Файл: По учебному курсу Связь психологии с другими науками и развитие ее направлений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
«Тольяттинский государственный университет»

Министерство науки и высшего образования РФ ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет»

(наименование института полностью)

Гуманитарно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психолог

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание № 1

по учебному курсу «Связь психологии с другими науками и развитие ее направлений»


(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)


Обучающегося

Гапонов Евгений Михайлович







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбвд-2202а













Преподаватель

  • Бабошина Эльмира Сергеевна










(И.О. Фамилия)





Тольятти 20__



Культрология

Социология



Медецина

История

Физиология

Психолингвистика

Педагогика

Философия

Статистика

Кибернетика

Психология


Отрасли и направления психологии, которые возникли в результате интеграции знаний различных наук


  • физиология + психология = психофизиология




  • медицина + психология = медицинская психология




  • биология + психология = зоопсихология




  • математика + психология = психометрия




  • лингвистика + психология = психолингвистика




  • социология + психология = социальная психология




  • философия + психология = общая психология




  • педагогика + психология = педагогическая психология


  • технические науки + психология = инженерная психология



Психометри́я (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом психодиагностики. В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно:

создание инструментов и построение процедур измерения;

развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению.

Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR. В любом случае, конкретной, отдельной квалификации по психометрии не требуется. В США преподавание психометрии ведётся на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Зоопсихология — (от греч. zoon — животное, psyche — душа, logos — учение) — наука о проявлениях, закономерностях и волюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания.

Задачи зоопсихологии:


  • теоретические решение задач о соотношении бытия и сознания животного;


  • исследование факторов, оказывающих влияние на психическую деятельность животного;


  • исследование психической деятельности животного в окружающим мире и в неволе;


  • адекватная разработка методов исследования психической деятельности животных;


  • изучение закономерных психологических методов развития животных;


  • изучение и познание психики животного, начиная от зачаточного времени до высших форм развития;


  • изучение психических процессов и функций на низших уровнях эволюционного развития животных;


  • прикладное использование знаний о психике животных в хозяйственной и бытовой деятельности человека;


  • использование знаний о психике животных в развивающих и психотерапевтических целях.

Психофизиология
 — научный раздел и дисциплина специализированных высших учебных и научно-исследовательских заведений, лабораторий в вопросах изучения психологии человека и животных на базе физиологических основ психологических реакций живого организма и изучающая нейрофизиологические механизмы внутренних и внешних процессов, состояний и/или общего поведения.

В сфере психофизиологии разрешаются проблемы:


  • Соотношений и взаимодействия физиологического процесса и психического состояния рассматриваемого субъекта;


  • Изучаются, разбираются, сравниваются, анализируются роли биологических факторов включая свойства нервной системы в реализации психической деятельности, например, релаксации.


В зависимости от научно-исследовательской области изучения предмета, выделяют — психофизиологию ощущений и восприятий, речи и мышления, эмоций, внимания, произвольных и автоматических действий, а также — дифференциальную психофизиологию.

Сама психофизиология имеет направления:




  • психофизиология речи и мышления,


  • психофизиология эмоций,


  • психофизиология движений,


  • психофизиология активности личности,


  • психофизиология произвольных действий,


  • психофизиология памяти и научения,


  • психофизиология сна, психофизиология стресса,


  • психофизиология функциональных состояний.


Психофизилогия как область психологии включает:


  • Нейропсихологию — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.


  • Нейрофизиологию — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.


  • Психодиагностику — отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий.


  • Психогенетику – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.


  • Безусловные рефлексы — постоянные врожденные реакции организма на определенные воздействия внешнего мира, осуществляемые при посредстве нервной системы и не требующие специальных условий для своего возникновения.


  • Психофизику — узкая область физиологии, изучающая взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными ощущениями.


  • Психосоматику — направление в медицине (психосоматическая медицина) и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний.


  • Клиническую психологию — раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями.


  • Возрастную психологию — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.


  • Патопсихологию — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме».