ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
дом F, отводящим жидкость из насоса, с местом назначения — ре зервуаром G.
Камера насоса обычно выполняется в виде спиральной камеры (улитки) переменного сечения, которая переходит в нагнетательный патрубок, соединяющийся с нагнетательным трубопроводом. Соеди нение всасывающего трубопровода D с камерой осуществляется через всасывающий патрубок К, примыкающий к центральной
части рабочего колеса.
В нижней части всасывающая труба снабжается сеткой, предо храняющей насос от загрязнения и попадания в него всевозможных посторонних предметов, и обрат ным клапаном, предупреждающим обратное движение жидкости.
Перед пуском насос и весь вса сывающий трубопровод заливают ся жидкостью. Обратный клапан при этом закрывается. В крупных насосах для этой цели применя ются специальные вакуум-насосы, отсасывающие воздух и созда
ющие |
в насосе разрежение |
(ваку |
|||
ум). |
|
|
|
|
|
После этого приводится в дей |
|||||
ствие двигатель, и рабочее колесо |
|||||
насоса начинает вращаться с боль |
|||||
шим числом |
оборотов. При этом |
||||
жидкость, |
заполняющая |
каналы |
|||
рабочего |
колеса, |
образованные |
|||
лопатками, перемещается от цент |
|||||
ра колеса к его периферии, посту |
|||||
пает в спиральную камеру, окру |
|||||
жающую |
колесо, |
и оттуда |
выбра |
||
сывается |
в |
нагнетательный тру |
|||
бопровод. |
|
|
в центральной |
||
Одновременно |
|||||
части |
колеса, освобождающейся |
||||
от жидкости, образуется вакуум; внешнее давление, действующее |
на свободную поверхность жидкости в приемнике, открывает обрат ный клапан, и жидкость из приемника по всасывающему трубо проводу поступает в насос.
Таким образом, во всей системе (по всасывающему трубопроводу, в насосе и по нагнетательному трубопроводу) создается непрерыв ное движение жидкости, которое вследствие равномерности работы насоса и постоянства его числа оборотов можно считать установив шимся.
Выходящую из рабочего колеса жидкость часто перед входом
92
ч спиральную камеру заставляют пройти через особый направляющий аппарат (на рисунке не показан), охватывающий с небольшим за зором рабочее колесо по его внешней поверхности. Направляющий аппарат помещается в корпусе насоса и представляет собой непод вижное кольцо, состоящее из двух дисков с лопатками, отогнутыми в сторону, обратную лопаткам рабочего колеса. Он предназначен для уменьшения скорости жидкости, выходящей из рабочего колеса, т. е. для преобразования ее кинетической энергии в энергию да вления; давление у выхода из направляющего аппарата всегда больше, а скорость меньше, чем при входе в него. Одновременно приданием соответствующей формы лопаткам направляющего аппарата до стигается также изменение направления скорости жидкости, выхо дящей из рабочего колеса, и обеспечивается ее плавный безударный
перевод в скорость в спиральной ка |
|
|||||
мере. |
|
|
|
^ |
|
|
Той же цели — преобразованию |
|
|||||
кинетической |
энергии |
(скоростного |
|
|||
напора) в энергию давления — слу |
|
|||||
жит и диффузор, конически расходя- |
|
|||||
щийся патрубок, обычно устанав |
|
|||||
ливаемый в начале нагнетательного |
|
|||||
трубопровода, |
непосредственно после |
|
||||
спиральной камеры. |
|
жидкости |
|
|||
Рассмотрим |
движение |
|
||||
по каналам рабочего |
колеса насоса |
|
||||
(рис. 71). |
|
|
|
|
||
Это движение является сложным. |
Рис. 71 |
|||||
При его исследовании примем, что |
||||||
|
||||||
число |
лопаток колеса |
бесконечно ве |
которых складывает |
|||
лико, |
и поэтому все элементарные струйки, из |
|||||
ся поток жидкости в колесе, тождественны |
между собой и отдель |
|||||
ные частицы |
жидкости |
движутся по одинаковым криволинейным |
траекториям, определяемым формой лопаток.
Поступая на колесо, каждая частица жидкости участвует одно временно в двух движениях: перемещается вдоль лопаток с отно сительной скоростью » !, направленной по касательной к траектории или к соответствующему элементу лопатки, и вращается вместе с колесом с переносной скоростью ul5 равной окружной скорости вращения колеса, направленной по касательной к его окружности.
Абсолютная скорость жидкости в колесе vx равна геометрической сумме этих двух скоростей и определяется как диагональ паралле лограмма скоростей.
Из параллелограмма скоростей имеем
w\ = v\-\-u\ — 2v1u1cos ах.
Аналогичное выражение получаем и из параллелограмма скоро стей на выходе жидкости из колеса
ы>! = v\+ и\- ■2 п2 п2 cos а2,
93
где v2, w2, u2 — абсолютная, относительная и переносная скорости жидкости на выходе из колеса.
Для исследования происходящих в рабочем колесе процессов воспользуемся уравнением Бернулли.
Составим это уравнение для двух сечений: первого сечения в не посредственной близости перед входом жидкости в колесо и второго сечения сейчас же после выхода из колеса. Если не учитывать потери напора, получим
Р1 |
|
|
(3.26) |
|
рg ‘ 2g |
pg ^ 2g |
н’ |
||
|
где Zj и z2 — координаты центров тяжести первого и второго се чений; р х и р 2 — средние давления в этих сечениях; Нн — энергия (напор), полученная жидкостью извне от рабочего колеса, равная развиваемому колесом полному напору; р — плотность жидкости.
Далее составим уравнение Бернулли для относительного дви жения жидкости в канале рабочего колеса, добавляя к числу дей ствующих на жидкость сил силу инерции в переносном движении, т. е. центробежную силу. В этом случае будем иметь
z 4 - Л - 4 |
- = z |
I |
I w i |
■н„ |
(3.27) |
1^ Pg ^ |
2g |
2 ^ pg ^ 2g |
|||
где Нц — работа центробежной |
силы, |
отнесенная к |
единице веса |
протекающей жидкости, а индексами 1 и 2 обозначены величины, соответственно относящиеся к двум сечениям: сейчас же после входа жидкости в канал рабочего колеса и непосредственно перед ее вы ходом из него.
Рассмотрим частицу жидкости массой т, находящуюся на рас стоянии г от оси вращения.
Величина центробежной силы, действующей на эту частицу,
будет равна та>2г |
(где ю — угловая |
скорость вращения колеса), |
а производимая ею |
на элементарном |
перемещении dr работа |
dA — торг dr.
Полная работа центробежной силы на всем пути, от входа жидко сти в колесо на окружности радиуса rt до выхода из него на окруж ности радиуса г2, определяется интегрированием этого выражения.
Имеем
г2
А = J пшРг dr = |
(r\ — rf) = |
{u\ — u\). |
r, |
|
|
Отнеся эту работу к единице массы жидкости, получим следующее выражение для удельной энергии, сообщаемой жидкости в рабочем колесе насоса:
94
Соответствующий этой энергии напор будет равен
|
|
|
|
»ц |
и\ — Ц® |
|
|
|
|
|
|
|
g |
~~ 2g |
|
|
|
Подставим далее |
это |
выражение |
в уравнение |
(3.27) |
|
|||
2 |
I |
Pi |
I |
wi |
Р2_ |
_ |
Ц2 — М1 |
(3.28) |
1 ^ |
Pg ^ |
2g |
pg |
2g |
2g |
|
и вычтем почленно из уравнения (3.26) уравнение (3.28). Таким образом, найдем
2g 1 2g |
w\— w\ |
2g |
Заменив здесь wx и w2 их значениями из треугольников скоростей,
после ряда преобразований получим следующее |
уравнение: |
||
Я н |
v2u2 cos а 2— [ДМ1 cos см |
(3.29) |
|
g |
|||
|
|
известное под названием о с н о в н о г |
о у р а в н е н |
и я ц е н т |
||
р о б е ж н о г о |
н а с о с а . |
Впервые |
это уравнение |
было полу |
чено Л. Эйлером |
в 1754 г. |
исходя из условий безударного входа |
||
Следует иметь в виду, что, |
жидкости в колесо, во избежание больших потерь напора скорость подхода жидкости к колесу по величине и направлению должна по возможности мало отличаться от абсолютной скорости входа. Обычно в центробежных насосах жидкость входит в колесо в ра
диальном направлении и поэтому и а г = |
90°. При, этом, так как |
||
cos 90° = 0, уравнение (3.29) принимает |
следующий вид: |
||
Я„ |
v2u2cos а.2 |
(3.30) |
|
g |
|||
|
|
Полученное уравнение позволяет определить величину напора, создаваемого центробежным насосом. Из него видно, что для полу чения прложительного напора необходимо, •чтобы угол а 2 был меньше 90°. Чем меньше этот угол, тем больше напор. Обычно а 2 = * 8 -1 5 ° .
Действительно, напор насоса оказывается несколько меньше вычисленного по теоретическому уравнению (3.30). Основные при
чины |
этого следующие: |
1) |
гидравлические сопротивления, встречаемые жидкостью при |
движении внутри насоса, на преодоление которых затрачивается некоторая часть напора;
2) конечное (а не бесконечное, как было принято при выводе) число лопаток, что вызывает неравномерность распределения скоро стей в поперечном сечении каждого канала и также уменьшает величину напора.
Отмеченные обстоятельства учитываются введением в уравнение (3.30) двух поправочных коэффициентов: гидравлического коэффи
95
циента полезного действия насоса г]г и коэффициента К, |
зависящего |
||
от формы |
и числа |
лопаток. Средние значения этих коэффициентов: |
|
Цг = 0 ,8 + |
0,95; К = 0 ,7 5 -0 ,85 . |
|
|
Таким образом, |
окончательно получаем |
|
|
|
|
Нн= ''3“2^OSCC2 цгК. |
(3.31) |
Н а с о с н а я у с т а н о в к а . При расчете и проектировании насосных установок наиболее важными являются следующие задачи: определение манометрического напора насоса, потребляемой насосом мощности и проверка процесса всасывания.
Манометрическим, или полным, напором насоса (обозначим его через Н) называется напор, развиваемый насосом для подъема жид кости, преодоления гидравлических сопротивлений во всасывающем и нагнетательном трубопроводах и разности давлений на их концах. Следовательно,
|
77 = ^в + ^н + ^пв + ^пн + |
’--------- > |
|
где |
hB и hH— геометрические высоты |
соответственно всасывания |
|
и нагнетания (см. рис. 70), |
т. е. расстояния (по вертикали) от насоса |
||
до |
поверхности жидкости |
в приемнике |
Е (высота всасывания) и |
от оси насоса до уровня жидкости в резервуаре G (высота нагнета ния); ДПв и hn — потери напора (определяемые как суммы линейных и местных потерь напора), соответственно во всасывающем и нагне тательном трубопроводах; рп и рр — давления на свободных поверх ностях жидкости в приемнике и резервуаре.
Обозначим далее подачу (производительность) насоса, т. е. объем ный расход жидкости, подаваемой насосом в трубопровод, через Q, Тогда полезная работа, потребляемая насосом в единицу времени
(мощность), будет
N ^pgQ H . |
(3.32) |
В международной системе единиц единицей измерения мощности является ватт (Вт) — секундная работа силы в 1 Н при перемещении точки ее приложения на 1 м; более крупная единица мощности, равная 1 • 103 Вт, называется киловаттом (кВт). .
В технической системе единиц мощность измеряется в кгс • м/с. При практических расчетах для измерения мощности часто приме няется также так называемая лошадиная сила (л. с.); 1 л. с. =
-7б кгс * м/с.
Полезно запомнить следующие соотношения между этими основ ными единицами измерения мощности.
1 кВт 102 кгс-м /с ай 1,36 л. с.
Действительная мощность, потребляемая насосом и подводимая К нему от двигателя, будет больше полезной мощности вследствие неизбежных потерь энергии в насосе. Оценивая эти потери полным
96