Файл: Кузник, И. А. Гидрология и гидрометрия учебник для сельскохозяйственных техникумов по специальности гидромелиорация.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
Из этих уравнений видно, что |
при числе оборотов п — 0 ско |
рость и — и0, т. е. когда лопасти |
не вращаются, все же скорость |
течения воды равна щ. Вертушка не в состоянии уловить очень малые скорости, вернее, при малых скоростях течение воды не мо жет преодолеть сопротивление в подшипниках, червячной передаче, контактном механизме и т. д. Скорость и0— начальная скорость вертушки. Она тем меньше, чем совершеннее конструкция.
Всертификатах, прилагаемых к вертушке, даны значения а, Ьу
си «о тарировочных уравнений. По приведенным уравнениям со ставляются таблицы, которыми пользуются для вычисления ско ростей, измеряемых вертушкой. Такая таблица, соответствующая кривым на рис. 1 2 0 , приведена в упражнении 28 (см. табл. 64).
м/с |
Уход за вертушкой. Гидро |
|||
метрическая вертушка требует |
||||
|
внимательного ухода. Вертуш |
|||
|
ку нужно хранить в сухом по |
|||
|
мещении, перед началом рабо |
|||
|
ты проверять батарею, |
провода |
||
|
и электрическую сигнализацию |
|||
|
путем прямого соединения, а |
|||
|
затем включать в цепь и вер |
|||
|
тушку. |
окончании |
измерений |
|
|
По |
|||
Рис. 120. Тарировочные кривые. |
вертушку и принадлежности к |
|||
и укладывают в ящик. В |
ней протирают сухой |
тряпкой |
||
помещении |
вертушку |
надо |
просу |
шить. Ходовую часть, кроме подшипников, разбирают, все части
промывают керосином. В случае |
надобности наружные поверхно |
сти очищают зубной щеткой, а |
внутренние — щетинным ершом. |
Разбирать контактную пружину |
категорически запрещается — |
это приводит к нарушению тарировки.
После очистки в полость лопастного винта заливают трансфор маторное масло; ходовую часть собирают и укладывают в ящик. Если погнулись оси и крылья или если на шариках и в обойме подшипников обнаружены раковины, вертушку отправляют в ре монт и тарировку. Время от времени необходимы контрольные тарировки вследствие износа частей прибора.
Зимой после работы вертушку надо опустить в воду, чтобы удалить образовавшийся лед. После работы очищают и все осталь ные принадлежности: лебедку, штанги, тросы.
59. Измерение скоростей вертушкой
Скорости измеряют в отдельных точках на выбранных с к о р о
с т н ых |
в е р т и к а л я х . Число скоростных вертикалей |
и их |
распределение в поперечном профиле зависят от ширины реки |
(см. |
|
табл. 61), |
конфигурации дна и требуемой точности измерения. |
При |
222
Т а б л и ц а 61
Расстояния между вертикалями в зависимости от ширины русла |
|
||||||
Ширина русла, м . . . |
2—5 |
5—20 |
20—30 |
30—40 |
40—60 |
60—80 |
|
Расстояние |
между вер |
0,5— 1 |
1—2 |
2 |
3 |
4 |
6 |
тикалями, |
м ................. |
||||||
Ширина русла, м . . . |
80—100 |
100—200 200—300 300—500 500—800 |
^>800 |
||||
Расстояние между вер |
8 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
|
тикалями, |
м ................. |
детальном измерении число вертикалей принимают в зависимости от ширины русла, располагая их на равном друг от друга расстоя нии.
Если в поперечном профиле есть резкие переломы, то скорост ные вертикали приурочивают к этим переломам. В пойме число скоростных вертикалей может быть уменьшено.
При назначении мест расположения вертикалей необходимо учитывать изменение шероховатости в поперечном профиле.
Число точек измерения скоростей на |
вертикали зависит от ее |
||
глубины. Пятиточечный способ |
обычно |
применяют в открытом |
|
русле. При глубине вертикали |
0,5 м пользуются |
двухточечным |
|
способом, а при глубине до 0,3 |
м — одноточечным. |
При наличии |
ледяного покрова скорости измеряют в шести точках: на расстоя нии 15—25 см от нижней поверхности льда на глубине 0,2#, 0,4#, 0,6#, 0,8Я и вблизи дна.
Кроме детального, существуют основной и сокращенный спо собы измерения расходов. При основном способе сокращается число скоростных вертикалей и число точек измерения на верти кали. В свободном ото льда и водной растительности русле ско рости измеряют на глубинах 0 ,2 # и 0 ,8 Я, а при небольших глуби нах — в одной точке 0,5# или 0,6#. При ледяном покрове измере ния ведут на 0,15, 0,50 и 0,85 рабочей глубины.
При сокращенном способе скорости измеряют на глубине 0,6#. Пульсация скоростей у дна и берегов больше, чем на середине реки. Поэтому средняя скорость может быть определена достаточ но точно только за продолжительное время (когда положительные и отрицательные отклонения от истинной скорости взаимно компенсируются). Чем ближе к берегу реки и дну, тем продолжи тельнее должно быть измерение скорости. Практически следует убедиться, что пульсация невелика и не вносит значительных погрешностей в измеряемую скорость. Для этого проверяют про должительность отдельных приемов. П р и е м о м называется число сигналов и соответствующее ему количество оборотов лопастного
винта между записями времени.
Так, между двумя сигналами вертушки ЖМ-3 лопастный винт делает 20 оборотов. Если скорость течения невелика и позволяет
проследить время между двумя сигналами, то 2 0 оборотов, |
или |
1 сигнал, и соответствует одному приему. |
два |
При больших скоростях один прием может включать |
|
сигнала и более. |
|
223
При измерении скоростей в точке придерживаются следующих обязательных положении: 1 ) общее число приемов должно быть четным, 2 ) продолжительность измерения не менее 1 0 0 с, 3) раз ница между продолжительностью обеих половин наблюдении не должна превышать 5 с. Для примера даны результаты измерения в одной точке.
№ приема |
0 |
4 |
S |
12 |
16 |
20 |
24 |
2S |
32 |
Отсчет по секундо |
0 |
14,5 |
27 |
42 |
57 |
71 |
85 |
100 |
п о |
меру ......................... |
В этом примере общая продолжительность превышает 100 с. Продолжительность первых 16 приемов составляет 57 с, а следую щих 16 приемов 116—57 = 59 с. Разница здесь всего 2 с (59—57).
На реках с очень большими скоростями течения продолжитель ность наблюдений можно сократить при условии, чтобы число оборотов вертушки было не менее 500.
Порядок производства работ следующий: записывают дату и время начала работ, уровень воды по водомерному посту и рас стояние от постоянного начала до уреза воды. Установив лодку или паром на ближайшей до уреза скоростной вертикали, дважды промеряют ее глубину. По среднему значению обоих промеров вы числяют среднюю глубину, а по ней глубину расположения скоро стных точек. После этого приступают к измерению скоростей, на чиная с поверхностной.
Секундомер включают по началу или по окончании сигнала. При быстром течении удобнее отмечать время по концу сигнала, а при медленном — по началу.
После всех измерений снова записывают время (часы и мину ты) и уровень воды на водомерном посту. При интенсивных ко лебаниях уровня наблюдения производят перед началом измерений на каждой вертикали. В этом случае в руслах с устойчивым про филем допускается сокращенный способ измерения расхо
да воды.
Зимой скорости измеряют подо льдом. Во льду вырубают лунки, над каждой из которых устанавливают будку на полозьях. В лун ках измеряют толщину льда и шуги, а также толщину снега подо льдом. Если шуга занимает больше 20% водного сечения, следует выбрать другой створ для измерения расхода воды. Глубину вер тикали принимают без толщины погруженного льда. Точки изме рения скоростей намечают в зависимости от выбранного способа измерений (шеститочечный, трехточечный и т. д.).
При переходе с одной вертикали на другую вертушку опускают в теплую воду, чтобы она не покрылась льдом.
Урезы воды устанавливаются по нижней поверхности льда в прибрежных лунках.
224
60. Вычисление расхода воды, измеренного вертушкой
Расход вычисляют аналитическим, графическим и графомеха ническим способами или методом изотах. Последний способ из-за трудоемкости редко применяется на практике.
Аналитический способ. Аналитический способ расчета заклю чается в суммировании частичных расходов между соседними вер тикалями. Если обозначить площади между двумя соседними ско ростными вертикалями через Аю,-, среднюю скорость воды в этой площадке vcpi, то частичный расход
Щ = ч>ср,Ди>г, |
(136) |
а расход реки |
|
Q = 2 AQ, = S ^сР/Аш;. |
(137) |
Отдельные частичные расходы определяют следующим образом. Среднюю скорость на каждой из вертикалей вычисляют по форму лам (121) — (124). Площади между вертикалями определяют как площади треугольников или трапеций.
Средняя скорость воды первой площадки исР1 = kvBv где vBl — средняя скорость на вертикали № 1. Величина k зависит от харак
тера берега (см. стр. 218). |
|
|
|
|
||||||
|
Среднюю скорость течения для второй площадки вычисляют из |
|||||||||
средних |
скоростей |
на |
вертикалях |
|
№ |
1 и |
2, т. е. иВ} и vB2. Про |
|||
должая вычисления в том же порядке, получаем |
||||||||||
|
Q |
- AdBiAo)j |
% + VB2 Дсо2 + |
. . . + |
*4-1 + -д®„ + |
|||||
|
|
|
|
|
+ kvaлД(0/7+1' |
(138) |
||||
|
При наличии ледяного покро |
|
|
|
|
|||||
ва средние скорости на вертика |
|
|
|
|
||||||
ли |
рассчитывают |
по |
формулам |
|
|
|
|
|||
(125) и (126). Все расчеты вы |
|
|
|
|
||||||
полняют в табличной форме (см. |
|
|
|
|
||||||
упражнение 28, табл. 65). |
|
|
|
|
||||||
му |
Графический способ. По это |
|
|
|
|
|||||
способу расчеты |
выполняют |
|
|
|
|
|||||
с |
применением |
планиметра или |
|
|
|
|
||||
палетки. В основу приняты сле |
|
|
|
|
||||||
дующие |
соображения. Частичный |
|
|
|
|
|||||
расход |
между двумя |
соседними |
Рис. 121. Модель частичного расхода |
|||||||
вертикалями № |
1 |
и 2 |
(рис. 1 2 1 ) |
|||||||
|
|
|
воды. |
|||||||
представляет собой объем воды, |
|
|
ограниченную этими верти |
|||||||
протекающей за |
1 |
с через площадку, |
калями, а сверху и снизу — линией уровня воды и линией дна. Для определения этого объема перпендикулярно к вертикалям № 1 и 2 откладывают измеренные скорости (м/с). В результате пбстроения получают эпюры распределения скоростей на вертикалях, или го-
V»8 Заказ К? 586 |
225 |
дографы. Искомый частичный расход (рис. 1 2 1 ) равен полупроизведению площадей ABCD н EFGH на расстояние Ь\ между ними. Обозначив эти площади через с/i и qo, получим
AQ = ч' \ ч* Ьи |
(139) |
Площадь эпюры можно представить в виде площади равнове ликого прямоугольника, у которого основание равно глубине вер тикали, а высота средней скорости, т. е.
q = hvB. |
- |
(140) |
Эта величина называется э л е м е н т а р н ы м |
р а с х о д о м |
и вы |
ражается в м2/с. Элементарные расходыдычисляются графически путем планиметрирования годографов.
Таким образом, частичный расход равен полуиропзведению эле ментарных расходов на расстояние между вертикалями. Суммируя
все частичные расходы, получают расход реки |
|
Q = 2AQ. |
(141) |
Суммирование тоже можно выполнить графически. Для этого выше уровня воды откладывают элементарные расходы над соот ветствующими вертикалями и соединяют полученные точки плав ной кривой (см. рис. 122). Она называется эпюрой распределения элементарных расходов по ширине реки. Площадь этой фигуры и выражает величину расхода реки.
Итак, графический расчет выполняют следующим образом:
1.Вычерчивают поперечный профиль створа, на котором пока зывают положение промерных и скоростных вертикалей, расстоя ния от постоянного начала, глубины, отметку расчетного уровня и толщину погруженного льда и шуги (для зимы).
2.Вычерчивают эпюры скоростей (годографы) па вертикалях.
3.Определяют элементарный расход q = hva как площадь эпю ры на каждой вертикали. Эту площадь определяют планиметром или палеткой, а среднюю скорость получают делением площади на глубину.
4.Средние скорости на скоростных вертикалях заносят в соот ветствующую графу под профилем (см. рис. 1 2 2 к упражнению 29). Вычерчивают эпюру распределения средних скоростей по ширине реки. Эти величины отложены от уровня над скоростными вертика
лями |
(линия 1 на рис. 1 2 2 ). |
|
|
|
5. |
По масштабу |
определяют средние скорости на промерных |
||
вертикалях снимая в соответствующих местах |
с кривой |
vB. |
||
6 . |
Дополнительно |
вычисляют элементарные |
расходы |
на всех |
промерных вертикалях. Для этого снятые с чертежа значения ув умножают на соответствующие глубины. Все значения q, рассчи танные для скоростных и промерных вертикалей, заносят в соот ветствующую графу и откладывают в заданном масштабе над про филем. Полученные точки соединяют плавной кривой (линия 2 на
226