Файл: Кузник, И. А. Гидрология и гидрометрия учебник для сельскохозяйственных техникумов по специальности гидромелиорация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из этих уравнений видно, что

при числе оборотов п — 0 ско­

рость и — и0, т. е. когда лопасти

не вращаются, все же скорость

течения воды равна щ. Вертушка не в состоянии уловить очень малые скорости, вернее, при малых скоростях течение воды не мо­ жет преодолеть сопротивление в подшипниках, червячной передаче, контактном механизме и т. д. Скорость и0— начальная скорость вертушки. Она тем меньше, чем совершеннее конструкция.

Всертификатах, прилагаемых к вертушке, даны значения а, Ьу

си «о тарировочных уравнений. По приведенным уравнениям со­ ставляются таблицы, которыми пользуются для вычисления ско­ ростей, измеряемых вертушкой. Такая таблица, соответствующая кривым на рис. 1 2 0 , приведена в упражнении 28 (см. табл. 64).

м/с

Уход за вертушкой. Гидро­

метрическая вертушка требует

 

внимательного ухода. Вертуш­

 

ку нужно хранить в сухом по­

 

мещении, перед началом рабо­

 

ты проверять батарею,

провода

 

и электрическую сигнализацию

 

путем прямого соединения, а

 

затем включать в цепь и вер­

 

тушку.

окончании

измерений

 

По

Рис. 120. Тарировочные кривые.

вертушку и принадлежности к

и укладывают в ящик. В

ней протирают сухой

тряпкой

помещении

вертушку

надо

просу­

шить. Ходовую часть, кроме подшипников, разбирают, все части

промывают керосином. В случае

надобности наружные поверхно­

сти очищают зубной щеткой, а

внутренние — щетинным ершом.

Разбирать контактную пружину

категорически запрещается —

это приводит к нарушению тарировки.

После очистки в полость лопастного винта заливают трансфор­ маторное масло; ходовую часть собирают и укладывают в ящик. Если погнулись оси и крылья или если на шариках и в обойме подшипников обнаружены раковины, вертушку отправляют в ре­ монт и тарировку. Время от времени необходимы контрольные тарировки вследствие износа частей прибора.

Зимой после работы вертушку надо опустить в воду, чтобы удалить образовавшийся лед. После работы очищают и все осталь­ ные принадлежности: лебедку, штанги, тросы.

59. Измерение скоростей вертушкой

Скорости измеряют в отдельных точках на выбранных с к о р о ­

с т н ых

в е р т и к а л я х . Число скоростных вертикалей

и их

распределение в поперечном профиле зависят от ширины реки

(см.

табл. 61),

конфигурации дна и требуемой точности измерения.

При

222


Т а б л и ц а 61

Расстояния между вертикалями в зависимости от ширины русла

 

Ширина русла, м . . .

2—5

5—20

20—30

30—40

40—60

60—80

Расстояние

между вер­

0,5— 1

1—2

2

3

4

6

тикалями,

м .................

Ширина русла, м . . .

80—100

100—200 200—300 300—500 500—800

^>800

Расстояние между вер­

8

10

20

30

40

50

тикалями,

м .................

детальном измерении число вертикалей принимают в зависимости от ширины русла, располагая их на равном друг от друга расстоя­ нии.

Если в поперечном профиле есть резкие переломы, то скорост­ ные вертикали приурочивают к этим переломам. В пойме число скоростных вертикалей может быть уменьшено.

При назначении мест расположения вертикалей необходимо учитывать изменение шероховатости в поперечном профиле.

Число точек измерения скоростей на

вертикали зависит от ее

глубины. Пятиточечный способ

обычно

применяют в открытом

русле. При глубине вертикали

0,5 м пользуются

двухточечным

способом, а при глубине до 0,3

м — одноточечным.

При наличии

ледяного покрова скорости измеряют в шести точках: на расстоя­ нии 15—25 см от нижней поверхности льда на глубине 0,2#, 0,4#, 0,6#, 0,8Я и вблизи дна.

Кроме детального, существуют основной и сокращенный спо­ собы измерения расходов. При основном способе сокращается число скоростных вертикалей и число точек измерения на верти­ кали. В свободном ото льда и водной растительности русле ско­ рости измеряют на глубинах 0 ,2 # и 0 ,8 Я, а при небольших глуби­ нах — в одной точке 0,5# или 0,6#. При ледяном покрове измере­ ния ведут на 0,15, 0,50 и 0,85 рабочей глубины.

При сокращенном способе скорости измеряют на глубине 0,6#. Пульсация скоростей у дна и берегов больше, чем на середине реки. Поэтому средняя скорость может быть определена достаточ­ но точно только за продолжительное время (когда положительные и отрицательные отклонения от истинной скорости взаимно компенсируются). Чем ближе к берегу реки и дну, тем продолжи­ тельнее должно быть измерение скорости. Практически следует убедиться, что пульсация невелика и не вносит значительных погрешностей в измеряемую скорость. Для этого проверяют про­ должительность отдельных приемов. П р и е м о м называется число сигналов и соответствующее ему количество оборотов лопастного

винта между записями времени.

Так, между двумя сигналами вертушки ЖМ-3 лопастный винт делает 20 оборотов. Если скорость течения невелика и позволяет

проследить время между двумя сигналами, то 2 0 оборотов,

или

1 сигнал, и соответствует одному приему.

два

При больших скоростях один прием может включать

сигнала и более.

 

223


При измерении скоростей в точке придерживаются следующих обязательных положении: 1 ) общее число приемов должно быть четным, 2 ) продолжительность измерения не менее 1 0 0 с, 3) раз­ ница между продолжительностью обеих половин наблюдении не должна превышать 5 с. Для примера даны результаты измерения в одной точке.

№ приема

0

4

S

12

16

20

24

2S

32

Отсчет по секундо­

0

14,5

27

42

57

71

85

100

п о

меру .........................

В этом примере общая продолжительность превышает 100 с. Продолжительность первых 16 приемов составляет 57 с, а следую­ щих 16 приемов 116—57 = 59 с. Разница здесь всего 2 с (59—57).

На реках с очень большими скоростями течения продолжитель­ ность наблюдений можно сократить при условии, чтобы число оборотов вертушки было не менее 500.

Порядок производства работ следующий: записывают дату и время начала работ, уровень воды по водомерному посту и рас­ стояние от постоянного начала до уреза воды. Установив лодку или паром на ближайшей до уреза скоростной вертикали, дважды промеряют ее глубину. По среднему значению обоих промеров вы­ числяют среднюю глубину, а по ней глубину расположения скоро­ стных точек. После этого приступают к измерению скоростей, на­ чиная с поверхностной.

Секундомер включают по началу или по окончании сигнала. При быстром течении удобнее отмечать время по концу сигнала, а при медленном — по началу.

После всех измерений снова записывают время (часы и мину­ ты) и уровень воды на водомерном посту. При интенсивных ко­ лебаниях уровня наблюдения производят перед началом измерений на каждой вертикали. В этом случае в руслах с устойчивым про­ филем допускается сокращенный способ измерения расхо­

да воды.

Зимой скорости измеряют подо льдом. Во льду вырубают лунки, над каждой из которых устанавливают будку на полозьях. В лун­ ках измеряют толщину льда и шуги, а также толщину снега подо льдом. Если шуга занимает больше 20% водного сечения, следует выбрать другой створ для измерения расхода воды. Глубину вер­ тикали принимают без толщины погруженного льда. Точки изме­ рения скоростей намечают в зависимости от выбранного способа измерений (шеститочечный, трехточечный и т. д.).

При переходе с одной вертикали на другую вертушку опускают в теплую воду, чтобы она не покрылась льдом.

Урезы воды устанавливаются по нижней поверхности льда в прибрежных лунках.

224


60. Вычисление расхода воды, измеренного вертушкой

Расход вычисляют аналитическим, графическим и графомеха­ ническим способами или методом изотах. Последний способ из-за трудоемкости редко применяется на практике.

Аналитический способ. Аналитический способ расчета заклю­ чается в суммировании частичных расходов между соседними вер­ тикалями. Если обозначить площади между двумя соседними ско­ ростными вертикалями через Аю,-, среднюю скорость воды в этой площадке vcpi, то частичный расход

Щ = ч>ср,Ди>г,

(136)

а расход реки

 

Q = 2 AQ, = S ^сР/Аш;.

(137)

Отдельные частичные расходы определяют следующим образом. Среднюю скорость на каждой из вертикалей вычисляют по форму­ лам (121) — (124). Площади между вертикалями определяют как площади треугольников или трапеций.

Средняя скорость воды первой площадки исР1 = kvBv где vBl — средняя скорость на вертикали № 1. Величина k зависит от харак­

тера берега (см. стр. 218).

 

 

 

 

 

Среднюю скорость течения для второй площадки вычисляют из

средних

скоростей

на

вертикалях

 

1 и

2, т. е. иВ} и vB2. Про­

должая вычисления в том же порядке, получаем

 

Q

- AdBiAo)j

% + VB2 Дсо2 +

. . . +

*4-1 + -д®„ +

 

 

 

 

 

+ kvaлД(0/7+1'

(138)

 

При наличии ледяного покро­

 

 

 

 

ва средние скорости на вертика­

 

 

 

 

ли

рассчитывают

по

формулам

 

 

 

 

(125) и (126). Все расчеты вы­

 

 

 

 

полняют в табличной форме (см.

 

 

 

 

упражнение 28, табл. 65).

 

 

 

 

му

Графический способ. По это­

 

 

 

 

способу расчеты

выполняют

 

 

 

 

с

применением

планиметра или

 

 

 

 

палетки. В основу приняты сле­

 

 

 

 

дующие

соображения. Частичный

 

 

 

 

расход

между двумя

соседними

Рис. 121. Модель частичного расхода

вертикалями №

1

и 2

(рис. 1 2 1 )

 

 

 

воды.

представляет собой объем воды,

 

 

ограниченную этими верти­

протекающей за

1

с через площадку,

калями, а сверху и снизу — линией уровня воды и линией дна. Для определения этого объема перпендикулярно к вертикалям № 1 и 2 откладывают измеренные скорости (м/с). В результате пбстроения получают эпюры распределения скоростей на вертикалях, или го-

8 Заказ К? 586

225


дографы. Искомый частичный расход (рис. 1 2 1 ) равен полупроизведению площадей ABCD н EFGH на расстояние Ь\ между ними. Обозначив эти площади через с/i и qo, получим

AQ = ч' \ ч* Ьи

(139)

Площадь эпюры можно представить в виде площади равнове­ ликого прямоугольника, у которого основание равно глубине вер­ тикали, а высота средней скорости, т. е.

q = hvB.

-

(140)

Эта величина называется э л е м е н т а р н ы м

р а с х о д о м

и вы­

ражается в м2/с. Элементарные расходыдычисляются графически путем планиметрирования годографов.

Таким образом, частичный расход равен полуиропзведению эле­ ментарных расходов на расстояние между вертикалями. Суммируя

все частичные расходы, получают расход реки

 

Q = 2AQ.

(141)

Суммирование тоже можно выполнить графически. Для этого выше уровня воды откладывают элементарные расходы над соот­ ветствующими вертикалями и соединяют полученные точки плав­ ной кривой (см. рис. 122). Она называется эпюрой распределения элементарных расходов по ширине реки. Площадь этой фигуры и выражает величину расхода реки.

Итак, графический расчет выполняют следующим образом:

1.Вычерчивают поперечный профиль створа, на котором пока­ зывают положение промерных и скоростных вертикалей, расстоя­ ния от постоянного начала, глубины, отметку расчетного уровня и толщину погруженного льда и шуги (для зимы).

2.Вычерчивают эпюры скоростей (годографы) па вертикалях.

3.Определяют элементарный расход q = hva как площадь эпю­ ры на каждой вертикали. Эту площадь определяют планиметром или палеткой, а среднюю скорость получают делением площади на глубину.

4.Средние скорости на скоростных вертикалях заносят в соот­ ветствующую графу под профилем (см. рис. 1 2 2 к упражнению 29). Вычерчивают эпюру распределения средних скоростей по ширине реки. Эти величины отложены от уровня над скоростными вертика­

лями

(линия 1 на рис. 1 2 2 ).

 

 

5.

По масштабу

определяют средние скорости на промерных

вертикалях снимая в соответствующих местах

с кривой

vB.

6 .

Дополнительно

вычисляют элементарные

расходы

на всех

промерных вертикалях. Для этого снятые с чертежа значения ув умножают на соответствующие глубины. Все значения q, рассчи­ танные для скоростных и промерных вертикалей, заносят в соот­ ветствующую графу и откладывают в заданном масштабе над про­ филем. Полученные точки соединяют плавной кривой (линия 2 на

226