Файл: Рабинович, Е. З. Гидравлика учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дом F, отводящим жидкость из насоса, с местом назначения — ре­ зервуаром G.

Камера насоса обычно выполняется в виде спиральной камеры (улитки) переменного сечения, которая переходит в нагнетательный патрубок, соединяющийся с нагнетательным трубопроводом. Соеди­ нение всасывающего трубопровода D с камерой осуществляется через всасывающий патрубок К, примыкающий к центральной

части рабочего колеса.

В нижней части всасывающая труба снабжается сеткой, предо­ храняющей насос от загрязнения и попадания в него всевозможных посторонних предметов, и обрат­ ным клапаном, предупреждающим обратное движение жидкости.

Перед пуском насос и весь вса­ сывающий трубопровод заливают­ ся жидкостью. Обратный клапан при этом закрывается. В крупных насосах для этой цели применя­ ются специальные вакуум-насосы, отсасывающие воздух и созда­

ющие

в насосе разрежение

(ваку­

ум).

 

 

 

 

 

После этого приводится в дей­

ствие двигатель, и рабочее колесо

насоса начинает вращаться с боль­

шим числом

оборотов. При этом

жидкость,

заполняющая

каналы

рабочего

колеса,

образованные

лопатками, перемещается от цент­

ра колеса к его периферии, посту­

пает в спиральную камеру, окру­

жающую

колесо,

и оттуда

выбра­

сывается

в

нагнетательный тру­

бопровод.

 

 

в центральной

Одновременно

части

колеса, освобождающейся

от жидкости, образуется вакуум; внешнее давление, действующее

на свободную поверхность жидкости в приемнике, открывает обрат­ ный клапан, и жидкость из приемника по всасывающему трубо­ проводу поступает в насос.

Таким образом, во всей системе (по всасывающему трубопроводу, в насосе и по нагнетательному трубопроводу) создается непрерыв­ ное движение жидкости, которое вследствие равномерности работы насоса и постоянства его числа оборотов можно считать установив­ шимся.

Выходящую из рабочего колеса жидкость часто перед входом

92


ч спиральную камеру заставляют пройти через особый направляющий аппарат (на рисунке не показан), охватывающий с небольшим за­ зором рабочее колесо по его внешней поверхности. Направляющий аппарат помещается в корпусе насоса и представляет собой непод­ вижное кольцо, состоящее из двух дисков с лопатками, отогнутыми в сторону, обратную лопаткам рабочего колеса. Он предназначен для уменьшения скорости жидкости, выходящей из рабочего колеса, т. е. для преобразования ее кинетической энергии в энергию да­ вления; давление у выхода из направляющего аппарата всегда больше, а скорость меньше, чем при входе в него. Одновременно приданием соответствующей формы лопаткам направляющего аппарата до­ стигается также изменение направления скорости жидкости, выхо­ дящей из рабочего колеса, и обеспечивается ее плавный безударный

перевод в скорость в спиральной ка­

 

мере.

 

 

 

^

 

Той же цели — преобразованию

 

кинетической

энергии

(скоростного

 

напора) в энергию давления — слу­

 

жит и диффузор, конически расходя-

 

щийся патрубок, обычно устанав­

 

ливаемый в начале нагнетательного

 

трубопровода,

непосредственно после

 

спиральной камеры.

 

жидкости

 

Рассмотрим

движение

 

по каналам рабочего

колеса насоса

 

(рис. 71).

 

 

 

 

Это движение является сложным.

Рис. 71

При его исследовании примем, что

 

число

лопаток колеса

бесконечно ве­

которых складывает­

лико,

и поэтому все элементарные струйки, из

ся поток жидкости в колесе, тождественны

между собой и отдель­

ные частицы

жидкости

движутся по одинаковым криволинейным

траекториям, определяемым формой лопаток.

Поступая на колесо, каждая частица жидкости участвует одно­ временно в двух движениях: перемещается вдоль лопаток с отно­ сительной скоростью » !, направленной по касательной к траектории или к соответствующему элементу лопатки, и вращается вместе с колесом с переносной скоростью ul5 равной окружной скорости вращения колеса, направленной по касательной к его окружности.

Абсолютная скорость жидкости в колесе vx равна геометрической сумме этих двух скоростей и определяется как диагональ паралле­ лограмма скоростей.

Из параллелограмма скоростей имеем

w\ = v\-\-u\ 2v1u1cos ах.

Аналогичное выражение получаем и из параллелограмма скоро­ стей на выходе жидкости из колеса

ы>! = v\+ и\- 2 п2 п2 cos а2,

93


где v2, w2, u2 — абсолютная, относительная и переносная скорости жидкости на выходе из колеса.

Для исследования происходящих в рабочем колесе процессов воспользуемся уравнением Бернулли.

Составим это уравнение для двух сечений: первого сечения в не­ посредственной близости перед входом жидкости в колесо и второго сечения сейчас же после выхода из колеса. Если не учитывать потери напора, получим

Р1

 

 

(3.26)

рg ‘ 2g

pg ^ 2g

н’

 

где Zj и z2 — координаты центров тяжести первого и второго се­ чений; р х и р 2 — средние давления в этих сечениях; Нн — энергия (напор), полученная жидкостью извне от рабочего колеса, равная развиваемому колесом полному напору; р — плотность жидкости.

Далее составим уравнение Бернулли для относительного дви­ жения жидкости в канале рабочего колеса, добавляя к числу дей­ ствующих на жидкость сил силу инерции в переносном движении, т. е. центробежную силу. В этом случае будем иметь

z 4 - Л - 4

- = z

I

I w i

■н„

(3.27)

1^ Pg ^

2g

2 ^ pg ^ 2g

где Нц — работа центробежной

силы,

отнесенная к

единице веса

протекающей жидкости, а индексами 1 и 2 обозначены величины, соответственно относящиеся к двум сечениям: сейчас же после входа жидкости в канал рабочего колеса и непосредственно перед ее вы­ ходом из него.

Рассмотрим частицу жидкости массой т, находящуюся на рас­ стоянии г от оси вращения.

Величина центробежной силы, действующей на эту частицу,

будет равна та>2г

(где ю — угловая

скорость вращения колеса),

а производимая ею

на элементарном

перемещении dr работа

dA — торг dr.

Полная работа центробежной силы на всем пути, от входа жидко­ сти в колесо на окружности радиуса rt до выхода из него на окруж­ ности радиуса г2, определяется интегрированием этого выражения.

Имеем

г2

А = J пшРг dr =

(r\ — rf) =

{u\ — u\).

r,

 

 

Отнеся эту работу к единице массы жидкости, получим следующее выражение для удельной энергии, сообщаемой жидкости в рабочем колесе насоса:

94


Соответствующий этой энергии напор будет равен

 

 

 

 

»ц

и\ — Ц®

 

 

 

 

 

 

g

~~ 2g

 

 

 

Подставим далее

это

выражение

в уравнение

(3.27)

 

2

I

Pi

I

wi

Р2_

_

Ц2 — М1

(3.28)

1 ^

Pg ^

2g

pg

2g

2g

 

и вычтем почленно из уравнения (3.26) уравнение (3.28). Таким образом, найдем

2g 1 2g

w\w\

2g

Заменив здесь wx и w2 их значениями из треугольников скоростей,

после ряда преобразований получим следующее

уравнение:

Я н

v2u2 cos а 2— [ДМ1 cos см

(3.29)

g

 

 

известное под названием о с н о в н о г

о у р а в н е н

и я ц е н т ­

р о б е ж н о г о

н а с о с а .

Впервые

это уравнение

было полу­

чено Л. Эйлером

в 1754 г.

исходя из условий безударного входа

Следует иметь в виду, что,

жидкости в колесо, во избежание больших потерь напора скорость подхода жидкости к колесу по величине и направлению должна по возможности мало отличаться от абсолютной скорости входа. Обычно в центробежных насосах жидкость входит в колесо в ра­

диальном направлении и поэтому и а г =

90°. При, этом, так как

cos 90° = 0, уравнение (3.29) принимает

следующий вид:

Я„

v2u2cos а.2

(3.30)

g

 

 

Полученное уравнение позволяет определить величину напора, создаваемого центробежным насосом. Из него видно, что для полу­ чения прложительного напора необходимо, •чтобы угол а 2 был меньше 90°. Чем меньше этот угол, тем больше напор. Обычно а 2 = * 8 -1 5 ° .

Действительно, напор насоса оказывается несколько меньше вычисленного по теоретическому уравнению (3.30). Основные при­

чины

этого следующие:

1)

гидравлические сопротивления, встречаемые жидкостью при

движении внутри насоса, на преодоление которых затрачивается некоторая часть напора;

2) конечное (а не бесконечное, как было принято при выводе) число лопаток, что вызывает неравномерность распределения скоро­ стей в поперечном сечении каждого канала и также уменьшает величину напора.

Отмеченные обстоятельства учитываются введением в уравнение (3.30) двух поправочных коэффициентов: гидравлического коэффи­

95


циента полезного действия насоса г]г и коэффициента К,

зависящего

от формы

и числа

лопаток. Средние значения этих коэффициентов:

Цг = 0 ,8 +

0,95; К = 0 ,7 5 -0 ,85 .

 

Таким образом,

окончательно получаем

 

 

 

Нн= ''3“2^OSCC2 цгК.

(3.31)

Н а с о с н а я у с т а н о в к а . При расчете и проектировании насосных установок наиболее важными являются следующие задачи: определение манометрического напора насоса, потребляемой насосом мощности и проверка процесса всасывания.

Манометрическим, или полным, напором насоса (обозначим его через Н) называется напор, развиваемый насосом для подъема жид­ кости, преодоления гидравлических сопротивлений во всасывающем и нагнетательном трубопроводах и разности давлений на их концах. Следовательно,

 

77 = ^в + ^н + ^пв + ^пн +

’--------- >

где

hB и hH— геометрические высоты

соответственно всасывания

и нагнетания (см. рис. 70),

т. е. расстояния (по вертикали) от насоса

до

поверхности жидкости

в приемнике

Е (высота всасывания) и

от оси насоса до уровня жидкости в резервуаре G (высота нагнета­ ния); ДПв и hn — потери напора (определяемые как суммы линейных и местных потерь напора), соответственно во всасывающем и нагне­ тательном трубопроводах; рп и рр — давления на свободных поверх­ ностях жидкости в приемнике и резервуаре.

Обозначим далее подачу (производительность) насоса, т. е. объем­ ный расход жидкости, подаваемой насосом в трубопровод, через Q, Тогда полезная работа, потребляемая насосом в единицу времени

(мощность), будет

N ^pgQ H .

(3.32)

В международной системе единиц единицей измерения мощности является ватт (Вт) — секундная работа силы в 1 Н при перемещении точки ее приложения на 1 м; более крупная единица мощности, равная 1 • 103 Вт, называется киловаттом (кВт). .

В технической системе единиц мощность измеряется в кгс • м/с. При практических расчетах для измерения мощности часто приме­ няется также так называемая лошадиная сила (л. с.); 1 л. с. =

-7б кгс * м/с.

Полезно запомнить следующие соотношения между этими основ­ ными единицами измерения мощности.

1 кВт 102 кгс-м /с ай 1,36 л. с.

Действительная мощность, потребляемая насосом и подводимая К нему от двигателя, будет больше полезной мощности вследствие неизбежных потерь энергии в насосе. Оценивая эти потери полным

96