Файл: Рубинчик, Ю. Л. Механизированная сварка корпусных конструкций из алюминиевых сплавов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
■— засверливают дефектные точки и ставят заклепки или за варивают аргонодуговой сваркой;
•— переваривают дефектные точки на контактной машине па повышенных режимах.
Окисные (шлаковые) или вольфрамовые включения при
сварке алюминиевых сплавов образуются в результате попадания в наплавленный металл окислов алюминия (А120з) и частиц вольфрама. Шлаковые включения возникают в сварных швах пз-за наличия окисной пленки на поверхности свариваемых кро мок или плохо очищенной сварочной проволоки. Попадание вольф рамовых частиц в расплавленный металл вызвано рядом причин. Одной из них является замыкание вольфрамового электрода при зажигании и неравномерном поддержании длины дуги при сварке, другой — неправильно выбранный режим сварки (недопустимо высокая сила тока), при котором каплевидное уширение вольфра мового электрода оплавляется и попадает в шов.
Шлаковые и вольфрамовые включения выявляют рентгепо- и гаммаграфированием, затем их удаляют и швы заваривают пов торно.
Пористость (полости внутри сварного шва, заполненные газом)
при механизированной сварке алюминиевых сплавов является самым распространенным дефектом.
Причины ее возникновения следующие:
—некачественная очистка кромок и сварочной проволоки;
—наличие влаги на поверхности свариваемых кромок и недо статочное осушение защитных газов;
—неполное удаление окисленного несплавившегося металла корня шва при двусторонней автоматической сварке;
—несоблюдение рекомендованного режима сварки, особенно скорости при полуавтоматической сварке тавровых соединений.
Наружные поры выявляют при внешнем осмотре, внутренние — путем рентгеноили гаммаграфирования. Швы, имеющие значи тельное количество пор, удаляют и вновь заваривают.
Трещины возникают в основном в кратерах при сварке пре
рывистых швов полуавтоматами. Иногда трещины образуются при жестком закреплении конструкций, не дающих свободной усадки свариваемых кромок. При контактной сварке трещины могут появляться при малом ковочном усилии, малом сжатии электродов, недостаточной подготовке кромок под сварку и увеличенной силе тока или сварочного импульса.
Обнаруживают трещины путем внешнего осмотра или рентге нографирования. При автоматической и полуавтоматической сварке части швов с трещинами удаляют и вновь заваривают. При контактной сварке, если трещина в точке меньше половины литого ядра и между точками, имеющими трещины, расположено не ме нее 10 точек без дефектов, то дефектные точки могут быть остав лены без исправления. Если трещины распространяются на всю величину ядра, дефектные точки высверливают и заваривают аргонодуговой сваркой.
124
§ 4
СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ ШВОВ
Способы контроля качества сварных швов следующие: внешний осмотр швов, измерение конструктивных размеров швов, контроль гаммапли рентгенографированием, испытание непроницаемости пли герметичности швов. При контактной сварке применяют еще исследование макроструктуры сварных соединений. Иногда при меняют контроль швов вскрытием.
Указанные выше способы контроля назначает проектирующая организация, выполняет их ОТК в процессе изготовления изделий.
Внешний осмотр и измерение. Этому способу контроля подвер
гают все сварные швы. При внешнем осмотре швов не должно быть следующих видимых дефектов: трещин в шве и околошовной зоне, прожогов, свищей, незаваренных кратеров, пористости, подрезов, наплывов, несоответствия размеров швов. При за мере сварных швов устанавливают их соответствие чертежным размерам или другой проектной документации.
В швах стыковых соединений измеряют ширину шва и высоту усиления, в швах тавровых соединений — катет шва и шаг пре рывистых швов. При сварке точечных швов устанавливают размер точек и шаг точечных швов.
Рентгено- и гаммаграфирование сварных швов. Этим способом
обнаруживают внутренние дефекты сварных швов, такие, как непровары, трещины, внутренние поры, вольфрамовые и неметал лические включения. Объем рентгенографирования устанавливает проектирующая организация в схемах просвечивания. Места про свечивания на контролируемых секциях намечает ОТК после про ведения внешнего осмотра сварных швов и устранения обнаружен ных дефектов. Если обнаружены трещины в сварных швах, все сварочные работы по данному узлу прекращают. ОТК совместно со службой главного сварщика выясняет причины их возникно вения и дает указания по исправлению обнаруженных дефектов.
Для сварных конструкций из термически неупрочняемых алю миниевых сплавов устанавливают выборочный контроль рентгенонли гаммаграфированием в объеме до 30% (для серийных зака зов) в зависимости от ответственности сварных швов и категории конструкций. Для швов, сваренных контактной сваркой, объем рентгенографирования назначается в зависимости от категории швов, по не менее 5% от общего количества точек или длины шва. Рентгенографирование сварных точек помогает обнаружить такие внутренние дефекты, как внутренние выплески, трещины, рако вины, поры и непровары.
Рентгенографирование некоторых конструкций из алюминиевых сплавов, и в частности из АМг61, не выявляет размеров литой зоны: снимки показывают лишь размеры вмятин от электродов. Однако трещины, поры, раковины и выплески в указанных сплавах обнаруживаются. Рентгенографирование сварных швов конструк
125
ций из алюминиевых сплавов выполняют переносным аппаратом РУП-120 или модернизированными медицинскими аппаратами. Для контроля швов, выполненных контактной сваркой, применяют аппараты РУП-60-120-1 (РУМ-7) и т. д.
Из-за недостатка малогабаритных аппаратов с достаточной мощностью для рентгенографирования приходится применять гаммаграфирование. Контейнер с ампулой, содержащий изотоп, можно устанавливать при проверке монтажных швов на стапеле. Радиоактивным изотопом для гаммаграфирования конструкций из алюминиевых сплавов является тулий-170 (Ти170). Последние мо дели конструкций переносных установок для гаммаграфирования обеспечивают удобство и безопасность в работе. Такие конструк ции переносных установок, выпускаемых серийно, как «Стапель-5» и «Нева-2», применяют на судостроительных заводах. Необходимо все же отметить, что гаммапросвечивание сварных швов алюми ниевых конструкций не всегда обеспечивает ту четкость снимков, какая имеется при рентгенографировании, поэтому, где это воз можно, рекомендуется использовать рентгеновские аппараты. В по следнее время начали выпускать рентгеновский аппарат «Рина-1Д». который может найти широкое применение для контроля швов.
Испытание швов на непроницаемость и герметичность. Испыта
ние на непроницаемость производят после внешнего осмотра швов. Этот способ выполняют с помощью керосина или газа (воздуха). Испытание керосином производится следующим образом. Сварные швы с одной стороны намазывают меловым раствором. После высыхания покрытия другую сторону швов смачивают керосином. Выдержка производится в течение 10— 15 мин в зависимости от толщины свариваемого металла. Дефекты в швах появляются в виде жирных пятен на стороне шва, покрытого меловым раство ром. Обнаруженные дефектные участки швов вырубают, зачищают кромки перед сваркой и заваривают вновь. После устранения дефектов производят повторную проверку. Для лучшей видимости вновь образующихся пятен в керосин добавляют красители типа «Судан-IV», чтобы не спутать их с уже имеющимися масляными пятнами предыдущей проверки.
Непроницаемость сварных швов в крупногабаритных алюми ниевых конструкциях можно испытывать струей сжатого воздуха давлением ~ 4 кгс/см2. Струю сжатого воздуха с помощью шланга направляют перпендикулярно сварному шву. С обратной стороны шов намазывают мыльным раствором. Неплотности определяют по образующимся пузырям в местах дефектов. ОТК фиксирует имею щиеся неплотности в сварных швах и дает указание об их устра нении. Швы в местах дефектов подрубают и вновь заваривают.
Для определения непроницаемости применяют также фреоновые течеискатели. Емкости наполняют фреоном, и головку течеискателя начинают перемещать вдоль сварных швов. При наличии неплотностей фреон, пройдя через дефекты швов, обнаруживается головкой течеискателя. Швы в местах дефектов исправляют пу тем вырубки дефектов и последующей их заварки.
126
Герметичность емкостей или отсеков проверяют путем их на дува воздухом. Изделие выдерживают под давлением 0,2 кгс/см2 в течение 50—60 мин, затем по падению давления на манометре определяют плотность швов (падение давления допускается до
20%).
Однако методы контроля сварных швов и влияние дефектов на прочность сварных соединений в конструкциях, изготовленных из алюминиево-магниевых сплавов, еще недостаточно изучены.
Также недостаточно изучено влияние многократных исправле ний дефектного участка шва на качество сварных соединений, хотя некоторые работы [10], проведенные при исследовании этого во проса, показывают, что неоднократное исправление одного и того же участка шва лишь незначительно влияет на механические свойства сварных соединений.
Г л а в а
VIII
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ
СВАРКИ
Применение механизированных методов сварки при изготовле нии корпусных конструкций из сплавов АМг увеличивает по срав нению с ручной дуговой сваркой производительность труда, сни жает трудоемкость работ (в том числе по правке конструкций) и улучшает ряд других технико-экономических показателей свароч ного производства.
Особенно рациональны механизированные методы сварки при изготовлении тонколистовых конструкций, где борьба со свароч ными деформациями особенно успешна за счет применения высо копроизводительных способов контактной сварки, импульсно-дуго вой полуавтоматической сварки и т. д. Сварку этими способами проводят на большой скорости, поэтому изготавливаемые конст рукции значительно меньше разогреваются, вследствие чего сни жается коробление узлов и секций, а также улучшается их внеш ний вид. Необходимо отметить, что уменьшение расхода электро энергии и сварочных материалов при автоматической и полуавтоматической сварке способствует снижению себестоимости изготовления свариваемых изделий.
Внедрение нового совершенного сварочного оборудования для механизированной сварки наряду с другими технико-экономиче-
127
скими показателями дает возможность повысить культуру произ водства и улучшить условия работы сварщиков.
Рассмотрев в предыдущих главах наиболее производительные способы сварки, которые широко применяют в судостроении, счи таем целесообразным привести основные данные их экономической эффективности, которые сравниваются с показателями, получен ными при ручной дуговой сварке, а в некоторых случаях — при клепке (контактная сварка).
§ 1
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СБОРКИ
ИАВТОМАТИЧЕСКОЙ СВАРКИ
СОБРАТНЫМ ФОРМИРОВАНИЕМ ШВА
Автоматическая сварка с обратным формированием шва за один проход автомата считается наиболее рациональной при из готовлении полотнищ секций.
В табл. 36 представлены данные экономической эффективности при переводе изготовления секций с ручной дуговой сварки на автоматическую.
|
|
|
Таблица 36 |
Сравнительная стоимость (руб.) сборки и сварки I пог. м шва при |
|||
изготовлении полотнищ ручной |
и автоматической сваркой с обратным |
||
|
формированием шва |
|
|
|
|
Сварка |
|
Затраты |
ручная дуговая непла- |
автоматическая непла- |
|
вящимся электродом с |
|||
|
|
вящимся электродом |
обратным формиро |
|
|
|
ванием шва |
Сборка под |
сварку |
0,63 |
0,12 |
Сварка |
материалы |
0,3 |
0,09 |
Сварочные |
1,25 |
0, <104 |
|
Электроэнергия |
0,22 |
0,07 |
|
Подправка |
полотнища после |
0,12 |
0,06 |
сборки |
|
|
|
|
И т о г о |
2,52 |
0,744 |
П р и м е ч а и и е. Разница в стоимости 1 пог. м составит 1,776 руб.
Сравнивая стоимость сборки и сварки полотнищ при толщине свариваемых листов 6 — 5 мм, необходимо отметить следующее. При ручной дуговой сварке секции собирают на сборочных плитах. Для уменьшения сварочных деформаций листы стыкуют с по мощью электроприхваток, прижимают к плите с помощью грузов
идополнительно прихватывают по контуру. При сборке в стыках
ипазах вырубаются V-образные фаски под сварку. После сварки
128
стыков и пазов со стороны фасок полотнище перед подваркой кантуют. Затем подрубают корень шва п подваривают полотнища секции. Даже при тщательном соблюдении технологии после сварки имеют место деформации в виде «домиков» и бухтин, ко торые необходимо исправлять, что еще более увеличивает трудо емкость изготовления полотнищ.
При сборке и автоматической сварке полотнищ на стенде листы стыкуют по фиксаторам без разделки кромок и применения электроприхваток. Пневматические прижимы стенда обеспечивают необходимое поджатие листов и создают хороший теплоотвод, что значительно снижает сварочные деформации. За один проход сва рочного автомата формируется двусторонний сварной шов (вме сто двух проходов при ручной дуговой сварке).
Сравнение двух способов сварки показывает, что скорость сварки автоматом увеличивается в три раза, объем наплавленного металла — в полтора раза. Учитывая, что на стенде в год можно со бирать и сваривать автоматом в одну смену не менее 4 тыс. пог. м швов, экономический эффект от применения автоматической сварки составит более 7 тыс. руб. без учета экономии по сниже нию затрат на окончательную правку секций. Отметим также, что швы, сваренные автоматом, имеют лучший внешний вид и повы шенное качество. >.
При сварке конструкций толщиной 6 = 1 0ч-25 мм автоматиче ской сваркой трехфазной дугой или плавящимся электродом эко номический эффект увеличится на 20—50%, за счет перехода от многопроходной ручной сварки на однопроходную автоматическую сварку с обратным формированием шва. Стоимость оснастки для автоматической сварки, по опыту заводов, окупится в течение одного года. Затраты на ремонт и амортизацию оборудования при автоматической сварке всего на 300 руб. в год больше, чем при ручной сварке. При автоматической сварке плавящимся электро дом, в сравнении с ручной дуговой сваркой, по данным [6], про изводительность труда увеличивается в пять раз. Стоимость 1 кг наплавленного металла при автоматической сварке равна 1 руб. 84 коп., а при ручной сварке 3 руб. 67 коп.
§ 2
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОЙ ИМПУЛЬСНО-ДУГОВОЙ СВАРКИ
Полуавтоматическая импульсно-дуговая сварка плавящимся электродом, в сравнении с ручной дуговой сваркой неплавящимся электродом, имеет целый ряд преимуществ, например высокую скорость сварки, возможность применения повышенной плотности тока, обеспечивающей сварку соединений толщиной 6 > 15 мм без подогрева и т. д. Применение импульсно-дуговой сварки также рационально для конструкций толщиной 2—3 мм. При импульсно
129