. Для этого материал типа декоративного бумажнослоистого пластика толщиной 1,—1,5 мм с одной или обоих сторон прочно напрессовывается на ли стовой металл. Такие двухслойные (или трехслойные) материалы с алю минием или сталью производятся в промышленных масштабах в США,
41
ФРГ, Японии. Они применяются как конструкционные материалы для обшивки стен, перегородок и потолков пассажирских вагонов до вольно широко. В Японии, например, их используют в вагонах элек тропоездов линии Новая Токайдо [48]. При этом в качестве облицо вочного материала для листового алюминия применен декоративный бумажнослоистый пластик на основе меламиноформальдегидной смолы.
Японией для железных дорог Тайланда, Чили и Боливии в 1969— 1970 гг. построены вагоны с внутренней отделкой из листов двухслой ной конструкции (алюминий-пластик и сталь-пластик) [45, 53, 73]. Из такого же материала выполнена внутренняя отделка в вагонах электропоездов «Метролайнер» в США [47].
Алюминиевые листы, облицованные пластиком, применены для
стен вагонов, предназначенных для |
международного |
туризма |
(Т2) |
в ФРГ [56], а в вагонах-ресторанах |
постройки последних лет |
для |
|
этих целей использована покрытая пластиком листовая |
сталь. |
|
Стремление снизить вес вагона и получить технические и экономи ческие преимущества диктует поиск, изыскания и проверку эксплуа тации многих типов пластмасс и всевозможных комбинаций их с тради ционными материалами. На зарубежных дорогах наблюдается непре рывный процесс замены одних материалов другими, более совершенны ми. В этом отношении характерна история развития пассажирского вагоностроения в ФРГ, где строительство новых пассажирских ваго нов началось с 1953—1954 гг. Процесс поисков и замены одних мате риалов другими происходил там по нескольким направлениям. Для облицовки боковых стен и перегородок вместо применяемых до второй мировой войны столярных плит толщиной 20—25 мм с фанерной обли цовкой с обеих сторон начали применять клееную фанеру. Фанерные панели имели меньшую толщину и меньший вес.
С развитием производства древесноволокнистых пластиков, когда были созданы твердые и сверхтвердые древесноволокнистые плиты, во многих случаях стены и перегородки начали обшивать этими пли тами. В отдельных случаях устанавливались плиты, имеющие деко ративную облицовку. Но преимущественное распространение получи ли безоблицовочные панели, которые оклеивались обоями из искус ственной кожи типа повинола. Однако стены с такой облицовкой со временем загрязнялись и плохо поддавались очистке, особенно те из них, которые имели глубокое тиснение. При ремонте вагонов этот не достаток устранялся путем облицовки стен гетинаксом, бумажнослоис тым пластиком на основе фенолоформальдегидной смолы или оклейкой кожзаменителем с гладкой поверхностью или едва заметным тиснением.
Межкупейные перегородки стали выполнять из водостойкой фане ры толщиной 6,5 мм, укрепленной на металлическом каркасе с обеих сторон. Общая толщина перегородок составляла 20 мм. В результате также удалось получить некоторое снижение веса по сравнению со столярными плитами, из которых первоначально выполнялись пере городки. Фанере придавали декоративный вид напрессовкой на нее листов натурального шпона ценных пород древесины светлых тонов с полированной поверхностью. В процессе эксплуатации вагонов вы яснилось, что под действием света и влаги такая облицовка темнела.
42