Файл: Литвин, А. Н. Железобетонные конструкции с полимерными покрытиями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
пых листов, так как в этом случае нет надобности срезать имеющиеся ребра, которые могут заанкеривать воротники в железобетонных стенках труб. Неизменными должны оставаться следующие размеры: полная высота и диаметр отверстия, наружный диаметр воротников для буртовых концов труб и внутренние диаметры в цилиндрической н конической частях воротников для раструбных концов труб.
Рмс. 42. Схема геометрических размеров полимерных воротни ков, применяемых в полимержелезобетонных трубах
а — для |
буртового |
конца |
трубы: |
б — для |
раструбного |
конца |
трубы |
Полнмержелезобетонные трубы и их раструбы арми руют цилиндрическими спиральными каркасами. Вид ар матуры, диаметры стержней и их шаг определяют для каждого типоразмера труб расчетом, а каркасы и соеди нительные элементы располагают по схеме, приведенной на рис. 43. В зависимости от размеров трубы, расчетного давления и глубины заложения, на которые они рассчи таны, спирали навивают в одну непрерывную или в две рядом расположенные нитки. Соответствующие схемы ар матурных каркасов и соединительных элементов к ним приведены на рис. 44.
Для навивки спиралей в зависимости от типоразмера полимержелезобетонных труб используют арматурную сталь классов A-I, В-I и A-III, причем максимальный диа метр спиральной арматуры класса А-Ш принят равным 8 мм. Такая арматура поставляется смотанной в бухты и поэтому ее удобно использовать при механизированном изготовлении арматурных каркасов на специальных ма
111
шинах. Для изготовления продольной арматуры п соеди нительных элементов используют только гладкую арма туру класса A-I диаметром 6 мм.
Соединительные элементы в арматурных каркасах выполняют несколько функций. Они обеспечивают пра-
Рис. 43. Схема расположения арматурных каркасов в полнмержелезобетонных трубах
|
К а р к ас и -1 |
|
|
|
Каркас к - 1с |
|
s s |
s |
|
|
|
|
|
I А Д |
щ |
|
|
|ш. as . |
лаа |
jj _(Ж> |
|
|
|
|
|
"м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
" “IИ- si |
|
|
|
|
н -> |
-о- ч* |
4s»' |
у- (? |
|
~ w w |
фэ—ш |
W |
каркас к~2 |
Каркас к-2с |
Элементы €■ /и С ? |
||||
s , s |
~дТ |
________ L |
|
|
|
|
jtfe> |
<&> |
JiS |
|
|
||
— Cl__11__ Cl__Cl. |
|
|
||||
<fo |
|
|
||||
& |
Огф G> |
“ESS |
ЕСТ W 'E*Sr^" |
|
|
Рис. 44. Схемы арматурных каркасов и соединительных эле ментов для полимержелезобетопных труб
вильное взаимное расположение каркасов раструба и цилиндрической части трубы, предохраняют полимерные воротники от повреждения их острыми концами продоль ной арматуры, а некоторые из них используются в каче
стве монтажных петель при транспортировании кар касов.
112
Резиновые кольца, применяемые для уплотнения сты ковых соединений полимержелезобетонных труб, долж ны быть гладкими, без пузырей п трещин и не иметь по сторонних включений. Размеры различных углублений и выступов в них, включая заводское клеймо, не должны превышать 1 мм. Кольца должны изготовляться в основ ном формовым способом из морозостойких сортов резины, стабилизированных против всех видов старения. Раз рушающее напряжение при разрыве применяемой рези ны должно быть не менее 18 МПа (180 кгс/см2), а отно сительное удлинение при разрыве не менее 500%. Твер дость используемой резины в условных единицах по ТМ-2 должна быть в пределах 50—-60, а остаточное удли нение после разрыва не должно превышать 15%. Удель ная остаточная деформация применяемой резины при испытании ее на морозостойкость и старение не должна превышать 45%. Уплотнительные кольца для полимер железобетонных труб, предназначенных для транспорти рования химически агрессивных промышленных стоков, должны изготовляться из кислотощелочестойких сортов резины (табл. 10).
Т а б л и ц а 10. Р а з м е р ы |
р е зи н о в ы х у п л о т н и т ел ь н ы х к олец |
|||
д л я с ты к о в ы х |
|
соединений |
р а ст р у б н ы х п о л и м е р ж е л е зо б е т о н н ы х т р у б |
|
Марки труб |
Внутренний диаметр |
Диаметр поперечного |
||
|
кольца в мм |
сечения кольца в мм |
||
ПТР-300 |
|
|
360 |
14 |
ПТР-400 |
|
|
450 |
16 |
ПТР-500 |
|
|
545 |
24 |
ПТР-600 |
|
|
640 |
24 |
ПТР-700 |
|
|
735 |
24 |
ПТР-800 |
|
|
835 |
24 |
ПТР-900 |
|
|
935 |
24 |
ПТР-1000 |
|
|
1035 |
24 |
ПТР-1200 |
|
|
1230 |
24 |
ПТР-1500 |
|
|
1530 |
30 |
П р и м е ч а |
и и е. Допуски по внутреннему диаметру кольца ±2%; допуски |
по диаметру поперечного сечения ±1 мм.
Полимержелезобетонные трубы диаметрами более 1500 мм не включены в сортамент и в основном их из готовляют с опорной пятой. Непроницаемость их в сое динениях обеспечивается за счет сварки полимерных сло ев смежных труб. На рис. 45 приведены схематические
8— 1047 |
113 |
/-/ |
Рис. |
45. |
Поперечное |
|
сечение- |
трубопровода |
|
|
диаметром 2700 мм из |
||
|
полнмержелезобетон- |
||
|
ных |
звеньев труб и |
|
|
узел соединения смеж |
||
|
|
ных |
звеньев |
разрезы таких труб и показам способ стыкования смеж ных звеньев в трубопровод. В таких трубах ребра, заанкернвающне полимерный слой, обычно располагаются перпендикулярно продольной оси трубопровода. По окон чании монтажа на полимерный слой смежных звеньев наваривают узкую полимерную накладку, а затем пазы, отформованные в торцах элементов, заделывают цемент ным раствором. Иногда вместо накладки используют ос тавляемый при формовании выпуск полимерного слоя, позволяющий вести сварку внахлестку. Монтаж трубо провода показан на рис. 46. Ширина звена равна 1800 мм. При его изготовлении применяли профилированный по лимерный лист шириной 1884 мм, полученный при про дольной разрезке рукава диаметром 600 мм. Такой лист отрезали в поперечном направлении на нужную длину и сваривали в заготовку требующегося диаметра с нуж ным расположением ребер. Перед сваркой края ребер на длине около 20 мм срезали с обеих сторон листа, а при бетонировании звена сварной шов располагали таким образом, чтобы он впоследствии оказался в верхней ча сти трубопровода. Опорную пяту во избежание расходо вания на нее значительных количеств бетона выполняли так, чтобы ее плоскость была касательной к окружности, прочерченной наружным радиусом трубопровода. На опорной пяте выполнялись два прилива высотой около 20 мм, улучшающие схему работы трубопровода и об легчающие его монтаж. Звенья армировали кольцевой
114
Гтряженио-деформпровапиого состояния полпмержелезс)- бетопных труб с целью разработки метода их расчета, выполненные А. Р. Вульфом [11, 42, 43], показали сле дующее.
1.Полимержелезобетонные трубы после образования трещин в нх степках не становятся геометрически изме няемыми многозвенными механизмами и могут сопротив ляться значительным дополнительным внешним нагруз кам: несущая способность труб, первоначально не имев ших трещин, и труб, предварительно испытанных внут ренним давлением с образованием в их железобетонных стенках сквозных трещим, практически одинакова. Внеш няя нагрузка, вызывающая образование первых трещин, почти вдвое меньше нагрузки, соответствующей предель ному состоянию той же трубы по несущей способности, поэтому резервы несущей способности труб после обра зования трещин в их стейках весьма значительны.
2.Образование и раскрытие трещин в стенках напор ных полимержелезобетонных труб обусловлено порядком приложения к ним нагрузок: при действии только внут реннего гидравлического давления характер образования
и раскрытия трещин соответствует примятому в СНнП И-В.1-62, а при действии только внешней нагрузки коренным образом отличается от него. В последнем слу чае первые трещины возникают в шелыге и лотке трубы, т. е. в сечениях, расположенных по ее вертикальному диаметру, а при дальнейшем росте внешней нагрузки они появляются и в сечениях, расположенных по концам го ризонтального диаметра. В других сечениях трубы тре щины от приложения внешней линейной' нагрузки, как правило, вообще не возникают, а по мере роста внешней нагрузки продолжают раскрываться только уже имею щиеся трещины, причем в шелыге и лотке трубы они до стигают максимальных размеров. Поэтому при расчетах ширины раскрытия трещин эти сечения следует прини мать за расчетные.
3. При нормативных нагрузках, независимо от по следовательности нх приложения, ширина раскрытия трещин в стенках полимержелезобетонных труб, арми рованных стальной арматурой класса А-Ill из расчета обеспечения их несущей способности, во всех экспери ментах не превышала 0,08—0,09 мм. Поэтому можно за ключить, что при подборе армирования труб по несущей способности с использованием арматуры класса А-Ш
116
автоматически будет обеспечиваться допустимая ширина раскрытия трещин, не превышающая 0,1 мм. Поэтому расчет полнмержелезобетонных труб по несущей способ ности является основным, а по ширине раскрытия тре щин — поверочным.
4. Деформации по диаметру полнмержелезобетонных труб имеют максимальную величину при нагружении пу стых труб внешней линейной нагрузкой, но в целом они невелики и не превышают 0,9% внутреннего диаметра трубы. При наличии внутри трубы гидравлического дав ления деформации ее диаметра заметно уменьшаются и перед началом разрушения (в условиях экспериментов) они не превышали 0,3% внутреннего диаметра трубы. По-впдимому, овализация сечения трубы, возникающая в результате приложения внешней линейной нагрузки и усиливающаяся за счет снижения жесткости трубы пос ле образования трещин в ее стенках, под влиянием внутреннего давления начинает уменьшаться, так как труба стремится принять форму окружности. При этом наблюдается не только эффект выправления формы тру бы, наблюдавшийся другими исследователями для гиб ких стальных труб, но и некоторое повышение ее несу щей способности по отношению к действию внешних нагрузок. Это свидетельствует о том, что при наличии сов местного действия внутреннего давления и внешней на грузки пользоваться в расчетах методом наложения сил недопустимо.
5. Наиболее неблагоприятная комбинация нагрузок наблюдается, когда к трубе сначала прикладывают внешнюю линейную нагрузку, а затем создают внутрен нее давление. Однако и в этом случае нагрузка (при нор мативном значении) мало влияет на величину несущей способности трубы при ее разрушении внутренним дав лением.
6.20—40-кратное изменение давления в пределах 1 — 1,5 МПа (10—15 ат) не приводит к заметным изменениям ширины раскрытия трещин.
7.Засыпка трубы грунтом при хорошем его уплотне нии повышает ее несущую способность примерно на
20%.
В целом результаты экспериментов подтвердили воз можность и целесообразность применения напорных и безнапорных полнмержелезобетонных труб для строи
117
тельства трубопроводов и показали, что их расчет по СНпП П-В. 1-62 с корректировкой в части определения ширины раскрытия трещин будет вполне надежным*.
1. Общие положения расчета, определение нагрузок, изгибающих моментов и нормальных сил
При расчете несущей способности полпмержелезобетонных труб кольцевого поперечного сечения учитыва ют следующие нагрузки и соответствующие значения ко эффициентов перегрузки:
собственную массу трубы; коэффициент перегрузки —
U ;
массу транспортируемой жидкости; коэффициент пе регрузки — 1,1;
постоянную нагрузку па трубу от засыпки грунтом; коэффициент перегрузки — 1,2;
временную нагрузку на трубу от прохождения па по верхности засыпки транспорта НК-80; коэффициент пе регрузки — 1,1;
гидростатическое испытательное давление в сети; ко эффициент перегрузки •— 1; повышение давления от гидравлического удара в связи с принятием временной нагрузки НК-80 в соответствии со СНиП П-В. 1-62 и. 7.34 не учитывается;
давление на раструб зажатого резинового уплотни тельного кольца; коэффициент перегрузки— 1.
Суммарное воздействие перечисленных нагрузок соз дает в стенках труб напряженное состояние, которое
вконечном счете эквивалентно действию изгибающих моментов и нормальных сил (рис. 47).
Наиболее напряженными могут быть сечения трубы
вшелыге, лотке и по горизонтальному диаметру, которые и следует рассматривать. При этом следует иметь в виду, что напряжения в этих сечениях зависят от условий про кладки трубопровода: при укладке труб на неспрофилированное основание напряжения получаются существен но большими, чем при укладке на спрофилированное ос нование с углом охвата 90°. Существенно они зависят и
от жесткости или податливости основания, а также от
* Методика расчета полимержелезобетоиных труб по ширине раскрытия трещим была составлена канд. техн. наук А. Р. Вульфом и включена в проект указании по расчету полимержелезобетоиных труб [10, 78].
118