Файл: Его целью является создать психолого медико педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Задачи психолого медико педагогического обеспечения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психолого – медико - педагогическое обеспечение определяется как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Его целью является создать психолого – медико –педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – медико –педагогического обеспечения:

  1. Охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  2. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  3. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения

Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.


Необходимо обеспечить психолого – медико - педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения. Это сопровождение включает не только специальную коррекционноразвивающую работу с детьми в индивидуальной и групповой форме, но обязательно и работу с администрацией образовательного учреждения, педагогическим и детским коллективом, родителями. С этой целью целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений общего типа дополнительные ставки педагогических работников (учителя-дефектологи, учителя логопеды, педагоги-психологи).

Психолого – медико - педагогическое обеспечение предусматривает дифференцированное построение образовательно-воспитательного процесса, включающего создание психологопедагогических, специализированных, здоровьесберегающих, дифференцированных условий и обеспечение доступа всех детей.

Роль дефектологов в сохранении здоровья детей

Роль дефектолога  состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста.

Необходимо сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте на своих занятиях я применяю следующие группы средств:

1. Физкультминутки

2. Пальчиковая гимнастика

3. Дыхательная гимнастика

4. Зрительная гимнастика

5. Самомассаж

6. Цветотерапия

7. Приминение лечебных звуков

8. Кинезиологические упражнения

9. Су-Джок терапия

Важно поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка. Для того, чтобы сформировать у ребенка желание заниматься, необходимо создание доброжелательной обстановки на занятии, благоприятного психологического климата в процессе обучения. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и 

работоспособность детей, являются необходимым условием психического здоровья.

Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Выявление показателей психосоматического здоровья детей

Термин «психосоматика» включает в себя 2 понятия: с одной стороны, сюда относится группа расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления. С другой стороны, под «психосоматикой» понимается не столько группа болезненных состояний, сколько определенный методологический подход или образ научного мышления в медицине. Основу указанного подхода составляет исследование характера взаимосвязи меду психическими и соматическими сдвигами.

В современном понимании психосоматическая медицина рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Такой принцип, опирающийся на единство телесного и душевного, является основой медицины. Он обеспечивает правильный подход к больному, что необходимо не только в одной медицинской специальности, но и во всех сферах доклинического и клинического обследования и лечения.

В качестве показателей психологического здоровья детей выделяют:


  • адекватный возрасту уровень эмоционально - волевой и познавательной сфер личности

  • способность планирования своей деятельности

  • позитивный образ Я-концепции

  • возможность саморегуляции психических состояний

  • самокритичность

  • самостоятельность

  • способность к рефлексии, эмпатии

  • сформированность навыков общения

Профилактика психосоматических расстройств у детей и подростков.

Должна проводиться с учетом всех основных факторов патогенеза (психосоциальных, генетических, церебрально-органических) психогенной аффектив­ной патологии.

Профилактика психосоматических расстройств у детей и подрост­ков включает:

Достаточное общение ребенка с матерью (особенно на 1 -м году жизни).

Грудное вскармливание до 1 года.

Коррекцию психического состояния матери (тревожности, пониженного на­строения).

Адекватное воспитание ребенка (с умеренной дисциплиной, достаточным
эмоциональным контактом между ребенком и родителями, особенно матерью, и обязательным контактом со сверстниками).