Файл: Его целью является создать психолого медико педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Задачи психолого медико педагогического обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психолого – медико - педагогическое обеспечение определяется как система профессиональной деятельности, направленная на создание социально психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Его целью является создать психолого – медико –педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
Задачи психолого – медико –педагогического обеспечения:
-
Охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; -
Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; -
Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; -
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. В образовательном учреждении должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения
Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.
Необходимо обеспечить психолого – медико - педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения. Это сопровождение включает не только специальную коррекционноразвивающую работу с детьми в индивидуальной и групповой форме, но обязательно и работу с администрацией образовательного учреждения, педагогическим и детским коллективом, родителями. С этой целью целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений общего типа дополнительные ставки педагогических работников (учителя-дефектологи, учителя логопеды, педагоги-психологи).
Психолого – медико - педагогическое обеспечение предусматривает дифференцированное построение образовательно-воспитательного процесса, включающего создание психологопедагогических, специализированных, здоровьесберегающих, дифференцированных условий и обеспечение доступа всех детей.
Роль дефектологов в сохранении здоровья детей
Роль дефектолога состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста.
Необходимо сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте на своих занятиях я применяю следующие группы средств:
1. Физкультминутки
2. Пальчиковая гимнастика
3. Дыхательная гимнастика
4. Зрительная гимнастика
5. Самомассаж
6. Цветотерапия
7. Приминение лечебных звуков
8. Кинезиологические упражнения
9. Су-Джок терапия
Важно поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка. Для того, чтобы сформировать у ребенка желание заниматься, необходимо создание доброжелательной обстановки на занятии, благоприятного психологического климата в процессе обучения. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и
работоспособность детей, являются необходимым условием психического здоровья.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Выявление показателей психосоматического здоровья детей
Термин «психосоматика» включает в себя 2 понятия: с одной стороны, сюда относится группа расстройств, в клинической картине и динамике которых важное место занимают как телесно-органные дисфункции, так и психопатологические проявления. С другой стороны, под «психосоматикой» понимается не столько группа болезненных состояний, сколько определенный методологический подход или образ научного мышления в медицине. Основу указанного подхода составляет исследование характера взаимосвязи меду психическими и соматическими сдвигами.
В современном понимании психосоматическая медицина рассматривается как метод лечения и наука о взаимоотношениях психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Такой принцип, опирающийся на единство телесного и душевного, является основой медицины. Он обеспечивает правильный подход к больному, что необходимо не только в одной медицинской специальности, но и во всех сферах доклинического и клинического обследования и лечения.
В качестве показателей психологического здоровья детей выделяют:
-
адекватный возрасту уровень эмоционально - волевой и познавательной сфер личности -
способность планирования своей деятельности -
позитивный образ Я-концепции -
возможность саморегуляции психических состояний -
самокритичность -
самостоятельность -
способность к рефлексии, эмпатии -
сформированность навыков общения
Профилактика психосоматических расстройств у детей и подростков.
Должна проводиться с учетом всех основных факторов патогенеза (психосоциальных, генетических, церебрально-органических) психогенной аффективной патологии.
Профилактика психосоматических расстройств у детей и подростков включает:
Достаточное общение ребенка с матерью (особенно на 1 -м году жизни).
Грудное вскармливание до 1 года.
Коррекцию психического состояния матери (тревожности, пониженного настроения).
Адекватное воспитание ребенка (с умеренной дисциплиной, достаточным
эмоциональным контактом между ребенком и родителями, особенно матерью, и обязательным контактом со сверстниками).