ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 2
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 14. Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка достижений
(учебник, с. 40–45, рабочая тетрадь, с. 25–26)
Тип урока: решение частных задач | ||
Педагогические задачи: создать условия для обучения учащихся делению текста на части, озаглавливанию частей, подробному пересказу с опорой на составленный план; способствовать развитию творческого воображения; содействовать воспитанию потребности в чтении книг, любви к устному народному творчеству, русским народным сказкам | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся делить текст на части, озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план | Метапредметные: познавательные: перечитывают текст с разными задачами (поиск нужных частей текста, определение основной мысли и озаглавливание каждой части текста), работают с маркированными в тексте сказки строками; регулятивные: самостоятельно формулируют учебную задачу, составляют план работы по решению учебной задачи урока, выбирают форму оценивания, вырабатывают критерии оценки; коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми | Личностные: проявляют интерес к литературному чтению |
Образовательные ресурсы: программа «Чтение и начальное литературное образование»; алгоритм составления плана; иллюстрации В. Васнецова к сказке «Сивка-бурка»; аудиосказка «Сивка-бурка»; таблица уровня усвоения учебного материала (для самооценки) |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | – Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку? Проверяет готовность к уроку. – А теперь соберемся, эмоционально настроимся на урок. Повторяйте за мной. | Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готов- | Владеют навыками психологи-ческой |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся. Всё у нас получится! | ность к уроку: наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, остро отточенного простого карандаша, ластика | и эмоциональ-ной настроенности на работу на уроке, организации рабочего места |
II. Актуализа-ция опорных знаний | Организует беседу, выявляющую знание текста сказки. – На предыдущем уроке вы познакомились с русской народной сказкой «Сивка-бур-ка». Если вы внимательно читали сказку, то сможете ответить на вопросы. – Сколько сыновей было у старика? – Как звали младшего сына? – О чем просил старик сыновей? – Как выполнили просьбу отца сыновья? – Кем была Елена Прекрасная? – Чем закончилась сказка? | Отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме. – Три сына. – Иванушка-дурачок. – Сторожить пшеничное поле и поймать вора. – Старший и средний – проспали, младший – выследил воришку. – Дочь царя. – Свадьбой | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Выделяют существенную информацию. Сохраняют учебную задачу. Строят речевое высказывание согласно поставленной задаче |
III. Постановка учебной задачи | – Прочтите название темы урока. Попытайтесь сформулировать то, чем мы будем заниматься на уроке. – Мы продолжим работу над сказкой «Сивка-бурка» и составим план пересказа текста, затем, опираясь на составленный план, будем пересказывать. А после этого выполним проверочную работу | Формулируют учебную задачу | Принимают и сохраняют учебную цель |
IV. Работа над составлением плана текста. | Организует работу над составлением плана текста. – Напомню, что план – это названия частей текста, расположенные по порядку. План помогает излагать мысли последовательно. | Слушают объяснение учителя. | Анализируют, делают выводы. Осознан |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
| – Прочтите алгоритм работы над составлением плана: • выдели основные части и определи, о чем в них говорится; • назови каждую часть по её главной мысли; • запиши название. | Читают алгоритм работы над составлением плана текста. | но и произвольно строят речевое высказывание. Осуществляют анализ с опорой на визуализацию, выделяют главное и второстепен-ное. |
1. Работа над 1-й частью «Встреча с вол-шебным конем». | – Назовите основные события, происходящие в сказке. На сколько частей можно разделить текст сказки? – Правильно, их три, и ваша задача – озаглавить их, выразить главное в одном предложении. | Анализируют совместно с учителем. Определяют главные части сказки во фронтальном режиме: «Встреча с конем», «Царский указ», «Свадьба». Проговаривают все предложенные варианты. | Выразительно читают. Строят понятные для окружа- ющих высказывания. Слушают собеседника. Формулируют свою точку зрения и по- зицию. |
– Назовите границы 1-й части, прочтите слова автора. | Находят в тексте и зачитывают начало и конец части. | ||
– Запишите название 1-й части в тетрадь. Но этого недостаточно, чтобы изложить пересказ по порядку. Надо выделить то главное, о чем говорится в каждой части, и записать в столбик пункты плана. Они помогут излагать мысли по порядку. | Распределяют в нужной последовательности подготовленные заранее опорные таблицы: 1. Крестьянская семья. 2. Вор на пшеничном поле. 3. Неожиданная встреча. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
2. Работа над 2-й частью «Царский указ». | Предлагает поработать в парах. Организует обсуждение составленного плана 2-й части. | После обсуждения запи- сывают на доске и в тетради составленный план 2-й части: 1. Гонцы царя. 2. Насмешки старших братьев. 3. Помощь Сивки-бурки. | Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Договарива-ются и приходят к общему мне-нию при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте. |
3. Работа над 3-й частью «Свадьба». | Организует прослушивание аудиозаписи 3-й части совместно с просмотром иллюстраций В. Васнецова. | Совместно с учителем составляют план пересказа 3-й части: 1. Перстень царевны. 2. Царский пир. 3. Жених нашелся! | |
4. Пересказ | Предлагает пересказать по плану 1-ю часть сказки | Пересказывают «по цепочке», опираясь на план, взаимодействуют с учителем | Адекватно используют речевые средства для решения коммуника-тивных задач |
V. Проверка знаний | Организует работу по своему усмотрению, исходя из уровня подготовки учащихся. Предлагает выполнить задания в рабочей тетради, с. 28–29, с. 31 | Выполняют задания в рабочей тетради. Осуществляют самоконтроль | Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют и контролируют учебные действия. Осуществляют самоконтроль |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
VI. Домашнее задание | Объясняет суть домашнего задания. 1. Самостоятельный пересказ по составленному плану. 2. Рабочая тетрадь, с. 28 (признаки волшебной сказки) | Слушают, задают уточ-няющие вопросы | Осознают и принимают учебные задачи |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует работу по формированию самооценки. – Подведем итоги. Какую учебную задачу решали на уроке? Когда вам это пригодится? – Оцените, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана: • научился составлять; • испытываю трудности; • не научился. Оценивает работу класса, поощряет наиболее отличившихся учащихся | Отвечают на вопросы учителя. – Учились правильно составлять план пересказа текста. Оценивают свою работу на уроке | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |