Файл: Анализ результатов впр по учебному предмету биология (наименование учебного предмета, класс) по программе 5 класса Количество участников впр по учебному предмету (за последние 3 год.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8
Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы необходимы в заданиях повышенного уровня сложности 7 и 8. Низкий уровень этих умений (37,23% (на 2,32% выше краевых показателей) и 19,36% (на 6,55% ниже краевых показателей) учащихся справились соответственно) говорит и об отсутствии предметных знаний и о недостаточной подготовке к подобным заданиям – задания на соответствие и задания на установление последовательности процессов.
Пример: установите последовательность процессов, вызывающих листопад у берёзы повислой. В
ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) листопад у берёзы повислой
2) пожелтение листьев берёзы повислой
3) образование пробкового слоя у основания черешка листа берёзы
4) сокращение длины светового дня
5) прекращение минерального питания листа берёзы повислой
Ответ: 42351
Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач сформированы на очень низком уровне, всего 25% (чуть выше краевых показателей – на 8,4%) учащихся справились с 10 заданием повышенного уровня сложности. Причём трудности в этом вопросе испытывали учащиеся с разным уровнем подготовки
(написавшие работу на «2», «3», «4» и «5»).
Пример: какой символ в формуле цветка позволяет судить о том, что это правильный цветок?
Почему?
Ответ: 1) символ: звёздочка;
2) объяснение, например: показывает, что через цветок можно провести несколько плоскостей
(осей) симметрии.
Задание 12 также повышенного уровня сложности проверяет умение классифицировать изображенные растения, грибы и бактерии по разным основаниям. Задание оказалось сложным, особенно для учащихся, написавших работу на «2» и «3» (справились только 20,85%).
Пример: рассмотрите изображения шести представителей мира растений. Предложите
основание, согласно которому эти растения можно разделить на две группы по три
представителя в каждой.
Заполните таблицу: запишите в неё основание, по которому были разделены организмы, общее
название для каждой группы организмов и перечислите организмы, которые вы отнесли к этой
группе.

9
Номер группы
Какое основание
позволило разделить
организмы?
Как называется
данная группа
организмов?
Какие организмы
относятся к данной
группе?
Группа 1
Группа 2
Ответ:
1. Основание – выведение человеком для получения пищевых продуктов;
1) группа 1 – культурные растения: капуста, яблоня, картофель;
2) группа 2 – дикорастущие растения: ольха, сосна, мох сфагнум
Задание 11 контролирует умение оценивать биологическую информацию на предмет её достоверности. В этом задании необходимо учащимся проанализировать суждения. Подобные задания встречаются в ОГЭ и так же учащиеся испытывают трудности при ответах. Всего 32,34% участников ВПР справились с этим заданием.
Пример: Верны ли следующие суждения об особенностях бактерий?
А. Бактерии размножаются делением пополам или с помощью спор.
Б. Споры бактерий могут длительное время храниться во внешней среде, сохраняя свою
жизнеспособность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны
Ответ: верно только суждение Б, то есть правильный ответ 2).
2.2. ВЫВОДЫ:
- Перечень элементов содержания / умений и видов деятельности, усвоение которых всеми
школьниками
ЛГО
в целом можно считать достаточным (в соответствии с требованиями
ФГОС).
1.
Умения классифицировать организмы, знание крупных таксонов.
2.
Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
3.
Умения отбирать из представленной информации необходимую, согласно условию.
- Перечень элементов содержания / умений и видов деятельности, усвоение которых всеми
школьниками ЛГО в целом, школьниками с разным уровнем подготовки нельзя считать
достаточным (в соответствии с требованиями ФГОС).
1.
Умения самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.


10 2.
Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
3.
Умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
4.
Умения внимательно читать и понимать задание и текст биологического содержания.
5.
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
6.
Знания о многообразии органического мира, систематизации биологических объектов.
7.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ
1. На уроках биологии надо больше внимание уделять исследовательской деятельности учащихся, в которой формируются умения выдвигать гипотезы, предположения, устанавливать причинноследственные связи, наблюдать за результатами и делать правильные выводы.
2. Включать в программный материал проблемные задачи, которые заставляют детей думать и учат применять знания, полученные ранее и не только на уроках биологии.
3. Использовать на уроках разнообразные формы работы с текстами (смысловое чтение с анализом, оценкой прочитанной информации) и рисунками. Учить детей осмысленно подходить к составлению схем, таблиц, моделей.
4. Использовать открытые банки заданий ВПР для составления заданий к урокам, тематических проверочных и контрольных работ.
5. Использовать разработанные ФГБОУ ФИПИ универсальные кодификаторы распределенных по классам проверяемых элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования https://fipi.ru/metodicheskayakopilka/univers-kodifikatory-oko
6. Обязательно включать в программный материал уроки по повторению и обобщению материала.
7. Расширять кругозор детей в области многообразия органического мира через игровые формы, исследовательскую деятельность, повышать интерес к изучаемому предмету.
Составитель отчета:
ФИО специалиста, выполнявшего анализ
результатов ВПР по предмету
место работы, должность
Бушуева Светлана Александровна
МБОУ «СОШ №6» г. Лысьва, учитель биологии

1
Методический анализ результатов ВПР по
учебному предмету
БИОЛОГИЯ
(наименование учебного предмета, класс)
по
программе___8___класса
1.1. Количество участников ВПР по учебному предмету (за последние 3 года)
Таблица 1
Участники ВПР
2018 чел.
2019 чел.
2020 чел.
Пермский край
ЛГО
Обучающиеся текущего года
4654 198
1.2. Основные результаты ВПР по предмету
1.2.1. Динамика результатов ВПР по предмету за 3 года
Таблица 2
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Пермский край
ЛГО
чел.
%
1
чел.
% чел.
% чел.
%
Получили «2»
1210 26 64 32,32
Получили «3»
2438 52,39 107 54,04
Получили «4»
938 20,15 26 13,13
Получили «5»
68 1,46 1
0,51 1
% - Процент от общего числа участников по предмету
26
52,39
20,15
1,46
32,32
54,04
13,13
0,51
0 10 20 30 40 50 60 2
3 4
5
Пермский край
Лысьвенский
Статистика по отметкам


2
1.2.2. Гистограмма распределения первичных баллов по предмету в 2020
г.
(количество участников, получивших тот или иной первичный балл)
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Таблица 3
Отметка по пятибалльной
шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
Первичные баллы
0–12 13–20 21–28 29–35
1.2.3. Сравнение полученных отметок с отметками по журналу
Таблица 4
Группы участников
Пермский край
ЛГО
Кол-во
участников
%
Кол-во
участников
%
Понизили (Отметка < Отметка по журналу) %
3214 69,93 147 74,24
Подтвердили (Отметка = Отметке по журналу) %
1288 28,02 47 23,74
Повысили (Отметка > Отметка по журналу) %
94 2,05 4
2,02
Всего
4596 100 198 100
Диаграмма сравнения полученных отметок с отметками по журналу
0 2
4 6
8 10 12 14 16 0
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
Распределение первичных баллов
Пермский край
Лысьвенский
74,24
23,74
2,02
0
10
20
30
40
50
60
70
80
Понизили
Подтвердили
Повысили
К
ол
и
ч
ес
тв
о
уч
ас
тн
и
к
ов
%

3
2.1. Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий по предмету
2.1.1. Краткая характеристика КИМ по предмету
Вариант проверочной работы состоит из 13 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям. Задания 1, 2, 5, 7, 10, 12, 13 основаны на изображениях конкретных объектов, статистических таблицах и требуют анализа изображений и статистических данных, характеристики объектов по предложенному плану, классификации и/или систематизации объектов по определенному признаку, применения биологических знаний при решении практических задач.
Задания 3 и 9 основаны на умении читать и понимать текст в соответствии с поставленной задачей.
Задание 4 проверяет умение систематизировать организмы, используя для этого разные основания.
Задания 6, 8, 11 проверяют знания строения и функционирования животных или характерных особенностей таксонов.
Задания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 11, 13 проверочной работы относятся к базовому уровню сложности.
Задания 8, 9, 10, 12 проверочной работы относятся к повышенному уровню сложности.
Максимальный первичный балл – 35. На выполнение проверочной работы дается 60 минут.
2.1.2. Статистический анализ выполняемости заданий и групп заданий проверочной работы в
2020 году
Выполнение заданий
Группы участников
Пермский край
ЛГО
Кол-во ОО
140 6
Кол-во участников
4654 198
задание
Максимальный балл
% выполнения заданий
1 2
62,44 60,61 2.1 1
50,06 47,47 2.2 1
51,93 34,34 2.3 2
51,12 44,19 2.4 1
48,17 56,06 3
2 48,24 46,21 4.1 2
38,97 32,83 4.2 2
38,54 29,8 5.1 1
54,45 41,41 5.2 2
31,6 26,01 6.1 1
53,61 57,58 6.2 1
41,41 36,36 7
1 59,05 43,94 8.1 2
35,06 33,59 8.2 2
42,9 37,37 9
2 31,41 22,98


4 10.1 2
37,77 34,34 10.2 1
32,23 30,3 11 1
38,55 43,43 12 3
58,97 64,81 13.1 1
59,82 53,54 13.2 2
36,57 31,31
2.1.3. Достижение планируемых результатов
Таблица 6
Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность
научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с
ФГОС (ФК ГОС)
Макс
балл
Пермский
край
ЛГО
Всего участников
4654 уч.
198 уч.
1. Зоология – наука о животных. Методы изучения животных.
Роль зоологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей
Владеть: системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки
2 62,44 60,61 2.1. Классификация животных.
Значение животных в природе и жизни человека
Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты
1 50,06 47,47 2.2. Классификация животных.
Значение животных в природе и жизни человека
Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты
1 51,93 34,34 2.3. Классификация животных.
Значение животных в природе и жизни человека
Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты
2 51,12 44,19 2.4. Классификация животных.
Значение животных в природе и жизни человека
Использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты
1 56,06 48,17 3. Простейшие и беспозвоночные животные. Хордовые животные. Использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач
2 46,21 48,24

5 4.1. Общие свойства организмов и их проявление у животных.
Осуществлять классификацию биологических объектов
(животные, растения, грибов) по разным основаниям
2 32,83 38,97 4.2. Общие свойства организмов и их проявление у животных.
Осуществлять классификацию биологических объектов
(животные, растения, грибов) по разным основаниям
2 29,8 38,54 5.1. Значение простейших и беспозвоночных животных в жизни человека
Классификация животных.
Значение животных в природе и жизни человека
1 54,45 41,41 5.2. Значение простейших и беспозвоночных животных в жизни человека
Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека; знать и аргументировать основные правила поведения в природе
2 26,01 31,6 6.1. Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Выделять существенные признаки биологических объектов
(клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов
1 53,61 57,58 6.2. Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Выделять существенные признаки биологических объектов
(клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов
1 36,36 41,41 7. Беспозвоночные животные. Хордовые животные
Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов
1 59,05 43,94 8.1. Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения
2 33,59 35,06 8.2. Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения
2 37,37 42,9 9. Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные.
Использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач.
2 22,98 31,41 10.1. Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные.
Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов
2 34,34 37,77 10.2. Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов
1 30,03 32,23


6 11. Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов
1 43,43 38,55 12. Простейшие и беспозвоночные. Хордовые животные
Ориентироваться в системе познавательных ценностей: воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах; критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации
3 58,97 64,81 13.1. Значение хордовых животных в жизни человека
Описывать и использовать приемы содержания домашних животных, ухода за ними
1 59,82 53,54 13.2. Значение хордовых животных в жизни человека
Описывать и использовать приемы содержания домашних животных, ухода за ними
2 31,31 36,57
1   2   3   4   5