Файл: Issn 19915497. Мир науки, культуры, образования. 2 (69) 2018 231 Арсеньев Д. Г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 2 (69) 2018 231 3. Арсеньев Д.Г. Социально-психологические и физиологические проблемы адаптации иностранных студентов. Санкт-Петер- бург, 2003.
4. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов первого года обучения в вузе.
Санкт-Петербург, 1993.
5. Глебов В.В. Состояние двигательной активности студентов в условиях обучения в столичном вузе. Спортивный психолог.
2012; 3: 85.
6. Глебов В.В., Сошников Е.А. Адаптация студентов из КНР в условиях экологии столичного мегаполиса. Вестник Международной
академии наук (Русская секция). 2012; 1: 252.
7. Глебов В.В., Исаев К.В. Становление идентичности учащейся молодёжи на современном этапе развития (на примере студентов
РУДН). Мир науки, культуры, образования. 2018; 1 (68): 218 – 219.
References
1. Hodorovich A.M., Radysh I.V., Krupnov A.I., Maslova O.V. Mediko-psihologicheskaya adaptaciya inostrannyh grazhdan v usloviyah
megapolisa. Moskva, 2008.
2. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Adaptaciya studentov iz KNR v usloviyah `ekologii stolichnogo megapolisa. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii
nauk (Russkaya sekciya). 2012; 1: 252.
3. Arsen’ev D.G. Social’no-psihologicheskie i fiziologicheskie problemy adaptacii inostrannyh studentov. Sankt-Peterburg, 2003.
4. Ivanova M.A., Titkova N.A. Social’no-psihologicheskaya adaptaciya inostrannyh studentov pervogo goda obucheniya v vuze. Sankt-
Peterburg, 1993.
5. Glebov V.V. Sostoyanie dvigatel’noj aktivnosti studentov v usloviyah obucheniya v stolichnom vuze. Sportivnyj psiholog. 2012; 3: 85.
6. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Adaptaciya studentov iz KNR v usloviyah `ekologii stolichnogo megapolisa. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii
nauk (Russkaya sekciya). 2012; 1: 252.
7. Glebov V.V., Isaev K.V. Stanovlenie identichnosti uchaschejsya molodezhi na sovremennom `etape razvitiya (na primere studentov RUDN).
Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. 2018; 1 (68): 218 – 219.
Статья поступила в редакцию 05.04.18
УДК 378
Akhmetshina Yu.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Russian University of Justice (Khabarovsk, Russia),
E-mail: julianaped@mail.ru
THE LEGAL ETHICS OF A LAWYER AND A JUDGE. Compliance with the requirements imposed to legal professional ethics is a pledge of successful career of every lawyer. The article is dedicated to the study of the most important qualities necessary for every worker of legal profession. Responsibility, independence, honesty and unselfishness are distinguished among such qualities.
The level of legal culture of a lawyer depends on qualitative and effective performance of his duties, on preservation of honor, dignity, business reputation of a person who receives legal assistance, on the prestige of the lawyer and his colleagues, as well as the legal profession as a whole. The paper studies the nature and significance of moral principles in the activity of the lawyer. The work studies the origin and the specificity of professional ethics in general, defines the tasks of legal ethics, formulates the signs, characterizing the concept of professional ethics of lawyers.
Key words:
legal professional ethics, responsibility, honesty, jurisprudence, lawyer, judge, education, professional skills.
Ю.В. Ахметшина, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Хабаровский
государственный университет правосудия, г. Хабаровск,
E-mail: julianaped@mail.ru
ПРАВОВАЯ ЭТИКА ЮРИСТА И СУДЬИ
Соблюдение требований, предъявляемых к профессиональной юридической этике, является залогом успешной карьеры каждого юриста. Данная статья посвящена освещению наиболее важных качеств, необходимых каждому представителю юридической профессии. Среди них можно выделить ответственность, независимость, честность и бескорыстие. От уровня правовой культуры юриста зависит качественное и эффективное выполнение обязанностей; сохранение чести, достоинства, деловой репутации человека, которому оказывается правовая помощь, престиж самого юриста и его коллег, а также юри- дической профессии в целом. Статья посвящена исследованию сущности и значению нравственных начал в деятельности юриста. Изучены возникновение и специфика профессиональной этики в целом, определены задачи юридической этики; сформулированы признаки, характеризующие понятие профессиональной этики юриста.
Ключевые слова:
профессиональная этика юриста, ответственность, честность, работники юридической профес-
сии, правовая этика, юриспруденция, юрист, судья, образование, профессиональные навыки.
Этика судьи представляет собой совокупность определён- ных норм, правил поведения судей как носителей судебной вла- сти и членов судейского сообщества. Профессиональные требо- вания, которыми руководствуются юристы, нередко подаются как набор инструментальных правил, призванных способствовать быстрейшему достижению максимального результата при наи- меньшем вложении сил и средств. Однако такого рода подход, реализуемый в ряде сфер социальной деятельности (политика, управление, экономика), перестает действовать, как только мы вторгаемся в сферу действия права. Ещё А.Ф. Кони, стоявший у истоков нового направления, указывал, что будущим правове- дам «следует изучать не только судебную технику и судебную практику, но и судебную этику, как учение о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специаль- ной судебной деятельности» [1, с. 79]. В сферу ответственности юриста, какова бы ни была его специализация, входят вопросы жизни и здоровья, определения будущей судьбы, защиты чести и достоинства, отстаивания интересов конкретных людей. Стоит отметить, что «формирование социально-этической компетент- ности будущих юристов представляет собой процесс, направлен- ный на формирование и развитие знаний этических основ про- фессиональной юридической деятельности, умений, навыков и опыта решения учебно-профессиональных задач в соответствии с нормами и требованиями юридической этики, а также обще- ственно-значимых ценностных ориентаций, морально-волевых качеств и мотивации достижения» [2, с. 61]. Нравственным со- держанием проникнуты основополагающие принципы правосу- дия – справедливость, независимость, беспристрастность. Вне этих принципов не может быть понят высокий смысл того, чему служит юрист, посвящая этому призванию нередко всю свою жизнь.
Угрозы независимости российских судей, существующие на сегодняшний день известны хорошо, поэтому особенно важ- но определить, какие угрозы своей внутренней независимости видят их коллеги из США. С их точки зрения, угрозы судейской независимости могут быть классифицированы как внешние и внутренние. Основной угрозой судейской независимости все без исключения опрошенные судьи считают «выборный принцип замещения судейской должности» [3, c. 5]. В настоящее время судьи избираются в 38 американских штатах из 50. Избранные
ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 2 (69) 2018 232
на должность судьи рано или поздно сталкиваются с рядом ти- пичных проблем. Первой из них является достаточно высокая вероятность вовлечения избираемого судьи в политику. В исклю- чительных случаях судье во время избирательной кампании уда- ется остаться в стороне от политических вопросов.
Другая проблема, касающаяся избираемых судей, заключа- ется в том, что судья не в состоянии не думать о перевыборах, и сама мысль о возможности не быть переизбранным становится источником постоянного давления и беспокойства. В этом пла- не «назначаемые судьи также находятся в существенно более выгодных условиях» [4, с. 135]. Они чувствуют себя более защи- щенными, а это значит, что назначаемым судьям существенно проще блюсти судейскую независимость.
Внешняя угроза судебной независимости подстерегает су- дей и со стороны других ветвей государственной власти. Наи- более «опасной» ветвью, с точки зрения американских судей, является власть законодательная. Дело не только в том, что парламенты – федеральный и региональные – принимают зако- ны, которые могут оказать негативное воздействие на судебную власть, но и в том, что законодательный орган может отреаги- ровать на решение, вынесенное судьей, посредством принятия определенных законодательных актов. Несмотря на то, что, как правило, судьи назначаются на должности губернаторами шта- тов, которые обладают весьма широкими полномочиями в сфере назначения судей, злоупотребления этими полномочиями прак- тически не отмечаются. Американские судьи полагают, что на данном этапе нападкам подвергается не институциональная не- зависимость судебной власти, а внутренняя (личная) судейская независимость. Перечень угроз такой независимости судей, т. е. угроз, исходящих от представителей самой судебной власти, су- щественно более узок, т.к. обычно угрозы появляются извне.
Американские судьи относятся к проблеме отмененных ре- шений достаточно легко вне зависимости от того, были ли отме- нены одно-два решения или больше, – в США это не связывается с качеством работы самого судьи. Данный анализ свидетель- ствует о том, что в обеих странах проблеме профессионального поведения судей уделяется серьезное внимание. Конституция
Российской Федерации, так же как и Конституция США, устанав- ливает основные гарантии независимости и неприкосновенности судей. Вместе с тем, в отличие от российской Конституции, Кон- ституция США содержит моральное требование, предъявляемое к федеральным судьям, во время нахождения в должности «ве- сти себя безупречно». Фактически соблюдение этого требования является единственным условием нахождения в судебной долж- ности, которое зафиксировано в Конституции. На наш взгляд, на- личие конституционных различий в регулировании статуса судей обусловлено спецификой формирования корпуса судей в России и США. В нашей стране, как известно, применяется континен- тальная система формирования судейского корпуса, дающая возможность занятия судейских должностей лицам сравнитель- но молодого возраста, которые последовательно проходят сту- пени профессиональной карьеры в судах различного уровня от низших инстанций высшим. В США средний возраст кандидатов в судьи – 40- 45 лет, таким образом, 25-летних судей в США прак- тически нет, поскольку для занятия этой должности требуются особые качества: авторитет среди юридической общественно- сти, высокий уровень профессиональной квалификации, опре- деленная известность в юридических кругах. Поэтому судьями в США чаще всего «становятся опытные адвокаты, юристы-по- литики, университетские профессора, имеющие значительный стаж работы по юридической специальности и сложившуюся репутацию» [5, с. 149]. Законодательное регулирование стату- са судей в России и США имеет еще ряд различий. В США пра- вовое регулирование профессиональной этики судей нередко связывают с установлением четкой регламентации финансовой деятельности судьи, включая контроль и периодическую отчёт- ность о получаемых подарках, компенсации, вознаграждении за любую внесудебную деятельность. В качестве примера можно назвать Закон « О реформе этики») 1989 (Ethics Reform Act of
1989) установивший, частности, 15% ограничение на (посторон- ние доходы) (не более 15% от доходов от основной деятельно- сти) для должностных лиц. Дисциплинарная ответственность судей предусмотрена законодательством США, в частности, законом «О реформе судебных советов, поведении судей и их недееспособности» 1980 г. 28 И. 8. С. § 332(б)(1). Кроме того, в комментарии к «Кодексу поведения судей США» утверждается, что нарушение требований данного Кодекса может явиться осно- ванием для применения мер дисциплинарной ответственности в соответствии с указанным выше Законом. Таким образом, по- ложение российского Закона РФ «О статусе судей в Российской
Федерации», установившего дисциплинарную и административ- ную ответственность судей, созвучны с аналогичным положени- ем американского законодательства, которое находится в русле европейской и мировой политики, направленной на повышение авторитета и ответственности судей [6]. Еще одной угрозой для личной независимости судей, напрямую связанной с проблемой непопулярных решений, является угроза быть обвиненными в
«судейском активизме». «Судейский активизм» – феномен не- однозначный и имеющий как ярых противников, так и преданных сторонников. Согласно этой доктрине, судьи должны принимать самое активное участие в толковании законов. Возникновение концепции «судейского активизма» тесно связывается с фено- меном существования судебного правотворчества. Black’s Law
Dictionary определяет судейский активизм как «философию принятия решений судьями, в рамках которой судьи позволя- ют своим личным взглядам на политику и общественные инте- ресы, помимо прочих факторов, формировать их решения, при этом предполагается, что приверженцы этой философии имеют тенденцию изыскивать нарушения действующей Конституции и стремятся игнорировать прецедент» [4]. Иными словами, судей- ский активизм – это выход судьи в процессе правотворчества за рамки буквы Конституции, формулирование новых правовых позиций и активное реагирование на новые социально-эконо- мические условия. Сторонники судейского активизма видят его положительную роль в том, что судьи Верховного суда и другие судьи могут и должны творчески толковать тексты Конституции и законодательных актов в целях служения насущным потреб- ностям современного общества, в то время как избираемые
«политические» ветви федеральной власти и (или) органы за- конодательной и исполнительной власти штатов, с точки зрения судей-активистов, оказались не в состоянии удовлетворить эти потребности.
Таким образом, профессиональная этика судьи анализиру- ет механизм судейской морали и ее сторон, природу нравствен- ности в деятельности судей, природу моральных отношений и морального сознания судей. Профессия судьи является одной из наиболее сложных в юридической области, в деятельности судьи реализуется значительное количество специальных навы- ков личности, которые, будучи приведены в систему, входят ор- ганически в структуру личности судьи и определяют его творче- ский потенциал и индивидуальный стиль деятельности. Поэтому главным в судейской этике является личность судьи. Как бы со- вершенны не были нормативные требования, предъявляемые к судьям, их морально-этические, нравственные рамки поведения могут не наполниться необходимой силой воздействия в руках неподготовленного, грубого, недобросовестного судьи. Относит- ся это к этической стороне деятельности судьи или это процессу- альная необходимость, которая продиктованная лишь законом.
Здесь сливаются воедино и аспект судейской этики, и процессу- альная нормативность в исполнении акта судебной власти.
Библиографический список
1. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики). Избранные труды и речи. Составитель
И.В. Потапчук. Тула: Автограф, 2000.
2. Ахметшина Ю.В. Формирование правовой культуры студента юридического вуза средствами английского языка. Москва: Наука и Просвещение, 2017.
3. Рябинина Т.К. Нравственные начала уголовного процесса. Курск, 2007.
4. Ревина И.В. Основное назначение профессиональной этики юриста. Известия Юго-Западного государственного университета.
2013; 2: 134 – 138.
5. Тихомиров А.Д. Модель профессионального юриста на рынке юридических услуг. Обсуждаем высокие критерии статуса юриста.
Право. 2009; 2: 148 – 155.
6. Чупринский Б.А. Формирование профессиональной культуры будущих юристов: философско-правовое исследование. Авторефе- рат диссертации ... кандидата юридических наук. Львов, 2010.
ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 2 (69) 2018 233
References
1. Koni A.F. Nravstvennye nachala v ugolovnom processe (Obschie cherty sudebnoj `etiki). Izbrannye trudy i rechi. Sostavitel’ I.V. Potapchuk.
Tula: Avtograf, 2000.
2. Ahmetshina Yu.V. Formirovanie pravovoj kul’tury studenta yuridicheskogo vuza sredstvami anglijskogo yazyka. Moskva: Nauka i
Prosveschenie, 2017.
3. Ryabinina T.K. Nravstvennye nachala ugolovnogo processa. Kursk, 2007.
4. Revina I.V. Osnovnoe naznachenie professional’noj `etiki yurista. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 2:
134 – 138.
5. Tihomirov A.D. Model’ professional’nogo yurista na rynke yuridicheskih uslug. Obsuzhdaem vysokie kriterii statusa yurista. Pravo. 2009; 2:
148 – 155.
6. Chuprinskij B.A. Formirovanie professional’noj kul’tury buduschih yuristov: filosofsko-pravovoe issledovanie. Avtoreferat dissertacii ... kandidata yuridicheskih nauk. L’vov, 2010.
Статья поступила в редакцию 05.04.18
УДК 378.4:81
Kosacheva T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia),
E-mail: kosache-tatyana@yandex.ru
Parpura O.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Agricultural University (Barnaul, Russia),
E-mail: anaxo@rambler.ru
METHODOLOGICAL SUPPORT OF LANGUAGE TRAINING OF POSTGRADUATE STUDENTS AT THE AGRICULTURAL
HIGHER SCHOOL. The article deals with some methodological key problems of teaching language to postgraduate students at the agricultural higher school in accordance with topical educational trends. The federal state educational standards of postgrad- uate study in all educational programs, carried out at the agricultural higher school, involve the study of a discipline “Foreign Lan- guage”. The development of modern manuals for postgraduate students aims to help them to master the educational material and the optimal methods of subject study, to improve the efficiency of the educational process and the skills of independent work. At the same time, the special attention is paid to the contents of practical training of the discipline and control measures, identified in the educational program. The authors developed a manual for postgraduates learning German, which contains guidelines, grammar reference, communicative cliché for scientific speech etiquette, examples of the topics for the exam in German for a Candidate’s degree.
Key words:
methodical support, language preparation, course of “Foreign Language”, postgraduate study, manual for
postgraduate students.
Т.А. Косачева, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул,
E-mail: kosache-tatyana@yandex.ru
О.А. Парпура, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул,
E-mail: anaxo@rambler.ru
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ
АСПИРАНТОВ В АГРАРНОМ ВУЗЕ
В статье рассматриваются актуальные вопросы методического обеспечения языковой подготовки аспирантов в аграр- ном вузе с учетом современных образовательных тенденций. Федеральные государственные образовательные стандарты аспирантуры всех направлений подготовки, реализуемые в аграрном вузе, предусматривают изучение дисциплины «Ино- странный язык». Разработка современных учебных пособий призвана помочь обучающимся аспирантам качественно осво- ить учебный материал, овладеть оптимальными методами изучения предмета, освоить навыки самостоятельной работы, повысить эффективность учебного процесса. При этом особое внимание уделяется содержанию практических занятий по дисциплине и контрольным мероприятиям, обозначенным в рабочей программе. Разработано авторское учебно-методиче- ское пособие по немецкому языку для аспирантов аграрных вузов, которое содержит методические рекомендации, грамма- тический справочник, коммуникативные клише научного речевого этикета, примеры составления тем для сдачи экзамена по немецкому языку в объеме кандидатского минимума.
Ключевые слова:
методическое обеспечение, языковая подготовка, дисциплина «Иностранный язык», аспиранту-
ра, учебное пособие.
В современных условиях наметившейся агроинтергации как системы непрерывного аграрного образования Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение выс- шего образования «Алтайский государственный аграрный уни- верситет» (ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ) в Алтайском крае играет ключевую роль.
В настоящее время система аграрного образования Алтай- ского края объединяет 26 образовательных организаций, в том числе один вуз, 23 организации среднего профессионального об- разования и одну образовательную организацию дополнительно- го профессионального образования [1, с. 15].
Именно здесь реализуются программы подготовки аспиран- тов по 18 научным специальностям в соответствии с профилем вуза. В Алтайском государственном аграрном университете реа- лизуются программы третьего уровня высшего образования под- готовки научно-педагогических кадров в формах очного и заочно- го обучения [2, с. 15].
Федеральные государственные образовательные стандар- ты специалитета, практико-ориентированного и академического бакалавриата, магистратуры, аспирантуры всех направлений подготовки, реализуемые в аграрном вузе, предусматривают из- учение дисциплины «Иностранный язык» [3, с. 30].
Возрастающее международное сотрудничество, внедрение в агропромышленное производство современных технологий, связанный с этим рост конкуренции агропредприятий на продо- вольственном рынке, требуют высокой квалификации выпускни- ков аграрных вузов. Одним из возможных условий соответствия современным требованиям аграрной экономики является знание иностранного языка, которое открывает перспективные возмож- ности для профессионального роста, самосовершенствования и всестороннего развития. «К задачам данной дисциплины также относим развитие необходимых универсальных и общепрофес- сиональных компетенций в соответствии с требованиями основ- ной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО), развитие умений и опыта самостоя- тельной работы по повышению уровня владения иностранным языком, а также осуществления научной и профессиональной деятельности с использованием изучаемого языка» [2, c. 16].
Изучение дисциплины стоит в учебном плане подготовки аспирантов в 1 – 2 семестрах первого курса, общая трудоем-