ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
широкое применение она получила для измерении в естественных потоках (реки) и открытых каналах.
Вертушка (рис. 65) состоит из крыльчатки А, представляющей собой колесо с винтовыми лопастями, насаженное на горизонтальный вал С. Будучи установлена в потоке, крыльчатка под действием протекающей жидкости вращается, причем число ее оборотов прямо пропорционально скорости течения. От вертушки вверх выводятся провода В, идущие к электрическому звонку, подающему сигнал при каждом замыкании электрической цепи, которое осуществляется через определенное число оборотов особым контактным механизмом, помещаемым в камере вертушки, или же к специальному счетчику, автоматически записы вающему число оборо тов и время Б
\ ° сг L V |
- V |
4 е/ |
|
\ ° |
о |
о |
о /'1 |
|
|
||
|
Рис. |
66 |
Рис. 67 |
Для определения расхода жидкости поступают следующим об разом: вычерчивают в масштабе живое сечение потока (рис. 6 6 ) и разбивают его на ряд элементарных сечений AFlt AF2, . . . Затем вертушкой измеряют скорости v±, к2, . . . в центрах тяжес+и этих сечений сх, с2, . . элементарные расходы через эти сечения будут
ql = AFlvl, q2 = AF2v2, . . .
Полный расход жидкости находится суммированием элементар ных расходов по всему сечению
Q — 2 Qi — |
AF2v2+ . . . |
Распространенным прибором для замеров скорости в некоторой точке потока, применяемым как в небольших открытых потоках,
1 На принципе измерения скоростей вертушкой основан крыльчатый рас ходомер, применяемый для измерения расхода жидкости в напорных трубо проводах.
Этот расходомер состоит из крыльчатки с винтовыми лопастями, обычно изготовляемой из целлулоида, помещаемой внутри корпуса и приводимой во вращение протекающей через расходомер жидкостью. Ось крыльчатки соеди няется со счетчиком, записывающим число ее оборотов, по которому судят о ве личине расхода. Существуют два типа крыльчаты-х расходомеров: расходомеры где ось крыльчатки параллельна оси трубы, на которой установлен расходомер, и расходомеры с осью крыльчатки, перпендикулярной к оси трубы. Наиболее широкое применение на практике получили расходомеры первого типа, имеющие большое распространение в водопроводном деле.
8 8
главным |
образом в лабораторной практике, так и при движении |
в трубах, |
является трубка Пито. В простейшем виде трубка Пито |
(рис. 67, |
а) представляет собой изогнутую под прямым углом трубку |
небольшого диаметра, устанавливаемую в потоке открытым нижним концом навстречу течению жидкости; второй, верхний, конец трубки выводится из потока наружу.
Если такую трубку установить в открытом потоке, например в канале, где на свободной поверхности жидкости давление равно атмосферному, то, как это следует из предыдущего, высота h под нятия жидкости в трубке над поверхностью потока представит собой величину скоростного напора
— в точке установки трубки.
^8
Таким образом,
У2 |
|
|
I F ’ |
|
|
откуда скорость |
движения |
|
жидкости |
|
|
v = Y 2gh. |
|
|
Действительная |
величина |
|
скорости вследствие неизбеж |
|
|
ных потерь напора в самой |
Рис. 68 |
'трубке и некоторого наруше ния потока, вызываемого введением в него инородного тела, ока
зывается несколько больше и определяется по формуле
v = a Y 2 gh,
где а — поправочный коэффициент, определяемый для каждой дан ной трубки опытным путем.
Дальнейшим развитием и усовершенствованием трубки Пито является трубка Прандтля, применяемая для измерения скорости течения жидкости в напорных трубопроводах. Она состоит из двух трубок (см. рис. 67, б), одна из которых — а — представляет собой
обычный пьезометр, показывающий пьезометрический напор -2 --,
а другая — Ъ— подобна трубке Пито и измеряет величину полного
напора -2^-+-^-. Разность уровней жидкости в обеих трубках h
гй дает величину скоростного напора - — , по которой и определяется
Zg
скорость.
Всуществующих конструкциях обе трубки обычно совмещаются
водин прибор, состоящий в этом случае из двух концентрически расположенных трубок, концы которых присоединяются к диффе ренциальному манометру (рис. 6 8 ). Центральная внутренняя трубка передает в манометр полный напор; внешняя же трубка, имеющая
89
по боковой поверхности вырез или отверстия, передает пьезометри ческий напор. Для уменьшения нарушений потока жидкости возле трубки ее оголовку придается удобообтекаемая сферическая форма. Размеры трубки могут быть сделаны очень малыми — до 0,5 мм в диаметре (шприцевал игла), так что измеряемая ею скорость может быть принята за скорость в данной точке.
Скорость движения жидкости в точке установки трубки Прандтля
|
определяется |
по формуле |
|
||||||
|
|
v = a У 2gh |
— l ) |
, |
|
||||
|
где |
h — разность |
|
уровней |
в |
||||
|
коленах дифференциального ма |
||||||||
|
нометра; р и рх — плотности со |
||||||||
|
ответственно исследуемой и про |
||||||||
|
межуточной |
жидкостей |
мано |
||||||
|
метра; |
а — поправочный |
коэф |
||||||
|
фициент, определяемый опыт |
||||||||
|
ным путем |
и изменяющийся |
в |
||||||
|
пределах от |
1 до 1,04 в зави |
|||||||
|
симости от точности изготов |
||||||||
|
ления |
трубки |
и |
ее |
размеров. |
||||
|
|
Помещая |
трубку |
Прандтля |
|||||
|
в различных точках попереч |
||||||||
|
ного |
сечения |
потока, |
можно |
|||||
|
найти |
распределение скоростей |
|||||||
|
в этом |
сечении |
и |
вычислить |
|||||
|
затем значение расхода жид |
||||||||
|
кости. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для измерения скоростей в |
|||||||
|
действующих |
трубопроводах |
в |
||||||
Рис. 69 |
процессе их |
эксплуатации весь |
|||||||
ма |
удобной |
является модифи |
|||||||
|
кация |
трубки Прандтля, вы |
|||||||
полняемая в виде цилиндрического зонда. |
Подобный зонд (рис. 69) |
представляет собой цилиндрическую трубку, в нижней части которой имеются три приемных отверстия: центральное — среднее и два крайних.
При измерениях зонд вводится |
в трубопровод через сальниковое |
||
устройство, устанавливаемое на |
наружной |
поверхности |
верхней |
части трубы. Значения скорости |
находятся |
по перепаду |
давлений |
между полным давлением в центральном отверстии |
и давлениями |
|
в крайних отверстиях, равными |
сумме статического |
и некоторой |
(определяемой тарировкой) части |
динамического давления. |
90
§ 31. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
На использовании принципов гидродинамики основаны устрой ство и работа гидравлических машин, т. е. машин, в которых основ ным рабочим телом является жидкость.
По своему назначению в зависимости от характера происходящих в них энергетических процессов гидравлические машины можно раз делить на две большие группы: гидравлические двигатели и насосы.
Г и д р а в л и ч е с к и е д в и г а т е л и служат для преобра зования гидравлической энергии потока жидкости в механическую энергию, получаемую на валу двигателя и используемую в дальней шем для различных целей, в основном для привода рабочих машин. Наиболее распространенным представителем этой группы являются гидравлические турбины.
В н а с о с а х , применяемых для подъема и перемещения жид костей по трубопроводам, происходит обратный процесс. Механиче ская энергия, подводимая к насосам от двигателей, приводящих эти машины в действие, преобразуется в них в гидравлическую энергию жидкости.
Г и д р а в л и ч е с к и е м а ш и н ы весьма широко исполь зуются в настоящее время в нефтяной промышленности. Насосы применяются при транспорте нефти и нефтепродуктов по трубопро водам, при бурении нефтяных скважин для подачи в них промывоч ных растворов, для нагнетания в нефтяные пласты воды при закон турном заводнении и т. д. Турбины используются в качестве дви гателей, вращающих долото в турбобурах при турбинном способе бурения.
В |
отдельные группы часто выделяют г и д р а в л и ч е с к и е п е р е |
д а ч и |
(также нашедшие широкое применение в различных нефтепромысловых |
машинах и механизмах), предназначенные для передачи или преобразования механической работы посредством жидкости (гидромуфты, гидропривод), и г и д- р а в л и ч е с к и е д в и ж и т е л и — устройства, служащие для сообщения движения находящемуся в жидкости твердому телу с использованием реакции жидкости (гребные винты, пароходные колеса).
По принципу действия различают гидравлические машины ло пастного типа, или турбомашины (центробежные насосы, турбины), и объемные машины, действующие по принципу вытеснения жидкости твердым телом (поршневые насосы). С гидравлической точки зрения
наибольший интерес представляют |
лопастные машины. |
Ц е н т р о б е ж н ы й н а с о с . |
Рассмотрим (на примере цент |
робежного насоса) принцип действия и выведем основное уравнение
лопастных машин. |
насос (рис. |
70) состоит из рабочего колеса А |
Центробежный |
||
с криволинейными |
лопатками, |
сидящего на валу В, приводимом |
во вращение от двигателя (обычно электродвигателя). Рабочее колесо находится в неподвижной камере (кожухе) С, соединяемой всасы вающим трубопроводом D, по которому в насос поступает жидкость, с местом ее забора — приемником Е и нагнетательным трубопрово-
91